Физике. 1 Историческая наука и ее роль в обществе
Скачать 241.33 Kb.
|
1 Историческая наука и ее роль в обществе. История отечества ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы? Где наше исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии. Каковы его взаимоотношения с другими странами и народами; что народ России дал миру? И что он от него получил? История показывает единство народов нашего отечества с народами других стран мира в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяют их друг от друга разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы, рассеявшиеся на ограниченных пространствах двух континентов были связаны между собой многими нитями, каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственно опыте, история же былых времен должна учить всех нас и в этом также одно из ее предназначений важно лишь правильно воспринять ее уроки, знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. По истине как говорили древние римляне история – это учитель жизни. 2.Славянский мир в древности. Занятия и верования восточных славян(IV-IX) Славяне-крупнейшее в Европе группа родственных народов объединенных близостью языков и общностью происхождения их численность – почти 300млн.Человек. Древние славяне населяли центральную и восточную Европу между реками Вислой и Днепром предгорьях карпат и продвигалось к Дунаю на балканы, пока они жили вместе они говорили на одном понятном для всех языке праславянском, но по мере их расселения они всё больше отделялись друг от друга по языку и культуре. Поздний славянский массив разделялся на три типа или ветви:западные славяне-поляки, чехи, словаки;южные-болгары сербы хорваты, словенцы, македонцы; восточная (самая большая) – русские, украинцы и белорусы. В 8-9 веках у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов, племен основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие, основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Славяне занимались скотоводством были развиты охота и рыболовство, а так же бортничество(добывание меда) в то время уже было положено производство железа(его добывали из руды) из нее изготовляли железные наконечники для сохи плуга, топоры мотыги, и косы. Соседская община – эпоха первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия, они представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами, боги и духи находились везде в воде и земле, в лесу и под порогом дома. Славяне старались со всеми найти общий язык умилостивить одних и напугать других. Сварог- властелин неба. Даньсбог – олицетворял собой . Сстрибог – это бог ветра. Перун – повелитель грома и молний. 3. Образование древнерусского гос-ва (9-11века) Руриковчи и норманнский вопрос. Существует нескольо теорий по вопросу о возникновение государственности у восточных славян одни их них исходит из рассказа повесть временных лет, в ней говорится о принадлежности Новгородцами и кривичами на княжестве варягов-норманов: « Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами на приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Синеус, Трувар. После смерти братьев власть пришла к Рюрику который стал княжить в новгороде, а затем захватил власть в Киеве. Но в 882 после смерти Рюрика новгородский князь олег, объеденил под своей властью Киев и Новгород. Такой летописный о начале русской государственности, это летописное сообщение послужило основанием для возникновения так называемой нормансокй теории, утверждали что, славяне в 9-10веке были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали не земледелия, не ремесла не военного дела, не законов. Всю культуры Киевской норманисты приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были не способны к самостоятельному развитию, некоторые ученные приняли эту теорию, считая, что гос-во на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Но были и ученные, которые вообще отрицательно относились к этой теории они отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского гос-ва и варягское происхождение русских князей. Современный взгляд на возникновение государственности у восточных славян сводится к следующему: большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примерить борющиеся за власть группировки местной знати. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, т.к складывание гос-ва является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития древнерусского гос-ва можно разделять на три этапа Вторая половина 9-10веков, объединение восточных славян в единое гос-во создание аппарата власти и военной организации Конец 10-11 века расцвет Киевской руси Конец 11-12 века начало распада Киевской руси, кнчжеской усобицы, сепаратизм феодалов(предельная раздробленность) Первыми правителями из Династии Рюриковичей были Олег(879-912) он убил князей Аскольда и Дира и утвердился в Киеве. В 882 году Олег сделал Киев своей резеденцией возникло древнерусское гос-во с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом Российской государственности. Игорь 912-945 он продолжал объединение племен, при нем в состав Руси вошли племена уличей и тевирцев. Ольга 945-968 она установила фиксированный размер дани- «уроки» и «погосты». Места куда свозилась Дань её считают первой христианкой на Руси именно его в 957 году в Царьграде крестил патриарх Святослав 962- его правление было временем расширения территории Древнерусского гос-ва , выходы руси на международную арену. Итак в первой половине 19 века в землях восточных славян возникло гос-во получившее название Русь по имени его столицы – Киев, ученные стали ее называть Киевской Русью хотя оно само себя так не называло. 4 крещене и расцвет Киевской Руси причины и последствия владимир святославович При влидимире 980-1015 года произошло великое событие в русской итсории русь приняла христиаство. Владимир сначала пытался укрепить языческую веру создав единый понтеон языческих богов но язычество будучи системой демократических пережидков древности немогло стать духовной основой объединеия древнерусского общества в условиях развивавшихся феодальных отношений. Владимир женился на византийской принцессе анне и был крещен в херсонесе в 588 году. Можно выделитьь следующиепричины принятия христианства: Язычество приводило к изоляции руси от христианского мира европпы. Тормозило развитие международных связей и торговли. Монотезм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти способствовал единению руси. Появляющееся соц неравенство на руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей попавших в зависимость от феодала обещая им лучшую жизнь в ином мире. Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую перуна бросить в воду. В киеве все жители города вошли в реку днепр и священники провели обряд крещения. В новгороде жители сопротивлялись введению христианства. Воеводы владимира вынуждены были поджечь пригород и угрожая оружием заставить новгородцев креститься в реке Волхов. Мечем и огнем русь крещена была говорили современники. На руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви имели дома иконы но одновременно справляли языческие празники масленицу ивана купалу сохранилась вера в леших домовых русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для руси огромное значение, оказала влияние на экономические политическую духовную жизнь народа: Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживало усилие князей в борьбе за единство руси. Принятие христианства изменило международное положение руси, уровняло ее с остальными европейскими государствами привело к установлению более тесных связей с соседними христианотизированными странами. Церковь способствовала распространению на руси письменности появляление первых рукописных книг летописных сводов и филосовских трактатов. При монастырях открывались школы и библиотеки В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность 1. Великий киевский князь Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. 2. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства. 3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. Д. Княжение Владимира Мономаха В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха — Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, “каждый свою отчину держит”. За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на “отчины” — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси. 3. На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего он дал Руси новую “Русскую Правду” — “Устав Владимира Всеволодовича”, в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. 5.Русь в период политической раздробленности Юрий Долгоруков, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; Наиболее крупными были княжества: · Киевское (Киев); · Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский); · Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский); · Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);· Новгородская земля (Великий Новгород). Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля. В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель. Новгород Великий. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-Западе Руси. Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города. 6. «Святая Русь» между Востоком и Западом. Александр Невский, Дмитрий Донской. Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. В Х—Х11 вв. они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики. В конце XII в. в землях ливов появились католические миссионеры, но насильственное крещение местных жителей не удалось. Тогда Римский Папа организовал в 1198 г. крестовый поход против ливов. Под предлогом борьбы с язычеством и распространения католичества шел самый настоящий грабеж местного населения. В 1201 г. немецкие и датские феодалы основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев для покорения Прибалтики, который беспощадно истреблял балтийских язычников. На Руси этот орден именовался Ливонским. В 1212 г. рыцари подчинили Ливонию и приступили к завоеванию Эстонии, подойдя вплотную к новгородским землям. В это же время в Европу переместился (из Палестины) Тевтонский орден, поголовно истребил племена пруссов, а их земли были отданы немцам. В 1237 г. Орден меченосцев и Тевтонский объединились для совместной борьбы с прибалтами. В 1238 г. был заключен союз немецких, датских и шведских феодалов против Руси. Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. Наиболее боеспособная часть шведских войск высадилась на берег и стояла лагерем, остальные остались на кораблях. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море. Число русских потерь было невелико — 20 человек. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение: > во-первых, она устраняла угрозу с Севера; > во-вторых, Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; > в-третьих, это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя. Но вскоре на Северо-Западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, тысячи рядовых воинов, 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Битва получила название «Ледовое побоище». Значение победы: была остановлена экспансия ордена на Восток немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории. |