ответы к экзамену по филосифоо. 1 Философия,ее предмет, функции и структура
Скачать 442 Kb.
|
26 Категории диалектикиКатегории – это основные, фундаментальные понятия, отражающие объективную реальность со стороны её всеобщих свойств и законов. Категории диалектики – это разноплановые философские категории, которые отражают всеобщие формы бытия, всеобщей связи и свойства действительности в плане их рассмотрения как противоречивых, развивающихся и взаимодействующих. Осведомленность о категориях диалектики как категориях Ф. является важным условиям овладения совр.Ф. знаниями. Традиционный подход к изучению категорий диалектики, сложившийся в ходе развития мировой и отечественной Ф. Предполагает анализ след. Категорий : единичное, особенное, общее. Единичное – это то, что отделяет, отличает, изолирует один предмет (события) от другого. Категория «Единичная» выражает мысль о том, что всё многообразие предметов и процессов, имеющие сходные признаки и свойства, совпадающие по каким-либо характеристикам и основаниям, состоит из конкретных отдельных предметов. Единичное является необходимым условием существования общего в вещах и явлениях. Общее – это то, что сближает, объединяет отдельные единичные предметы. Общее- это указание на однотипность этих предметов, на принадлежность к одной и той же группе явлений или системе связей. Особенное – это единство сходного и отличного среди множества единичных конкретных предметов при стремлении обнаружить в них нечто общее. Это указание на своеобразие, индивидуальность, уникальность сравниваемых предметов и процессов на их специфику. Это категория, связана с осмыслением таких предметов, процессов, которые обладают неповторимыми и конкретными, но в то же время характерными и узнаваемыми сочетаниями свойств и признаков. Всеобщее – это то, что присуще всем без исключения проявлениям бытия (его сторонам, свойствам, процессам) 2.Содержание и формы. Форма – это внешнее выражение внутреннего содержания объектов действительности, способ соединения того, из чего они состоят, в некоторую совокупность. Содержание и форма – это категория диалектики, характеризующая данный предмет, процесс как единство противоположных сторон. Содержание более изменчива, а форма более устойчива. Противоречивое свойство взаимодействия формы и содержания ведёт к их неизбежному взаимному изменению и служит глубинной и основной причиной развития предметов и процессов объективной реальности. 3.Часть и целое. Это категории диалектики, которые характеризуют предмет как внутреннее единство частей, образующих его как нечто целое. Диалектика состоит в том, что в процессе развития предмета как целого происходит его самодифференцияция, выделение различных частей что позволяет рассмотреть этот предмет и со стороны их суммы и со стороны внутреннего единства. Данное обстоятельство позволяет указать на существование разных уровней целостности предметов. Комплекс – это сложный тип целостности, различное сочетание систем образуют различные виды комплексов. Система – это структурное единство образующих её элементов. Структура – это способ связи элементов в системе. Элемент – это структурная единица системы (неразложимая на другие составляющие). 4.Причина и следствие. Категории «Причины и следствия» отражают всеобщие и существенные формы и универсальные связи бытия. Причинность раскрывает момент взаимообусловленности и взаимосвязи вещей и явлений. Раскрывает внутренний механизм детерминации (взаимообусловленности) явлений. Причина – это явление, которое повлекло за собой другое явление называемое следствием. Принцип причинности выражает идею о невозможности возникновения явлений из ничего, внезапно, без всяких на то оснований, вне своего источника. Причинные связи могут быть простыми или сложными, внешними или внутренними, главными или неглавными, одно и многонаправленными, основными и неосновными, существенные и несущественные, объективные и субъективные, прямые и обратные. 5.Необходимость и случайность. Являются важнейшими логическими средствами, отражающими гибкий, диалектический противоречивый характер детерминации. Случайность – это событие, которое может как появиться, так и не появиться, необходимость – это событие, появление которого строго обусловлено.случайное и необходимое в явлениях могут взаимно переходить друг в друга. 6.Возможность и действительность. Это выражает противоречивую временную свяь процессов развития и функционирования в объективной реальности. Они служат логическим средство отображения диалект.связи принципов детерминизма и развития.детерем. выр-ся в диалектике Прош,наст и буд.Т.е в обусловленности развития объектов.развитие оказывется процессом протекающим во времени. Процесс развития всегда принципиально незавершен, ибо не может быть такого состояния в нем,при кот,оказались бы полностью реализ. Все возможности Возможное-это то,что может стать действительным, а действительное- это осуществленная возможность. 7. сущность и явления Процесс познания объективного мира идет по пути перехода от чувственно-наблюдаемых, единичных и случайных сторон и явлений действительности к осмыслению их скрытых, внутр и необх осн-й и связей. Явление- это категория для обозначения внешнего обнаружения внутренней сущности данного конкретного единичного предмета. Сущность – это внутреннее устойчивые и необходимые основания связей конкретных явлений, которые носят глубинные, скрытые от наблюдателя понимания природы данного явления.Явл-е-это обнаружение своей сущности,а сущность-это внутр основа данного явления. |