Главная страница

1. Идеология, ее сущность и социальные функции


Скачать 81.57 Kb.
Название1. Идеология, ее сущность и социальные функции
Анкор2.docx
Дата22.12.2017
Размер81.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.docx
ТипДокументы
#12513
страница1 из 4
  1   2   3   4

1. Идеология, ее сущность и социальные функции.  Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без идеологии. Идеология (idea – идея) ввел и развил француз Д.Траси. В его понимании идеология – есть теория идей, их происхождение, взаимодействие и переход от одной к другой. Любая идеология представляет собой взгляды класса заинтересованного в сохранении  своего статуса, т.е. она защищает существующий порядок. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят взгляды обездоленных слоев.

Идеология - как форма выражения интересов противостоящих социальных групп.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а так же содержатся цели и программы социальной деятельности, направленные на изменение или закрепление данных общественных интересов. С помощью идеалогии вырабатываются цели, направляется социальная энергия людей.

Функции идеологии : 1)Мобилизирующая, 2)Целеполагающая, 3)Интегрирующая

Следовательно, идеология является таким социальным инструментом, без которого не может функционировать нормальное государство. Как форма сознания идеология сложна. Она, по сути, не обладает собственной системой понятий. Она использует понятия всех наук.

Любая идеология представляет собой совокупность философских, экономических, правовых и др. идей, носителями которых являются социальные группы, общности, отдельные индивиды. Внешними формами выражения идеологии выступают социально-политические доктрины, учения и концепции.

Особенности идеологии как формы сознания – тесная связь ее содержания с интересами определенных групп и общностей, поэтому выделяют виды : 1)рабовладельческая; 2)буржуазная; 3)пролетарская.

И с другой стороны: 1)государственная; 2)партийная; 3)политическая

Каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества, на самом деле, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей  в обществе социальных идей и ценностей.

2. Идеология как форма мировоззрения (идеология и наука, философия и религия). Чтобы уточнить сущность идеологии, необходимо разграничить ее с такими явлениями как наука, философия, религия.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Это наиболее обобщенный, философский образ мира.

Наука – это сфера человеческой деятельности, связанная с выработкой и систематизацией достоверных знаний об эмпирической действительности. Отличие науки от идеологии заключается в том, что наука занимается поиском истины, а идеология сосредоточена на идеалах (по этой причине наука оперирует знанием, а идеология – ценностями). Кроме того, в отличие от идеологии, наука не ставит политических целей и не оправдывает политических действий.

В то же время между наукой и идеологией существует тесная связь. Во-первых, любые теоретики, будучи людьми, склонны мыслить идеологически. Во-вторых, и идеология, и наука используют одни и те же понятия и объяснительные схемы. В третьих, когда выводы научного знания кому-либо выгодны, они начинают использоваться в политических целях и тем самым превращаются в идеологемы.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Подобно идеологии, философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. В отличие от идеологии, которая во многом базируется на вере, философия является сугубо теоретической формой познания, которая рационально обосновывает свои принципы.

Религия и идеология часто соседствуют, хотя это не одно и то же. Религия требует прямой веры; тогда как идеология апеллирует больше к рассудку. Религии отвечают на глобальные мировоззренческие вопросы - о происхождении мира и человека, о смысле его жизни и смерти. Тогда как идеологии касаются более узких, частных областей - в политике, общественной или частной жизни. Но одно с другим тесно переплетается. Любая религия продолжается идеологией, когда те или иные аспекты вероучения рассматриваются применительно к конкретным областям жизни; или используются более-менее разумные аргументы, исторические, жизненные, литературные примеры и пр. - для того, чтобы привести к вере и сделать её убедительней. Заставить человека напрямую уверовать в догмы довольно-таки трудно, нужна, по крайней мере, некоторая иллюзия их реалистичности, разумного обоснования или проверки личным опытом. Поэтому религия довольно легко продолжается идеологией. И, наоборот, идеология имеет религиозную подоснову. Идеологии либо выстраивается вокруг какой-то уже существующей религиозной конфессии; либо - внутри идеологии "зашито" мистическое откровение, тайное знание, эзотерическая доктрина, переданная через просветлённого учителя, и подобное.


3. Политическая идеология, ее специфика функции. Политическая идеология – относительно систематическая совокупность понятий, идей и представлений, в которой различные субъекты политических отношений (индивиды, группы, классы, нации) осознают свое положение в обществе, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Политическая идеология – это система идей и представлений оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть. Специфика политической идеологии: содержание той или иной идеологии зависит от интересов социального субъекта, от которого происходит данная идеология. Анализ содержания любой идеологии содержит два плана: 1)явный; 2)скрытый. Явный план представляется открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. Скрытый план – чьи интересы защищает, выражает, оправдывает данная идеология. Многие социальные субъекты пытаются представить свою идеологию как совокупность интересов всего общества, но не все говорят открыто, чьи интересы они выражают. Социальные функции политической идеологии: 1)познавательная; 2)мобилизирующая

Познавательная функция выражается в том, что в процессе своего формирования и развития социально политической теории, доктрины и концепции выражают объективную реальность. Мобилизирующая функция – вытекает из того, что политическая идеология всегда есть система социально-значимых идей, выдвигаемых определенными классами, слоями. Основное назначение идеологии – быть средством укрепления социально-политической действительности, руководством к действию.

Специфика политической идеологии – ориентация на выражение интересов значимого социального субъекта. Прежде всего это политические и экономические интересы. Следовательно, цель любой идеологии – экономическая заинтересованность, властно-финансовая политическая сущность. Цели могут быть локальными или глобальными, но сущность остается та же.

4. Государственная идеология: понятие, структура и механизмы формирования. Нация – один из субъектов политических отношений, следовательно, она является носителем политических, философских, этических идей, в которых она осознает свою ценность, интересы, которыми она оправдывает свои социально-политические действия. Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлого; цели исторического развития. Это можно назвать национальной идеологией.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму, однако, сохраняется при этом ее генетическая основа.

Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и, следовательно, государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно. Перед РБ стоит задача сформировать идеологию как совокупность фундаментальных идей, отражающих интересы нации и государства, достичь согласия по ним между различными социальными субъектами. Государственная идеология – сложное образование, в качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического, социально-гуманитарного характера.

-Культурно-историческая составляющая – совокупность устоявшихся идей, представлений о происхождении и формировании данного народа.

-Политическая сост-ая – комплекс идей и представлений народа об особенностях института государственной власти, сущности полит. системы, о путях ее дальнейшего развития.

-Экономическая сост. – комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Представление народа об организации экономической жизни страны, отношение к различным видам собственности, формам хозяйствования.

-Социально-гуманитарная сост-ая – комплекс осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека.

Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека.

Государственная идеология: высший(литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие анализ различных сторон жизни общества (учебники, доклады и т.д.)), средний(государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, цели внутренней и внешней политики государства (конституция, законодательные акты, директивы)) и низший уровень(средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии (политическая символика, уроки, лекции)). Распространение идеологии связанно с проблемами сохранения ее подлинного содержания.

5. Классификация основных течений политической идеологии. Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине. Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Социал-демократизм(СД). Возник в конце 19 начале 20 века в качестве выразителя интересов рабочего класса. СД на востоке возник как альтернатива западному капитализму и первоначально разделял важнейшие принципы марксизма относительно общественной собственности на средства производства, соц. равенства, соц. справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму. СД на западе стал на путь отказа от марксизма и признания приемлемыми существующие социально-политические институты в западных странах того времени. Лидеры СД провозгласили своей целью построение «демократического социализма». Это понятие включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. После второй мировой войны произошел окончательный разрыв СД с марксизмом и признание непреходящей ценности правового гос-ва, демократ, плюрализма и дем-го социализма.

Коммунистические идеи (общий, социальный). Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.
6. Либерализм, его сущность и влияние на политическую жизнь в Республике Беларусь. Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном дроговоре», категорический императив Канта и вытекающая из него концепция правового государства. Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. В нем существовали два разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как о целостном социально-политическом учении:

— Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС – это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования.

— Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства не поддерживались.

— Принцип конкуренции. К. – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов.

Восточноевропейский либерализм несмотря на свою связь с западноевропейским, отличается от него, что обусловлено своеобразием исторического развития России в послереформенную эпоху. В своей эволюции ВЕ Л пришел к признанию двух важных моментов: 1)Определяющая роль государства в развитии общества. 2)Необходимость активной социальной политики. Здесь речь идет не просто о правовом государстве,  а о правовом социальном государстве. Следовательно, в ВЕ Л наполняются новым содержанием старые принципы и вводятся новые понятия Л. Например, Новгородцев, вводит понятие «принцип солидарности», который утверждает. Что у личности кроме прав есть ещё и обязанности. Лукашенко, говорил «черты Л., хотя и в меньшей степени, должны быть нам присущи»


7.Консерватизм, его сущность и роль в политической жизни Республики Беларусь. Консерватизм (сохранять). Английчанином Берком были сформулированы основные принципы К.(в какой-то мере, это была реакция  правящего класса Англии на Великую французскую революцию(1789) и попытка сформулировать идеологию английского общества и оправдание колониальной политики (колониализм являлся материальной основой консерватизма)).

Человек – это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского общества.

Социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков.

Человек – существо инстинкта, чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество – форма защиты человека от самого себя, следовательно, должно цениться выше прав индивида.

Люди от природы не равны, след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

существующий общественный строй необходимо охранять, т.к. всякие попытки устранить зло ведут к причинению ещё большего зла. Для К. важна институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную соц. систему, обеспечивать удержание гос. власти.

К 60-70 годам 20 века идеология К. пришла в упадок, что привело к появлению идеологии неоконсерватизма.

Неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма:
  1   2   3   4


написать администратору сайта