Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
Скачать 0.89 Mb.
|
48. Политическая система общества, её структура и функции Политическая сфера жизни общества - область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Функции политической системы общества: 1) определение целей, задач, путей развития общества; 3) распределение материальных и духовных ресурсов; 4) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 5) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни. Политическая наука выделяет основные элементы политической системы, 1) Институциональная (К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство). 2) Коммуникативная (это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики). 3) Нормативная (Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества). 4) культурно-идеологическая (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни). 5) Идеологическая представляющая собой совокупность идей, теорий и концепций (политическая и правовая культура, политическое сознание, политическая социализация). 6) Регулятивная, выступающая как совокупность средств регулирования взаимодействия между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции и др.). Элементами политической системы общества являются: 1) политические институты (организации, участвующие в политической жизни общества). 2) политические нормы (социальные нормы, регулирующие отношения в политической сфере жизни общества). 4) политическая культура (совокупность всех политических ценностей, созданных обществом и совокупный политический опыт). 5) политическая деятельность (действие либо бездействие конкретного субъекта политических отношений). 6) политические отношения (общественные отношения, складывающиеся в политической жизни общества). Люди относятся к государству через свои объединения: политические партии и общественные организации. Политические партии представляют интересы различных групп и слоев. Общественные организации представляют интересы людей, которые могут принадлежать к различным группам, но преследовать одни цели (экологическое движение, пацифистские организации и т.д. Основными формами проявления власти являются господство, организация, контроль, и управление. 49. Духовная жизнь общества. Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные и т.д.) потребности людей. Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств Структура духовной сферы: § религия § мораль § искусство. Основными элементами духовной жизни общества являются: -Духовная деятельность (деятельность сознания, дающая представления о материальном и духовном мире человека). -Духовные ценности (возникающие в результате духовной деятельности религиозные устои, научные теории, художественные произведения). -Духовные потребности (потребности в восприятии и усвоении духовных ценностей) и духовное потребление. -Духовные отношения (общение между людьми в соответствии с их духовными потребностями и взаимообмен духовными ценностями). -Индивидуальное и общественное сознание человека. 50. Социальная структура общества: классовый и стратификационный подходы. Социальные роли и статусы. Социальная мобильность. Социальная структура общества – совокупность социальных групп, связанных с обществом структурными отношениями, определяющее их соотносительное социальное положение, и совокупность социальных институтов, в рамках которых происходит удовлетворение социальных потребностей членов общества. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества. Первый подход – классовый – определяет в качестве структурных элементов общества классы – большая соц. Группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизни общества, которая формируется и функционирует на основе основных интересов. Следование классовому подходу означает признание антагонизма общественных групп. Начало такому пониманию структуры было дано К. Марксом. Согласно его теории, общество делится на два антагонистических класса. В основе такого деления лежит исторический процесс – общественное разделение труда. Классы формируются на основе разделения труда на умственный и физический, управленческий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный, творческий и стереотипный. Второй подход к структуре общества – стратификационный. В рамках данного подхода раскрывается многообразие связей в обществе, подчеркивается не полярность или конфликтность, а дифференцированность общества. Стратификация предполагает некую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия (доход, образование, образ жизни и т. д.), признаются различия между людьми по количеству того или иного признака, имеющегося у всех групп (например, доход есть у всех, но он разный). Социальная стратификация имеет 2 х-ки, отличающие ее от простого расслоения: 1) верхние слои находятся в более привилегированном положении, 2) верхний слой меньше нижнего по кол-ву. Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус. Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества. Статусы могут быть: Социобиологическими: 1) пол 2) возраст 3) раса и т.д. Собственно, социальными: 1) территориальные (горожанин, мигрант и т.д.); 2) религиозные (верующий, атеист, и др.); 3) политические 4) профессиональные; 5) экономические. Социальная мобильность Любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы называются социальной мобильностью. 51. Проблема взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке Проблема соотношения биологического, психического и социального человеке — одна из центральных проблем современности. Рассматривая проблему выделяют 3 уровня организации человека: биологический, социальный психический. Речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое—психическое— социальное». Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно исторического опыта человечества. Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.). В социальной практике нельзя игнорировать природную сторону человека, которая выражается в биологических процессах его организма. Биологическое в человеке не может быть вытеснено социальным. Биологическая сторона проявляет себя на всех этапах социализации человека, влияет на конкретные формы его социального поведения и его деятельности. Это естественно, ибо, по словам Ф.Энгельса, «уже сам факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному». При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: 1) В первой концепции человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как чистая доска, на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки. 2) Ко второй концепции, относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. Блок психических явлений (мотивационный) направленность: влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности). Здесь формируется характер, темперамент человека Таким образом, биологическое, психическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. 52. Этнос как категория философской антропологии; её значение для медицины Этнос — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Этногенез - это процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Этногенез занимает как бы промежуточное, по своей биосоциальной сущности, положение между антропо- и социогенезом как направлениями социальной эволюции. В этногенезе осуществляется тот самый переход от человека, как стадного животного, к человеку культурному, который трудно уловить в других сферах жизнедеятельности. Отличительные признаки этноса: · Территория расселения • Общность исторической судьбы · Единство хозяйственной жизни · Единство Языка · Общность культуры этносов · Общее самосознание-представление каждого члена человеческого общества о своей этнической принадлежности. · Самоназвание- как называют свой народ люди. • Кровное родство Типы этносов: · Род - группа людей, которая основана на кровных связях. · Племя - форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. · Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия. · Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности: 1) языка, 2) территории, 3) смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления, 4) психического склада, проявляющегося 5) в культуре. Предмет этнической антропологии-история формирования и специфики внутри- и межгрупповой биологической изменчивости этно-территориальных групп человечества, и их генетических взаимоотношений. Полученные в результате этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов). 53. Человек, индивид, личность. Специфика трактовки личности в философии и медицине. ЧЕЛОВЕК -общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Индивид-это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Личность- совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных. В философии личностью считается каждый человек, поскольку он обладает неповторимостью духовных черт, проявляющихся в его деятельности. Это значит, что личностью человек не рождается, но становится тогда, когда приобретает социальные навыки. Ребенок не может быть личностью, пока он только организм, предрасположенный к усвоению социальных черт. Когда он начнет вырабатывать навыки, которые позволят ему быть понятым другими людьми, когда он будет способен взаимодействовать с ним на равны, тогда он и станет личностью. Психически неполноценный человек не является личностью, это разрушенная личность. Если речь идет о врожденном психическом заболевании- это несостоявшаяся личность. Другими словами, все признаки личности должны быть соблюдены-сознание, индивидуальность, деятельность. В медицине под личностью понимают индивидуальность. Когда употребляется выражение «личность больного», имеют в виду тот неповторимый набор черт, без учета которого невозможен процесс лечения. Врач имеет дело, прежде всего, с организмом, хотя и измененным под действием психической сферы. Отождествление личности с индивидуальностью влечет за собой непроизвольное отождествление ее с организмом. А это значит, что врач перестает учитывать влияние психики, социальных ориентаций на состояние организма. Отличия понятия личность в философии и медицине объяснимо различиями в предметах этих дисциплин. Философия изучает человека в целом, медицина имеет дело с человеком в плане его жизни и здоровья. 54. Этапы становления личности в онтогенезе. Становление личности реализуется в процессе, получившем название социализация. Социализация – это приобщение новорожденного к той системе ценностей, которая существует в обществе. Усвоение этих ценностей возможно только на основе сформировавшихся систем организма и психики. Социологи пришли к выводу, что человек в онтогенезе развивается не равномерно, а скачками, переживая ряд кризисов, после которых возникает новое состояние личности. Новорожденный-это еще не личность, он не умеет говорить, ходить, общаться и т.д. Его всему этому учат, первые результаты обучения сказываются в 1,5-2 года, когда организм переживает первый физиологический скачок, а человек проявляет первые личностные качества - у него появляется самосознание. Второй физиологический скачок – 5-6 лет, формируется абстрактное мышление. Третий физиологический скачок – пубертатный период. Формируются моральные принципы, нормы, оценки, человек способен нести ответственность за свои поступки. В 17-18 лет человек переживает еще один физиологический кризис, которые не очень ярко проявляется. Формируется мировоззрение. С ЭТОГО МОМЕНТА ОСНОВА ЛИЧНОСТИ (ПРИНЦИПЫ, НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ) УЖЕ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ. ЛИЧНОСТЬ СФОРМИРОВАЛАСЬ, НО ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ. В 24-25 организм перестает расти - новый скачок. В социальном плане в это время обычно люди превращаются из объектов деятельности (объектов воспитания, обучения, содержания) в субъекты деятельности –начинается период отдачи, производства ценностей. Этот период длится до 40 лет. В 40 лет наступает новый кризис- кризис сорокалетних. Выражается в усталости от жизни. Это тот период, когда личность может умирать. Но может прийти и второе дыхание, период подъема, расцвета всех приобретенных способностей. Кто обладает более развитой корой головного мозга, обладает большими шансами на продолжение своей жизни как личность. Следующий кризис в 55-60 лет. Начинается угасание физиологических свойств. Это влияет на личностный статус, обычно заканчивается трудовая деятельность. Но личность не умирает. Просто процесс обучения практически заканчивается, зато процесс передачи знаний и ценностей другим поколениям продолжается. 55. Отношение «Я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине. ДИАЛОГИЗМ — направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога в качестве отношения к Другому как к «Ты». Диалогизм «Я — ТЫ» в медицине касается прежде всего отношений врача и пациента. Существуют три варианта ведения больных. Первый, когда действия врача основаны на его знаниях. Пациент рассматривается не как индивидуальность, а как «представитель болезни». Второй вариант — когда ведущим компонентом в деятельности врача являются оценки. Оценить состояние больного в известной по опыту шкале клинической тяжести, оценить личность больного и его способность к борьбе с болезнью, сравнить с другими пациентами, сопоставить полученные результаты с тем, что хотелось бы получить, — таковы основные этапы оценочной деятельности врача. Третий вариант — когда между врачом и пациентом устанавливаются отношения диалогизма «Я — ТЫ». Тогда процесс лечения превращается в процесс переживания друг друга, изменяется личность и врача, и больного. Когда жалобы пациента вызывают личностную эмоциональную реакцию врача, тот как бы принимает на себя страдания больного и избавление от них становится общей проблемой. А пациент как бы проникается внутренними силами врача, не просто зная, что тот поможет ему, а чувствуя каждое мгновение этого процесса, как будто они перестали быть отдельными людьми, а стали единым целым. 56. Проблема личности и медицина. Личность- совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Главной в теории личности выступает проблема личности в медицине. Эта центральная проблема требует решения множества вопросов, рассматриваемых исследователями в различных аспектах. К ним относятся: — · установление факторов и причин разрушения личности больного; · выяснение нормы и патологии в анализе личности больного, программирование ее коррекции с учетом заболеваний и особенностей самой личности; · адаптация и реабилитация личности с учетом слома ее структур (рациональной, эмоциональной, волевой); · восстановление ценностной ориентации личности, духовной гармонии; · разработка личностных характеристик медика, как в целом, так и качеств специалиста различного профиля, критериев профпригодности; Клиническая медицина обращается к более конкретным проблемам личности, в частности: · личность соматического больного, ее классификация и характеристика типов; · генотип, его психофизиологические свойства; · сопутствующие личностные отклонения и патологии при различных заболеваниях больных терапевтического, хирургического, онкологического и др. профиля; · разработка и применение специальных методов клинического исследования (психоанализа, психологической антропологии и др.). Главной проблемой медико-философского исследования личности является единство и взаимосвязь материального и идеального в человеке как объекте — организме и как субъекте — личности. В решении этой проблемы используется системный метод. Личность как система представляет собой единство ее психологической структуры и ее социального бытия, которая описывается в понятиях образа жизни, социального статуса и социальных ролей. Личность — это ансамбль всех социальных и психофизиологических отношений, она всегда уникальна и неповторима. Если объектом теоретической медицины выступает личность человека, как здорового, так и больного, рассматриваемая абстрактно, то в клинической медицине основным в структуре личности является содержание чувства «я» и всех понятий, на его основе возникающих, таких как жизненный динамизм индивида, выраженный в его эмоционально-волевых процессах. В истории философии и медицины рассмотрен целый спектр феноменологии личностного «я»: самоидентичность, самоуважение (гордость, самолюбие), рационализация психической жизни и поведения, интенциональность (направленность), личностное восприятие внешних отношений. В концепции отношений личности называются доминирующие: а) отношение человека к людям; б) отношение к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. В профилактической и клинической медицине большое значение приобретают психотерапевтические и психоаналитические методы коррекции и восстановления здоровья личности. |