Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
Скачать 0.89 Mb.
|
Ступени чувственного познания (от низшего к высшему): - Ощущение- — это отражение отдельных свойств предметов - Восприятие- это целостный образ отображаемого предмета - Представление- формируются на основе памяти. Ступени рационального познания (они располагаются на одном уровне): - Понятие- элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах, и чертах. - Суждение - отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, опе¬рируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают - Умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без логического доказательства. Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, использующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. В качестве субъекта познания могут выступать коллектив, группа и общество в целом. Объектом познания является то, на что направлена познавательная активность субъекта, т.е. материальные и духовные ценности, а также сам субъект. Кроме того, субъект и объект познания взаимно обусловливают друг друга: без субъекта нет объекта, а без объекта нет субъекта. 29. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания). Познание — это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: -познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); -познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и пр.). Ступени чувственного познания (от низшего к высшему): - Ощущение- — это отражение отдельных свойств предметов - Восприятие- это целостный образ отображаемого предмета - Представление- формируются на основе памяти. Ступени рационального познания (они располагаются на одном уровне): - Понятие- элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах, и чертах. - Суждение - отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают - Умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без логического доказательства. 30. Проблема субъекта и объекта познания, их взаимодействие. Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, использующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. В качестве субъекта познания могут выступать коллектив, группа и общество в целом. Объектом познания является то, на что направлена познавательная активность субъекта, т.е. материальные и духовные ценности, а также сам субъект. Кроме того, субъект и объект познания взаимно обусловливают друг друга: без субъекта нет объекта, а без объекта нет субъекта. В История взаимодействие субъекта и объекта в познании менялись: 1. В Античности и Средневековье роль субъекта в познании была пассивна. 2. В эпоху Нового времени объектом познания становится сознание. Объект и субъект совпадают 3. С XIX века наблюдается активное отношение субъекта к объекту. Происходит взаимодействие субъекта и объекта. 31. Истина как цель познания. Проблема критериев истины. Целью познания является истина. Все гносеологические проблемы связаны с проблемой истины: с поиском средств и путей ее достижения, форм ее существования и т.д. Истина является одной из важнейших категорий в философии Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Основные концепции истины: - Классическая - Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности. Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость - Когерентная- Истина есть согласованность знаний. Согласованность с общей системой знаний - Прагматическая -Истина есть практически полезное знание. Эффективность, практика - Конвенциональная - Истина есть соглашение. Всеобщее согласие По степени полноты освоения объекта познания: • Абсолютная истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. • Относительная истина — историческая обусловленность истинного знания, его зависимость от наличных условий и средств познания и вытекающая отсюда неполнота истины, ее приблизительность. Заблуждение — это неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, а также не соответствующий действительности, результат познания. Ложь — это сознательное введение в заблуждение, возведение заведомо неправильных представлений в истину. Условно можно выделить различные формы истины: По характеру объекта: • предметная истина (поток информации, идущий от материальных систем бытия) • экзистенциальная истина (истинность представлений личности об экзистенциальной реальности: духовных ценностях, идеалах добра, справедливости, красоты, дружбы, любви и т.п.); • когнитивная истина (рационалистически познавательная истина о духовно-материальном мире); • концептуальная истина (соответствие убеждений субъекта познания комплексу сущности научной теории или религиозных догматов). По видам познавательной деятельности: • научная истина (истина, к которой применены критерии научности: объективность, рациональность, системность и проверяемость); • истина повседневного знания, получающего обоснование из повседневного опыта, не имеюшая до-казательной силой; • «художественная правда» — степень полноты, глубины, убедительности, и адекватности выражения действительности в художественном образе того или иного произведения искусства. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика, т.е. конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент и социальные действия, преобразование общественного бытия. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от лжи и заблуждений. 32. Многообразие видов познания Познание — это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Гносеология – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Виды познания: 1. Житейское познание. Основывается на повседневном жизненном опыте человека, накапливается и изменяется в течение всей жизни и вопрос об истинности является вторичным. 2. Научное познание. Основывается на процессе получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание характеризуется: · доказательность, · объективностью, · рациональностью, · системностью. Формы научного познания: · Факт - исходная форма научного познания, в которой фиксируются первичные знания об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. · Гипотеза - форма научного знания, в которой выражается предположение. · Проблема - противоречие между существующими фактами и существующими теоретическими знаниями. · Парадигма - общее направление науки в конкретное время (допарадигмальный, стадия возникновения парадигмы, нормальная наука, период научной революции). 3. Художественное познание. Познание мира с помощью искусства. Особенности: крайне субъективная форма познания, осуществляет связь между поколениями, имеет особую внешнюю форму, является особой формой реальности. Строится на образе. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. 4. Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы: — ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). 5. Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: — понятие- элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах, и чертах. — суждение - отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, опе¬рируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают — умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. 6. Интуитивное познание. 7. Философское познание основано на теоретических построениях, его отличительными чертами являются обобщенность, логичность, наличие альтернативных точек зрения. Философское знание выражается в системе философских категорий. 8. Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание объясняет действительность при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. 9. Самопознание 33. Наука, её основные черты и социальные функции. Рациональность научного знания. Наука - сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности. Критерии научности - совокупность признаков, специфицирующих научное знание; - Истинность; - Проблемность; - Обоснованность; - Интерсубъективная проверяемость; - Системность; - Прогрессизм; Критерии научности познания: 1) объективность; 2) доказательность и обоснованность 3) выраженность в понятиях 4) рациональность 5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность 7) проверяемость 8) способность к развитию Критерии научности познания: основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определенной научной теории; 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания. Виды научной рациональности: 1. Логико-математическая: идеальная предметность, формальная доказательность. 2. Естественнонаучная: эмпирическая предметность, предполагается возможность бесконечной воспроизводимости результатов наблюдений, частичная логическая доказуемость, опытная проверяемость; 3. Инженерно-техническая: практическая эффективность, предметность; 4. Социально-гуманитарная: ценностная предметность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность. МОЖНО ЧТО ТО ВХЯТЬ ОТСЮДА -> (Выделяется три основных типа научной рациональности. Их смена обусловлена революцией в науке. 1)Классический тип, в основе которого объяснения мира лежит деистическое утверждение: «Бог когда-то создал мир, природу, но в дальнейшем никакого участия в развитии мира не принимает». Следовательно, здесь обособляются научный и религиозный подходы к миру. Наука превращается в автономную от религии область духовной культуры. Природа рассматривается с позиций механики. Природа – это набор статичных, неизменных во времени объектов. Время – это лишь внешний параметр, который не влияет на характер событий. 2)Неклассический тип сформировался в результате революции в естествознании на рубежеXIX-XXвв. В центр научных исследований выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала изменений в объяснении мира. Возникает новое понимание научной рациональности. В классической физике можно было пренебречь влиянием приборов наблюдателя на результат познания. Иное дело при изучении явлений микромира. Здесь прибор и наблюдатель влияют на изучаемый объект, вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта. 3)Постнеклассический тип рациональностиявляется следствием научной революции, которая начинается в 70-е гг.XXвека. Рождается постнеклассическая наука, а вместе с нею постнеклассический тип рациональности. Основные характеристики постнеклассического типа рациональности: – идея историзма– всякий объект понимается как имеющий историю; – изучаются такие системы, составной частью которых является человек. В науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы через призму присутствия в ней человека. – широкое применение компьютерных технологий; – внедрение в научную деятельность ценностного аспекта. Нейтральное, безучастное к ценностям научное знание уходит в прошлое, примером чему являются современные дискуссии, которые сопровождают развитие генной инженерии.) 34. Научные революции. Понятие «парадигмы». Научная революция — это смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки. Четыре научных революции I.– становление классического естествознания II.– первая половина XIX вв. – дисциплинарно организованная наука III.– становление неклассического естествознания IV.– рождается постнеклассическая наука Три революции (из четырех) привели к утверждению новых типов научной рациональности: 1. Классический тип научной рациональности (XVIII–XIX вв.). В это время были представления на науку: появилась ценность объективного универсального истинного знания, наука рассматривалась как надежное и абсолютно рациональное предприятие, с помощью которого можно решить все проблемы человечества, высшим достижением считалось естественно-научное знание, объект и субъект научных исследований представлялись в жестком гносеологическом противостоянии, объяснение интерпретировалось как поиск механических причин и субстанций. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы динамического типа. 2. Неклассический тип научной рациональности (ХХ в.). Его черты: сосуществование альтернативных концепций, усложнение научных представлений о мире, допущение вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений, опора на неустранимое присутствие субъекта в изучаемых процессах, допущение отсутствия однозначной связи теории и реальности; наука начинает определять развитие техники. 3. Постнеклассический тип научной рациональности (конец ХХ — начало XXI в.). Для него характерны понимание крайней сложности исследуемых процессов, появление ценностного ракурса исследования проблем, высокая степень использования междисциплинарных подходов. Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. 3 аспекта парадигмы: — это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение; — это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупностью убеждений, ценностей, технических средств и т. д., кот, объединяют специалистов в данное научное сообщество; — это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы. Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям. Когда создается новая парадигма, прежние школы постепенно исчезают. Часто при создании новой парадигмы возникают новые журналы, требования о новых курсах в университетах, и новая парадигма укрепляется, если лучше, чем старые, разрешает вопросы науки. |