семинар. АУДИО СЕМИНАР 2. 1. Граммофон Эмиля Берлинера
Скачать 43.73 Kb.
|
1. Граммофон Эмиля Берлинера Американский изобретатель Эмиль Берлинер, 26 сентября 1887 года запатентовал граммофон. Музыкальное устройство основывалось на технологии фонографа, но сменил валик на пластину, благодаря чему изделие стало более эффективным. Такое новое решение очень быстро стало популярным. Граммофон является видоизменением фонографа, независимо изобретенного в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном. Эмиль Берлинер, ознакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски. Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем шеллака. Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикрепленный через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на лаковом диске модулированный спиральный след, который при тиражировании переносится на пластинку. При вращении диска посредством пружинного механизма граммофонная игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Основное преимущество граммофона над фонографом - поперечная запись, обеспечивающая снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук. Вкупе с легкостью тиражирования записей это обеспечило быструю победу граммофона. В 1904-1906 годах усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес, как вокальных, так и инструментальных. Изготовление граммофонов сделалось мощной самостоятельной отраслью в США и Европе, включая Россию. В 1907 году фирма «Патэ» представляет патефон, в 1925 году Берлинер совместно с RCA создает первый серийный электрофон. Изготовление пластинок разнообразного репертуара выделилось в особую отрасль промышленности. В 1927 году на экраны вышел первый в мире звуковой кинофильм «Певец джаза», фонограмма которого воспроизводилась по системе «Вайтафон» с граммофонной пластинки. Технология использовалась в кинематографе несколько лет до распространения оптической звукозаписи. С середины 1950-х годов граммофоны уступили место электрофонам. 2. История отечественной звукозаписи и фоноархивистики К началу ХХ века грампластиночное производство оформилось в специфическую отрасль промышленности, которая при удачной постановке дела приносила немалую прибыль. Сложился определенный рынок грамзаписей со своими особенностями, приоритетами и легендами. В общественную жизнь вошло явление, получившее название «граммофонный мир». Начало производства отечественых грампластинок было в 1902 году с запуском в Риге заводов «Граммофон» и «Зонофон». Вскоре компания «Граммофон» поглотила конкурента, оставив, однако в производстве грампластинки с этикеткой «Зонофон», на которую записывался «второстепенный», по сравнению с «Граммофоном», репертуар. Акционерное общество «Граммофон», являясь по сути своей транснациональной фирмой, было наиболее мощным и по техническому оснащению, и по финансовым возможностям производителем грампластинок и граммофонов. В 1910-х гг. грампластинка завоевала огромную популярность во всех слоях российского общества. Конкуренция фирм заставляла их постоянно расширять как репертуарный диапазон записей, так и вести напряженный поиск новых ее объектов. По этой причине в упомянутый период на грампластинках были зафиксированы значительные и выдающиеся явления отечественного искусства. Именно по этому, грампластинки первых десятилетий XX века представляют собой уникальный комплекс исторических источников. При интенсивном развитии граммофонной промышленности и огромном общественном интересе к ее продукции архивное хранение фонодокуменов было крайне плохо организовано. Естественно, в те годы складывались и существовали серьезные частные коллекции в Москве и Санкт‑Петербурге, о которых ныне мало что известно – бури истории губительны для столь хрупкого предмета. С началом немецкого продвижения к северной столице в период 1-й Мировой войны, все они были перевезены в Москву на склад граммофонной фабрики на улице Щипок. Условия их хранения были, конечно, далеки от идеальных, в период бурных событий было не до фонодокументов, что губительно сказалось на их физическом состоянии. С 1922 года граммофонным делом ведало объединение «Грампластинка» в системе Наркомпроса, которое занималось не только производством, а также распределением и сбытом звуковой продукции. В 1924 году эти функции были переданы Музпреду Наркомпроса, а вскоре в составе ВСНХ был создан Музтрест, одной из задач которого являлось и руководство грампластиночным производством. В связи с реорганизацией управления хозяйством страны в 1933 году при Наркомтяжпроме создается Государственный трест граммофонно‑пластиночной промышленности (Грампласттрест), на который специальным постановлением Совнаркома СССР были возложены задачи реконструкции и развития всей этой отрасли. В этот период значительно возрастают общественные потребности в звуковой информации, что ставило новые требования и к технической, и к организационной стороне дела. В 1920–1930-е гг. обращается внимание на проблему сохранения звукового исторического наследия, хотя с решением ее все обстояло весьма неоднозначно. В 1930-е гг. один из руководителей архивной службы В.В. Максаков писал в Президиум ВЦИК о необходимости государственного хранения фонодокументов, обосновывая необходимость их государственного хранения: «По своему значению и содержанию этот материал представляет собой не что иное, как новейшую разновидность документа, хотя и непривычную со стороны оформления». Активно выступал в печати на ту же тему один из инициаторов создания в 1920-е гг. в Петрограде Института живого слова (лаборатории, записывавшей многих видных деятелей культуры и науки) С.И. Бернштейн. В результате разносторонних усилий в декабре 1932 года Постановлением ЦИК СССР был образован Центральный архив звуковых записей. Территориально он находился там же где и сейчас, в Лефортовском дворце на улице Коровий брод, ныне 2-я Бауманская. Перед новым архивом стояла сложная задача – хранить, упорядочить и сделать доступным для использования огромный массив фонодокументов, поступивших десятками тысяч. В первую очередь, в архив передавались граморигиналы дореволюционных фирм, находившиеся на складах фабрик грамзаписи. Состояние этих документов было весьма плачевным, т.к. хранились они много лет в «случайных» условиях. Кроме того, отсутствовала какая-либо сопроводительная документация. Были допущены и архивные ошибки. Главная погрешность состояла в том, что на фонодокументы механически перенесли понятия и практику работы с бумажной документацией. Поэтому, первоначально на госхранение принимали только металлические оригиналы грамзаписей, а пластинки, как копии, не считались архивными документам. Если учесть, что оригиналы и матрицы не имеют никаких атрибутов, кроме производственного номера, а прослушать их можно только на специальной аппаратуре, то можно представить, на сколько усложнилась работа архива. В конце 1940-х годов в стране функционировали Апрелевский, Ногинский, Ташкентский, Рижский и Ленинградский заводы грампластинок, находившиеся в ведении Комитета по делам искусств СССР. С 1949 года заводы грамзаписи были переподчинены Комитету радиоинформации при Совете Министров СССР, а через несколько лет в эту же систему вошел и Дом звукозаписи, получивший название Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ). Фоноотдел ЦГАКФФД стал комплектоваться не только грамзаписями, но и документами радиовещания, среди которых все большее место занимают магнитные фонограммы. В 1964 году была создана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». Произошло окончательное оформление двух монопольных ведомств, производивших в СССР звуковую продукцию, – Гостелерадио СССР и Министерство культуры СССР, в системе которого функционировала Всесоюзная ВСГ «Мелодия». Рост объемов звуковой информации обуславливал и количественный рост массивов фонодокументов, подлежащих государственному хранению. На повестку дня встал вопрос о восстановлении специализированного звукового архива. В 1967 году был воссоздан Центральный государственный архив звукозаписей СССР. С этого момента начинается первый этап развития отечественной фоноархивистики. Силы ЦГАЗ СССР сосредотачиваются на целенаправленной работе с фонодокументами, что дает положительные результаты практически во всех направлениях архивной деятельности. В то же время, формирующееся собрание фонодокументов отражает все характерные черты общественно-политической системы, в которой оно существует. Кардинальные изменения, произошедшие в нашей стране 1990-е годы, непосредственно сказались и на звуковом архиве. С 1992 года он функционирует как Российский государственный архив фонодокументов. Экономические и политические реформы совпадают с новым скачком научно технического прогресса, обусловившим появление качественно новых систем и технологий звукозаписи, средств коммуникации и информации. В этих условиях РГАФД по мере сил и возможностей решает целый комплекс проблем, ставя основной задачей концентрацию и сохранение в своем собрании наиболее полного и представительного массива звуковых источников отечественной истории. В настоящий момент, силы архива сосредотачиваются на целенаправленной работе с фонодокументами; закладываются основы развития архива на качественно новом уровне. Заметно оживляется комплектование, модернизированная техническая база дает возможность развернуть работу по улучшению обеспечения сохранности фонодокументов всех разновидностей. Развивается научно-справочный аппарат, появляются новые формы использования документов архива. В научно-справочный аппарат внедряются компьютерные системы. Обеспечение сохранности фонодокументов различных способов записи проводится на базе новейшей звукоакустической и реставрационной техники. Использование новейших технологий позволяет считывать и реставрировать записи, еще не так давно считавшиеся «глухими», не поддающимися прослушиванию. В использовании и публикации фонодокументов идет поиск новых форм работы и взаимодействия с потребителями документной информации. В настоящее время в собрании архива представлены фонодокументы практически всех известных систем записи на различных физических носителях. Это – восковые валики фонографов, металлические граморигиналы и грампластинки разных времен и способов производства, тонфильмы и шоринофоны, магнитные фонограммы, лазерные компакт-диски. Содержание архивных фонодокументов охватывает различные стороны общественной жизни, но преобладают в нем два исторически сложившихся направления – история культуры и хроника социально-политической жизни. Документы общественно‑политического характера составляют численно меньшую, но содержательно богатейшую часть архивного собрания. Выход в свет в 1991 году очерка‑путеводителя по фонодокументам данной тематики дает возможность ознакомиться с ними более подробно. Другое направление – это источники художественного культурного содержание. В крупных собраниях фонодокументов, таких как Государственный архив звукозаписей, накоплены значительные собрания подобных фонодокументов, представляющих в совокупности своей звуковую антологию истории культуры. Начало ей было положено М.Е. Пятницким, одним из первых оценившим значение звукозаписи для сохранения культурного наследия. Записанные им фоновалики являются старейшими документами архива, запечатлевшими произведения народного творчества. Ныне это одна из самых многочисленных групп фонодокументов, постоянно пополняющаяся новыми записями. 3. История развития звукозаписи Вплоть до XIX века именно изобретения братьев Бану Муса остается единственным доступным способом программируемой звукозаписи. Продемонстрированный в XIII веке механический карильон, использующий тот же принцип что орган Бану Муса, но с установленными колоколами, был очень скоро забыт. Начиная с XV века эпоху возрождения накрывает мода на механические музыкальные инструменты. Открывает парад музыкальных инструментов с принципом действия братьев Муса шарманка. В 1598 году появляются первые музыкальные часы, в середине XVI века – шкатулки. Первая половина XIX века продолжает тенденцию развития механических музыкальных инструментов: ящики, табакерки – все эти приспособления имели весьма ограниченный набор мелодий и могли воспроизводить ранее «сохраненный» мастером мотив. Записывать человеческий голос или звучание акустического инструмента с возможностью его дальнейшего воспроизведения, вплоть до 1857 года никто не мог. Эра механической звукозаписи Пока из окон и домов жителей Франции продолжали доноситься металлические звуки музыкальных шкатулок, ящиков и табакерок, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль продолжал работу над первым звукозаписывающим устройством. 25 марта 1857 года правительство Франции регистрирует патент, получивший название «фоноавтографа». Принцип работы фоноавтографа заключался в записи звуковой волны, посредством улавливания вибраций через специальный акустический рупор, на конце которого располагалась игла. Под действием звука игла начинала вибрировать, рисуя прерывистую волну на вращаемом стеклянном валике, поверхность которого покрыта либо бумагой, либо копотью. Увы, изобретение Эдуарда Скотта не умело воспроизводить записанный фрагмент. Семь лет назад в парижском архиве был найден 10-секундный отрывок записи народной песни «Лунный свет», исполненной самим изобретателем 9 апреля 1860 года. Эра электромеханической записи Научно-технический прогресс не стоял на месте и с появлением электричества эволюция звукозаписи начала свое стремительное развитие. В 1925 году начинается эра звукозаписи с использованием микрофона, электродвигателя (взамен пружинному механизму) для вращения пластинки и, сначала пьезоэлектрический, а затем более совершенный магнитный звукосниматель. Арсенал устройств, позволяющих осуществлять как звукозапись, так и ее дальнейшее воспроизведение пополняется модифицированной версией граммофона – электрофоном. Появление усилителя позволяет вывести звукозапись на новый уровень: электроакустические системы получают громкоговорители, а необходимость в форсации звука через рупор уходит в прошлое. Все физические усилия человека теперь выполняет электрическая энергия. Для воспроизведения записанного использовался мощная лампа и фотоэлемент. Увы, до выхода серийной версии аппарата, способного воспроизводить «говорящую бумагу» потребовалось 13 лет. В это время 40-е годы прошлого века уже были покорены новым способом звукозаписи – магнитным. Эра магнитной звукозаписи История развития магнитной звукозаписи практически все время шла параллельно механическим способам записи, но оставалась в тени вплоть до 1932 года. Еще в конце XIX века, вдохновленный изобретением Эдисона американский инженер Оберлин Смит занялся изучением вопроса звукозаписи. В 1888 году выходит статья, посвященная использованию явления магнетизма при звукозаписи. Датский инженер Вальдемар Поульсен, после десяти лет экспериментов в 1898 году получает патент на использование стальной проволоки в качестве звуконосителя. Так появляется первое устройство звукозаписи, в основе которого лежал принцип магнетизма – телеграфон. В 1924 году изобретатель Курт Штилле совершенствует детище Поульсена и создает первый диктофон на основе магнитной ленты. 1928 год, немецкий инженер Фриц Пфлеймер получает патент на использование магнитного порошка с целью напыления на бумагу и дальнейшим использованием для магнитной записи. Увы, через 8 лет Национальный суд Германии признает патента Пфлеймера плагиатом на принципы звукозаписи, изложенные еще в 1898 году Вальдемаром Поульсеном. В дальнейшую эволюцию магнитной записи вмешивается компания AEG, выпустившая в середине 1932 года прибор Магнетофон-К1. Применяя в качестве покрытия пленки оксид железа, компания BASF производит настоящую революцию в мире звукозаписи. Использование подмагничивание переменным током, инженеры получают совершенно новое качество звучания: сниженное до 60 дБ соотношение сигнала/шума и преодоление верхней планки звукочастотности в 10 кГц. Начиная с 1930 и вплоть до 1970 года мировой рынок представлен катушечными магнитофонами самых различных форм-факторов и с самыми различными возможностями. Магнитная лента открывает творческие двери перед тысячами продюсеров, инженеров и композиторов, которые получили возможность экспериментировать со звукозаписью не в промышленных масштабах, а прямо в собственной квартире. Еще больше поспособствовало таким экспериментам появление в середине 1950-х многодорожечных магнитофонов. На одну магнитную ленту стало возможным производить запись сразу нескольких источников звука. В 1963 году выходит 16-дорожечный магнитофон, в 74-м – 24-дорожечный, а через 8 лет компания Sony предлагает улучшенную схему цифровой записи DASH-формата на 24-дорожечный магнитофон. Появление привычной и знакомой с детства кассеты связано с зарегистрированном в 1952 году соответствующим патентом, а уже в 1963 компания Philips представляет первую компакт-кассету, которая всего за несколько лет станет главным массовым форматом воспроизведения звука. Уже через год в Ганновере запускается серийное производство компактных кассет. В 1965 году компания Philips инициирует производство музыкальных кассет, а в сентябре 1966 года на территории США в продажу поступают первые отголоски двухгодичных промышленных экспериментов компании. Малонадежность конструкции и сложности, которые возникали с записью музыки, вынуждают производителей к дальнейшим поискам эталонного носителя информации. И поиски удачно окончились для компании Advent Corporation, представившей в 1971 году кассету на основе магнитной ленты, при производстве которой использовался оксид хрома. Эра лазерной-оптической звукозаписи Идеи звукозаписи, заложенные еще в конце XIX века Томасом Эдисоном, во второй половине XX века привели к использованию лазерного луча. В основу оптической звукозаписи лег принцип образования на компакт-диске спиральных дорожек, состоящих из гладких участков и впадин-питов. Лазерная эра позволила представить звуковую волну в сложную комбинацию нулей (гладких участков) и единиц (питов). В марте 1979 года компания Philips демонстрирует первый прототип компакт-диска, а уже через неделю нидерландский концерн заключает соглашение с японской фирмой Sony, утвердив новый стандарт аудиодисков. В 1982 году Philips презентует первый проигрыватель компакт-дисков, по качеству воспроизведения превзошедший все доселе представленные носители. Первым альбомом, записанным на новом цифровом носителе, стал легендарный «The Visitors» группы ABBA. В 1984 году компания Sony выпускает первый портативный проигрыватель CD-дисков – Sony Discman D-50 по цене в $350. До СССР CD-диски доедут лишь спустя 7 лет после принятия формата. В 1989 году на прилавках советских магазинов появится «Стихира к тысячелетию Крещения Руси» Родиона Щедрина, а из под полы можно было достать диск коллектива Roxette, выпущенный тиражом всего в 180 экземпляров. Дальнейшее развитие эры оптических компакт-дисков приведет к появлению в 1998 году стандарта DVD-Audio, выходу на рынок звука с различным числом звуковых каналов (от моно до пятиканального). Начиная с 98-го Philips и Sony продвигают альтернативный формат компакт-дисков – Super Audio CD. Двухканальный диск позволил хранить до 74 минут звучания как в стереофоническом, так и в многоканальном формате. Вместительность в 74 минуты была определена оперным певцом, дирижером и композитором Нориа Ога, который на тот момент занимал и должность вице-президента корпорации Sony. Нория Ога заявил, что на один CD-диск должна помещаться 9 Симфония Людвига Ван Бетховена. Сказано – сделано. Параллельно с развитием CD-дисков уверенно развивалось и кустарное производство – копирование носителей. Звукозаписывающие компании впервые задумались о необходимости цифровой защиты данных с использованием шифрования и водяных знаков. Эра магнитооптической записи Несмотря на универсальность и удобство использования компакт-дисков, данный носитель имеет внушительный перечень недостатков. Одним из главных является их чрезмерная хрупкость и необходимость бережного обращения. Время записи CD-носителя также существенно ограничено и индустрия начала искать альтернативный вариант. Появление на рынке магнитооптического минидиска так и осталось незамеченным рядовыми почитателями музыки. MiniDisk, разработанный компанией Sony еще в 1992 году, так и остался достоянием звукорежиссеров, исполнителей и людей, напрямую связанных со сценой. При записи минидиска используется магнитооптическая головка и лазерный луч, прорезающий на высокой температуре участки с магнитооптическим слоем. Одновременно с этим изменяется при помощи электромагнитного импульса изменяется намагниченность слоя с проявлением тех же питов (пробоин), что и при записи CD-диска. Главным преимуществом минидиска перед традиционным CD является его улучшенная защищенность и более длительный срок эксплуатации. В 1992 году компания Sony представила и первый плеер для формата носителей типа минидиск. Модель плеера (впрочем, как и сам формат) получила особую популярность в Японии, а вот за пределами страны как первенец – плеер Sony MZ1, так и его усовершенствованные потомки, принят не был. Так или иначе, совместить занятия спортом и прослушивание компакт или минидиска скорее подходит исключительно для более стационарного использования. Даже с портативным CD-проигрывателем представить себе активное занятие спортом на природе не представляется возможным. И решением этой проблемы инженеры начали заниматься еще в начале 90-х годов прошлого века. Эра цифровой звукозаписи В 1995 году в институте Фраунгофера был разработан революционный формат сжатия аудиоданных – MPEG 1 Audio Layer 3, который получил сокращенное имя mp3. Главной проблемой начала 90-х в сфере цифровых носителей оставалась недоступность достаточного размера дискового пространства для размещения цифровой композиции. Средний размер жесткого диска самого навороченного персонального компьютера на тот момент с трудом превышал несколько десятков мегабайт. Спустя два года, за нарушение авторских прав со стороны музыкальной индустрии сервис был закрыт, но механизм был запущен и эра цифровой музыки продолжала развиваться уже бесконтрольно: сотни пиринговых сетей, регулировать работу которых стало настоящей головной болью для правительства. В 1997 году на рынок выходит первый программный плеер Winamp, разработкой которого занималась компания Nullsoft. Появление кодека mp3 и дальнейшая его поддержка со стороны производителей CD-плееров ведет к постепенному снижению продаж CD-дисков. Выбирая между качеством звучания (которое реально ощущал лишь небольшой процент потребителей) и максимально возможным количеством композиций, которые можно записать на одну CD-болванку (в среднем, разница составляет около 6-7 раз), слушатель выбирал последнее. В 2003 году на рынок врывается компания Apple, предложившая распространение легальных цифровых копий композиций посредством магазина iTunes Store. Общая база композиций в онлайн-магазине на момент презентации составляла свыше 200 000 треков. Сегодня эта цифра перевелила за отметку в 20 млн. Подписав соглашения с такими лидерами звукозаписывающей индустрии, как: BMG, Sony Music Entertainment, Warner, Universal и EMI, компания Apple открыла совершенно новую страницу в истории звукозаписи, которую мы продолжаем создавать и сегодня. 4. Музыкальное пиратство в России (XIX - XX вв.) ЧАСТЬ I. Из истории фонографического пиратства (1898-1902) "Антипиратский манифест" Рихарда Якоба или "Копия никогда не может сравняться с оригиналом" Российское музыкальное пиратство – одно из самых древних в мире. Первые упоминания о пиратских записях относятся к дограммофонной эпохе. Американцы, подарившие миру феномен звукозаписи, оказались заложниками русской дерзости и предприимчивости. Известно, что Томас Альва Эдисон изначально рассматривал свое детище как устройство, предназначенное для ведения делопроизводства в конторе – записи писем, распоряжений начальства, пересылки звуковых сообщений по почте и прочее. В чем тут причина? Может глухому изобретателю музыка была чужда и непонятна? Напротив, из воспоминаний жены Эдисона мы узнаем, что в семье по традиции собирались вечерами вокруг большого концертного рояля. Минна исполняла избранные произведения любимого Эдисоном Бетховена и пела песни. Изобретатель наклонялся вперед и прикладывал руку к своему туго слышавшему уху для того, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одной ноты. В лаборатории Эдисона нашлось место и для прекрасного по тому времени органа. Из произведений Вагнера Эдисон особенно любил "Песню вечерней звезды". Впрочем, его любовь к музыке не была пассивной. Одно время он даже сам играл на скрипке, обнаружив большие способности, однако оставил это занятие, когда изобретения стали главным делом его жизни. Великий изобретатель прекрасно понимал, как трудно записать и воспроизвести музыку во всем ее великолепии на столь еще несовершенном приборе, как изобретенный им фонограф. В России на новинку сразу посмотрели особым взглядом и решили заработать денег. Как и водится, все началось с курьезов. Сначала фонограф демонстрировали в цирке как загадку природы. Потом начались сольные представления за деньги, закончившиеся тем, что хозяин "говорящей механической бестии" был привлечен к суду и приговорен к трем месяцам тюремного заключения, а также к большому денежному штрафу. Впрочем, уже в 1879 году в Московском музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей) состоялась успешная демонстрация аппарата, прошедшая при большом скоплении народа. Просветленные и дальновидные умы приняли новинку, и занялись ее освоением. К примеру, в России на первых порах фонограф по прямому назначению использовали только граф Лев Толстой и известный искатель приключений Миклухо-Маклай. Писатель наговаривал произведения для расшифровки секретарям, а путешественник – записывал голоса аборигенов во время своих экспедиций по архипелагам Тихого океана. Великий русский композитор Римский-Корсаков восторгался изобретением Эдисона и сулил ему радужное будущее для развития не только российской, но и всей мировой музыкальной культуры. Выдающийся пианист Антон Рубинштейн прочил уникальное устройство в качестве идеального педагога. Пока теоретики рассуждали и спорили, московский предприниматель немецкого происхождения Рихард Якоб открыл первую в Москве публичную студию звукозаписи, и занялся тиражированием музыки на коммерческой основе. Достаточно быстро дело Рихарда Якоба приняло широкий размах, и тогда у него появились "загадочные" конкуренты. В 1898 году предприниматель стал замечать, что клиенты стали возвращать ему валики ввиду низкого качества их звучания. Даже первый поверхностный анализ восковых цилиндров показал, что сделаны они не в его фирме, а кем-то другим, но поскольку репертуар и каталожные номера были его, то Якоб серьезно призадумался. Обращения в полицию и суд ничего не дали. Дело в том, что в те годы звукозапись казалась чудом. И если уж действительный член Французской Академии наук академик Буйо, впервые знакомясь с фонографом, говорил: "Разве можно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!", то что говорить о реакции московских полицейских чинов на заявление Якоба, что "появились жулики, которые воруют голоса, т.е. переписывают и продают сделанные мною записи?!" Якоб всегда говорил приходящим в его магазин, что "покупая по низкой цене дешевые суррогаты, вы не только портите себе настроение, слушая хрипы и шипы, но и лишаете заработка любимого артиста..." и, конечно же, издателя. Спустя год количество подделок стало настолько велико, что уже мешало реализации его собственной продукции, причем особо страдали самые "топовые" позиции. Пытаясь сохранить свое дело, деньги и честное имя, Якоб решил сам разобраться со своими обидчиками, не думая о возможных последствиях. События не заставили себя ждать. По информации из достоверных источников, после достаточно долгих поисков встреча с "загадочными" конкурентами состоялась. Во время трудного разговора Якоб требовал прекращения их деятельности, на что получил дерзкое предложение – поделиться своими доходами. Сказав веское "нет", он остановил бессмысленные разбирательства. В его адрес посыпались угрозы. Ситуация накалялась… Неожиданная и загадочная для всех смерть настигла Якоба на работе – он умер в расцвете творческих сил "от сердца". После его кончины фактическим владельцем фирмы стала жена, Ольга Якоб. Будучи женщиной богатой и больше занятой своими личными проблемами, она не очень вникала в финансовые подробности дела, полагая, что с ними вполне может справиться ее сын, еще совсем молодой человек – Павел Рихардович Якоб. Хорошо налаженная работа не вызывала первое время опасений. Многие клиенты фирмы, и сотрудничавшие с ней артисты, надеялись, что, активно включившись в работу, Павел Якоб с честью поддержит репутацию старого торгового дела, а, может быть, и улучшит ее применительно к капризным требованиям клиентуры. Однако надеждам не суждено было сбыться… Как гром среди ясного неба, прозвучало известие о банкротстве, вызвавшее всеобщее замешательство. Таинственное исчезновение Ольги Якоб со всеми капиталами еще больше подлило масла в огонь кредиторского гнева, дело приняло криминальный оттенок... Огромного состояния, оставленного Рихардом Якобом жене, вполне хватило бы для спасения чести фирмы, но вдова решила скрыться. Упорные поиски исчезнувшей ни к чему не приводили. По Москве ходили самые невероятные слухи: поговаривали о шапке-невидимке, проезжем факире и таинственном моноплане Блерио, в те дни кружившем над Ходынским полем. ЧАСТЬ II. Из истории граммофонного пиратства (1902-1917). Виды российского граммофонного пиратства Фонографические пираты, "сняв пенки" с деятельности компании Рихарда Якоба и "Колумбии", стали следить за развитием технологии. Им было совершенно очевидно, что самый большой куш можно будет сорвать не при перезаписи с валика на валик, а при массовой прессовке дисков, об изобретении которых тогда ходили самые невероятные слухи. Первые публикации об этом эпохальном изобретении и первые образцы дисков и граммофонов начали поступать в Россию на рубеже 1897-98 гг. Среди поставок отмечались и первые русские записи, сделанные отечественными артистами за границей. Изобретение Эмиля Берлинера – и пластинки, и идеи выплачивать гонорар за запись – было с восторгом встречено российскими пиратами. Они сразу занялись изучением технологий, сделав для себя, как и в случае с фонографом, главный вывод – платить авторам и исполнителям необязательно. Начать широкое производство грампластинок им мешало отсутствие масштабного спроса и завеса технологической секретности, которой окутывали свою деятельность заграничные компании. Первое пришествие Следует отметить, что появление граммофонов на гигантской российской территории было встречено неоднозначно. В хуторе Малиновом, под Чугуевым, произошел случай, не на шутку напугавший его жителей: один шутник отправился на ближайший огород и поместил в находящееся там пугало заведенный граммофон. Спрятавшись неподалеку в кустах, он провел веревку к аппарату, за которую стоило только дернуть, чтобы пугало заговорило. Терпеливо дождавшись того времени, когда мимо проходила какая-то старуха, он дернул за эту веревку и ... пугало запело. Осеняя себя крестным знамением, испуганная богомолка бросилась бежать. Сейчас же подоспели крестьяне с дубинами, топорами и вилами, но никто не решался идти против "вражьей силы". Несмотря на то, что шутка впоследствии разъяснилась, очень многие крестьяне еще долго не оставляли мысли, что столкнулись с проделками "нечистой силы". Граммофон стал новостью не только для простого народа, но также и для городской интеллигенции. На первых порах "механический чревовещатель" был встречен публикой настороженно, и сломать это предубеждение оказалось непросто. Музыкальный критик Ипполит Павлович Рапгоф много сделал для превращения этой "говорящей машины" в средство пропаганды музыкальных знаний. По его инициативе в ноябре 1902 года в зале Благородного собрания в Санкт-Петербурге был проведен один из первых в России граммофонных концертов. Начался вечер с небольшой конференции, на которой собравшиеся узнали об истории изобретения фонографа и граммофона, об усовершенствованиях их технических возможностей. Сам концерт заключался в прослушивании целого ряда вновь записанных пластинок в исполнении первоклассных русских и иностранных артистов. Уже 26 декабря 1902 года аналогичный концерт состоялся в провинции. Публика Пскова, собравшаяся в зале Дворянского собрания, была приятно поражена, услыхав Ф.Шаляпина, Л.Собинова, Н.Фигнера. Совершенно иные "концерты" давались в местном балаганчике, где доморощенный акробат после различных незамысловатых фокусов развлекал в антракте публику кинематографом и граммофоном. Неумелая демонстрация заигранных до предела пластинок оставляла тягостное ощущение от прослушивания, и, тем самым, сильно подрывала интерес к аппарату, общение с которым могло бы доставить приятные минуты. Во многих домах граммофон начал вытеснять оркестры и таперов на танцевальных вечерах. В залах и гостиных более или менее состоятельных обывателей он составлял теперь необходимую принадлежность. Появились граммофоны и на улицах, вытеснив собой допотопные шарманки. Число "граммофонщиков" росло с каждым днем, в газетах стали публиковать объявления о проведении концертов на дому и о прокате аппаратов. Вечера звукозаписи имели в столице такой успех, что для их проведения было решено открыть специальный зал. Помещение любезно предоставила компания "Граммофон в России", которая прекрасно понимала роль рекламы в столь доходном деле. Зал открылся в Пассаже, поразив современников богатством убранства, изящными лепными украшениями и обилием света. По стенам были развешены портреты композиторов, прекрасная акустика позволяла улавливать все нюансы граммофонного воспроизведения. Теперь желающий и интересующийся граммофоном мог бесплатно присутствовать на устраиваемых в зале концертах, где под управлением опытных специалистов демонстрировались пластинки новейшей записи. Таков был фон на котором "копировщики" готовились к своему массированному наступлению. И вскоре оно началось… До 1902 года в России не было собственных заводов по производству дисков, поэтому первая пиратская пластинка была сделана за границей. В октябре 1901 года руководство АО "Граммофон", идя навстречу требованиям публики, пригласило на запись известную певицу Анастасию Вяльцеву. Это была суперзвезда русской оперы, оперетты и эстрады. Обладательница красивого голоса грудного тембра, владеющая тонкой фразировкой и искренностью исполнения, Вяльцева имела поклонников во всех городах России. Ее обожали, поэтому запись на пластинку была просто обречена на успех. Вяльцева исполнила в студии самые известные свои номера и выдала заранее обусловленную "подписку" в том, что право воспроизведения и продажи исполненных ею романсов она предоставляет известному музыкальному критику и бизнесмену Ипполиту Павловичу Рапгофу. Но каково было удивление предпринимателя, когда, еще до получения из-за границы тиража своих дисков, он увидел аналогичные в продаже под маркой конкурентной фирмы. Некоторое время спустя прибыл и его "монопольный" товар, но было поздно – все торговцы уже запаслись вяльцевскими романсами. Результат – судебный процесс. Рапгоф пригласил присяжного поверенного Я.Н.Лихтермана, Вяльцева – известного адвоката по уголовным процессам Н.П.Карабчевскаго. По обыкновению оба адвоката обменялись письмами, извещая друг друга о принятии защиты интересов своих клиентов. Совершенно неожиданно в атаку пошла сама Вяльцева. В интервью "Петербургской Газете" она заявила, что предоставила Рапгофу не исключительное право, и что пела не тождественные, а одноименные романсы. Однако в журнале "Граммофон и фонограф" был опубликован фотоснимок расписки, данной Вяльцевой, где она подписывалась под текстом об исключительной передаче конкретных произведений. Дело продолжалось несколько лет, так и кончившись ничем. Причиной тому было отсутствие в России соответствующего законодательства и практики ведения подобных дел. Уже первые слушания показали, что выиграть этот процесс какой-либо из сторон вряд ли удастся. Пираты, сделав для себя соответствующие выводы, приступили к поиску специалиста, знакомого с технологией производства грампластинок… 5. "Экстрафон" - киевская фирма грампластинок С 1882 года в Киеве торговал музыкальными инструментами купец Игнатий Игнатьевич Индржишек. Будучи в техническом и музыкальном отношении одним из самых передовых людей своего времени, он решился на размещение в одной из комнат своего магазина на Крещатике, 41, оборудования для звукозаписи. Его дело хорошо знали и к новинке отнеслись с большим интересом. К 1910 году достаточно много киевлян имели у себя дома граммофоны и пластинки, однако о создании собственной звукозаписывающей компании никто и не мечтал. Закупленная в Германии студия являла собой наивысшее достижение акустики и механики того времени. Одним из первых ее посетителей стал композитор Н.В. Лысенко, попробовавший себя в качестве аккомпаниатора артистки Е.Д. Петляш. Знание вкусов покупателей позволило Индржишеку и его партнеру Гессе делать записи, которые пользовались хорошим спросом и достаточно скоро их пластинки "захватили" весь киевский рынок, спрос на которые явно опережал предложение. Однако расширение торговли сдерживалось тем обстоятельством, что восковые диски, запечатлевшие голоса артистов, приходилось отправлять на обработку в Берлин, где также печатался и весь тираж пластинок. Сроки выполнения заказов затягивались, поэтому компаньоны, взвесив все "за" и "против", решили строить собственную фабрику в Киеве. Дело намечалось серьезное: планировалось производство дисков, граммофонов и издание специального журнала для целей рекламы. Разработку проекта здания поручили архитектору Филипу Краусу, а руководство строительством доверили Бедриху Корабу. Торжественная закладка фундамента состоялась в 1910 году на окраине Киева, в Шулявке. Как и подобает в подобных случаях, в особой нише замуровали капсулу с обращением Индржишека к потомкам, в котором среди прочего говорилось: "Тот, кто при перестройке этот лист, вложенный в основание, найдет, пусть помолится за память воздвигнувших кров этот и желавших ему всего лучшего". Владелец головного офиса "Интернациональ Экстра Рекорд" г-н Эрнст Гессе приехал в Киев и лично руководил устройством фабрики. Строительные работы шли хорошо и здание было почти готово: уже шла наладка оборудования, изготовлялись пробные партии пластинок, как вдруг пришла беда - в ночь на 12 июня произошел сильнейший пожар. В огне погибло большое количество пластинок, матриц и записанных восковых дисков. Дело усугубилось еще и тем, что ни одно общество не захотело принять в страховку фабрику, "обладающую массой горючего материала". По словам местных газет, убыток равнялся ста тысячам рублей. (По тем временам – сумма огромная. прим. автора). Это событие вывело немца Эрнста Гессе из душевного равновесия, он полностью потерял интерес к делу, продал все, что уцелело, своему компаньону и навсегда уехал в Берлин. Энергичный и неунывающий Индржишек, напротив, перенес удар судьбы стоически. Твердо веря в успех своего начинания, он потратил еще 50 тысяч рублей, отстроил фабрику заново и разместил в ней новейшее оборудование. В конце 1911 года на возрожденном из пепла предприятии, получившем название "Экстрафон", отпечатали первые диски, одновременно начал выходить журнал "Пластинка". Дебют новой фабрики на киевском рынке оказался успешным - марку уже знали. Началась планомерная и кропотливая работа по записи артистов. Индржишек пригласил в свою студию молодую киевскую певицу Ковальчевскую, которая записала интересный и разнообразный репертуар. Все песни она исполнила удивительно тепло с характером бесконечной народной грусти, которая до этого была присуща только Надежде Плевицкой. Пластинки быстро разошлись, надо было делать новые записи, но приглашенные из Германии специалисты после отладки производства уехали домой. Журнал "Граммофонный мир" писал летом 1912 года: "Фабрика пластинок "Экстрафон" в Киеве замерзла, несмотря на сильную жару. Экстренно требуется ледокол". Индржишеку нужен был человек, знавший все тайны технологии производства фонограмм, и вскоре такой специалист был найден. 6. История фонографа Фонограф (от греч. φωνή — звук и γράφω — писать) — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Был изобретён Томасом Алвой Эдисоном и представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон. Изобретение Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb). Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии. На своё изобретение Эдисон получил патент U.S. Patent 200 521, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года. Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке. Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа: - Диктовка и запись писем - Говорящие книги для слепых - Обучение ораторскому искусству - Запись музыки - Запись голосов членов семьи - Музыкальные шкатулки и игрушки (например, говорящие куклы) - Говорящие часы - Запись речей великих людей - Обучающие записи - Вспомогательное приспособление к телефону Однако изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной Фонографической компанией (National Phonograph Company). В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями. Детали конструкции Все тогдашние фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игла-резец, полученные при помощи мебраны-микрофона механические колебания механически же фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для воспроизведения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твердого материала. Для воспроизведения записи по звуконосителю перемещалась игла механически связанная с мембраной-излучателем. Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи — длительностью всего несколько минут — и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска. Однако только с изобретением дисковых фонографов — граммофонов технология стала популярной и востребованной. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 78 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формы. Большинство моделей приводились в движение ручкой, которая заводила пружину, таким образом делая прибор удобным и не требовательным к внешним условиям. Начался бум, в скором времени появилась целая звукозаписывающая индустрия, существующая по сей день. |