1. Философия как наука. Структура философского знания
Скачать 51.45 Kb.
|
Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит х-зует атомы по величине, форме и положению в простр-ве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и опред отклонение от прямолинейного, движ-я. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У ч. есть свобода выбора, а не все предопределено. В у-ии о душе Эпикур отстаивает материалистич взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является сущ-е объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных ф-х течений. Его основ-м был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали ф-ю с чел организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую ф-ю в обширную систему. Стоики хар-вали ф-ю как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической ф-ии. В онтологии стоики признают два осн принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает ч/з всю материю и образует конкрет единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической ф-ии можно охарак-вать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он явл законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, х-р, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается дейст-сть. Центром и носителем познания явл душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее централь часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум явл частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. 10. Схоластический период в средневековой философии. Схоластика (от лат. Schola) в переводе с греческого обозначает – школа. Такое наименование установилась за господствующим направлением средневековой философии. Схоластика окончательно оформилась в XI в. на основе упрощения католицизма. Главной ее задачей считалось объяснение истинности и незыблемости христианского вероучения. В этот период философия преподавалась в школах при монастырях. Такая философия стала называться схоластикой («школьная философия»). Если патристика систематизировала христианское вероучение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для широких масс. Первоначально наибольшим влиянием пользовался платонизм, а с XIII в. искажённый аристотелизм. Творчество Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знания: теологию, философию, право. Философия Фомы начинается с категории бытия, которое обозначает все, что есть и все, что может стать. «Бытие есть и оно есть истина». «Вещи же могут меняться. Следовательно, они есть истина». Однако все вещи – это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Творчество Фомы Аквинского получило большое признание в философских кругах католицизма. Со временем (с конца XIX в.) когда Римский Папа объявил учение «святого Фомы» единственно истиной философией, она стала официальной доктриной католической церкви, а ее автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. И в ХХ столетии его учение возрождается в философии неотомизма. 11. Пантеизм эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Джордано Бруно. Пантеизм – это философское учение, в котором Бог и природа отождествляются. Предполагается, что нет природы вне Бога, но нет и Бога вне природы. Идеи пантеизма получили развитие в трудах Николая Кузанского, Джордано Бруно. Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401—1464). Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548—1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного — с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре. 16. Философия французского Просвещения XVIII века + 1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:• деистическое;• атеистическо-материалистическое;• утопическо-социалистическое (коммунистическое). Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:• отвергали идею личного Бога;• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. 17. Немецкая классическая философия: И. Кант. Особенности: 1) исследовала классические вопросы антологии и гносеологии, попыталась дать на них ответы, которыми мы пользуемся; 2) совместила в себе почти все известные в тот период философские направления от субьективного идеализма до иррационализма и материализма; 3) особое внимание уделяется проблеме развития (диалектической метод Гегеля); 4) взглянула на историю как на целостный процесс. Кант – 1) дал обьяснение возникновения солнечной системы в силу естественных причин и на основе законов Ньютона; 2) выдвинул теорию о наличии границ позновательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений; 3) выдвинул учение о категориях – основопологающих предельнообщих понятиях; 4) сформировал основной моральный закон (категорический империализм); 5) выдвинул идею о вечном мире в будующем, обосновав её экономической неэффективностью войны и её правовым запретом. Первый обратил внимание в гносеологии не только на обьект познания, но и на субьективные возможности познающего субьекта. Выдвинул две категории: Вещь в себе – обьект внешнего мира или мир в целом, такой какой он существует сам по себе. Вещь для нас – образ обьекта внешнего мира, существующего в нашем сознании Познание проходит 3 этапа: 1) чувственное созерцание; 2) рассудок; 3) разум. Процесс познания – наложение априорных форм чувственности, категорий рассудка и идей разума на материал ощущений. 19. Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель. Гегель – Выдвинул учение об абсолютной идее, которая не зависит от сознания и является первопричиной всего существующего материального мира – обьективный идеализм. Разработал диалектику – учение о всеобщем развитии; его основные законы и принципы. Диалектика – принципы, категории и законы, с помощью которых разьясняются все возможные формы развития. Три закона диалектики: 1)Закон единства и борьбы противоположностей. В каждом явлении, в каждом предмете есть противоречия. 2) Закон перехода количества в качество. Постепенное накопление количества до определенной меры ведет к появлению нового качества и количества (эволюция), и наоборот резкое изменение качества с помощью скачка ведет к появлению нового количества и качества 3) Закон отрицания отрицания. Характерезует непрерывность развития. 25. Философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Ф.Иррационализм – отрицание разумной действительности. В 19 в. представители этого направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе всего сущего лежит некоторое иррациональное начало. Шопенгауэрначинал с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е. волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную филос. космического пессимизма.Он говорил, что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке. Ницше. Одна из исходных категорий его философии – категория жизни. Сама сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни. Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни. Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть. Христианство препятствует самовыражению человека. Воля христианства –воля гибели, упадок; жизнь не во что не ставится. Оно породило сознание раба. Имморализм – неприятие традиционной морали. 21. Марксизм в XX веке. Части марксизма: 1)Философия; 2)Полт-экономика(диамат); 3)Соц-учение(истмат) Основные тэзисы: 1)В основу мировоззрения берет выводы современного естествознания, полностью отвергая идеализм и реализм. 2) Открыто признал и обьяснил связь с интересами определенного класса (пролетариат). 3) Философия не должна ограничиваться обьяснением мира, а должна разрабатывать пути рпеобразования общества на основе сознательной ревалюционной деятельности. 4)Философия в своем исследовании должна отойти от абстрактного умосозирцания и сконцентрироваться на практическом преобразовании мира. 5) В следствии этого материализм впервые распростроняется на обяснение и понимании общественной жизни. 6) По другому понимается познание и мышление не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно трудовой деятельности. Принципы: 1)Противоречия между производительными силами и производственными отношениями являются движущей силой в переходе от одной экономической формации к другой. 2) Общественное бытие – материальное отношение людей к окружающему миру, те отношения, которые появляются в процессе производства материальных благ между людьми. 3) общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Бытие определяет сознание. Диа мат – наука о всеобщих законах движенияприроды, её законах и т.д. 23. Позитивизм. Эмпириокритицизм. Позитивизм – философское течение, основанное на принципе, что все подленное положительное (позитивное) знание может быть получено лишь в результате отдельных спец дисциплин и их синтетического обьединения. Философия, как особая наука, притендующая на самостоятельное исследование реальности не имеет права на существование. Черты позитивизма: 1)Познание должно быть свободно от всякой мировоззренческой и ценностной ориентации. 2) Прежняя традиционная философия, как философия метофизическая должна быть либо отвергнута совсем, либо заменена специальной наукой. 3) Основная позиция позитивизма феноменолизм – установка, согласно которой познание является результатом деятельности элементарных чувственных компонентов. Отсюда все содержание познания может быть сведено к чувственным восприятиям, что и является единственной реальностью, доступной человеку. Эмпирикокритицизм – (Макк, Овенариус). Выступали за чистоту науки. Изьять из науки субстанцию, причинность, материю, идеал и т.д. Основная задача – демокрация науки. Принципы: 1)Феноменализм – ориентация на чувственные данные. 2) Физинализм – свести язык всех наук к языку физических наблюдений. 3) Верификация – основной принцип проверки научности знаний. Согласно принципу договоренности знаний, выраженная в предложении , проверяется или выявляется в эксперименте. Для этого созданы верефиканты – элементарные предложения. 4) Конвенционализм – выбор сетки понятий науки по соглашению между учеными. 24. Неопозитивизм. Критический рационализм. Неопозитивизм (логический позитивизм) – аналитическая философия – философствование по средсвам детального анализа логики и языка науки. Основные идеи: 1)Всякая здравая философия является логикой, поскольку она начинается с обьяснений того что истинно или ложь. 2) Логика занимается высказыванием предложений и слов. 3) Защита здравого смысла в философии. |