статья Ахмет Байтурсынов. Статья Ахмет Байтурсынов (2). Казыбаева Лаззат Танатовна статья
Скачать 22.33 Kb.
|
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА Костанайская область, Алтынсаринский район, с. Щербаково Учитель русского языка и литературы Казыбаева Лаззат Танатовна Статья посвящена вопросам изучения в независимом Казахстане богатейшего наследия выдающегося деятеля начала ХХ века Ахмета Байтурсынова. Он один из известных личностей имперского периода развития Казахстана, всю свою жизнь посвятивший борьбе за духовное возрождение родного народа. Автор попытался раскрыть огромный научный интерес ученых Республики Казахстан к исследованию жизни, деятельности и всеохватывающего наследия Ахмета Байтурсынова. Автор подчеркивает значимость роли Алашской интеллигенции в культурном развитии казахского общества в конце ХІХ – начале ХХ века и благодарность подрастающего поколения ХХІ века их труду на благо будущего своей страны. Также - прекрасную мысль и веру ученого и педагога А. Байтурсынова в силу и возможности тех, кто хотел учиться и трудиться в сфере образования и науки. В статье говорится о необходимости неустанного изучения и осмысления деятельности казахской интеллигенции в области просвещения, образования, науки и культуры, использовании их наследия в учебном и воспитательном процессах в школах и вузах республики. Ключевые слова: интеллигенция, алаш, духовное наследие, ученый, педагог, История любого народа неразрывно связана с теми личностями, которые в разное время оставили яркий след в его судьбе. Говорят, что каждый человек является продуктом своей эпохи. Однако, значительность любой исторической личности измеряется, прежде всего, ее мудростью, умением смотреть далеко вперед и степенью причастности к судьбе собственного народа и Отечества. 1930 годы - годы массовых репрессий. В 1937-1938 гг. в национализме и шпионаже были обвинены А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатулы, А. Ермеков, Х. Досмухамедулы и многие другие видные деятели. Был нанесен непоправимый вред республике в демографическом и интеллектуальном потенциале. Жертвой жестоких репрессий стал и видный общественный деятель Ахмет Байтурсынов. Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. Родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетбая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсынов и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатление у будущего поэта. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище, в Оренбургской учительской семинарии. Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной, затем волостной школы. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско- казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург. К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики. Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка. Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество. В 1913 г. А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах». Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования. После революции 1917 г., будучи членом партии «Алаш», А. Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитета Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно- методического совета Наркомпроса. В 1920 году вступает в РКП (б), в 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов. В июне 1929 года во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Чокаевым, якобы для того, чтобы тот помог осуществить план отделения Казахстана от России. В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмет Байтурсынов был расстрелян как «враг народа». Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти. В июне того же года А.Байтурсынов избирается членом ВРК Казахского края. В 1922- 1925 гг. Байтурсынов был председателем научно-литературной комиссии при Наркомпросе, избирался председателем Наркомпроса Казахстана, членом ВЦИК, КазЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете «Ак жол». В 1925-1929 гг. Байтурсынов преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом университете. Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной работой, чем политикой. Но, по велению судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не мог быть. Интеллигенция эпохи подъема национального самосознания не может быть вне политики. «Мой идеал – отмечал он на допросе, - Это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития и какая власть это сможет обеспечить, той и я буду доволен ». В 1937 году, когда был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, его жену Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область. Здесь она тяжело заболела. По возвращении в Костанай беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Она стала жертвой сталинских репрессий, жизнь её трагически оборвалась на территории Костанайской области. В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь. Многогранный талант Ахмета Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, переводчиком, этнографом, составителем многих учебников, но и автором многих стихов для детей младшего возраста. Ахмет-ага был великим Устазом – Учителем с большой буквы для детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светилом казахской науки и культуры. «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача» – говорил Ахмет Байтурсынов. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован. Ученый, просветитель Ахмет Байтурсынов снова с нами. В своих книгах, в фонде его имени, в названии улиц, а главное – в своих идеях, которые созвучны проблемам дня сегодняшнего. Указом Президента Республики Казахстан от 30 декабря 1996 года 1997-й год был объявлен в нашей республике Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. В целях увековечения памяти лиц, пострадавших в годы политических репрессий 31 мая был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий. В жизни каждого народа, государства были события, которые нельзя забывать. Бережное отношение к этим событиям, к его истории - лучший гарант того, что сегодня и завтра мы не совершим новых. Список использованных источников 1. Н.Назарбаев. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания http://www.akorda.kz 2. Ахметжанова А.Т., Сарыбаев М.С. Вопросы модернизации обучения педагогических работников в Казахстане. https://articlekz.com 3. Ахмет Байтурсынов. Персоналии. http://e-history.kz/ru/biography/view/20 |