Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
Скачать 0.89 Mb.
|
40. Аксиология как учение о ценностях: понятие и природа ценностей в философии и медицине. Ценность – специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее их его положительныое или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и общества). Аксиология – раздел философии, изучающий теорию ценностей. Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия. Философский и медицинский подходы к проблеме человека взаимодействовали и пересекались на протяжении веков. В настоящее время точкой такого пересечения становятся философская и медицинская антропологии, первая - как целостное учение о человеке, вторая - как теория, занимающаяся медицинскими проблемами во всей их целостности. Нашей задачей является рассмотрение тех феноменов человеческого бытия, которые философией могут быть исследованы только на основе данных медицины. В философии понятие «бытие» — это всеобщее понятие, это самоценность. Философская мысль рассматривает «жизнь», «смерть» и «бессмертие» как основные понятия человеческого бытия. Таким образом, понятия «болезнь», «здоровье», «эвтаназия», «самоубийство» философией могут быть рассмотрены только вместе с медициной. Философская категория «бытие» - это фундаментальное, абстрактное, основополагающее и мировоззренческое понятие, которое охватывает все явления человеческого существования. В медицине понятие «бытие» обозначает жизнь конкретного человека, который постоянно испытывает на прочность ее ценность. В медицине здоровье и болезнь рассматриваются как явления жизни, а эвтаназия и самоубийство как явления смерти. Общефилософское понятие бытия устанавливают ценность медицинскому понятию «жизнь», тем самым гуманизируя медицинскую деятельность. Таким образом, философская объединяет онтолого-антропологические ценности, которые реализуются в медицинской теории и практике. Врач вынужден задаваться философскими вопросами, когда перед ним стоит решение проблемы: жить или не жить человеку. И когда происходит осознание проблемы бытия в пограничных ситуациях, то есть между жизнью и смертью, медицина вспоминает о философском понятии «бытие» и соотносит свои методы с общими представлениями. 41. Жизнь как ценность в философии и медицине. Проблема Жизни и Смерти, имеет огромное значение для философии, а для медицины это еще и профессиональная ценность потому что врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с темой жизни и смерти. Этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова? Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью. Нравственность — это критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности. 42. Ценности и оценки. Аксиология – теория ценностей, раздел философии. Ценность – специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее их его положительныое или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и общества). Классификация ценностей: • материальные ценности (средства труда и вещи непосредственного потребления); • духовные ценности (ценности науки, морали, искусства, философии, права); • социально-политические ценности (социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях); •индивидуальные (это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека); • групповые (это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей); • общечеловеческие (жизнь, свобода, справедливость, совершенство). • ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества; • ценности повседневного спроса и повседневного обихода; • высшие ценности. Оценка - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Предметными ценностями выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений как объектов ценностного отношения. Они оцениваются в плане добра и зла, истины или ложности, красоты или уродства, допустимого или запрещенного, справедливости или несправедливости. Субъектные ценности - способы и критерии, на основе которых проводятся самые процедуры оценки соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами деятельности. Это - установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты. Разнообразие ценностей предполагает классификацию по их уровню. Так, выделяются ценности личности, социальных и профессиональных групп, национальные, общечеловеческие. 43. Деятельность как преобразование мира и человека. Основные виды деятельности Специфика медицинской деятельности. Деятельность - способ человеческого существования, состоящий в активном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Структура деятельности включает в себя: - Мотив; - Цель; - Объект; - Субъект; - Результат; - Средства; -Действие; С помощью деятельности человек изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни жизнь отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры. Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми. С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д. Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности. Специфика медицинской деятельности заключается: • Во-первых, в отличие от других видов человеческой деятельности эта деятельность предполагает непосредственное воздействие на организм человека, так как медицина есть область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. · во-вторых, за невыполнение медиками профессиональных обязанностей установлена уголовная ответственность; · в-третьих, действия, совершаемые медицинскими работниками, должны соответствовать определенному уровню состояния медицины, при этом учитывается профессиональная группа и профессиональная категория, к которым они относятся; 44. Общество как предмет социальной философии. Развитие взглядов на общество (историко-философский аспект). Предмет социальной философии – общество, социальные связи, законы функционирования и развития общества. Общество - Система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество: − создается как результат организованной человеческой жизнедеятельности; − человек не только творец, но и продукт общества. 45. Формационный и цивилизационный подходы к историческому процессу. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационным подходе – общественно-экономическая формация, которая представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: -первобытнообщинная; - рабовладельческая; - феодальная; -капиталистическая; -коммунистическая (социалистическая). В каждой формации можно выделить так называемый базис – общественную экономику, и надстройку (идеологию) – все остальное (политику, науку, религию, мораль и т.д.). В отношениях базиса и надстройки есть два основных периода: 1) первый период, когда уровень развития базиса еще отстает от уровня развития надстройки, и в это время надстройка прогрессивна, способствует развитию общественной экономики. 2) период, когда уровень развития базиса начинает превышать развитие надстройки. Здесь надстройка оказывается реакционной, начинает все более сдерживать развитие базиса, но еще долго может сохраняться, обладая как бы большой инерцией. Наконец, происходит скачок, и одна надстройка резко меняется на другую, которая затем вновь будет сохраняться в истории относительно неизменной. Формационному подходу противопоставляется цивилизационный подход. Суть его в том, что, -во-первых, по мнению сторонников этого подхода, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. -Во-вторых, ведущее место в общественном прогрессе играет не экономика, а культура в самом широком смысле этого слова. -В-третьих, не меньшую, а в определенных случаях большую роль в общественном процессе, играют не объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции утверждают, что в природе все происходит по объективным законам, а в обществе такие законы не действуют. Это не ново. Такую позицию уже давно отстаивали французские просветители и русские народники. По существу, обе позиции имеют свои плюсы и минусы. Формационный подход: минусы – не все указанные Марксом фармации проявились во всех странах мира, фетишизация экономики. Цивилизационный подход: минусы -сплошная эволюционность в общественном прогрессе, необоснованное преувеличение субъективного фактора. И разве можно назвать цивилизацией господство фашизма в Германии 30-х – 40-х годов, атомную бомбардировку Японии, подготовленную человечеством угрозу атомной войны, экологического кризиса, небывалый размах терроризма и наркомании. Но обе позиции имеют и несомненные плюсы. Формационный подход – конкретность и обоснованность. Цивилизационный подход – ведущая роль культуры в широком смысле слова, включающей в себя и экономику. 46. Общество как система: основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. Структурой (основными сферами жизни) общества являются: -Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное сотрудничество. Значение экономической сферы жизни общества в том, что она: -Создает материальную базу существования общества -Способствует решению проблем, стоящих перед обществом -Влияет на социальную структуру (социальные группы) -Влияет на политические процессы и на духовную сферу -Социальная сфера — это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей. Основными элементами социальной структуры общества являются: На макроуровне: -Классы (определяющий элемент социальной структуры общества: «аристократы по крови», «новые богатые», мелкая буржуазия, высокооплачиваемые профессионалы, средний класс и др.). -Страты (социальные слои: бедняки, зажиточные, богатые). -Сословия (социальные группы, обладающие закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями: дворянство, духовенство, купечество, ремесленничество, крестьянство). На микроуровне: -Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на конкретный статус (динамическая сторона статуса). -Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статусы могут быть: Социобиологическими: 1) пол 2) возраст 3) раса и т.д. Собственно, социальными: 1) территориальные (горожанин, мигрант и т.д.); 2) религиозные (верующий, атеист, и др.); 3) политические 4) профессиональные; 5) экономические. -Политическая сфера жизни общества — это сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Основным элементом политической системы общества является государство — орудие руководства и управления обществом, центральный институт власти в обществе, его официальный представитель, от имени которого принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая целостность и устойчивость политической системе. Государство выполняет как внешние, так и внутренние функции в обществе. Внешние: защита интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. Внутренние: защита существующего способа производства и социально-экономической системы в целом, охрана общественного порядка, культурно-воспитательная, идеологическая работа. -Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные и т.д.) потребности людей. Структура духовной сферы: § религия § мораль § искусство Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. 47. Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества. Технологические скачки. Экономическая сфера жизни общества - это часть общественной системы, совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг. Экономическая сфера существует в следующих формах: 1. Экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь. 2. Деятельность институтов управления экономикой. 3. Способ производства материальных благ, который имеет две составляющие: а) Производительные силы — все то, посредством чего осуществляется производственная деятельность: орудия и средства труда, а также люди, обладающие необходимыми для трудовой деятельности навыками, знаниями и опытом б) Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Значение экономической сферы жизни общества в том, что она: -Создает материальную базу существования общества -Способствует решению проблем, стоящих перед обществом -Влияет на социальную структуру (социальные группы -Влияет на политические, социальную, духовную сферу Хотя общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменение способа производства и отношений собственности влечет за собой изменение всего общества, это приводит к технологическим скачкам 5-6 в. – Неолитическая революция: переход от присваивающего хозяйства к производящему 18-19 в. – Промышленная революция: переход от ручного труда к машинному производству Середина 20 в. – Научно-техническая революция: превращение науки в производственную силу, ускорение технического обновления производства Конец 20 в. – Информационная революция: массовое использование компьютеров и переход к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей. |