1. Философия как наука. Структура философского знания
Скачать 51.45 Kb.
|
Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики. Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий. 37. Структура и виды познания. Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В процессе познания различают ступени. 1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений. Восприятие – это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира. Представление – это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. 2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. 3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства. 40.Общество как система: социальная структура общества. .Теория общества рассматривается социологией.Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера. Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни. Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии. + Соц. структура - это уст. связь элементов в соц. системе. Осн. элем. соц. структ. общества явл. индивиды, заним. опред. позиции (статус) и выполн. опред. соц. функции (роли), объед. этих индивидов на основе их статусных призн. группы, соц.-террит., этнич. и иные общности и т. д.: 1) исторические общности людей (род, племя); 2) население города и деревни; 3) работники физического и умственного труда; 4) Классы и различные соц. слои; 5) разл. коллективы людей; 6) семья. Понятие соц. структуры в общ. обычно употр. в след. осн. смыслах. В шир. смысле соц. структ. - это строение общ. в целом, система связей между всеми его осн. элем. Соц. структ. в этом узком смысле - это совок. взаимосв.. и взаимод. друг с другом классов, соц. слоев и групп. Соц. структ. объект. и во многом зависит от способа производства. В социологии сущ. больш. множ. концепций соц. структуры общ., историч. одной из 1-х явл. маркс. уч. В маркс. социологии ведущее место отвод. соц.-клас. структуре общ. Соц.-клас. структ. общ. предст. собой взаимод. 3-х осн. элем.: классов, общ. прослоек и соц. групп. Ядром соц. структуры явл. классы. Марксизм делит классы на осн. и неосн. Осн. клас. явл. такие, чье сущ. непоср. вытекает из господств. в данной общ. формации экон. отнош., прежд. вс., отнош. собств.: рабы и рабовлад., крестьяне и феодалы, пролет. и бурж.. Неосн. - это ост. прежн. классов в новой общ.-экон.. формации или зарожд. классы, кот. придут на смену осн. и сост. основу клас. дел. в нов. формации. Структ. элем. общ. явл. общ. слои (просл.). Соц. слои - это промеж. или переходн. общ. группы, не имеющ. ярко выраж. специф. отнош. к средствам произв. и не облад. всеми призн. класса. Соц. слои м.б. внутриклас. и межклас. К 1-м мож. отн. крупн., средн., мелк., городск. и сельск. буржуазию, промышл. и сельский пролетариат, раб. аристократию. Историч. прим. межклас. слоев явл. “3-е сословие” - городское мещанство, ремесленничество. В совр. общ. - интеллигенция. Теория соц. стратифик. - это совр. теория, анализ-я соц. структ. общ. Теор. стратиф. (от лат. - слой) баз. на предст., что страта, соц. группа. предст. собой реальную общность, объед. людей на к-то общих позициях или имеющ. общее дело. В осн. теорий стратиф. лежат объед. людей в группы и противопоставл. их другим группам по статусным призн.: властным, имущ., профес., образ. В обществе, разд. на классы, сущ. соц. мобильность, т.е. перемещ. из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общ. сравнивают с многоэт. домом, в кот. движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак. 47. Техника как предмет философского анализа. Научно-технический прогресс. Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы человеческой деятельности. Осмысление техники как таковой (философское) началось с середины 19-ого века. Роль производственной техники рассматривалось Максом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата, грабли) что люди в них проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники гуманитарная философия техники рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф. Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное божественному творению и продолжает его. “Критика технического разума” т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит переход от явлений к “вещам в себе” анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается , как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива. В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды длительных сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда ,она изменяет человека а процессе производства. |