Главная страница

ответы к экзамену по филосифоо. 1 Философия,ее предмет, функции и структура


Скачать 442 Kb.
Название1 Философия,ее предмет, функции и структура
Анкорответы к экзамену по филосифоо.doc
Дата06.04.2018
Размер442 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы к экзамену по филосифоо.doc
ТипДокументы
#17686
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница7 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

14 Философия фрейдизма и неофрейдизма.


Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

  • бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

  • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмо­ций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания - все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, же­лания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периоди­чески "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между при­хожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "не­нужных посетителей" прорывается в кабинет - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

"Оно" - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. "Сверх-Я" - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") - сильнее всадника и в действи­тельности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще те­ряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" - нормы и запреты - часто подчиняет "Я". Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

  • бессознательного - "Оно";

  • внешнего мира;

  • норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направ­ляют психикой человека, являются:

  • удовольствия - психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

  • вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, зап­рещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации - преобразованию в другие "разрешен­ные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года -"вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

  • в сексуальных действиях;

  • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуаль­ной энергии в несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

  • выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуаль­ные, так и несексуальные;

  • вытеснен в бессознательное;

  • подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мо­раль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превра­щений его сексуального инстинкта.

Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессозна­тельного.

Центральные понятия данной системы - Эрос и Таиатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения че­ловека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребно­сти и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной дея­тельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, чело­веческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влече­ний, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразова­ние ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - коллективное бессознательное - форма реализации вытесненных жела­ний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музы­ка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

  • к массовым психозам, всенародной депрессии;

  • к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и на­правляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдиз­ма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Виль­гельмом Райхом, Густавом Юнгом. Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверх­стремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комп­лекс неполноценности, который человек желает компенсировать, доби­ваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормаль­ной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имею­щая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию че­ловека, 'его аффекты с помощью морали, культуры,- этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам обще­жития, другим людям, подчиняться начальству, властям - это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, перево­дится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцина­ции. Архетипы - "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости челове­ческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого су­ществования:

  • патриархат и матриархат;

  • гуманистическое и авторитарное сознание;

  • власть и подчинение;

  • стремление к обладанию и просто жизнь;

  • личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

  • "свобода от" и "свобода для" - негативная и позитивная свободы.

Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоре­чия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины. Одним из популярных на Западе направлении неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898-1979).

Главное произведение Маркузс - "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Чело­век-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от обще­ства, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сек­суальной революции.

15 Русская философская мысль. Её возникновение и тенденции развития.


Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее фено­менальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно самостоятельно, независимо от европейс­кой и мировой философии, не находилась под влиянием многочислен­ных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, иде­ализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

  • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно правосла­вию и язычеству;

  • специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

  • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдель­ной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

  • большая роль проблем морали и нравственности;

  • конкретность;

  • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

  • проблема человека;

  • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

  • проблемы морали и нравственности;

  • проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

  • проблема власти;

  • проблема государства;

  • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан"
    значительный пласт русской философии);

  • проблема идеального общества;

  • проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

  1. период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

  2. философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становле­ния и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

  3. философия XVIII в.;

  4. философия XIX в.;

  5. русская и советская философия XX в.

1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской

философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от воз­никновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

  • моральные и нравственные ценности;



    объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

  • государство;

  • право;

  • природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

  • Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

  • Владимир Мономах (основное произведение - "Поучение", своеобраз­ный философский морально-нравственный кодекс, где даются поуче­ния потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, чест­ности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

  • Климент Смолятич (основное произведение - "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии - проблемы разума, познания);

  • Филипп Пустынник (основное произведение - "Плач", затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

2. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится па XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

  • сохранение русской духовности;

  • христианство;

  • борьба за освобождение;

  • устройство государства;

  • познание.

Среди видных философов данного периода:

Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-та­тарского ига;

Философий (XVI в.) - также занимался вопросами христианского бого­словия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Тре­тий Рим") по линии Рим - Константинополь - Москва;

Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монар­хии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной соци­ально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монар­хию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церк­ви к народу, были илеологами так называемого движения "нестяжате­лей" (боролись против "иосифлян" - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеоло­гическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов;

Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распрост­ранения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносео­логии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпи­рическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

3. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем раз­витии:

  • философию эпохи петровских реформ

Сюда относится творче­ство Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

  • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механи­стического материализма. Им была заложена материалистическая тра­диция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) - материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, мора­ли, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической филосо­фии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, право­вую и духовную свободу, торжество права.

4. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское; монархическое;

западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философию космизма. Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58.

5. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма; философией космизма; естественно-научной философией; философией "русского зарубежья".

16 Славянофилы и западники. Единство и разногласия


Западники: догнать Европу, переняв культуру, научные достижения, политич. и соц.устройство. Светскость, научность, независимость индивидов.

Славянофилы: продолжать развиваться по-прежнему (религия - православие, абсолютизм – саможержавие, общинность – народность). У России – свой путь.

ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО)

Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Идеология 3. формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. весьма разнообразен: дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писатели, журналисты. 3., объединяя довольно широкий круг мыслителей, никогда не было единой, сформированной на четкой, общепринятой системе взглядов школой.

К общим чертам идеологии 3. следует отнести:

  1. неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре;

  2. требование социально-экономических реформ по западному образцу;

  3. подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий (мирный путь - посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы);

  4. высокая оценка преобразований Петра I,

  5. преимущественно светский характер философии.


СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)

Представители С: "старшие" славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин; "младшие" - И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, П.В. Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов и др.; "поздние" славянофилы - Данилевский, Страхов, в некоторой степени, Леонтьев. Можно выделить группу т.н. правых (официальных) славянофилов - М.П. Погодин и СП. Шевырев - которые использовали идеи С. в целях утверждения официальной политики и церковности Российской Империи. Основные журналы: "Москвитянин", "Русская беседа". Формально появлению С. и западничества способствовала дискуссия по поводу "Философических писем" (1829-1831) Чаадаева, которые задали тему - Россия и Европа. Сущность С. сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой (мессианской) роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Византии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельности и, во-вторых, в гносеологии "живознания" (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Запад не устраивал С. своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность. Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства.

Критиковали креп.право (не по-христиански) и капитализм (за рационализм, независимость людей). За общину.

17 Философия Владимира Соловьева


Сложные идеи. Главная мысль – прийти к свету и богу через познание, но причем познание духовное – то есть через любовь к ближнему и самоотречение. Миссия славянства – установить мир и любовь на земле, но морально, а не войной.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900)

русский философ. Окончил Московский университет. Основные сочинения: "Духовные основы жизни" (1882-1884), "Великий спор и христианская политика" (1883), "История и будущность теократии" (1886), "Три речи в память Достоевского" (1881-1883), "Русская идея" (1888), "Россия и Вселенская церковь" (1889), "Национальный вопрос в России" (1883-1891), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание Добра. Нравственная философия" (1897), "Первое начало теоретической философии" (сб. статей, 1897-1899), "Три разговора" (1899-1900) и др.

Главная идея Соловьева – всеединство. Человек любит другого, отрекаясь от себя в его пользу, но таким образом он очищается и сам обогащается. Человек достигает высот развития. Соединяясь в совей духовности с богом, с абсолютнум началом. Это сущее (Абсолют) – стоит прежде самого бытия и определяет его.

Соловьев ставил своей целью как бы подвести итог философии, объединив философию, науку и религию, старается выработать единую философскую мысль.

К Абсолюту можно прийти от воли, представления и чувства через благо, истину и красоту. Учение о Софии – божественной мудрости – темно и непонятно. София – и мировая душа, и тело Христово, и женственность, и св.Мария. Познание же позволяет человеку приблизиться и достичь Абсолюта. Истина в этом случае проявляется как любовь. А познание приходит через веру.

Человек – как связующее звено между богом и прочими тварями и матер.миром.

Человек – и божество, и ничтожество одновременно.

Зло – не существует, есть только какой-то разла,дезорганизация бытия. К добру идти через упразднение эгоизма. Спасение индивидуальности – через любовь (признание др.человека, его личности).

Идея нации – не то, что она о себе думает, а то, что думает о ней Бог в вечности. Миссия славянства – восстановление мира и любви на земле и богоподобия. Миссия носит моральный характер (не политический).

18 Русская религиозно-идеалистическая философия кон.XIX-нач.XX в.


Основные черты. Онтологизм – при познании человек все эмоционально переживает и оценивает. Соседство противоречий (релишиозность и нигилизм). Соборность – личности собираются сами вокруг вечных ценностей. Внимание к истории и решение вопроса о судьбе России. Проблема человека и бога: соборность – или весь мир в одном человеке. На первом месте мораль.

  1. К концу XIX века русская философия приобрела и развила следующие черты. онтологизм. Правда познается не только через науку, но и через оценку и эмоциональные переживания познающего – система "живознания". В познании мало внимания уделяется терминам и определениям – больше эмоциям и переживаниям.

  2. противоречивость (идеи анархизма − абсолютизм, свобода духа – служба и креп.право). На западе все делится натрое – свет, тьма и человек (его мир), в котором каждый отделен от другого приличиями и цивилизованностью. А у нас – тока 2 понятия: свет и тьма. Добро и зло. Человеч.отношения – борьба между добром и злом.

  3. русский нигилизм – на базе православия (как противоречие ему). Отрицание общих ценностей, индивидуальностей, счастья индивида – во имя счастья человеческого. Отрицание истории и морали. Аскетизм. Обоготворение земного благополучия.

  4. соборность – свободное собирание личностей вокруг высших ценностей. Человек – не один на один с богом, а вместе со своей группой, с другими молящимися сюда же относится и общинность. Совокупность мышлений, объединенных любовью. Преображение личности через единение людей.

  5. каждая личность значима. Для всех есть абсолютные ценности, через соборность приходит познание и любовь (влияние Соловьева).

  6. проблема человека: либо люди растворяются в боге (всеединство, соборность - Соловьев), либо весь мир – в человеке, в глубине его личности (Бердяев).

  7. связь человека с богом – таинственна и интимна, это его высшее счастье богатство.

  8. человек имеет высшую ценность, и все, происходящее в обществе, надо расценивать – полезно ли личности? Но общественность при этом – органическое собрание индивидуальностей.

  9. свобода – от страстей грехов – внутреннее самосознание, обретается покаянием и богообщением.

  10. панморализм – мораль превыше всего, от нее все зависит в обществе.

  11. историософичность (любовь к истории) – постоянное к ней обращение. Мысли о судьбе России, ее будущем.

  12. славянофилы: община, мораль, обычаи и традиции, религия

  13. западники: гражд.строй, право, прогресс, наука.



19 Бытие, его формы. Смысл человеческого бытия


Бытие – то, что существует.

  • Античность. 2 разных мира – идеи и материя. Точка прикосновения – число (Пифагор), слово (Гераклит), бытие (Парменид). Так как бытие объективно – оно связано с понятием истины. То, что истинно существует – истинно и мыслится.

  • Средневековье. Бытие – это бог, духовный мир. Материя – им создана.

  • Возрождение. Бытие – окружающая природа.

  • Новое время. Бытие – материя с точки зрения науки.

  • Современный взгляд: бытие как внешняя среда во временном протяжении – и бытие как внутренний мир человека, существующий только в настоящем.

Формы бытия: движение, пространство, время, независимость от субъекта (человека, его восприятия реальности)

Смысл человеч.бытия – вечный и неразрешимый вопрос.

Бытие − категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. - целостность, истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее - удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни - возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии двадцатого века связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Б. - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики.

Современное понимание бытия.

  1. с точки зрения внутреннего мира человека – это настоящее. Так как мы все осознаем в настоящий момент, а наше прошлое и будущее – наши иллюзии, воспоминания, фантазии.

  2. с точки сзения внешнего окружения – это прошлое и будущее (так как события и процессы имеют протяженность во времени). А настоящее не имеет отрезка времени, это граница между прошлым и будущим.



20 Монистические и плюралистические концепции бытия


Монистич.концепция: основа многообразного бытия – единая субстанция.

Дуалистическая конц.: основа бытия – матиерия и дух (материализм и идеализм).

Плюралистические идеи: в основе бытия – много всего.

Монизм – признание одного только начала , закона устройства мироздания. Больше последовательности и монолитности – но и более ограниченные взгляды, схематичная реальность.

Плюрализм – концепция, признающая множество идей и взглядов, не сводимых к чему-то одному. Отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Противоречия – источник прогресса. Наиболее четко современный плюрализм проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.
Любая теория (научная) – учение о бытии, онтология (=учение о сущем). Бытие – то, что существует. Вопрос в том – что именно существует?
Плюралистич.концепция: мир сложен и многообразен (Энгельс, научные подходы – химич., физич., биологич., социал. бытие).

Дуалистические взгляды: есть материя и дух, идея (Платон − материализм и идеализм, совр.представления о бытии как внеш.и внутр.мире человека).

Монистическая концепция: признается только один тип реальности – материя, дух, Бог и т.п. (среднековые мысли - бог, возрождение − природа, новое время – мысли человека).

21 Философское учение о материи.
Главное: подходы к понятию МАТЕРИЯ: материалистический, объективно-идеалистический, субъективно-ид, позитивистский; 3 элемента материи и их уровни. Черты материи: Неотъемлемое свойство материи- движение. Самоорганизация – воспроизведение самого себя посредством флуктуации (отклонение, колебание). Материя располагается во времени (длительность) и пространстве (протяжённость), отражается.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль­ное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход - материя объективно существует

  • субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной
    реальности не существует вообще, она лишь продукт («галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

  • позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя дока­зать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами материи являются:

  • неживая природа;

  • живая природа;.

  • социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Уровнями неживой природы являются:

  • субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны - мельчайшие
    единицы материи, меньшие, чем атом);

  • микроэлементарный ( электроны);

  • ядерный (ядро атома);

  • атомарный (атомы);

'• молекулярный (молекулы);

  • уровень единичных вещей;

  • уровень макротел; '

  • уровень планет;

  • уровень систем планет;

  • уровень галактик;

  • уровень систем галактик; уровень метагалактик;

уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

доклеточный (ДНК, РНК, белки);

клеточный (клетка);

уровень многоклеточных организмов;

уровень видов;

уровень популяций;

биоценозы;

уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

  • отдельный индивид;

  • семья;

  • группа;

  • коллективы разных уровней;

  • социальные группы (классы, страты);

  • этносы;

  • нации;

  • расы;

  • отдельные общества;

  • государства;

  • союзы государств;

У человечество в целом.

Характерными чертами материи являются:

  • наличие движения;

  • самоорганизация;

  • размещенность в пространстве и времени;

  • способность к отражению.

Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

  • механическое движение;

  • физическое движение;

  • химическое движение;

  • биологическое движение;

  • социальное движение.
    Движение материи:

возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположно­стей, их единства и борьбы);


  • всеобъемлюще (движется все: от атомов до Вселенной);

  • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения за­
    мещается возникновением новых форм движения).

Движение также может быть:

  • количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

  • качественным - изменение самой материи, перестройка внугренней струк­туры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.



5* Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис­ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - посто­янно присущие материи случайные колебания, и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустой­чивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

  1. "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается
    в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии
    из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;

  2. "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате
    внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей,
    либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бель­гийский философ И. Пригожий.

%}» Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило­софами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

  • реляционный.

Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - счи­тали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и про­странством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники второго - реляционного (от лат. relatio - отношение) (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

  • время - форма бытия материи, которая выражает длительность суще­ствования материальных объектов и последовательность изменений
    (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

  • пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
    Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то,
    что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнш­тейном:

• подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание вре­мени и пространства как отношений внутри материи;

|/ перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скорос­тью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способ­ностью к самоорганизации, размещенное™ в пространстве и време­ни) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) -следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

  • физическим;

  • химическим;

• механическим.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

  • раздраженности (у растений);

  • чувствительности (у животных):

  • психического отражения(у людей, вроде).

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно ма­териалистической концепции сознание - это способность высокооргани­зованной материи отражать материю.

22 Проблема движения.


Движение — один из атрибутов материи, способ ее существования. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения. Ф Возрождения решала проблему внутренней активности материи: появилась концепция всеобщей одушевленности материи — панпсихизм. В XVII—XVIII вв. - принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался. Религиозная концепция первотолчка, с помощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной. Современный материализм: источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал, одна форма движения переходит в другую. Количественные и качественные изменения. Развитие: прогрессивное или регрессивное.Ф. Энгельс: формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Познание есть один из вариантов такого взаимодействия.

Уже элеаты обратили внимание на противоречивый характер движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, показывающие невозможность мысли о движении. Наиболее известными являются апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела».

Содержание апории «Ахилл и черепаха» следующее. Черепаха и Ахилл — один из лучших бегунов античной Греции — находятся в точке А. Черепаха начинает движение чуть раньше Ахилла. За некое время черепаха проходит расстояние Т и оказывается в точке В. В этот момент начинает движение Ахилл. Однако, когда бегун окажется в точке В, черепаха проползет еще некоторое расстояние и доберется до точки С- За то время, пока человек доберется до точки С, черепаха вновь уйдет вперед, и т.д. Как бы ни был быстр Ахилл, ему всегда понадобится некоторое время, чтобы достичь точки, где до этого была черепаха. И как бы медленно ни двигалась черепаха, она всегда пройдет некоторое расстояние за то время, пока Ахилл достигнет точки, где она только что была. Таким образом, делает вывод Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку мы не можем это помыслить. Если бытие и мысль об этом бытии — одно и то же, то невозможность мысли о движении свидетельствует о невозможности самого движения, утверждает Зенон.

В апории «Летящая стрела» философ рассматривает соотношение движения и покоя. В каждый конкретный момент времени, рассуждает он, стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т.е. покоится, но наши чувства свидетельствуют, что стрела движется. Следовательно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами, но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств следует отбросить. Таким образом, резюмирует Зенон, движение невозможно.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, сводятся к двум пунктам:

  • логически невозможно мыслить множественность вещей;

  • допущение движения приводит к противоречию.

Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех представлений, которые привели их к выводу о немыслимости движения. Во-первых, — говорит Аристотель, — Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема внутренней активности материи, которая для античных философов решалась простым утверждением о взаимодействии стихий и наличии в космосе противоположных начал, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи — панпсихизм. Близким ему по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью — гилозоизм. Эти версии ответа па вопрос о причине изменений предполагали растворение в материи духовного начала, которое понималось как душа или жизнь.

Философы-механицисты, отождествив материю с косным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII вв. широкое распространение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался, Вселенная продолжала существовать самостоятельно, подчиняясь естественным законам. Деизм представляет собой светскую, секуляризованную версию религиозной концепции первотолчка, с помощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной.

Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Современный материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира.

Итак, движение — один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и исключается ошибка редукции его к одному конкретному виду. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс —развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Регресс — развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от высшего к низшему.

В диалектическом материализме говорится также о различных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая — с макротелами, физическая — с атомами, химическая — с молекулами, биологическая — с белками, социальная — с человеческими индивидами и социальными общностями.

Дальнейшее развитие естественной науки внесло существенные коррективы в предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Так, советский исследователь Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том'Основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, называемое Ф. Энгельсом самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

23 Проблема единства мира.


на всех этапах pазвития философии в той или иной фоpме возникает и pешается пpоблема единства миpа. Пеpвые философские системы, возникающие в pабовладельческом обществе, основаны на эмпиpическом постижении окpужающей действительности. В них впеpвые выдвигаются доказательства единства миpа. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся дpуг в дpуга матеpиальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, деpева и металла, а эти взаимопpевpащения можно непосpедственно наблюдать.

Pазвитие пpоизводящей экономики, более глубокое проникновение в строение пpиpоды, а также, очевидно, дpугие причины приводят к качественному pазвитию изложенной матеpиалистической концепции. Выдвигается идея о стpоении всего существующего из мельчайших частиц, находящихся во взаимодействии. В евpопейской философии эти идеи содеpжатся в атомистической теоpии.

Откpытие количественных законов космических и земных тел пpиводит к созданию теоpетических пpедставлений о едином миpе, основу котоpого составляют гаpмоническая система чисел и их отношений .Все эти взгляды послужили истоpической основой для дальнейших философских pазpаботок и пpедвосхитили, пусть в наивной фоpме, последующие достижения в области естествознания и математики. Но вместе с тем они не в состоянии были объяснить сознание как свойство высокооpганизованной матеpии, источник движения миpа, фактически сводили биологические и социальные законы к законам неживой пpиpоды.

В pелигиозных концепциях сpедневековья единство миpа выpажалось лишь в том, что он был создан одним существом - богом.

Pазвитие капиталистического способа пpоизводства, пpоисходящее в эпоху Возpождения и в Новое Вpемя, стимулиpует pазвитие науки и пpежде всего естествознания. Именно в этот пеpиод создается каpтина единства миpа на основе пpинципов механики.

Постепенно наука пеpеходит от стадии накопления фактов к твоpческому их осмыслению. Это пpиводит к попыткам выведения общих законов пpиpоды и общества. Но в условиях господства феодализма, pелигиозной идеологии, идеи кpеационизма эти законы еще выpажаются в идеалистической фоpме. Фундаментальной системой такого pода, как известно, была философия Гегеля.

XIX в. знаменуется откpытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов матеpии. Это поpождает диалектико-матеpиалистическую тpактовку единства миpа.

Однако до недавнего вpемени еще не были откpыты естественно- научные законы pазвития неживой пpиpоды, что не позволяло опpеделить пpинципы пеpехода от неживой матеpии к живой. С созданием синеpгетики и дpугих взаимосвязанных дисциплин эти вопpосы начинают pешаться, а это, несомненно, пpиведет к pазвитию диалектико-матеpиалистического видения миpа.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


написать администратору сайта