Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Феноменология. Герменевтика.

  • 29. Структурализм и постструктурализм.

  • 28. Фрейдизм и неофрейдизм.

  • 50. Проблема человеческой свободы. Смысл жизни человека.

  • Смысл жи́зни, смысл бытия́

  • 39. Истина. Концепции и критерии истины.

  • 38. Формы и методы научного познания мира.

  • Методы научного познания .Моделирование

  • 1. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 51.45 Kb.
    Название1. Философия как наука. Структура философского знания
    Дата08.02.2022
    Размер51.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDocument.docx
    ТипЗакон
    #355217
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Критический рационализм - это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

    С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

    К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности. Фальсификация - это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказы­вание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной.

    Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпири­ческой проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

    Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

    27. Экзистенциализм
    Среди школ современной Ф-ии особое место занимает

    Экзистенциализм. Э-зм – это Ф существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи Э-ма восходит к воззрению датского Ф-фа С. Кьеркегора и Ф-ии жизни. Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905 - 1907 годов. В работах Н. А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному Э-му. После I мировой войны Э-зм получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер)

    Внутри Э-ма существует два основных направления: 1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).

    Э-эм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в Э-ме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование – смерть.

    26. Феноменология. Герменевтика.

    Феноменология – это Ф сознания. Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.

    Таким образом, феноменология – наука о феноменах сознания. Ее лозунгом становится лозунг «Назад к вещам», которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.
    Герменевтика-основное направление мировой ф. мысли 20в. В античности Г называлась- искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое название этот вид интеллектуального труда получил от гр. бога Гермеса, к-ый разъяснял просты м смертным волю богов, т.к. они разговаривали на разных языках, поэтому появилась нужда в вестнике божественных посланий. М. б. Гермес, успешно покровительствовавший торговле, лучше других мог выбрать форму общения, а может обладать особым даром убеждения. Основным ядром античной Г б. искусство аллегорической интерпритации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. В средние века Г состояла на службе у теологии и основная ее задача, заключалась в разработке методов интерпритации библейских текстов. В Г формулируются нормативные правила, каноны, которые приводят толкователя к оригинальному смыслу, через временное наслоение. Основателями Г явл. нем. ф. Шлейермахер(соеденил в себе тиолога и филолога) и Дильтей(формулирует герменевтику как метод исторической интерпритации). Они положили нач. наукам о межличностном понимании. Осоую роль в развитии современного Г-кого метода пренадлежит Хайдеггеру. У него Г есть ни что иное как феноменология чел-го бытия, она выявляет условия благодаря которым чел-кое сущ-ние может быть тем, что оно есть. Бытию всегда предпослано мышление о нем. Понимание реализуется через истолкование, интерпритацию. Поэтому с точки зрения Х чел-кое бытие изначально Герменефтично. Г также выдвинула проблему понимания текстов виднейший представитель этого направления Гадемер синтезировал Г и Диалектику. Г имеет специфическую связь с логикой, прослеживается ее связь с аналитической ф-ей , так же тесно связано с реторикой, поскольку язык загнимает в Г центральное место. Г универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознани. К-ме ф-кой герменевтики сущ. юридическая, филологич-я, теологическая. Всех объеденеят, что это и метод и иск-во разъяснения. В сер.20в. фил-кая Г получила шир. распространение в герм., а как раздел аналит. философии – в Англ. В США на основе гермен. метода успешно развивается понимающая социология.

    29. Структурализм и постструктурализм.

    С. и П. выступают как особые исследовательские программы развития не только философского,но и социально- гуманитарного знания 20-нач.21вв.Вразвитии структурализма выделяют следующие этапы:1)20-50 гг.-разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин2)50-60гг.- философия структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры3)начиная с 70гг-переход к постструктурализму, обусловленный частичным преодалением структурной методологии и новой культурной ситуацией-постмодерном. Объект исследования С.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама).С середины ХХ века структурализм развивается как широкое течение в рамках социогуманитарного знания, выражая стремление выявить глубинные универсальные структуры, определяющие сущность человеческого бытия, начиная с бессознательных психических моделей и заканчивая структурами общественного бытия. Определяющую роль в формировании структурализма сыграла лингвистика.

    Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма. Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, построение новых практик чтения. Постструктурализм не оформил себя как самостоятельное направление в философском и научном познании, не имеет явной программы. Достаточно сложными являются отношения П. со структурализмом: отрицая в целом теоретико-методологическую направленность структурализма на объективное познание человека через формообразующие принципы символической деятельности, П. тем не менее очень многое заимствовал у структурализма (понимание культуры, прежде всего, как языковой и текстуальной деятельности, стремление соотнести текст с сознанием и опытом его автора). П. сосуществует как со структурализмом, так и с постмодерном. В отличие от структурализма П. принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики. Он выражает разочарование в классическом зап. рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, науку и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма. П. как направления в осмыслении культуры, к-рое продолжает существовать, видоизменяться и самоопределяться. Предложенные П. новые интенции в восприятии текстов культуры, хотя и не воплотились, подобно структурализму, в опр. научные методы и исследования, позволили существенно расширить представления о возможностях и границах понимания культуры.

    28. Фрейдизм и неофрейдизм.
    Совершенно уникальным направлением философии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами, стал психоанализ. Он оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногочисленных направлений философии и психологии начала XX века, сохранивших свою жизнеспособность до сегодняшнего дня. Основателем психоанализа является выдающийся австрийский врач-психиатр Фрейд Зигмунд (1856 – 1939). Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Стоит упомянуть Готфрида Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное». Сильное влияние на Фрейда также оказала теория Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.
    В философском плане наиболее важным представляется переворот в понимании субъекта, который осуществил психоанализ.До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает. Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстинктивном начале человеческой жизни.

    Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

    1. «Оно» («Ид») – бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией – «либидо», но и смертоносной, разрушительной – «мортидо». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

    2. «Я» («Эго») – область сознательного – находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно», подавляет сексуальные влечения. Сознание формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». По сути «Я» выполняет адаптационные, приспособительные функции.
    3. «Сверх-Я» («Супер-Эго») – нравственное начало – служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно» сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в иных, приемлемых для социума формах деятельности (творчество, искусство, труд, сны, описки, оговорки, шутки и др.). Если же психическая энергия (либидо или мортидо) не находит выхода, то человек заболевает неврозом. Поэтому Фрейд считал, что чем больше культура общества налагает тех или иных запретов, тем более невротизированным оно становится.

    50. Проблема человеческой свободы. Смысл жизни человека.

    Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

    Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.

    Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

    • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

    • «Зачем (для чего, ради кого) жить?»[1]

    • «В чём состоят жизненные ценности

    Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

    Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

    Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии.

    39. Истина. Концепции и критерии истины.

    Истина — верное, правильное от­ражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыс­лям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Марксизм впервые сумел дать последовательно материалистическое обоснование по­нимания И., указал новые, диалекти­ческие аспекты ее изучения.

    Истина относительна к мыслям, а не самим вещам. Истина – соотв. Знания к объекту. Сущ. несколько форм истины:1) относительная- отражает объект не полностью,не исчерпывающим образом (ограничевает верное знание).

    2) абсолютная - это такое содержание знания,которое неоровергается последовательное развитие наук,а обогощает и подтверждается жизнью.

    К абсолютн. относятся: достоверно установленные факты, даты событий, даты рождения,смерти и т. д.

    Критериями истины не явл. публичное или всеобщее признание, истина не уст. голосованием, также критерием не явл. полезность.

    Критерии истины: 1) чувственный, который предпологает наблюдение того или иного объекта суждения; 2) логический критерий связ. с требованиями непротиворечивости.

    Ближайщим критерием является практика.Практика всегода носит предметно исторический характер.

    38. Формы и методы научного познания мира.

    Гносеология - это теория познания. – раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

    Познание – специфический вид деятельности человека. Формы познания: 1)Чувственное (ощущения, восприятие, представление); 2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

    Обьект познания – то, на что направлена познавательная (практическая, оценочная) деятельность субьекта. Обьектом может быть и человек.

    Субьект познания – тот, кто познает, человечество в целом и человек, как производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и самом себе.

    Методы научного познания.

    Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель - объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

    Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это - целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

    Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

    Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

    Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта