ФИЛОСОФИЯ. философ.1. 1 Философия, структура философского знания, место и роль философии в культуре 3
Скачать 35.56 Kb.
|
Титульный лист Содержание Титульный лист 1 1 Философия, структура философского знания, место и роль философии в культуре 3 31 Сознание и язык 8 Список литературы 13 1 Философия, структура философского знания, место и роль философии в культуре 3 31 Сознание и язык 8 Список литературы 13 1 Философия, структура философского знания, место и роль философии в культуре «Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения. По этому вопросу существует несколько точек зрения [1]. Философия признается порождением «эллинского гения». Сторонником этой точки зрения является, например, крупнейший отечественный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988). Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия, но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение. Предметом философии является всеобщее. Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека. Отсюда философское мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметом практического опыта и предметом других наук. Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), связывал специфику философии со стремлением разума уловить всеобщие сущности, которые мерцают в просветах конечного бытия. Уже ранняя греческая философия дала высокие образцы рационального мышления. В ней теоретической критике и логическому обоснованию были подвергнуты различные идеи и учения. При этом разумное сомнение не отвергает философскую веру, которая предполагает существование универсальных сущностей и целостность мира, веру в авторитет учителя, но оберегает ее от догматизации. Это означает первенство разума над верой в области философии, что принципиально отличают философию от религии. От науки философское мышление отличает то, что оно носит универсальный характер, так как стремиться постигнуть предельные основания бытия в целом и всех его составляющих. Предметом философской рефлексии становятся обыденное сознание и познание, наука, миф, религия, искусство, язык. Предметом рефлексии для философии становится и сама философия. В связи с этим философские категории являются предельно общими (бытие, мир, человек, душа, дух, сознание, сущность, явление, содержание форма, материя, пространство, время и т. д.). Однако существуют и метафорические образы, которые широко используются в некоторых течениях современной философии, наиболее близких к художественному и религиозному восприятию мира (экзистенциализм, философия жизни др.). Вода, огонь, воздух, число, рассматривавшиеся древними философами как первоосновы мира, представляют собой также метафоры, которые нельзя понимать буквально. Еще одна особенность философии состоит в том, что, наряду с абстрактно-теоретическим знанием, в философию включается и ценностное знание. Это размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д. Специфика философии проявляется и в специфике философских проблем, которая сводится к следующему: 1. Философские проблемы противостоят здравому смыслу. Об этом свидетельствуют многие известные высказывания древних философов: «Философия начинается с удивления» (Аристотель); «Ожидаю неожиданное» (Гераклит); «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ); «Летящая стрела покоится; Ахилл не догонит черепаху» (Зенон); «Бытие постижимо только разумом» (Парменид). Ставя подобные вопросы, философия решает задачу вырваться из пут обыденного мышления и преодолеть тяготение чувственной реальности. 2. Метафизический характер философских проблем. Аристотель определил метафизику как то, что находится за физическим, т.е. позади природы. Это невидимые духовные сущности, постигаемые только разумом. Они и являются предметом философии. Философское мышление выводит человека за грань видимого мира и позволяет представить универсум в виде сети категорий. Конструирование такой картины мира без опоры на факты выдающийся испанский философ ХХ в. Ортега-и-Гассет назвал «интеллектуальным героизмом» философии. 3. Вечный характер философских проблем и отсутствие однозначных решений. Философия на протяжении всей своей истории ставит и решает одни и те же проблемы. При этом каждый выдающийся философ вносит свой вклад в их постановку и решение. Величайшая заслуга философии состоит именно в выдвижении и обосновании проблем, в их обобщении до универсальности, синтезе всех возможных вариантов рассмотрения и решения проблемы. 4. Антропологический характер философских проблем. Философия занимается поиском предельных оснований человеческого существования. Поэтому ее интересует не мир как таковой, а мир в его отношении к человеку и человек в его отношении к миру, к Богу, другим людям. Центральное место в философии занимают вопросы о происхождении человека, его месте и роли в мире, сущности человека и формах его бытия, теле, душе и духе, их соотношении и значении для понимания человека. Именно от решения антропологических вопросов зависят и способы философствования. Способы философствования определяются теми предельными основаниями, которые задают смысл и цельность человеческого существования. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять [5]. Во-первых, способствовать повышению уровня общественных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других. Во-вторых, философия несёт ответственность за качество аргументации и точность политического языка. Язык политики риторичен, и мы постоянно подвергаемся риску впасть в софистику. Значение таких фундаментальных понятий, как «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия» может быть искажено. Задача философии - научить участников дискуссий правильно употреблять слова и адекватно выражать свои мысли. Философы должны совершенствовать язык политики и помогать людям лучше понимать друг друга. И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы слова, плюрализма в политических спорах. Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии. В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры. 31 Сознание и язык Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство, мораль и т. д.). С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. «На «духе»,— пишут К. Маркс и Ф. Энгельс,—с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание...» Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания. Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма. Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть различной. Существуют так называемые иконические знаки (от греческого «икона» — образ), когда сама материя знака представляет, выражает это содержание. Например, знаки письменности по своему происхождению восходят к рисунку, обозначающему некоторое явление. В символах же типа знамени, герба, в культовых предметах эта связь между материей символа и символическим содержанием сохраняется, но становится более свободной. В развитом письменном и разговорном языке эта связь теряется вообще, слово как звук или сочетание букв, как правило, не имеет ничего общего с выражаемым им смыслом. Своеобразную знаково-символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, «проигрывающие» жизненные ситуации, культовые религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). Действие выступает не только как отношение к действительности, а как действительное отношение. Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор,— вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания. Понятие идеальности, идеального бытия и характеризует специфический способ существования этого воплощенного в материальном предмете смысла и значения, служащего программой для реальных действий людей. Поскольку нечто воспринимается как знак или символ, обладающий известным смыслом и значением только в определенной культуре, содержание сознания, закрепляемое в смысле и значении, является субъективной или субъектной реальностью. Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность. Аналогично, скажем, идеальность картины или статуи как художественного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой некоторую субъективную реальность для людей, способных воспринять, «распредметить» то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре. Список литературы Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. Бороздин Э. К. К вопросу о сущности сознания // Сознание и физическая реальность. 2003. Т. 2, № 2. С. 18. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций –М.: ИНФРА-М, 2018. Мамардашвили M.K., Пятигорский А.М. Символ и сознание. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2015. |