Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
Скачать 0.89 Mb.
|
Ж.П. Сартр. - Его основна: проблема- выбора, центральное понятием — «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». При этом, важнейшим условием жизни человека, является свобода. По Сартру, быть свободным - значит быть самим собой, постольку «человек обречен быть свободным». В то же время свобода предстает как тяжелое бремя. Но человек должен нести это бремя, если он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. А. Камю – в центре его внимания находилась проблема смысла жизни. Камю считал, что жизнь человека бессмысленная. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Поэтому жизнь человека – абсурд. Н. Бердяев - выступал против коммунизма и социализма. Центральные темы Бердяева: Тема свободы (В его философии она является высшей ценностью), Тема личности и творчества. (Человек — божье творение, образ и подобие Бога. Личность — это категория “религиозно-духовная”, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу.) 15. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм) Фрейдизм возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного психиатром З. Фрейдом. В центре его внимания– проблема бессознательного. Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью толкования сновидений и других методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и освободиться от переживаний. В психике человека Фрейд выделил 3 уровня: 1) «оно(ИД)» – бессознательное, сфера инстинктов; 2) «я(Эго)» – область сознания, контролирующая все психические процессы; 3) «сверх-я(серх Эго)» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов. Бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение. Важную роль в учении Фрейда играет переключение энергии с социально неприемлемых на социально одобряемые цели (сублимация): творчество, социальную деятельность и тд. Заслуга фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания. Эдипов комплекс - , Комплекс электры – дочь влюбляется в отца Можно что то взять отсюда -> (Основные идеи Зигмунда Фрейда: Основные идеи Зигмунда Фрейда: Выделял в структуре личности 3 компонента: «Id», «Ego», «Super-ego» (Бессознательное, Сознание и Сверх- сознание); ; Главным компонентом является «Id». Деятельность обусловлена 1. Страхом смерти (танатос); 2. Сексуальной энергией (либидо); Проявления бессознательного: сон(!!!), автоматизмы, внушение, гипноз, интуиция, описки, оговорки и т.д. «Ego» выполняет функцию посредника между бессознательным и внешним миром, сдерживает порывы бессознательного; «Super-ego» формируется в ходе воспитания и усвоения норм морали; В итоге возникает противоборство между этими компонентами, что ведет к неврозу (пример на лекции кто-то мешает); Для обеспечения нормального функционирования личности необходимы защитные механизмы.Виды защитных механизмов: Регрессия «движение назад» (ногти, сигарета, инфантилизм); Рационализация (басня «Лиса и виноград»); Сублимация (перевод сексуальной энергии в творческую). Развитие человека тесно связано с либидо; Основные стадии развития личности: Оральная (от рождения до 1 года); Анальная (от 1 года до 3 лет); Фаллическая (от 3 до 7 лет); Латентная (от 7 до 12 лет); Генитальная (от 12 до 18 лет). К. Юнг - разработал концепцию коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Э. Фромм – представитель неофрейдизма. Рассматривает человека, как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма. 16. Специфика русской философии, её проблемное поле (славянофилы и западники, русская религиозная философия, русский космизм). Проблемами выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации. России нужно освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Против западников выступали славянофилы. Их лидерами были Хомяков, Киреевский, братья. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического пути России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ очень отличается по своему менталитету от народов Запада (набожность, выступление против бездуховности, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки ввести на русскую землю западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Религиозная философия. Ведущими идеями были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. Все пороки человека - следствие утраты веры. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием. Космизм (kosmos– Вселенная) - в основу положены представления о космосе как о структурно-организованном мире и о человеке как о «гражданине мира». Учение о космизме использует научные теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной, теории относительности А. Эйнштейна и другие. В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли, получившее определение «русского космизма». 17. Категория бытия в философии. Бытие человека. Бытие – философская категория, означающая реальность, происходит от глагола «быть». Разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Ряд положений, для понимания бытия: • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; • окружающий мир развивается; • материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции» – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Т.О., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Существуют 2 категории бытия: субстрата и субстанции. Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанция – это первооснова всего существующего, посредством которого все существует. Монизм -Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало. Ему противостоит дуализм. В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: • идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности • материалистический монизм (материя – первооснова мира). Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, вводят еще одну важную категорию – «действительность» («реальность») - вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. ------------------Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека. -Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей. Бытие является единством субъективной и объективной реальности. Человек и его мир – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. Основные формами бытия: • материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; • человеческое бытие – существование человека как материального и духовного; • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и самого общества. Среди бытия также выделяются: • ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; • феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е бытие, каким его видит познающий субъект. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы и тд). 17. Материя и принципы её структурирования. Материя— философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в строении материального мира. Были в древности материя отождествляется с вещью (вода, воздух, атомы). В новое время было установлено, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля. В 19-20 века: Ленин определяет материю, как «философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В данном определении материя противопоставляется сознанию. Сознание отражает материю; В Современности: материя воспринимается как категория для формирования объективной реальности; В философии существует несколько подходов к понятию «материя»: • материалистический подход, (материя - основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи) • субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека); • объективно-идеалистический подход; • позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи научного исследования. По современным естественнонаучным представлениям о структуре материи, каждое материальное образование, отдельная вещь представляют собой единство вещества и поля. Характерными чертами материи являются: - Наличие движения. - Самоорганизация. - Размещённость в пространстве и времени. - Способность к отражению. - Неуничтожимость -Несотворимость -Причинность Элементами структуры материи являются: 1. Неживая природа, структурными уровнями которой являются: • субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); • микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); • ядерный (ядро атома); • атомарный (атомы); • молекулярный (молекулы); • уровень единичных вещей; • уровень макротел; • уровень планет, • уровень систем планет; • уровень галактик; • уровень систем галактик; • уровень метагалактик; • уровень Вселенной; • уровень мира в целом. 2. Живая природа, структурными уровнями которой являются: • доклеточный (ДНК, РНК, белки); • клеточный (клетка); • органный; • организменный; • уровень многоклеточных организмов; • уровень видов; • уровень популяций; • биоценозы; • уровень биосферы в целом; • уровень ноосферы (преобразованная с помощью труда и разума чело-века часть биосферы). 3. Общество, структурными уровнями которой являются: • отдельный индивид; • семья; • группа; • коллективы разных уровней; • социальные группы (классы, страты); • этносы; • нации; • расы; • отдельные общества; • государства; • союзы государств; • человечество в целом. 19. Пространство и время как философские категории Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположения материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: 1) субстанциональный, сторонники которого считали время и пространство отдельной реальностью. 2) реляционный, сторонники которого воспринимали время и пространство как отношения, которые образуются при взаимодействии материальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой: • время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования и последовательность смены состояний объектов; • пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, взаимодействие элементов внутри и между материальных объектов. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Теория относительности, открытая в середине Альбертом Эйнштейном: а) подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; б) перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Признается существование и психологического пространства и времени. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или ему не интересных, и наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее «идет время» для него. Можно выделять пространство и время социального бытия. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность истори-ческих процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, т.к. всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения. |