История государства. 1. Государство и право Древнего Египта
Скачать 0.59 Mb.
|
Тема 9. Государство и право Средневековых Японии и Китая Вопросы темы: Вопрос 1. Организация государственной власти в средневековой Японии. Вопрос 2. Право средневековой Японии. Вопрос 3. Организация государственной власти средневекового Китая. Вопрос 4. Право средневекового Китая. Цели изучения темы: рассмотрение этапов становления японской государственности; понимание специфики японского сёгуната и концепции самурайской этики; проведение правового анализа основных памятников средневекового японского права; рассмотрение этапов становления китайской государственности; проведение правового анализа основных памятников средневекового китайского права. Задачи изучения темы: анализ особенностей японской государственности, роли и полномочий императора и сёгунов; характеристика важнейших реформ средневековой Японии; анализ основных памятников средневекового японского права: “Манифеста Тайко”; свода законов “Тайхоре”; Свода “ста законов”; выявление специфики государственного управления средневекового Китая, рассмотрение органов государственной власти и их полномочий; определение роли религии, и в частности, конфуцианства, в вопросе правового регулирования общественных отношений в средневековом Китае. Успешно изучив тему, Вы получите представление о: средневековой японской государственности, органах государственной власти и правомочиях императора; этапах развития права средневековой Японии; различиях в правовом положении японского и китайского императоров; правовых школах средневекового Китая; будете знать: роль и место императора Японии в системе органов государственной власти; сущность японского сёгуната; роль и место императора Китая в системе органов государственной власти; специфику правового регулирования общественных отношений в средневековом Китае. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Синтоизм (от япон. синто, буквально — путь (учение) богов), религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. Синтоизм возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Буддизм (санскр. buddha dharma «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до Р.Х. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Сёгунат – форма правления средневековой Японии.Был политической формой диктатуры феодалов. Сёгунат, обычно возглавляемый представителем крупнейшего феодального дома (Минамото, Асикага, Токугава), осуществлял контроль над другими княжествами в силу своего экономического превосходства над ними. При сёгунате административный аппарат находился в руках военного сословия (буси), не существовало разделения между законодательной и исполнительной властью, между административными и военными органами. Вопрос 1. Организация государственной власти в средневековой Японии. Название государства происходит от слова Ниппон - буквально “страна, откуда появляется солнце”. Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические памятники, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран захватить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров, в знак зависимости японцы присылали богдыханам подарки, платили дань. У китайцев японцы переняли веру: буддизми конфуцианство, обожествление верховного правителя. Так же как и в древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из резиденции правителя так, чтобы все время быть обращенным к нему лицом. Создание самостоятельного государства в Японии относят к середине VII в. Здесь еще в III в. начался процесс разложения первобытного строя, перехода к классовому обществу и государству. Внутри родов развивалось имущественное и социальное неравенство, выделялась родовая аристократия, складывались различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Это способствовало укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати. Вместе с тем, крепостного права юридически не существовало, и в предшествующий период рабство не стало самостоятельным укладом. Географические условия Японии — ее островное положение, гористость местности также не способствовали развитию рабовладения. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии, поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли. Поведение людей во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев — синтоизм — вероучение местных, туземных племен; позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы — прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира “вечного блаженства”. Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных. На процесс формирования государства большое влияние оказала длительная борьба отдельных родов за верховенство. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Глава государства имел титул императора (дословно — “сын неба” - Тэнно). Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название “Манифест Тайко”646 г. Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а все живущие на этой земле - подданными императора, его вассалами. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: рента, оплата изделиями ремесла, трудовая повинность. В городок развивались цехи я гильдии. И так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов. С IX в. в Японии начинает развиваться система сеньории — неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление государством осуществлял сёгун — “великий полководец”, представитель наиболее сильного феодального рода. Сёгунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры, осуществляемой в интересах подавления крестьянского сопротивления» ограничения феодального сепаратизма. Ослабление императорской власти связано со многими процессами, в том числе с ростом независимости феодальных собственников, сокращением государственных земель в пользу частного феодального земельного владения. Во второй половине XVI в. Япония находилась на грани политического распада. Страну сотрясают антифеодальные восстания. Разгорается борьба феодальных клик, свергаются один за одним сёгуны. Побеждает клан Токутава. Ему удалось сохранить политическое единство и установить контроль центральной власти над провинциями, городами, сословиями. Устанавливаются новые сословия. Вместо двух (воинов и народа) стало четыре: воины, крестьяне, ремесленники, купцы. Признание двух последних сословий было шагом вперед, символизирующим постепенное появление буржуазных отношений. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство - самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды дайме. В тяжелых условиях находились крестьяне — основные производители благ. Существовала жесточайшая опека над ними, чему служила система так называемых пятидворок. Административные единицы — пять дворов, двадцать пять дворов, сто двадцать пять дворов. Низшее звено подчинялось высшему. Во главе каждой единицы стоял старшина. Он распределял наделы, собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных. Вопрос 2. Право средневековой Японии. Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского, и так же, как последнее, было проникнуто конфуцианскими моральными догмами. Оно не проводило достаточно четкого разграничения между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом и даже просто неисполнением обязательства. В феодальной Японии не существовало юристов, ни юридической науки. Свод законов “Тайхоре” был составлен в 702-718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайскими кодексами. Он имел две части: гражданский кодекс - Ре; уголовный - Рицу. В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. Самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом; забыть о жене и детях; забыть о собственной жизни. Мораль рисовала самурая героем. Вспарывание живота (харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обычной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семьи повышения по службе. Ничто человеческое им было чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержка зависело положение, а иногда и жизнь правителей. В 1742 г. был принят феодальный свод “ста законов”. Он заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения. Пользоваться сводом законов могли только специально приставленные в нему чиновники. Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне. Руководствовались старинным китайским правилом нравственности, исходившим из представления, что преступник скорее отважится на злодеяние, если он будет знать, что ему не грозит смертная казнь. Вопрос 3. Организация государственной власти средневекового Китая. В первых веках н.э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила своё положение крупная феодальная собственность на землю, получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. В III в. на короткое время страна объединилась под властью династии Цзинь, которая в начале IV века пала под ударами кочевых народов. Впоследствии в отдельных регионах попеременно устанавливалось господство той или иной династии, которые вели междоусобные феодальные войны. В VI в. Китай был объединен под верховенством династии Суй. Однако вскоре борьба за власть привела на престол новую правящую династию — Тан. Во время ее правления было создано сильное централизованное государство Население. Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Главой государства был император, который олицетворял государство, ему принадлежала верховная власть. При императоре существовал государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила исполнительной властью, две других готовили и обнародовали указы императора. Канцлерам подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство финансов, ведомство обрядов (наблюдавшее за соблюдением нравственности, обрядов, этикета), ведомство, занимавшееся приемом и увольнением чиновников. Ко второй группе — военное ведомство, ведомство наказаний, курирующее суды и тюрьмы, ведомство работ. Важное место занимали палата инспекторов, наблюдавшая за центральным и местным аппаратом. Представители знати и чиновники делились на многочисленные группы и по рангам. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по служебной лестнице было возможно при условии сдачи экзаменов. Каждая социальная группа вела присущий только ей образ жизни, использовала определенный тип одежды, жилища. Империя была разделена на провинции, округа, уезды. В каждом образовании были назначаемые из центра чиновники. В деревнях имелся выборный староста. В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов: административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами; военная, ведавшая вооружением и организацией военного дала; надзорно-контрольная, контролирующая весь местный управленческий аппарат. На первую половину VIII в. приходится наивысший расцвет империи. Однако затем наступает кризис. Реальная власть стала переходить к владельцам феодальных поместий. Все прежние повинности были заменены единым налогом с земли, который зависел от размера земельного участка. В Китае наступил период феодальной раздробленности, и в начале X в. был низложен последний император. В XIII в. монгольские феодалы завоевали Китай. Вопрос 4. Право средневекового Китая. Право средневекового Китая затрагивало довольно широкий круг вопросов: имущественные, семейные отношения, проблемы наследования. Основными формами собственности в праве Китая были государственная, частная и церковная. Общинное землевладение перестало существовать в Китае ещё в древности. Существовали договоры заклада, займа, ссуды, купли-продажи. При закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга. Договор ссуды осуществлял передачу в пользование конкретно определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Главным условием действительного договора купли-продажи являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычной вещи, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Ее отсутствие наказывалось битьем палками. Семейное право базировалось на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15—16 лет для мужчин и 14—15 лет для женщин. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты. Согласия молодых не требовалось. Запрещались браки с родственниками по мужской линии, с лицом, носящим им ту же фамилию. Развод в Китае совершался по обоюдному согласию супругов. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, ее измены, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал её на срок более трех месяцев, принуждал к аморальному поведению. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Наследовались как имущество умершего, так и его должность. Последнее могло быть унаследовано только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. В средневековом праве Китая господствовала идеология конфуцианства. Утверждалась вера в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных и правовых норм. Конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции “десяти зол”. К ним относились: преступные посягательства против императора, измена, преступление против близких родственников, поведение, противоречащее естественному порядку вещей (колдовские действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.), преступления, совершенные с особой жестокостью, связанные с нарушением особо значительных запретов (кража предметов культа, злословие в адрес императора и др.). Судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполнявших судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. Судопроизводство в основном происходило в уездных управах — ямынях. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего, составленной по оделенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье. В областях и провинциях действовали особые органы, которые рассматривали дела, связанные с такими преступлениями — убийствами, крупными хищениями. Если дело здесь не было решено, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решение вы носилось от имени императора. Судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Проводились допросы, очные ставки, назначались пытки, обвиняемый мог быть оправдан. Для изучения темы: Прочитайте: 1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010. 2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007. 3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1. 4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004. 5. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963. 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание. 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996. 8. Хрестоматия памятников феодального государства и права / под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. 9. Кычанов Е.И. История Востока. В.6 т. М., 1997. Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты: 1. www.lawbase.ru 2. www.allpravo.ru 3. www.jerry.nnov.ru 4. www.forum.jurclub.ru Обратите внимание на: 1. Специфику организации государственной власти в Японии. 2. Политико-правовое положение сёгуна в государственном механизме. 3. Правовые памятники средневековой Японии. 4. Специфику организации государственной власти в Китае. 5. Особенности семейного и наследственного отношений в средневековом Китае. Ответьте на вопросы: 1. В чем выражались особенности государственного управления средневековой Японии? 2. Каковы роль и место сёгунов и императора в системе органов государственной власти средневековой Японии? 3. Проанализируйте основные источники средневекового японского права 4. В чем выражалась специфика власти император в средневековом Китае? 5. Проанализируйте основные источники средневекового права Китая 6. В чем выражалась особенность семейных и наследственных правоотношений в средневековом Китае? Практические задания: 1. Проанализируйте общее и отличия в правовом положении и объеме полномочий императора средневековых Японии и Китая.
2. Составьте схему и отразите в ней Ваше видение концепции “десяти зол” средневекового Китая. |