Анархизм в России. Документ. 1. Идеологи русского анархизма 1 Михаил Александрович Бакунин
Скачать 34.31 Kb.
|
Содержание Введение 1. Идеологи русского анархизма 1.1 Михаил Александрович Бакунин .2 Петр Алексеевич Кропоткин 2. История русского анархизма 2.1 Анархизм в России до 1917 года .2 Анархизм в России после революции 1917 года .3 Кризис анархизма в России (1921 год) .4 Возрождение анархизма в России после 1988 года 3. Анархисты в современной России Заключение Список использованной литературы Введение Анархизм представляет собой течение общественной философии, которое было разработано иностранными теоретиками - Пьером Жозефом Прудоном, а также русскими теоретиками, главными из которых считаются Михаил Александрович Бакунин, Пётр Алексеевич Кропоткин. Сами по себе идеи анархии существует уже несколько веков, их можно проследить еще в рассуждениях античных философов-киников и софистов, китайских даосов, духоборов и прочих. Однако, в этих рассуждениях видны лишь зачатки анархизма, а сама по себе анархическая теория была сформулирована только после Великой Французской Революции. Развитие анархизма в России связано с именами таких русских ученых - мыслителей, революционеров, как М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой. Имена этих ученых получили широкую известность в Европе, так как во многом на формирование русского анархизм оказали влияние идеи таких европейских анархистов - французского политика П.Ж. Прудона, немецкого философа И.К.Шмидта, более известного как Макс Штирнер. Основная идея анархизма заключалась в необходимости отменить любые виды угнетения человека человеком. Главным органом, совершающим такое угнетение, по мнению анархистов, является государство. Основная цель данного реферата - изучить анархизм в России. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: . изучить основных российских идеологов анархизма; . поэтапно рассмотреть историю становления и развития анархизма в России; . описать современный анархизм в России. . Идеологи русского анархизма 1.1 Михаил Александрович Бакунин Имя русского мыслителя, идеолога народничества Михаила Александровича Бакунина (1814-1876) неразрывно связано с зарождением и распространением идей коллективистского анархизма, который представляет собой одно из движений революционного социализма. Сторонники этого движения выступают против частной собственности, так как считают ее одним их источников социального неравенства. Взгляды на политику Бакунина складывались в обстановке усиленных раздумий, которые имели место в тяжелый период после неудачного восстания декабристов. В самых первых работах мыслителя о философии истории уже прослеживается индивидуальное мышление автора и его оригинальные взгляды на политику. Формирование взглядов Бакунина на политику происходило в период становления организованного рабочего движения и работы Интернационала, во время первых опытов законной деятельности рабочих партий. Взгляды Михаила Бакунина наиболее полно и структурировано отражены в таких его работах, как «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Идеи, представленные автором в работе «Государственность и анархия» сыграли значительную роль для политики России, некоторые из его идей были применены для формулирования программных целей бунтарского направления в русском народничестве. Взгляды Бакунина поддержали во многих странах Европы - в Швейцарии и Франции, Италии и Испании. Бакунин стал одним из первых революционеров, который выдвинул ряд аргументов, направленных против некритического восприятия сложившихся порядков и нравов в русской общине. Соглашаясь с некоторыми взглядами и идеями Герцена, Бакунин категорически отвергает характеристику позитивных возможностей крестьянско-общинного быта и традиций: не преобразование общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации, а использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Недостатки общинного быта после десяти веков его существования, Бакунин видел в принижении и отрицании прав женщин, бесправии патриархального деспотизма и пат обычаев патриархата, бесправии лица перед миром, отсутствии возможности проявить индивидуальную инициативу и отсутствии справедливости. Рассматривая социальные и политические проблемы, имеющие место в обществе, Бакунин, по большей части, применял естественно-правовую традицию в определении прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не проводил анализ имеющихся законов и других государственных актов. Негативное восприятие государственных законов и законодательного регулирование формировалось у революционера под влиянием свойственного анархизму негативистского восприятия всех форм государственной и политической власти и характерных им способов общественного регулирования. По мнению Бакунина, любые правовые законы являются навязанными и, поэтому, деспотичными. В связи с этим, Бакунин считал, что политические законы, выдвигаемые государством, всегда враждебны, ограничивают свободу человека, чем противоречат природным законам, которым подчиняются все живые существа. Пренебрежение этими природными законами и подчинение противоестественному, искусственно созданному праву, приводит к появлению и распространению олигархии - политическому господству небольшой группы людей. Таким образом, любое законодательство, угнетает человека, развращая при этом самих законодателей. Человеческая свобода должна быть ограничена не юридическими законами, а законами человеческого права, которые находятся в сознании всех свободных людей, равно относящихся к другим людям. Таким образом, чтобы гарантировать свободу дела, необходимо, по мнению Бакунина, держать под контролем государственную власть. Гарантии свободы, как говорил Бакунин, постепенно появляются в каждом государстве по мере того, как общество освобождается от угнетения государства и от зависимости от него. В каждой стране, в которой государственное управление осуществляют представительные органы, свобода реальна лишь при условии наличия действенного контроля и надзора за властью и чиновниками, так как власть всегда портит людей. Борьба за свободу и принятие общечеловеческого права для каждого, по мнению революционера, имеет связь с классовой борьбой, но в перспективе, в социалистическом обществе, свобода и право представляются ему не элементами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. В тот момент, когда рабочий победит в долговременной борьбе за свободу, он будет должен проявить по отношению к тому, кто эту свободу ограничивал, «чувство справедливости и братства свободного человека». Социализма и свобода, по мнению Бакунина, можно сопоставить таким образом: «свобода без социализма - это привилегия, несправедливость; социализм без свободы - это рабство». Социальная революция означала для Бакунина разрушение всех учреждений, порождающих несправедливость и насилие, и, естественно, государство представлялось ему главным таким учреждением. По сравнению с политической революцией, социальная революция совершается не только посредством революционной власти, но и народной силе, организованная на борьбу с помощью возбуждения революционных стремлений в обществе. По отношению к существующему политическому строю, взгляды и идеи Бакунина были утопичны и нереалистичны. Основной темой философии Бакунина стала тема соотношения государственной власти и свободы. Революционер изучал эту тему в рамках государства и церкви. Основными недостатками, пороками этих учреждений, с которыми нельзя мириться, представляются Бакунину деспотичный и развращенный, безличный и бездушный бюрократизм, главная цель которого - собственное выживание и удовлетворение корыстных потребностей массы чиновников. Любая централизация власти, как утверждал Бакунин, является порабощающей силой, которая всегда губительна для свободы. Власть мешает свободе, сопровождающие власть привилегии становятся помехой равенству, эксплуатация помешает братству людей, а несправедливость и ложь - справедливости и истине. Бакунин продвигал идею социальной революции и считал, что революция должна быть далекой от религии, атеистической, так как церковь, навязывающая религию, тоже является властным, государственным учреждением, а поклонение божеству мешает свободе человека, равно как и соблюдение политических законов. Бакунин был ярым противником идей Лассаля и Маркса, которые предлагали создать народное государство посредством выдвижения рабочего класса в господствующее сословие. Бакунин считал, что господство пролетариата над каким-то другим пролетариатом не сформирует народное государство, а станет тираническим вариантом управления народом. Ситуацию, которая сложилась в России в то время, Бакунин считал предреволюционной и считал, что предстоящая революция связана с наличием у народа особого, бунтарского идеала. Такой революции способствует, в том числе убеждение народа о том, что вся земля принадлежит народу, орошающему и оплодотворяющему ее своим трудом, и право пользования землей принадлежит не лицу, а целой общине, разделившей ее временно между лицами. Исключительное право автономии, не являющееся при этом абсолютным, то есть «квазиабсолютная автономия» самоуправления народной общины становится фактором агрессивного отношения народной общины к государству. По мнению Баунина, народную общину, развращенную патриархатом, окончательно развратило и «добило» именно государство. Основная масса первых революционных народнических кружков интеллигентской молодежи в шестидесятые и семидесятые годы девятнадцатого века поддержала идеи Бакунина и активно начала пропагандировать анархизм. 1.2 Петр Алексеевич Кропоткинанархизм идеолог российский В начале семидесятых годов девятнадцатого века, ряды анархистов пополнил Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), ученый и историк, который являлся членом кружка “чайковцев” (народнический кружок, названный по фамилии лидера - Н.В. Чайковского). В 1873 году Кропоткин составил для своего кружка программную “Записку”, в котором провозгласил такой идеал будущего строя, как “союз вольных коммун”, в котором нет центральной государственной власти. П.А. Кропоткин стал последним из группы всемирно известных анархистов России. П. Кропоткин является представителем старинного княжеского рода, первоначально стал известен в обществе как перспективный географ и этнограф. После обращения к анархизму ученый приобрел известность как историка и теоретик в сфере этических и социально-политических учений. Кропоткин создал учение синтетической философии анархокоммунизма, в основе которого лежал принцип социальной кооперации и взаимопомощи. Учения Кропоткина очень близки к современным кооперативным и этическим учениям. Современные учения также берут за основу принцип кооперации, но придают ей более широкое социальное значение, не ограничиваясь только пикетированием отрицательного отношения общества к государственной власти и её угнетениям, несправедливости и монополизму. В своем учении Кропотким проводит параллель между представлениями народа о большом значении взаимопомощи между людьми, идеями философии природы и географической социологии, а также этическими взглядами, базирующимися на правиле, которое гласит, что нельзя обращаться с другим человеком так, как не хочешь, чтобы другой человек обращался с тобой. В юридической сфере Кропоткин считал необходимым отделение права от закона и предполагал, что есть инстинкты - естественные основы права, естественные права на удовлетворение физиологических потребностей, и естественное право, в основе которого лежат обычаи. Формирование государства в историческом аспекте Кропоткин соотнес с появлением поземельной собственности и желанием оставить эту собственность в руках одного класса, который в результате этого стал бы господствующим. В этом были заинтересованы землевладельцы, Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо землевладельцев, судьи и прославившиеся воины, которые стремились захватить власть. Государственная власть напрямую связана с судебной властью и правом. Кропоткин считал, что суд имеет очень большое значение для организации власти в обществе, но был против суда, назначаемого государством, так как считал, что государственный суд действует только в интересах государства, является своего рода «узаконенной местью». Ключевая особенность государственной власти состоит в ее централизация, которая делает государство «пирамидальной организацией». Кроме того, правом Кропоткин считал не юридические законы, а естественные и «человечные» законы, которые не навязываются свыше, а формируются в обществе сами собой. Миссия государства сводится, в конечном итоге, к тому, чтобы поработить человека и поддерживать его эксплуатацию. Основная критика государственной власти, которая давалась представителями анархистских течений, была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп. . История русского анархизма .1 Анархизм в России до 1917 года В 1900 году в швейцарском городе Женева сформировалась так называемая “Группа русских анархистов за границей”, которая издала обращение, призывающее к свержению самодержавия и совершению социальной революции. Лидерами этой группы стали Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Позже, в 1903 году супруги Гогелия создали в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и воля”, которая, благодаря поддержке П.А.Кропоткина, М.И.Гольдсмит и В.Н.Черкезова издала первый русскиё анархический печатный источник за границей - газету под названием “Хлеб и воля”. В последующие несколько лет маленькие плеяды анархистов-эмигрантов из России сформировались также в Германии, США, Франции, Болгарии. В 1904 году эмигрантами было создано несколько издательств, в которых печатались и распространялись анархические издания. Непосредственно в Российской империи приверженцы анархизма возникли весной 1903 года в Белостоке Гродненской губернии в рядах еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих и летом - в городе Нежине Черниговской губернии, среди учащейся молодежи. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса. В самом начале революции 1905 года основная часть анархистов придерживалась анархо-коммунистической теории Кропоткина. На съезде, прошедшем в Лондоне в декабре 1904 года были намечены задачи анархистов при организации социальной революции. Главной целью стало полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Революция, по плану анархистов, должна была начаться со всеобщего столкновения обездоленных как в городах так и в деревнях. Основными способами анархистской борьбы в России должны были стать “восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”, а форма организации должна иметь добровольный характер. На этом съезде Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России анархической партии. Еще одно направление анархизма, возникшее в России - анархо-синдикализм, в основе которого лежали идеи Прудона и Бакунина о том, что новое, справедливое общество должно строиться на базе революционных организаций трудящихся (профсоюзов), базирующихся на принципах кооперации и взаимной помощи. Идеологами анархо-синдикализма в России стали Я.И.Кирилловский (Д.И.Новомирский), Б.Н.Кричевский, В.А.Поссе. Приверженцы анархического синдикализма признавали только прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами. Одной из форм анархизма в России стал также анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм), цель которого заключалась в установлении безвластия, построении общества без принуждения и иерархии. Основой такого общества, по мнению индивидуалистов, должно было стать естественное право любого человека свободно распоряжаться собой. Идеологами такой формы анархизма стали А.Боровой, О.Виконт (В.Н. Проппер), Н.Бронский (Н.И.Бронштейн). У этого течения возник особый подвид - мистический анархизм, который проповедовали поэты и писатели (С.М.Городецкий, В.И.Иванов, Лев Черный(псевдоним П.Д.Турчанинова)). Турчанинов в 1907 году написал работу “Новое направление в анархизме; ассоциационный анархизм”, в которой описал свои идеи. Писатель считал необходимым сочетать принципы коллективизма и индивидуализма, выступал за создание политической ассоциации производителей, при этом основным методом борьбы с самодержавием он считал систематический террор. Последователями индивидуалистического анархизма стали махаевцев, выступавшие против интеллигенции. Идеологом этого направления был польский анархист Я.В. Махаев, самый известный его последователь - российский участник народовольческих кружков Е.И.Лозинский (Е.Устинов), организовавший кружок «махаевцев». В период 1905 - 1907 годов было образовано еще несколько разновидностей анархо-коммунизма в России: · Движение беэначальцев, лидером которых стали С.М.Романов (Бидбей) и Н.В.Дивногорский (Петр Толстой). Беэначальцы представляли террор и грабежи как способы борьбы и отвергали всякие нравственные устои общества. · Осенью 1905 года было сформировано движение чернознаменцев, лидером которого стал И.С.Гроссман (Рощин). Лидер движения издал им в Женеве номер газеты “Черное знамя” (единственный номер, позднее газета не издавалась), по названию газеты и было дал названо это движение. Чернознаменцы действовали на Северо-Западе и Юге России (Белосток, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Одесса). Они предлагали организовывать регулярные партизанские выступления рабочего класса, группы безработных для изъятия жизненных припасов, массовый террор против буржуазии и воровать. Позднее произошел раскол движения чернознаменцев на два лагеря - безмотивные террористы, лидером которых стал В.Лапидус (Стригой) и анархисты-коммунистов. Безмотивные террористы выступали за “безмотивный антибуржуазный террор” посредством персональных посягательств на представителей буржуазного класса не за какие-либо их негативные действия, а за сам факт их принадлежности к буржуазии, которая считалась эксплуататорами. Анархисты-коммунисты, в свою очередь, предлагали сочетать борьбу с буржуазией и восстания для провозглашения в городах и деревнях “временных революционных коммун”. К концу 1904 года анархистский террор и экспроприации широко распространились. Многие люди под предлогом анархизма начали совершать грабежи для личной выгоды. Одним из основных центров коммунистического движения в Российской империи стал город Белосток. В один из дней празднования религиозного еврейского праздника, рабочий- анархист Нисан Фарбер ударил кинжалом текстильного фабриканта А.Кагана. Это был первый акт антибуржуазного террора. Далее, в октябре 1905 года в поселке Амур (близ Екатеринослава) анархисты после увольнения трехсот рабочих совершили убийство директора машиностроительного завода. Польский анархист-чернознаменец И.Блюменфельд в октябре 1905 года бросает бомбу в банковскую контору Шерешевского, расположенную в Варшаве, а через месяц взрывает бомбы в ресторане “Бристоль”, ранив при этом одного человека. После такого количества беспорядков, устроенных анархистами, их организация была устранена, а ее членов заключили в Варшавской цитадели и расстреляли. В конце 1906 года в России начали формироваться первые группы Анархического Красного Креста, которые оказывали помощь заключенным анархистам. В октябре 1907 года грузинские анархисты вместе с эсерами-федералистами, изъяли из казначейства в городе Душети Тифлисской губернии денег на сумму 250 тыс. рублей. Это был самый крупный грабеж, совершенный анархистами в России в начале двадцатого века. В 1908 году в Женеве была проведена конференция русских анархистов-коммунистов, в ходе которых объединились группы “Буревестник”, “старая” группа и редакция газеты “Хлеб и Воля” в Союз русских анархистов-коммунистов. Первой объединительная конференции русских анархистов-коммунистов была проведена в Лондоне. Конференция проводилась в течение трех дней - с 28 декабря 1913 года по 1 января 1914 года. В ходе переговоров участники конференции решили учредить Федерацию анархо-коммунистических групп за границей и начать издание первого федеративного печатного органа - газеты “Рабочий мир”. .2 Анархизм в России после революции 1917 года После революции 1917 года члены анархистских организаций учредили в Москве Федерацию анархических групп, в которую вошло около 70 человек, в основном из молодежи. Лидерами анархистов в Москве и Петрограде стали П.А.Аршинов, В.В.Бармаш, А.А.Боровой, братья Абба и Владимир Гордины, И.Блейхман, Д.Новомирский, Л.Черный, Г.Б.Сандомирский, А.А.Солонович, Г.П.Максимов, В.С.Шатов, В.М.Эйхенбаум (Волин), Е.З.Ярчук. К тому моменту в Петроград из эмиграции вернулся Кропоткин. Важным фактором, объединившим анархистов, стало появление газет -“Анархия” (Москва) и “Буревестник” (Петроград). В послереволюционный период активно развивалось течение анархо-синдикалистов, лидером которых стали В.Волин, Г.Максимов и В.Шатов. Приверженцы этого подхода стремились к замене государственных органов профсоюзными объединениями, захвату заводов и фабрик коллективами рабочих. Анархисты-коммунисты отстаивали идею социальной революции, призывали к свержению Временного правительства, а после создания Советов рабочих и солдатских депутатов (в частности, в Петрограде) стали добиваться допущения своих сторонников в них. В июле 1917 года в Харькове была проведена конференция анархистов Юга России, в результате этой конференции была признана возможность вступления приверженцев анархии в Советы, но только с информационной целью. Резко отрицательное отношение к вступлению в Советы покали только анархисты-индивидуалисты, остальные течения анархизма согласились на такие условия вступления в Советы. Во время апрельского политического кризиса анархисты действовали очень активно - предлагали свержение Временного правительства, захватили и защищали от правительственных войск дачу бывшего царского министра П.Н.Дурново; подготовили выступление солдат для захвата фабрик и заводов. В период Октябрьской революции анархисты принимали активное участие в вооруженных столкновениях в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах. Осенью 1918 года в Москве по инициативе одного из идеологов анархизма - Апполона Андреевича Карелина была возрождена Московская федерация анархических групп и был созван Первый Всероссийский съезд анархистов-коммунистов. В 1919 году в Москве анархистами была создана Всероссийская федерация анархической молодежи (ВФАМ). Объединение анархо-синдикалистов в это время было представлено Союзом анархо-синдикалистской пропаганды “Голос Труда”, но в 1918 году деятельность негативно настроенных к большевикам синдикалистов, которые издавали в Москве собственную газету под названием “Вольный голос труда”, запретили. Однако, часть синдикалистов, готовая идти на компромисс, получила возможность провести всероссийскую конференцию в августе 1918 года. На первой конференции был избран секретариат Всероссийской конфедерации во главе с Г.П. Максимовым, а проект устава Всероссийской конфедерации был принят только на третьей конференции. 2.3 Кризис анархизма в России (1921 год)В феврале 1921 года умер П. Кропоткин, в связи с чем анархисты создали Комитет анархических организаций по устройству похорон. После смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений. В 1921 году сформировалась появилась концепция биокосмизма, главным идеологом которой стал российский поэт-футурист А. Ф. Агиенко. Идеи биокосмизма заключались в том, чтобы предоставить максимальную свободу личности и ее творчества вплоть до свободы передвижения в космическом пространстве, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную. Большое количество анархистов провозгласило кризис движения и его перерождение, после чего многие анархисты вступили в Российскую коммунистическую партию большевиков. Последним очагом легального анархизма в Советском союзе был музей Кропоткина (и действовавший при нём Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П. А. Кропоткина(ВОК), существовавший до 1939 года. .4 Возрождение анархизма в России после 1988 года В период Перестройки, в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, анархистское движение в Советском союзе стало возрождаться, а крупнейшим объединением рубежа восьмидесятых-девяностых годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС). В июне 1990 года, после раскола КАС, была образована Ассоциация движений анархистов (АДА). В период перестройки анархисты в СССР раскололись на два противоборствующих лагеря. Раскол произошел в вопросе о пути движения к Анархии, анархисты раскололись на "правых" ("либертарианцев", в качестве символа своего движения использовли знак перечеркунутого доллара) и "левых" анархистов (использовали в качестве общего флага своего движения "Веселый Роджер", традиционный флаг русских анархистов со времен революции и гражданской войны). Большая часть анархистов придерживалась идей о том, что путь к Анархии идет через возвращение к капитализму и буржуазной демократии. Вторая часть анархистов считала, что путь к Анархии идет "напрямую", без возвращения к капитализму, то есть посредством устранения диктатуры коммунистов, перехода к многопартийной советской демократии, внедрения анархистов в органы власти, отстранение от власти обуржуазившегося правительства, демократизации и децентрализации власти, перехода к добровольному коммунному советскому самоуправлению и объединению профсоюзов. Часть левых анархистов вошла в оргструктуры "Левой оппозиции в КПСС и ВЛКСМ" (больше известной как "Движение Коммунистическая Инициатива" (ДКИ) или "Коммунистическая Платформа в КПСС"). . Анархисты в современной России В двухтысячных годах в России было организованно интернационалистическое антикапиталистическое левое движение "АнтиФА", основанное на анархической и коммунистической идейной платформе. В 1995 году была создана Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ). В 2002 году было создано анархо-коммунистическое объединение Автономное действие. Идеологию анархизма в современной России представляет РАС - Русский анархический союз. Идеология союза строится на принципах национал - анархизма и этно - анархизма, то есть в ее основе лежит самоорганизация людей по признаку их национальной принадлежности. Под нацией анархисты понимают не гражданскую общность, которая создается государством при капитализме, а общность людей, которые объединены этническим происхождением и территорией проживания. Русский анархический союз берет за основу идеи Бакунина о панславизме - создании политического национального объединения славян, идеи Кропоткина, в основе которых лежит народный антиэтатизм, то есть борьба с государством и создание социального освободительного движения с опорой на широкие народные массы. В какой-то мере на союз повлияли идеи Тукера, который придерживался анархо-социализма, выступал за естественное право на частную собственность, по которому каждый человек имеет неотчуждаемое право контроля над плодами своего труда и на невмешательство со стороны государства. Идеи РАС близки к теориям таких современных идеологов анархизма, как Вячеслав Азаров, Александр Елисеев, Андрею Емельянов и Трою Саутгейту. Помехой для создания анархического общества идеологи РАС считают нравственное несовершенство людей, которое порождает необходимость в государственном контроле и создает ещё более безнравственную государственную систему, которая содержит в себе все недостатки своих создателей. Основной причиной, по которой на сегодняшний день существует система государственного угнетения, РАС считает побочные идеологии капитализма, марксизма и феминизма. Деятельность современных анархистов имеет провокационный характер, заключается в вандализме, проведении манифестов под лозунгами, высмеивающими идеологических противников. Идеологическими противниками РАС считает представителей движения "Антифа" и анархистов свободного рынка, которые, по мнению РАС, являются не анархистами, а носителями тоталитарных идеологий, так как стремятся к запрету этническую солидарность, выступают против защиты национальных культур от внешних посягательств. Однако, анархический союз проводит и различные полезные акции, например, активисты союза участвовали в защите Химкинского леса, проводили пикеты в Забайкалье в поддержку осуждённых за "Интернет-экстремизм", устраивали экологические акции прямого действия по очищению природных территорий от мусора, снимали агитационные ролики, пропагандирующие занятия спортом. На сегодняшний день РАС функционирует, ведет идеологическую, политическую и пропагандистскую деятельность и имеет собственные сообщества в сети Интернет. ЗаключениеВ процессе написания работы были исследованы основные анархистские учения, были изучены теории основных российских идеологов анархизма - П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина. Главным идеологом народничества в России стал Михаила Александровича Бакунин, распространявший идеи коллективистского анархизма, одного из направлений революционного социализма. Приверженцы этого движения выступают против частной собственности, так как считают ее одним их источников социального неравенства. Взгляды Михаила Бакунина наиболее полно и структурировано отражены в таких его трудах, как «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнуто-германская империя» и «Государственность и анархия». Взгляды Бакунина поддержали во многих странах Европы - в Швейцарии и Франции, Италии и Испании. В начале семидесятых годов девятнадцатого века, ряды анархистов пополнил Петр Алексеевич Кропоткин, член кружка “чайковцев”, составивший для кружка программу, в котором провозгласил такой идеал будущего строя, как “союз вольных коммун”, без центральной государственной власти. В начале 1921 года, после смерти П. Кропоткина, смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений, многие приверженцы анархизма провозгласили кризис движения и его перерождение, после чего многие анархисты вступили в Российскую коммунистическую партию большевиков. Последним очагом легального анархизма в Советском союзе был музей Кропоткина, существовавший до 1939 года. Возрождение анархизма в России началось только в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия и связано с периодом перестройки. Идеологию анархизма в современной России представляет РАС - Русский анархический союз. Список использованной литературы 1. Анархисты в российской революции / Анатолий Горелик. - [Буэнос-Айрес] : Рабочая Группа в Респ. Аргентине, 1922. - 63 с. 2. Исаев И.А., Золотухина П.М. История правовых и политических учений России: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 415с. . История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 736с. . История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. - М.: Норма, 2004. - 899с. . Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 - 1917гг). - М.: Мысль, 1987 - 328с. 6. Каутский К. Путь к власти: Политические очерки о врастании в революцию; Славяне и революция. М.: КомКнига, 2006. С. 71-75 . Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 . 8. Политические партии России: история и современность./Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 631 с. Глава X. АНАРХИСТЫ . Политические партии России: история и современность./Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 631 с. Глава XVIII. АНАРХИСТЫ ИСЧЕЗАЮТ . Политология: учебник / ред.: А. С. Панарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2000. - 448 с. . Политология: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ,2002.-367с. . Рябов Пётр. Краткий очерк истории анархизма в XIX-XX веках. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 20с. (Размышляя об анархизме.) 13. Ударцев С. Ф. Критика классического анархизма // Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. - М.: Высшая школа права «Форум», 2004. С. 244-253 . http://socialist.memo.ru/ [Электронный ресурс]: Российские социалисты и анархисты после октября 1917 года . www. wikipedia.org/ [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия |