Самостоятельная. Самостоятельная работа по теме 1.1 Естествознание. 1 Фундаментальная наука
Скачать 31.6 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 1.1. Фундаментальная наука. Задание 1. Вопросы. 1. Объясните, что понимается под наукой. 2. Назовите черты, позволяющие отделить науку от иных сфер освоения действительности (искусство, религия). 3. Объясните, чем отличается наука от других отраслей культуры. 4. Объясните, совместимы ли наука и религия и поясните, что такое верующий ученый. 5. Напишите небольшое эссе, в котором постарайтесь объяснить, наука — благо или зло. 6. Объясните, чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной. 7. Объясните, в чем заключается единство научного метода. 8. Объясните, чем правовой закон отличается от научного. 9. Объясните, что означает и что изучает естествознание. 10. Объясните, когда и как возникло естествознание. 11. Объясните, что такое естествознание и какие науки можно к нему отнести. 12. Объясните, как соотносятся друг с другом естественные науки. 13. Объясните, что понимается под концепциями современного естествознания. 14. Объясните, каковы особенности развития науки в ХХ в. 15. Объясните, что такое научная революция и перечислите научные революции в истории общества, которые вам известны. 16. Объясните, какие основные этапы можно выделить в развитии науки. 17. Объясните, когда и при каких обстоятельствах возникает наука. 18. Назовите выдающиеся достижения современного естествознания. 19. Объясните, почему в культуре ХХ в. Столь большое место занимает космическая мифология (инопланетяне, НЛО и т.д.) 20. Объясните, на основании каких признаков астрологию можно отнести к науке и поясните, почему она все-таки не может претендовать на статус научного знания. Ответы. 1. Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве. Как многофункциональное явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания). 2. Гуманитарная область, область духовно-нравственной культуры. 3. Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: - от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.); от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.; от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий; от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку; от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах; от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира. 4. Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное. Верующий учёный – это всего лишь запутавшийся, отчаявшийся человек, который не может знать всего и сразу, а потому может заблуждаться и верить в бога. 5. Наука это то, чему человек научится, научился делать благо, значит его наука-благо! если научился делать зло, то его наука это - зло! благо и зло это- человек в природе, в космосе нет такого понятия, как благо и зло. только человек определяет свои деяния (науку) как благо и зло. только человек сознательно напраявляет свою деятельность на бользу обществу, людям или во вред им. так. 6. Естественнонаучная культура — это система знаний о природе, а гуманитарная — это система знаний о человеке и человеческом обществе. Естественнонаучная культура основывается на знаниях естественных наук: физики, химии, биологии, геологии и др. Гуманитарная культура основывается на знаниях истории, религии, философии, искусствоведения, филологии, юриспруденции и других наук. 1. Объекты исследования. Естественные науки изучают более простые объекты и явления природы, а гуманитарные науки изучают самые сложные объекты: человека и человеческое общество. Естествознание ориентировано на нахождение общего закона, а гуманитарные науки ориентированы на выявление особых и уникальных явлений. 2. Объяснение и понимание. В естествознании на основе принципов, законов и теории объясняются отдельные факты и явления природы. В гуманитарных науках нельзя подвести уникальные и неповторимые явления под единую теорию. Поэтому вместо объяснения применяется метод понимания. 7. Научный метод представляет собой воплощение единства всех форм знаний. Познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам и правилам. Это свидетельствует, во-первых, о единстве всех наук, а во-вторых – об общем, едином источнике познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество. 8. Научный закон создается учеными и закрепляется в специальных трудах (например, в диссертациях), публикуется в журналах, оглашается на конференциях. Юридический — разрабатывается государственными и муниципальными органами, управленческими структурами предприятия и фиксируется в виде правового акта. 9. С современной точки зрения, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое, при этом к естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. 10. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями. 11. Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. С точки зрения современной науки, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое. Основные естественные науки, возникшие из естествознания — физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология. 12. Все явления в мире связаны друг с другом, поэтому естественны тесные связи между науками о природе. Любой живой и неживой объект окружающего мира можно описать математически (величина, вес, объем, соотношение между этими категориями), физически (свойства вещества, жидкости, газа, из которых он состоит), химически (свойства происходящих в нем химических процессов и реакции вещества объекта) и т. п. 13. Концепции современного естествознания —стандартная дисциплина в светской системе образования. Это междисциплинарное направление, в рамках которого рассматриваются фундаментальные идеи, принципы, законы, методы классического и современного естествознания, а также внутренние связи между основными отраслями науки. 14. Особенности развития науки в XX столетии. + В XX веке естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами, что обусловливалось потребностями практики. Промышленность требовала новых технологий, в основе которых лежало естественнонаучное знание. + 91. + Мощным стимулом для развития науки и техники стали мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. 15. Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира. 16. В истории науки выделяют следующие этапы: 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии). 17. Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опытного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р. Бэкон. Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. 18. В последние десятилетия благодаря развитию технических средств эксперимента достигнуты значительные успехи в естествознании. К важнейшим естественно-научным достижениям относятся: высоко-температурная сверхпроводимость, химические лазеры, молекулярные пучки, атомный лазер, нанотехнология, расшифровка генома человека и др. Многие из них отмечены Нобелевскими премиями. 19. В 20 веке Гагарин "оплодотворил" такое далекое некогда небо, возвестил присутствие человека в космосе и перспективы его освоения надолго заполнили умы людей, потеснив там назревший вопрос "Одни ли мы во Вселенной? В один миг космос стал ближе абсолютно всем. Но одно дело задаваться вполне передовыми на том момент и с научной точки зрения вопросами и это находило отражение и в культуре (Стругацкие, ЛЕМ), совсем другое укоренение различных конспирологию в умах. И здесь это совпало с концом проекта "модерна" с его серьезностью (на Западе) и переходом в постмодерн с его тягой к экстравагантным и диспропорциональным построениям, к абсурду, к наложению друг на друга различных контекстов, к ироничному осмеянию духа Просвещения, рационального и позитивистского отношения ко всему. Отсюда очаровательный хаос и пленительная бредовость конспирологических построений: каждый конспиролог приглашается к творческой игре в выстраивании мозаики самых различных гипотез, самых экстравагантных догадок, самых абсурдных подозрений по собственному вкусу и с нарочитым смешением контекстов. Но то, что бродило в умах (ТВ-3 пришельцы) у нас это лишь лишенные всякой экстравагантности копии западных конспирологию на тему УФО, уже приевшихся всем. 20. Еще одна причина, по которой астрологию можно отнести к науке, это точность начальных данных. Также как в математике, физике или геометрии, в астрологии мы имеем точное расположение небесных тел на небосводе, по которым выстраиваем предсказание. Утверждения о том, что астрология – не наука учёные основываются на то, что методология астрологии несовместима с современной наукой методологией, и поэтому астрология относят к суевериям, разновидности гадательной магии. Задание 2.
Задание 3.
Задание 4. Вот как описывает бывший госсекретарь США Д. Агесон встречу между Р. Оппенгеймером, возглавлявшим в 1939—1945 гг. работы по созданию атомной бомбы, и президентом США Г. Труменом, которая состоялась после атомной бомбардировки городов Японии: «Как-то раз я сопровождал Оппенгеймера к Трумену. Ученый, ломая себе пальцы, говорил: “У меня руки в крови”. Позднее Трумен сказал мне: “Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу, меня тошнит от этой слезливости». Может быть, Г. Трумен прав? Сформулируйте и аргументируйте свое мнение. Оппенгеймер придумал и создал первую атомную бомбу, но приказ сбросить бомбы на мирные японские города Хиросима и Нагасаки отдал президент Г. Трумен. Так что, в это ситуации вины президента больше, чем у ученого. |