Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Крещение Руси и рождение русской культуры.

  • 3. Письменность.

  • 4. Литература.

  • 5. Архитектура. Живопись.

  • 6. Художественное ремесло. Быт.

  • Список использованной литературы

  • История. Доклад. 1. Истоки культуры Древней Руси


    Скачать 39.17 Kb.
    Название1. Истоки культуры Древней Руси
    АнкорИстория
    Дата26.11.2020
    Размер39.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДокументы
    #154285

    1. Истоки культуры Древней Руси. История культуры русского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Она выросла и созрела в результате взаимодействия и взаимовлияния двух начал — языческой культуры восточнославянских племён и культуры восточного христианства, главным очагом которой являлась Византийская империя.

    Богатое культурное наследие восточных славян оказало мощное воздействие на процесс формирования самобытной древнерусской культуры. Уже в VII — VIII веках у восточных славян сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, использовавшийся в течение последующих столетий. Определились основные виды производственной деятельности, в процессе которой формировались трудовые навыки, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия. С язычеством связана и богатая устная поэзия, которая не только оставалась одним из важных компонентов культуры следующих столетий, но и оказала огромное влияние на литературу.

    Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития (Х век) — это довольно развитая религия природы, многобожие. Её истоки уходят в индоевропейские верования и ещё более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире.

    Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

    Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне Роду и роженицам — богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями славян и поэтому был особенно популярен.

    Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по их представлениям, повелевал ветрами.

    По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали в славянский пантеон. Так, в VIII — IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней, растений.

    Культура Византии в VI — XI вв. не знала себе равных в мире. Пронизанная духом христианства, она сумела сохранить духовное наследие античности. Византийские архитекторы создали величественные храмы, иконописцы — прекрасные произведения живописи, греческий учёный-богослов Константин Философ (в монашестве — Кирилл) и его ученики разработали славянскую азбуку, позволившую славянам как на территории империи, так и за её пределами осваивать сокровища христианской культуры.

    Что касается оценки характера, масштабов и значения византийского влияния на древнерусскую культуру, то равным образом необоснованными являются две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них, отстаивая мысль о византийском политическом, идейном и культурном преобладании на Руси, считают византийскую цивилизацию по сути дела единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское искусство — провинциальной ветвью византийского искусства. Противоположная концепция состоит в отстаивании полной самостоятельности древнерусской культуры, в признании её свободной от каких бы то ни было внешних влияний.

    Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Несомненно и его большое положительное значение для Руси. Но ни о каком византийском засилье в древнерусской культуре говорить не приходится. Вопервых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

    2. Крещение Руси и рождение русской культуры. Крещение Руси — важнейший, переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни — от мировоззрения до быта — и длившийся в течение нескольких столетий. Но уже в XI — XII вв. были усвоены уроки византийской культуры, создан сплав языческой и христианской культуры, родилась высокая культура, отличавшаяся национальным своеобразием.

    В 988 году христианство стало официально признанной господствующей религией. Сначала крещение принял князь Владимир (980 — 1015 гг.) с дружиной, затем — киевляне и, наконец, остальное население Руси. Однако христианство победило далеко не сразу и не смогло полностью вытеснить язычество. Оно было вынуждено приспосабливаться к языческому сознанию, ассимилировать древнеславянские культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. Преследовавшие церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно чудотворных. В культе святых мест и явленных икон проглядывают следы почитания объектов природы — растительности, водных источников. Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявший функции дохристианских богов-покровителей. В народной среде образы христианской религии связывались с повседневной трудовой жизнью, с реальными потребностями людей. Древние славянские боги — покровители различных областей человеческой деятельности, управители природы, боги-целители — продолжали своё существование под именами святых православного пантеона. Так, образ Ильи Пророка слился с образом Перуна-громовержца, святые Модест, Власий, Георгий стали покровителями скота. В основе культа Богородицы лежало почитание древней богини плодородия, в её образе, как и в образе Параскевы Пятницы, олицетворялись земля, земное плодородие, плодородящее начало в целом. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря, были связаны с определёнными этапами сельскохозяйственных работ.

    При Владимире Святославиче были сделаны лишь первые шаги по распространению христианства и созданию русской христианской культуры, но начиная с княжения Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.) развитие культуры Древней Руси приобрело устойчивый ритм и увенчалось многочисленными достижениями в различных сферах.

    3. Письменность. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство на Руси было принято в его восточном варианте, допускавшем, в отличие от западного, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским) стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, оригинальной и переводной.

    Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди широких слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

    Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из неё вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

    Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» (так летопись называет высокообразованных и начитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах.

    Большинство памятников древнерусской письменности погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

    4. Литература. Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества, уходящего своими корнями в глубины столетий. За многими оригинальными произведениями древнерусской литературы стоит фольклор как один из важнейших источников. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и на идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского литературного языка.

    Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это средоточие истории Древней Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории. За составление летописей, то есть изложение событий по годам, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить ход событий год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству ясное видение эпохи.

    Летописание, как полагают современные учёные, появилось на Руси после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х века. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира.

    Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в то время, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Она вобрала в себя предшествующую летопись и другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Это умение направить идею летописи в нужную сторону особенно высоко ценилось киевскими князьями.

    Самым значительным памятником древнерусского летописания является «Повесть временных лет» — свод, который создавался в первое десятилетие XII века при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считает автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

    Послужив основой местных летописных сводов периода феодальной раздробленности, «Повесть временных лет» сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеи единства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княжеских усобиц и тягчайших испытаний монголо-татарского ига, оказала большое влияние на формирование самосознания русской народности на протяжении нескольких столетий.

    С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной литературы. И для этого типично церковного жанра характерно проникновение публицистических мотивов и политических идей. Разновидностью житийной литературы стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 году их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он освящал идею, согласно которой все русские князья — братья; в то же время в произведении подчёркивалась обязанность «покорения» младших князей старшим. «Сказание» существенно отличается от канонического жития византийского типа. Основная его идея — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. И по форме «Сказание», хотя в нём и использованы агиографические приёмы, является, по существу, исторической повестью с точным указанием лиц, имён, фактов, с подробным описанием реальных событий.

    Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила — описание его путешествия в Святую землю Палестину (1106 — 1108 гг.). «Игумен Данил Русские земля», как себя называет автор, подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии. В своих описаниях он неизменно стремится к особой точности, приводя в саженях и даже пядях размеры тех или иных сооружений. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем всей Руси, от имени Русской земли он поставил своё «кандило» у Гроба Господня.

    5. Архитектура. Живопись. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединённых попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части — купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря — апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части здания располагался балкон — хоры, где во время богослужения находились князь с семьёй и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

    Первой каменной постройкой была так называемая Десятинная церковь, возведённая в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Церковь была посвящена Успению Богородицы, а десятинной её стали называть потому, что на содержание храма была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов князя. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году и долго стояла в руинах, пока на её месте в XIX веке не возвели новую церковь. В 1031 — 1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

    Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве — огромный пятинефный храм, построенный в 1037 — 1054 гг. греческими и русскими мастерами. Строительство собора, посвящённое имени Софии, имело важное политическое значение: ведь собор святой Софии был главным храмом Константинополя. Киев тем самым как бы провозглашал своё равенство с Константинополем. В древности он был окружён двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тёсаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других храмов Киевской Руси. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чём сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI веке в Киеве было возведено ещё несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

    Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045 — 1050) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала.

    С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для неё виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

    Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера — греки, которые принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

    Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии выделяются два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

    Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельных персонажей. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского — воина в золочёном панцире и синем плаще. К началу XII века дорогая и трудоёмкая мозаика целиком вытесняется фреской.

    6. Художественное ремесло. Быт. Своеобразной пограничной областью, где теснейшим образом смыкались духовная и материальная культура Древней Руси, являлось ремесло, где мастер нередко выступал в качестве художника, создавая неповторимые произведения, в которых сливались в единое целое практическая полезность и красота.

    Большие успехи были достигнуты, в частности, в металлообработке. Русские кузнецы из железа, которое «варили» в небольших доменных печах, изготавливали всевозможные сельскохозяйственные орудия, свой собственный кузнечный инструментарий — молоты, клещи и т.д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного оружия. Хотя большая часть мечей дружинников была привозной из Западной Европы, довольно рано появились рукоятки из меди особого, специфически русского типа. К середине XI века относится и первый известный меч с русской надписью «Людота коваль» (т.е. кузнец Людота). Русские мечи уже в XI веке встречаются в Прибалтике, Финляндии и Скандинавии. Следовательно, они уже появились на мировых рынках. Изготовлялись и русские сабли.

    Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг. Великолепные шиферные пряслица (грузики для веретён) распространяются по всей стране. Велики были достижения древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения — серьги, кольца, ожерелья и т.д. Использовалась очень сложная техника. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью; получалась так называемая перегородчатая эмаль. Более дешёвой была выемчатая эмаль: краской заполнялись выемки в литых изделиях. В древнерусских кладах находят большое количество ценных ювелирных украшений.

    Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства было возникновение существенной разницы между образом жизни правящих верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол которых был ниже уровня земли) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными, но ещё не кирпичными, топились они по-чёрному. Окна были маленькими. Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причём нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли иногда из нескольких комнат.

    Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединённых сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом — деревянной башней. Были и каменные княжеские дворцы.

    Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоёв общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая («власяница») у простых людей, с вышивкой у женщин. Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны — «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи — «корзно» — длинные, застёгивающиеся на одном плече дорогими золотыми застёжками, часто с драгоценными камнями. Простые шубы — «кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.

    Развлечением знати были охота («ловы») и богатые дружинные пиры, на которых кроме обильного местного угощения встречались из южных краёв. Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными, деревянными же есть было непрестижно даже для рядовых дружинников. Значительно менее изысканными были общинные пиры-братчины. Однако и на тех, и на других обязательными гостями были скоморохи. Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского пения» на «мирских» пирах и вынуждена была лишь советовать священникам уходить с пиров своих прихожан, если такое «играние» должно начаться.

    Заключение.

    Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец им удалось объединиться в единое Русское государство. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X - начале XI веков. Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры.

    Византийские мастера принесли на Русь технику каменного строительства крестово-купольных храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное дело, которые были творчески переосмыслены местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие - в иконописи; страстность и гуманизм - в литературе.

    Таким образом, уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира.

    Список использованной литературы

    1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности 1988.

    2. Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева 1982.

    3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 1993.

    4. Брюсова В.Г. Русь, Византия и Балканы // Памятники Отечества. 1988.

    5. Введение христианства на Руси. 1987.

    6. История культуры Древней Руси. 1948-1951.

    7. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI — XV вв. 1973.

    8.Литаврин Г.Г. Византия и Русь // Наше наследие. 1992

    9. Лихачёв Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988.

    10. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 1981.

    11.Мезин С.А. История русской культуры Х — ХVIII веков. 2000.

    12. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. 1990.

    13. Седов В.В. Восточные славяне в VI — XIII вв. 1982.

    14. Русская культура X-XVII вв. 2001.



    написать администратору сайта