Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РЕГИОНАХ. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

  • Журналистика. Контрольная работа Журналистика. 1. интерактивные жанры и мультимедийные форматы в современных интернетсми


    Скачать 26.36 Kb.
    Название1. интерактивные жанры и мультимедийные форматы в современных интернетсми
    АнкорЖурналистика
    Дата28.12.2022
    Размер26.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа Журналистика.docx
    ТипДокументы
    #867685

    1.ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЖАНРЫ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ФОРМАТЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

    Мультимедийные технологии – это средства предоставления информации с помощью объединения множества воспринимаемых человеком сред (аудиальное, визуальное и кинестетическое воздействие), управляемых интерактивным программным обеспечением. Если для всех других способов коммуникации существует свой специфический язык (изображение, речь, письменный язык), то суть мультимедиа языка как раз состоит в сочетании различных языков.

    Мультимедийные технологии используются в разных видах СМИ, но наилучшие перспективы наблюдаются в области интернет - журналистики. В целом мультимедийный контент интернет СМИ отличается следующими чертами: модульность, интерактивность, гипертекстуальность, иерархичность, комбинация целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя.

    Кроме того, мы выделили четыре общности мультимедийных средств, которые используются в современной интернет журналистике: базовые элементы, синтетические формы, игровые формы, мультимедийные проекты.

    К базовым элементам мы отнесли:

    1. изображения: фото, иллюстрация, графика, карикатура, анимация, слайд-шоу;

    2. видео (видеоиллюстрации, видеоматериалы традиционных жанров ТВ журналистики);

    3. аудио (подкасты, аудиоиллюстрации, аудиотекст, аудиослайд-шоу, аудио традиционных жанров радио журналистики);

    4. инфографика (графическое представление данных). Специфика использования данных элементов – в их равноправии.

    То есть, они чередуются с текстом не только для привлечения внимания, но и несут информацию. В процессе мультимедийного сторителлинга создается единый текст из мультимедийных элементов. Лучше всего это иллюстрируют лонгриды – подробный обзор по теме, содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику.

    Первый лонгрид был создан газетой «The New York Times» в 2012 году и назывался «Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek» («Снегопад: лавина в проходе Крик»). Как отмечают исследователи, текст выступал как стержневой элемент, мультимедийные элементы (изображения, видео, аудио) двигались с разной скоростью, что создавало ощущение объема. Лонгрид был нацелен на передачу впечатлений, эмоциональное вовлечение и создание эффекта присутствия.

    Ранее лонгрид использовался исключительно в презентациях и компьютерных играх. Сейчас этот жанр активно развивается в России. Свои лонгриды предлагают такие федеральные издания, как «Коммерсант» («Земля отчуждения», «Приразломная жизнь»). В Свердловской области подобные материалы готовят журнаL листы информационного портала «Е1» («Элитные советские парадные», «Екатеринбург под надзором»). Вторую группу мультимедийных средств мы назвали синтетические формы, поскольку они сочетают несколько базовых элементов.

    К этой общности относятся мультискрипт и интерактивное видео. Мультискрипт, состоящий из содержания (главных тезисов), стенограммы и видеоплеера, упрощает восприятие объемной и сложной информации. Примеры можно найти на портале «РИА Новости».

    Материал «Разговор с Владимиром Путиным», размещенный 15 декабря 2011 года, представляет собой полный текст десятого разговора россиян с Президентом России в виде мультискрипта. Рядом с окном видеозаписи расположены колонки текста и содержание. Все три составляющие связаны внутренними гиперссылками. Интерактивное видео содержит гиперссылки в виде текста, иконок и других элементов. По этим ссылкам можно переходить как на внешние, по отношению к сайту, ресурсы, так и на внутренние. Редакция «РИА Новостей» начала производство подобного контента еще в 2012 году.

    «Интерактивное видео добавляет нашей работе творчества. Корреспонденты, монтажеры, редакторы фантазируют, придумывают интересные сценарии нелинейного рассказа истории, экспериментируют с монтажем. Мы уверены, что возможности, которые открывает эта технология, привлечет к нам творческих людей, которые давно хотели попробовать себя в новых формах подачи своего авторского материала».

    Примером интерактивного видео служит материал «Самые важные события 2015 года в интерактивном видеоформате». В самом начале предлагается выбрать, какое событие вас интересует. Далее воспроизводится материал, по ходу которого появляются кнопки. Каждая из них предлагает перейти на более подробную информацию. При этом кнопки сменяют друг друга и появляются в разных местах. В некоторых современных видеоматериалах возможно передвигаться внутри контента или прокручивать его на 360 градусов. «Russia Today» использовало подобное в своей публикации от 11 августа 2015 года, где представила видео с обзором в 360 градусов с места боев в Алеппо.

    Третья группа мультимедийных средств – это игровые формы. В последние несколько лет в интернет СМИ стали популярны мультимедийные элементы с игровым сюжетом, требующие взаимодействия с аудиторией. Журналист уже в исходном материале, самом событии выявляет игровую составляющую, а затем через мультимедийный текст играет с аудиторией, одновременно выполняя свои профессиональные функции.

    К этой общности относятся тесты, пазлы, флеш-игры. Первопроходцем в игровых коммуникациях исследователи называют «Esquire Russia». В августе 2012 года редакция предложила новый игровой формат подачи новостей: из заголовков заметок российских СМИ создавались стихи. В 2013 году была запущена игра «Новостные войны» в стиле фильма «Звездные войны».

    В настоящее время игровые элементы активно использует информационный портал «Медуза».

    Во-первых, читателям предлагают пройти тесты.

    Во-вторых, на сайте есть отдельный раздел с флеш играми, которые выполняют несколько функций: привлечение аудитории, удобное преподнесение информационных поводов («Мат или нет мата? Шахматная игра «Медузы»», «Выключи телефон, пока он не взорвался! Актуальная версия игры «Сапер»»), реклама («Можно ли не пускать мигрантов?», «Правильная реакция. Поджечь воду, сделать медузу или все испортить: химическая видеоигра “Медузы”»).

    Кроме этого, мы предполагаем, что с их помощью журналисты завуалировано заявляют о своей позиции («Двузвон или миропомазание? Тест на знание основ православной культуры», «Помоги Путину успеть к Папе римскому»). Игровые формы начинают появляться и в региональных интернет СМИ. В Екатеринбурге портал «Znak.com» создает тесты и игры («Дача чиновника или дом знаменитости?», «Стань кандидатом: блиц игра от Znak.com»). Они имеют те же функции, которые мы упомянули выше. Четвертую общность средств составляют мультимедийные проекты или многостраничные сторителлинги. Они состоят из информационных страниц, заполненных базовыми мультимедийными элементами, связанными между собой, например, с помощью игры.

    Яркие образцы таких проектов созданы командой «Первого канала». Один из них посвящен документальному проекту «Путешествия Познера и Урганта». При выборе Италии пользователю предлагается карта городов европейской страны. После нажатия на любой из них анимационная машина с Владимиром Познером и Иваном Ургантом начинает движение. Затем появляется фото, видео и цитата о выбранном городе. Другой интерактивный проект «Бродский не поэт» можно отнести к многостраничным лонгридам. Он рассказывает о жизни Иосифа Бродского, по которой можно перемещаться с помощью интерактивного интерфейса.

    Таким образом, в современной интернет журналистике средства мультимедиа предоставляют сотрудникам редакций большой простор для творчества. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего развития новейших информационных технологий и углубления их интеграции с традиционной журналистикой.
    2.МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РЕГИОНАХ. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

    На современном уровне развития социально-экономической системы в России в условиях устойчивого перехода к цифровой экономике все большее внимание уделяется развитию информационных технологий в сфере массовых коммуникаций. Признавая неизбежность всеобщей информатизации и внедрения передовых компьютерных технологий, средства массовой информации переживают период поиска современных форм присутствия в цифровом медиапространстве.

    Сегодня задача СМИ – не только собирать, получать и представлять информацию, но также с помощью новых технических возможностей предлагать широкий контекст новостей. Безусловно, мультимедиатизация журналистики была вызвана цифровой революцией, то есть изменением технических возможностей как производителя информации (медиа), так и потребителя новостей. Но главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, потребительские запросы.

    Современный человек живет в мире информационной перегруженности: каждый день мы сталкиваемся с сотнями различных типов медиасообщений.

    К традиционным медиа и традиционным типам коммуникации были добавлены новые медиа и новые виды связи: блоги, социальные сети, мобильные телефоны, планшеты и т. д. Теперь потребитель может получать новости в любой ситуации: на ходу, в очереди, в личном и общественном транспорте, на работе, во время еды, во время занятий спортом, если в его распоряжении есть устройство, позволяющее получать новости. Среди аудитории современных СМИ сформировался слой людей, которые не читают газеты, не смотрят телевизор и не слушают радио. Интернет и мобильные сервисы играют для них важную информационную роль. Чтобы не упускать из виду этих людей, традиционные средства массовой информации были вынуждены предлагать контент, отвечающий их потребностям, в их обычной онлайн-среде.

    Этот контент стал совершенно новым продуктом, который сочетает в себе все возможности онлайн-среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, которые заложены в саму технологию сети Интернет, что заставляет журналистику отказываться от однонаправленных способов коммуникации. Интернет, мобильная среда, беспрерывный круг потребления информации, потеря СМИ монополии на производство новостей и статус первоисточника, принципиально новая коммуникативная среда и другие факторы радикально изменили саму концепцию доставки, дистрибуции новостей к потребителю. Мультиплатформенное СМИ вещает одновременно на нескольких платформах и каналах (например, бумага, сайт, радио, мобильное приложение, инфоэкраны и пр.).

    Интернет СМИ начинают серьезно конкурировать не только с газетами и журналами, но с телевидением. Пользователи, просматривающие телепередачи, обращаются к веб-версиям телепрограмм, считая их самостоятельными СМИ, число таких пользователей по некоторым оценкам составляет более трети всех пользователей. Мультимедийность дает возможность использовать все доступные средства, одновременно учитывать потребности конкретного читателя и/или группы читателей. Например, развитие технологий так называемых «больших данных» (Big data) позволяет не только индивидуализировать контент, но и сам интерфейс – на основании вкусовых предпочтений пользователя.

    Региональные СМИ активно движутся в сторону мультимедиа. В сетевых форматах акцентируется внимание на контенте сообщений (новость, оригинальность, своевременность и качество), на восприятии информации для пользователя (удобная навигация и рубрикатор, доступность), что определяет его организационную структуру как типа редакции – современной и технологичной – и предъявляет соответствующие требования к специалистам: журналистам, бильд-редакторам, web-дизайнерам, IT-технологам.

    В цифровую эпоху меняются не только форматы и платформы СМИ – перестройке подвержен непосредственно процесс подготовки контента. Журналист должен обладать гораздо более широкими, чем ранее, компетенциями. Теперь, когда важны не только эффективность и эксклюзивность, но и «упаковка» информации, умение работать с мультимедийными инструментами становится необходимым для профессиональных журналистов. Понимание работы этих сервисов и «мультимедийное мышление» позволяют представлять информацию в понятной и доступной форме.

    Процесс мультимедиатизации СМИ является новым этапом в развитии современной региональной журналистики, что также объясняет актуальность выбранной нами темы исследования. В зарубежной и отечественной литературе медиаконвергенция и мультимедиатизация СМИ изучены довольно широко. Однако в связи с постоянно обновляемым миром информационных технологий научные труды, посвященные данной теме, быстро устаревают и нуждаются в дополнениях.

    Исследователи зарубежных СМИ С. Куин, Д. Фишер, А. Грант, Дж. Уилкинсон дают подробное описание процесса конвергенции в теоретическом аспекте.

    М. Люки, М. Бриггс, С. Куин подготовили практические пособия для журналистов в области мультимедиа. Особое внимание в них уделяется созданию аудиовизуального контента. Отечественные исследователи стали обращаться к проблеме конвергенции СМИ в конце 1990-х.

    Большинство учебных пособий российских авторов посвящено онлайнжурналистике. В учебниках А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой, А. А. Калмыкова, Л. А. Кохановой, С. Г. Машковой рассказывается о специфике сетевых СМИ, использовании интернет-технологий в работе журналиста. В учебном пособии под редакцией М. М. Лукиной «Интернет-СМИ.

    Теория и практика» рассмотрена организация работы редакции, рассматриваются понятия «конвергенция», «мультимедиа», «конвергентная журналистика», описывается организация работы конвергентной редакции. Чтобы понять изменения, которые происходят в редакциях местных СМИ, мы провели исследование и на его основе описали основные инструменты мультимедийной региональной журналистики.

    В качестве источников рассмотрены ведущие региональные информационные агентства и СМИ (РИА Новости – http://ria.ru; Региональное информационно-аналитическое «Агентство Бизнес Информации» – https://abireg.ru; Воронежский городской портал – http://36on.ru; Информационный портал газеты «Коммуна» – https://communa.ru).

    Мультимедийные элементы помогают разнообразить представление информации, привлечь внимание аудитории, а также улучшить восприятие информации, которая, например, в виде текста не будет воспринята аудиторией. Фактически, эта «переупаковка» – это искусство создания мультимедиа. Большинство исследователей сходятся во мнении, что конвергенция – это процесс, который происходит одновременно на нескольких уровнях. Технологически конвергенция проявляется как процесс, который объединяет различные типы цифровой информации в различных средах.

    Мультимедиа является одним из проявлений и выражений конвергенции, которая по своей сути является более глобальным и общим процессом. Сочетание нескольких технических устройств и оцифровка содержания сделали возможным существование мультимедийных работ на практике.

    Следует также иметь в виду, что конвергенция – это процесс объединения различных платформ, а мультимедиа является характеристикой продукта, изготовленного с использованием различных знаковых систем. То есть эти два термина описывают различные явления, которые используют общие значения и методы.

    Некоторые исследователи предлагают использовать термины «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика» в качестве синонимов в смысле «использования нескольких платформ». Такой чисто технический подход допустим и объединяет эти два явления, стирает границу между ними.

    Однако термин «конвергенция» гораздо шире, поскольку включает несколько аспектов: технологический, экономический, организационный и т. д. На основе проведенного исследования инструментов мультимедийной журналистики и методов их использования в воронежских СМИ можно сделать следующий вывод: мультимедийная журналистика на региональном уровне все еще находится в стадии становления и развития, редакции пробуют новые инструменты и следят за реакцией общественности. Основной предпосылкой развития мультимедийной журналистики в Воронеже является наличие доступных сервисов для визуализации информации и ее представления в мультимедийном ключе.

    Эти инструменты просты в использовании и не требуют специальных навыков. Самые «продвинутые» воронежские редакторы уже освоили некоторые инструменты (например, слайд-шоу, инфографику, фотогалереи, видео, мультимедийные статьи) и активно используют их. Среди положительных аспектов использования мультимедиа в редакциях можно выделить: саморазвитие журналистов, развитие навыков мультимедийного мышления, разнообразные жанры предоставления информации и уникальный контент. К недостаткам относится, прежде всего, тот факт, что создание мультимедийного произведения занимает больше времени, чем создание обычного материала. Мультимедийная статья требует четкого планирования. Переход на мультимедиа подразумевает дополнительные финансовые затраты (платный доступ к услугам, продвижение контента, обучение и финансовая мотивация сотрудников).


    написать администратору сайта