ответы к экзамену по филосифоо. 1 Философия,ее предмет, функции и структура
Скачать 442 Kb.
|
43 Эстетическое сознание и роль эстетических ценностей в общественной жизниЭстетическое сознание - художественное, образное видение мира. Развитая личность подходит к оценке окружающего мира как с утилитарными мерками, так и с эстетическими, ибо по своей социальной сущности человек способен не просто производить материальные блага, но и творить "по законам красоты". Искусство как важнейшее проявление эстетического не только выполняет функцию удовлетворения прекрасным, возвышенным, но и создает в сознании элемент творческий, созидательный, новаторский. Одновременно искусство решает и выполняет политическую и нравственно-педагогическую функции, выражая в художественных образах свое отношение к действительности, социальным процессам, общественному бытию. Главный "рабочий элемент" эстетического сознания - художественный образ. Если научное познание добывает истину, то искусство - художественную правду в виде образа. Все самые великие творения были выражением гармонии формы и содержания, художественной мысли и ее социального значения. Эстетическое сознание — часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более — в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека. В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. Эстетическое сознание — это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет — словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота — проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении). Самой существенной особенностью эстетического сознания является эмоциональность. Вне ее не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну сторону невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием, а по вторую — эстетический идеал, являющийся результатом субъективных представлений человека о прекрасном. Такие звенья структуры эстетического сознания, как созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение формируют чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания. Еще одно специфическое свойство эстетического сознания — воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности. Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе – способности отмечать эстетическую ценность чего-либо. Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике Просвещения. Дидро, отрицая одно из важнейших положений картезианской эстетики о врожденности вкуса, считал, что вкус приобретается в повседневной практике. Вкус как эстетическая категория подробно рассматривается и у Вольтера. Он определяет его как способность распознавать прекрасное и уродливое. Идеалом художника является человек, гений которого сочетается со вкусом. Вкус – это не исключительно субъективное качество. Суждения вкуса общезначимы. Но если вкус имеет объективное содержание, то, следовательно, он поддается воспитанию. Разрешение антиномии хорошего и дурного вкуса Вольтер видел в просвещении общества. Особое место проблема вкуса занимала в эстетической рефлексии Канта. Он заметил антиномию вкуса, противоречие, которое, по его мнению, свойственно всякой эстетической оценке. С одной стороны, – о вкусах не спорят, так как суждение вкуса очень индивидуально, и никакие доказательства не могут его опровергнуть. С другой стороны, он указывает на нечто общее, существующее между вкусами и позволяющее их обсуждать. Таким образом, он выразил противоречие между индивидуальным и общественным вкусом, которое принципиально неразрешимо. По его мнению, отдельные, противоречащие друг другу суждения о вкусе могут существовать вместе и в равной степени быть верными. В 20 в. проблема эстетического вкуса разрабатывалась Х.-Г.Гадамером. В работе Истина и метод (1960) он связывает понятие «вкус» с понятием «мода». В моде, по мнению Гадамера, момент общественного обобщения, содержащийся в понятии вкуса, становится определенной действительностью. Мода создает общественную зависимость, которую практически невозможно избежать. Здесь кроется различие моды и вкуса. Хотя вкус и действует в подобной общественной сфере, что и мода, но он ей не подчиняется. По сравнению с тиранией моды вкус сохраняет сдержанность и свободу. Эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Более глубоко обобщает эстетическую практику эстетический идеал. Проблема идеала как теоретическая проблема эстетики впервые была поставлена Гегелем. Эстетический идеал – это воплощаемый в искусстве абсолют, к которому искусство стремится и постепенно восходит. 44 Религиозное сознание и его ценности. Свобода совести.Религиозное сознание представляет собой фантастическое отражение действительности, рожденное определенными социальными причинами. В основе религиозного сознания людей лежит вера в сверхъестественные силы, покорность воле всевышнего. В социальном плане его происхождение связано главным образом с бессилием людей перед лицом природы, слепыми силами общественного бытия. В эксплуататорском обществе "социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма" выражают, по мысли В. И. Ленина, самые глубинные корни существования религии. Поэтому в прошлом мировоззренческие установки трудящихся, их чувства и стремления в огромной степени зависели от религиозного сознания. "Чувства масс, - отмечал Ф. Энгельс, - вскормлены были исключительно религиозной пищей..." Новый мир, исповедуя свободу совести, чужд религиозной нетерпимости. Таким образом, формы общественного сознания, отражая действительность специфическим образом, также по особенному включаются в процесс идеологического противоборства. В его условиях общественное сознание, развиваясь, приобретает новые черты, которые учитываются в процессе борьбы с враждебным влиянием. Сознание религиозное - сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного. Включает в себя в качестве составляющих религиозные представления и чувства. Первой стадией религиозного сознания конвенциональная антропология склонна считать сознание языческое, анемическое и магическое. Человек ещё не разделяет чётко "я" и "не-я", свою личность и свой род, семью, вообще не разделяет Душу и Природу (Вся природа одушевлена), Духовное и телесное, естественное и таинственное (мистическое). Между божеством и человеком нет качественной пропасти. И то, и другое – сопоставимо, только "Доля духовного" или "доля нуминозного" (таинственного) в божествах существенно больше, чем в тех предметах и явлениях, с которыми человек повседневно имеет дело. Поэтому общение с божеством не выходит качественно из ряда повседневной, "естественной" практики. Собственно Вера в Бога начинается именно тогда, когда осознаётся пропасть между Богом, (Абсолютом, Нуминозным, Чудесным), с одной стороны, и между человеком, с другой стороны. В зрелой стадии Вера трансцендирует Бога, выносит Его вовне природы, естественного, материального. Теперь это Единая и Единственная сила, которая никаким внешним условиям и ограничениям не подчинена, которая сама любые условия и ограничения создаёт. Всемогущество это, по сути, доведенная до логического завершения идея Сверхъестественности, а Всезнание это идея Всемогущества в Своём когнитивном, т.е. более личностном аспекте. Если, при этом, Всемогущий, Всезнающий. Сверхъестественный Абсолют воспринят и постигнут религиозным сознанием именно в своём личностном аспекте, сознание поднимается до уровня Веры в Бога. Таким образом, личностный аспект делает Бога Богом. Свобода совести — естественное право человека верить в Бога, или быть атеистом. Согласно этимологическому словарю Фасмера слово «совесть» тождественно слову «ведать», то есть «весть», знание. Свобода совести — естественное право, данное человеку от рождения познавать Вечный Закон. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Свобода совести предполагает и свободу атеизма, а также возможность индифферентизма, смешивания разных верований, принятие старых и признанных новых культов. Но если, с одной стороны, никто никого не должен принуждать к обнародованию религиозных взглядов, то, с другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. Исторически сложилось так, что свобода формирования и выражения мировоззренческих и интуитивно-религиозных установок сознания человека стала называться “свободой совести”. Когда говорят о свободе совести, то чаще всего имеется в виду не внутренняя свобода, а внешняя, т.е. свобода проповеди, свобода вероисповедания, причем законодательно защищённая. Существует два понимания свободы совести. Первое, основанное на естественном праве (либеральное), ярко выразил Н.А.Бердяев: “Свобода совести - основа всякого права на свободу, поэтому она не может быть отменена или ограничена людской волей, государственной властью. Она есть изъявление Бога. Бог в свободе видит достоинство сотворенного им человека. Только в свободном существе образ и подобие Божии обнаруживаются”. Второе понимание акцентирует историческую и социокультурную обусловленность свободы. Такое понимание располагает к манипулированию пределами свободы, заранее имея в виду определённую социально значимую цель, чаще всего – порядок. 45 Особенности науки как формы общественного сознания. Критерии научности.Научное исследование - это деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку "как форму общественного сознания" из других "форм общественного сознания": обыденного, искусства, религии. Главное отличие стихийно-эмпирического познания от научного состоит в том, что научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. "Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит системный и целенаправленный характер". Научное знание не ограничивается описанием последовательных этапов процесса, но объясняет, почему он проходит именно так, раскрывает его необходимость, внутренние движущие силы. Наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Более подробно отличительные признаки науки состоят в следующем: а) это сущностное знание - в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта; б) это обобщенное знание - оно характеризует объект лишь как представителя какого-то класса, определяя устойчивые, повторяющиеся признаки, присущие всем объектам класса; в) научное знание обосновано; г) научное знание системно организовано, оно есть упорядоченная совокупность понятий; д) научное знание имеет свой язык, в основе которого категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики). Наука есть "сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности". Критерии научности: наука - это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организации, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3), системность (4). Критерий научности позволяет, разграничивать адекватное отображение действительности и псевдонаучные течения и способствует достижению цели любой науки: познанию истины и успеху в практической деятельности. Возможности любой науки непосредственно связаны с научной философией, ибо главный принцип материализма - отражать мир таким, каков он есть на самом деле. Различные критерии научности применяются в наше время. Критерии: это опыт, повторение опыта, использование своих( человеческих)возможностей ( слух,зрение ) и приборов для этого. В другом: систематичность, верифицируемость (проверка, проверяемость, способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными), приемственность, незавершенность, критичность, фрагментарность. Классика критериев научности следующая: объективность, доказательность, повторяемость, воспроизводимость в стандартных условиях, точность. |