1. Идеология, ее сущность и социальные функции
Скачать 81.57 Kb.
|
НК – это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. НК – это идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. Из противника научно-технического прогресса НК превратился в убежденного его сторонника. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время, как государство, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы. НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической приемственности. Для Белоруссии. НК может войти в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций. 8. Социал-демократизм и его влияние на идеологические процессы в Республике Беларусь. Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма. Отличительные черты социал-демократизма: Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов. Гибкость идеологических компонентов, дробление задач. Пестрота социальной базы , представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса. Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом. Принципы социал-демократизма: В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике:общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды. В XX в. социализм как идеология существенно преобразовался, позаимствовав ряд положений у либерализма и консерватизма. Сегодня социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий, а также в практике новых социальных движений, придерживающихся идей экосоциализма, коммунитаризма и др. 9. Национализм, его сущность и основные виды. НАЦИОНАЛИЗМ – система идей, взглядов, представлений и практических действий основанных на этноцентризме (абсолютизация роли этноса/нации и пренебрежение другими нациями). Главенствующая идея –понимание и истолкование нации как основы и главного субъекта государственно-политической, экономической и социокультурной системы общества. Основополагающие идеи стали складываться в процессе формирования наций и национальных государств на волне подъема промышленных революций в 18-19 веках. Именно в эпоху Великой Французской революции отчетливое выражение получил принцип суверенитета нации как субъекта государственной жизни, которому принадлежало право устанавливать законы для граждан, а граждане этого государства должны быть преданы своей нации и наряду с правами должны выполнять гражданские обязанности. Выделяют основные формы национализма : 1)этнический; 2)государственный Этнический национализм –нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности наделенной исключительным правом на обладание государственности, а так же всеми социальными институтами и всеми видами ресурсов. Этнический национализм получил широкое распространение в конце 19 – начала 20 века особенно в тех странах, где круги общественности выступают за национальную независимость. В результате распада колониальных империй после II Мировой войны на волне национ.-освободительных движений возникли различные формы этнонационализма (Африка, Латинская Америка). Государственный , сформировался в 20 веке и направлен на обоснование легетивности и приоритетности национального государства, государственную экспансию (или изоляцию) и широко использует государственную символику, СМИ, устную агитационную пропаганду. Различные формы гос. национализма активно используются и сегодня (США, Индия, Пакистан). Социокультурный национализм –выражает стремление национальной общности к управлению и сохранению своей национальной определенности, социокультурной и духовной самобытности. Языковой национализм –сохранение, всемирное развитие и расширение применения родного языка, до придания ему госуд-го статуса. Экономический национализм –направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным, сель/хоз производителям, торговым группам, международной экономической конкуренции. Политический национализм –тенденция создания собственного гос-ва на основе единства нации, превосходства на гос-ой арене. Социально-бытовой национализм –недоверие и неприязнь к людям другой национальности, в повседневных межличностных взаимоотношений. 10.Альтернативные течения в современной идеологии (антиглобализм, анархизм, экологизм и др.). Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Национализм . Во-первых, под национализмом принято понимать идеологию и политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса. Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике. Глобализм. Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм. Антиглобализм . Антиглобализм — международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающие за разработку и реализацию демократической модели глобализации. Технократизм. Направление современной общественной мысли, согласно которому управление и власть на предприятиях и в обществе должны принадлежать представителям научной и технической интеллигенции, специалистам в области техники. Пацифизм. Термином «пацифизм» принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Феминизм. Феминизм — теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов. Экологизм. Термином «экологизм» принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды. Религиозный фундаментализм . Термин «фундаментализм» обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и окончательных истин, не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, этот способ мышления чаще всего характерен для религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и политику и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. 11.Белорусская национальная идея, ее истоки и развитие. Сущность национальной идеизаключается в осмыслении бытия этноса, исторического наследия, его национальной идентичности, идей существования, в особенностях национального характера, геополитического положения. Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Данные государственные объединения имели восточнославянский этнический характер, а к концу Хв. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980г. Новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси). Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе. Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием ВКЛ (XIII –XVIвв. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское, оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций (Статуты ВКЛ) последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588г. до 1840. Также к тому периоду относится и распространение Магдебургского права – права городов на самоуправление, что содействовало утверждению принципов апелляции к закону и легализации своих интересов и прав с помощью закона. Однако не стоит забывать, что ВКЛ было феодальным государством в котором шло закрепощение, лишение личной свободы, основной массы населения того времени – крестьянства. Таким образом, идеи многовекторности внешней политики, мирного сосуществования, обусловленного геополитическим положением белорусского государства, верховенства закона не чужды и для современного белорусского государства. 12. Менталитет белорусов как фактор идеологического выбора. Менталитет белорусов формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа. Если рассматривать его в самом общем плане, то первое, что бросается в глаза – геополитическое положение Беларуси между Востоком и Западом. Вторая черта менталитета белорусского народа – отсутствие у него чувства превосходства перед другими народами. С принятием христианства изменяется и обогащается складывающаяся в то время ментальность наших предков. Смена религиозной модели не могла не повлиять на обычаи, традиции и мораль. Они становятся более мягкими, гуманными. В период же войн белорусы становятся мужественными и решительными. Добавляются такие качества как свободолюбие и храбрость. Наглядный пример этому – движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны. В целом для национального менталитета белорусов веками продолжали оставаться настроения грусти и печали. Особенно это заметно в белорусских народных песнях, причем самых различных регионов республики. Причины тому тяжелая подневольная жизнь, вечная оглядка на более сильных зарубежных соседей, опустошительные войны, наличие крепостного права и т.д. Возможно отсюда и немногословность белорусов, нелюбовь к обсуждению своих проблем публично, а внутреннее их переживание. Может быть, отсюда и кажущаяся замкнутость наших соотечественников. Однако это не является особенностью национального характера, так как в целом белорусы открыты, бесхитростны, добродушны. Просто для них несвойственно высказывать на людях свои эмоции и чувства. 13. Истоки и становление идеологии белорусского государства. Возникновение и развитие суверенного государства Республика Беларусь актуализировало вопрос о том, какой должна быть идеология, принятая в качестве основы для внутри- и внешнеполитического курса белорусского государства. Кроме того, государственная независимость Беларуси создала проблему устойчивой поддержки курса государства со стороны граждан, их активного участия в достижении общественно значимых целей. В таких условиях идеология государства оказалась востребована как специфический тип идеологии, обеспечивающий большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, причастности к исторической судьбе Отечества. Поиск идеологии как средства достижения консенсуса по базовым ценностям актуален сегодня в силу того, что государственное строительство Республики Беларусь происходит в условиях преодоления последствий экономического кризиса начала 90-х годов ХХ в. и отказа от радикальных социально-экономических преобразований. Ценности общественно-политических групп Беларуси многообразны. В связи с этим перед руководством страны стоит проблема поиска системы ориентиров, способных консолидировать общество и гармонизовать устремления всех социальных групп. На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство . Не случайно отечественные авторы привносят новые нюансы в понимание термина «идеология», трактуя ее как «совокупность идей, взглядов, учений, которая дает возможность людям осознать цели и идеалы, на которые ориентируется государство». Без усвоения общественным сознанием никакая идеология не может быть средством достижения поставленных целей, поэтому с 2003 г. в Беларуси начата активная идеологическая работа с населением по месту жительства и работы. В демократическом обществе наличие консолидирующей общество системы ценностей не ликвидирует идеологического плюрализма. Существование различных политико-идеологических течений не расшатывает консолидированных демократий. Поэтому идеология белорусского государства разрабатывается в соответствии с центристскими установками. С одной стороны, она охватывает все основные сферы жизни общества (экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную), с другой стороны, она достаточно гибка, чтобы более чутко реагировать на социальные запросы, нежели это свойственно классическим идеологиям. Важнейшей задачей идеологической работы в Беларуси является консолидация различных групп общества вокруг национально-государственной идеи, предотвращение конфликтов и налаживание сотрудничества. Идеология белорусского государства призвана направить духовный и интеллектуальный потенциал белорусов на созидательный труд на благо общества и государства. Таким образом, идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития. 14. Белорусское государство на современном этапе. Под идеологическим процессом (ИП) в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить 2 составляющие ИП: разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Первое предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия. Для второго нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии. ИП в большей или меньшей степени охватывает все социальные слои общества, т.е. и различные сферы общественной жизни. Поэтому в качестве важнейших его составляющих можно назвать экономическую, политическую, мировоззренческую и др. Все эти сферы, решающие какие-то конкретные аспекты жизнедеятельности человека и общества, оказываются пронизанными одной идеей. Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правового гос-ва. ИП в Беларуси закономерен, так же реален, как и другие социальные процессы. Но он имеет свои особенности. Вторая особенность ИП в бел обществе проистекает оттого, что в 90ые годы 20ого века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя с-ма идеологической работы.-> требуется воссоздать научно-исследовательские центры, способные к теоретической разработке идеологической доктрины, с-му идейно- воспитательной работы и т.д. |