сик 2 неделя. 1. Формирование казахской интеллигенции в начале 20 века социальный состав, образование, деятельность
Скачать 29.53 Kb.
|
1. Формирование казахской интеллигенции в начале 20 века: социальный состав, образование, деятельность. В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии «Алаш». В октябре 1905 года в Уральске они провели съезд делегатов пяти казахских областей Туркестанского края, который поставил на повестку дня вопрос о создании партии, защищающей национальные интересы казахского народа. Авторитет и влияние казахской интеллигенции стали заметными и в Российской империи в целом. Алихан Букейханов (1866-1937) казахский общественный деятель, преподаватель, журналист. Один из лидеров партии «Алаш». Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесного института. Занимался статистикой. Сотрудничал с газетой «Семипалатинские областные ведомости». Член 1-й Государственной Думы от Семипалатинской области. Добравшись до Петербурга уже после роспуска Думы, он тем не менее подписал Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому неповиновению. Член Самарского губернского комитета Партии Народной Свободы. Был членом ВВНР, состоял в ложе «Чермака» (Петроград). Бахытжан Каратаев (1863-1934)- юрист, депутат Государственной думы II созыва от Уральской области. Окончил Омскую гимназию и юридический факультет Санкт-Петербурского университета. Окончив университет, стал сначала судебным исполнителем в Кутаиси, затем судебным следователем в Уральской и Тургайской областях. С 1905 по 1914 год входил в конституционно-демократическую партию, стоял во главе Уральской киргизской группы, 12 февраля 1907 избран в Государственную думу II от инородческих волостей Уральской области. Вошёл в состав Конституционно-демократической фракции, а также в Мусульманскую фракцию и Сибирскую группу. Состоял в думских комиссиях по разбору корреспонденции, по запросам, о свободе совести и аграрной комиссии. Последовательно выступал против переселенческой политики П. А. Столыпина, которая, как считал Каратаев, ущемляла интересы коренных народов. Разрабатывал законопроект, защищающий земельные интересы коренных народов. В 1905—1907 годах стал присяжным. В марте 1907 года вошёл в Сибирскую парламентскую группу. С установлением Советской власти встал на сторону большевиков. В марте 1918 г. на Уральском областном съезде Советов был избран членом исполкома Уральского областного Совета и комиссаром юстиции. После установления советской власти в Уральске — член, затем председатель коллегии по национальным делам Уральского областного ревкома. 24 июля 1919 назначен членом ВРК по управлению Киргизским краем. 26 июля 1919 года решением Совнаркома РСФСР назначен членом Киргизского ревкома. Участвовал в подготовке проектов первых законов Киргизской АССР, делегат 1-го и 2-го съездов Советов Киргизской АССР. Ахмет Байтурсынов (1872-1934)- казахский общественный и государственный деятель, член партии Алаш (репрессирован в 1937 году), просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик. Ахмет Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей, тем самым преобразовав старый алфавит в новый в1912 году. Разработал основы казахского и научную терминологию для определения казахской грамматики. Партия Алаш Партия Алаш была организованна в 1917 году, председателем являлся Алихан Букейханов. Первыми задачами были:всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство. Программа партии 1. Образовать территориально-национальную автономию областей. 2. Создание автономий и управление ими. 3. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш. 4. Право меньшенства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлены пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш. Алашская автономия Была образована в годы Гражданской войны. самопровозглашённое казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды». Движение в силу различных обстоятельств, не представляло собой значимой военно-политической силы. Местное оседлое неказахское население практически не поддерживало движение в силу полной противоположности интересов с казахами. Ликвидировано большевистским Военно-революционным комитетом в 1920. Туркестанская автономия ( известна также как Кокандская автономия) самопровозглашённое территориальное образование, краткое время, существовавшее с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территориях современных Узбекистана, Казахстана и Киргизии. 2. Казахстан в годы Первой мировой войны. Национально-освободительное восстание 1916 года. Первая мировая война (1914-1918) Первую мировую войну вызвали противоречия между империалистическими странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанта). Главное было противоречие между Германией и Великобританией. Первого августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Война сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Вступление России в первую империалистическую войну тяжело отразилось на положение жителей Казахстана. Война резко ухудшила экономическое положение, обострила социальные противоречия в стране. В Казахстане падало сельскохозяйственное производство, сокращались посевные площади, продолжалось изъятие земель у местного населения, особенно в Семиреченской и Сырдарьинской областях. . Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т. е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. В годы войны в Казахстане резко ухудшилось материальное положение трудящихся, снизилась заработная плата рабочих, выросли вдвое и больше цены на продовольствие. Налоги и сборы возросли в 3 – 4 раза, а в отдельных случаях – в 15 раз. Усилились полицейские надзоры, произвол и насилие со стороны царских чиновников, байства. Волна забастовок и стачек росла, наряду с экономическими требованиями выдвигались и политические. В 1914 – 1915 годы бастовали шахтеры Караганды и Экибастуза, железнодорожники, медеплавильщики Спасского и Карпакского заводов, рабочие на рудниках Риддера, Джезказгана, Успенска и др. Ширились аграрные волнения. К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа и конфликтов на этой почве с местной администрацией. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участие казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету «Казах» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. Таким образом, мировая война привела к общенациональному кризису как в центре, так и национальных окраинах империи, вызвала повсеместно революционный кризис, подъем национально – освободительного движения, показала неспособность самодержавия контролировать обстановку в стране, что усугублялось поражениями на фронтах. Национально – освободительное восстание 1916 года. Русское правительство не собиралось вооружать «неблагонадежных» казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 года был опубликован указ, по которому все нерусское население в возрасте 19 – 43 лет должно было быть «реквизировано» для работы по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение, потому что, мобилизация проводилась во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916 – 1917 гг. Таким образом, в 1916 г. рост классового и национального угнетения, война ускорили процесс общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений стало национально – освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Причины восстания: 1. Массовое изъятие земель; 2. Произвол и насилие царских чиновников; 3. Реквизиция огромного количества материальных ценностей на нужды войны; 4. Увеличение налогов; 5. Политика русификации. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: его крупные очаги проявились в Тургае и Семиречье во главе с лидерами А. Имановым, А.Джангельдиновым, Т.Бокиным, Б. Ашекеевым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан. Оно было направленно против военно-колонизаторской политики царизма, против феодально-байской верхушки аула, против империалистической войны. Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение казахского народа, т. е. за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства – шаруа, а также представители нарождающегося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем так же представители и других слоев казахского народа: баи, волостные управители бии, а так же демократическая интеллигенция. Поводом к восстанию послужил указ царя от 25 июня 1916 года. В ответ на царский указ восстали народы огромного региона – Казахстана и Туркестана. В казахском обществе отношение к указу и восстанию было неоднозначно: часть феодально – байской верхушки, а так же чиновники администрации поддерживали указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикально настроенные представители интеллигенции Т. Бокин, Ниязбеков, Жунусов, Айтиев, Джангильдин выступили против указа и призывали народ к сопротивлению, а лидеры либерально – демократической интеллигенции Букейханов, Байтурсынов, Дулатов и другие предлагали ограничиться мирными формами протеста, опасаясь репрессий царских властей против мирного населения Причина поражения восстания. Причинами поражения восстания были: его стихийность, недостаточная организованность, оно не имело единого руководящего и организованного центра. Восстание 1916 года занимает особое место в истории многовекового национально – освободительного движения казахского народа. Впервые после национально – освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 года имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания – национальным и политическим освобождением народа. 3. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан. Казахстан в условиях двоевластия. Февральская буржуазно-демократическая революция. 27 февраля 1917 года в России началась революция. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 года. В ходе Февральской революции в Казахстане, как и по всей стране, установилось двоевластие - органы Временного правительства и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В марте - апреле 1917 года в Казахстане повсеместно создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах появились казахские национальные комитеты.Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. Комиссаром Временного правительства в Тургайской области был назначен А. Букейханов, в Семиречье - М. Тынышпаев, в Туркестане - М. Шокай, один из руководителей национально-освободительного движения в Туркестане. 7 марта 1917 года Временное правительство издало указ об амнистии участников восстания 1916 года в Казахстане. Для установления национального согласия в крае Временное правительство 20 марта 1917 года отменило всякие ограничения в правах российских граждан, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. В апреле-мае 1917 года был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных по указу царя от 25 июня 1916 года. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков. После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. 21-26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, рассмотревший вопрос об образовании казахской политической партии Алаш, признал необходимым выработать ее программу. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия-Партия туркестанских федералистов. В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах». После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. 4. Образование и деятельность партии Алаш. Программа партии «Алаш». История автономии Алаш и Кокандской автономии. ПРОГРАММА ПАРТИИ АЛАШ п. 1 Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием. п. 2 Автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прежнем виде. Партия Алаш стремится, чтобы все лица, работающие в волостных и аульных судах, были честные и полезные народу. Вопросы о работающих в земских управах и милиции разрешаются народом. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами; мироедов — врагами. п. 3 В Российской федерации существуют равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Служащие никуда не могут отлучиться без разрешения хозяина. Суд без обвинения и допроса не может арестовать и осудить; все дела на местах должны рассматривать в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте совершения преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемым в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются. п. 4 Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. У киргиз отдельный муфтий. Записи браков, рождения, смертности и разводов остаются у Киргизских мулл. п. 5 Судимость и суд каждого народа должны быть сообразны обычаю; судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допросы и решения суда должны происходить на языках тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны. Ввиду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, а потому решению их должны подчиняться все без исключения. Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно. Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрение дела происходит в местностях с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все. заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и нравам народа. п. 6 Для защиты народа должно быть войско, организованное на других началах, нежели теперь. Обучение и служба военнообязанных должны происходить на местах. Разделение войска на части должно производиться по родственному принципу; киргизы отбывают службу в виде конной милиции. п. 7 Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще; богатый платит больше, бедный — меньше. п. 8 Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих. Ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, таким образом, — и рабочих, партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков. п. 9 Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения, включительно до университетов. Школа должна быть автономна: правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугали-мы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях. п. 10 Автономии При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев не должен производиться. Все ранее отобранные у киргизов переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Личные земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезываются для прибывших, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме наделов землей, должны быть также наделы водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки принадлежат государству и управляются земством. 22 ноября 1917 года в Коканде открылся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Съезд принял решение об образовании Туркестанской (Кокандской) автономии в составе России с центром в Коканде. Избранное съездом правительство автономии – Временный совет – вначале возглавил М. Тынышпаев. Позже его заменил М. Шокай. Мустафа Шокай был одним из вдохновителей и организаторов этого государственного образования, сыгравшим значительную роль в политическом и культурном возрождении мусульманских народов. Ислам в автономии был признан государственной религией. Однако большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года в результате переворота, не могли мириться с существованием национального правительства. Советское руководство предъявило ультиматум Временному правительству Туркестанской автономии, на который М. Шокай ответил отказом, тем самым отказываясь признать советскую власть. В январе 1918 года Ташкентский Совет направил в Коканд карательную экспедицию, в составе которой были красногвардейские части Ташкента, солдаты городского гарнизона. Ради разгрома автономии большевики пошли даже на союз со своим идеологическим противником – партией армянских националистов «Дашнакцутюн». Отряды дашнаков отличались особой жестокостью в отношении мусульманского населения. У вновь созданной Кокандской автономии для того, чтобы отстоять свой суверенитет, не было серьезной армии, кадровых офицеров. 29 января 1918 года начался разгром автономии. 5 февраля Коканд был взят штурмом. После трех дней резни и грабежей город был сожжен. Были конфискованы банковские средства, из 150 тысяч жителей города в результате бойни осталось не более 60 тысяч – остальные были убиты или бежали. Таким образом, Туркестанская автономия как государственное образование просуществовала чуть более двух месяцев. Для упрочения советской власти в крае нужно было разрушить старый государственный аппарат и создать новый, советский государственный орган управления. 30 апреля 1918 года была провозглашена Туркестанская Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошли южные районы Казахстана. Столицей Туркестанской АССР стал Ташкент. К слову, в образованном в Ташкенте правительстве автономии из четырнадцати его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Весной 1918 года в автономии были национализированы ведущие отрасли промышленности, банки, железные дороги. 5–13 декабря 1917 года в Оренбурге прошел Второй Всеказахский съезд. Главным был вопрос об образовании автономии и формировании ее правительства. Съезд заявил о создании Алашской автономии казахов. На съезде было образовано правительство автономии – Временный народный совет Алаш-Орда. Алаш-Орда состояла из 25 членов, десять из которых являлись представителями других национальностей. В состав казахской автономии должны были войти Бокеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская области, районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населенные казахами. Центром автономии временно был объявлен Семипалатинск. Председателем Алаш-Орды был избран Алихан Бокейханов. Необходимо отметить, что алашевцы хорошо осознавали трудность идеи полной автономии, прежде всего в силу разбросанности территории и слабости экономического развития самого казахского общества и военно-политической ситуации. Отношения между Алаш-Ордой и советским правительством были сложными. Алашординцы видели противоречие в советской политике, которая, с одной стороны, провозглашала право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, с другой стороны, кроваво уничтожила Туркестанскую автономию. Советская власть объявила, что предоставляет автономию колониально зависимым народам только на советской основе. Тем не менее, в марте 1918 года Алаш-Орда на своем заседании принимает решение об официальном признании советской власти. Извещая об этом Москву, она требует, чтобы советское правительство приняло аналогичное решение, но вполне законное требование осталось без ответа. Гражданская война, разгоревшаяся весной 1918 года, охватила и Казахстан. В годы Гражданской войны Алаш-Орда изначально выступила против советской власти, официально признав белогвардейское Сибирское правительство. Однако и белогвардейцы отказывались признать самостоятельную казахскую государственность. Позже взаимоотношения алашевцев с советским правительством перешли к постоянным контактам и компромиссам. Советское правительство вступило в переговоры с Алаш-Ордой, стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции. В постановлении от 4 апреля 1919 года членам Алаш-Орды объявлялась амнистия. Это, а также жестокость со стороны белогвардейцев и интервентов на территории Казахстана заставило перейти алашскую интеллигенцию на сторону советской власти. 9 марта 1920 года было принято решение о ликвидации Алаш-Орды. Начался процесс создания казахского советского государства. С укреплением тоталитарного режима постепенно усиливались политические преследования членов партии «Алаш». Тонкий слой высшей интеллигенции последовательно уничтожался. В 1928 году М. Дулатов был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. В 1935 году он умер в Соловецком лагере. А. Бокейханов, А. Байтурсынов были расстреляны в 1937 году. Подведем итоги. В результате Октябрьской революции 1917 года власть перешла к Советам. Новая власть, признавая право народов на определение формы государственности, в то же время сама же определила эту форму «как автономию на основе Советов». Другими словами, большевики, придерживавшиеся по отношению к Польше и Финляндии «демократических» позиций, признав их независимость, в отношении среднеазиатских народов предпочли решить вопрос о форме государственности без учета мнения самих этих народов. Фактически это было полным игнорированием национальной государственности. Имперское мышление новой власти не дало возможности осуществиться всем целям, замыслам и мечтам казахского народа на пути к достижению национальной государственности. Но, несмотря на крах национальных образований, Туркестанская автономия и автономия Алаш стали важным явлением в истории народов нынешней Центральной Азии. |