Физике. 1 Историческая наука и ее роль в обществе
Скачать 241.33 Kb.
|
7 Формирование Московского царства 14-15 в иван калита иван 3 После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской — матери Ивана. При Иване Калите Московское княжество становится сильнейшим на Руси. Царило относительное спокойствие, не было ордынских набегов и при его сыновьях — Симеоне Гордом и Иване Красном (до 1360 г.). Он первым из русских князей добился права собирать дань для Орды с русских земель, беспощадно выколачивая ее из других княжеств (часть собранного оставлял Москве). Откупаясь от хана исправной уплатой дани, он получал взамен относительную передышку от татарских набегов и поддержку хана. Много внимания Иван Калига уделял строительству. Помимо Успенского собора, при нем были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван Калита соорудил новую крепость из дубовых бревен. Превращение Москвы в центр складывающегося Русского государства 1. Важнейшими объективными причинами превращения Москвы в центр складывающегося единого государства являются следующие: > Москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла; > она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию экономических связей с другими областями, более широкому и тесному общению людей; > географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности, что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие; > Москва являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская народность. Население более развитого московского региона в большей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси. 2. Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей (Даниила, Ивана Калиты, Симеона Гордого). В конце XIV в. московские князья, и прежде всего Дмитрий Донской, выступили организаторами борьбы против ордынского ига. 3. К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства. 8 Противостояние Москвы с Литвой. Движение России на Восток(XV-XVI) Россия давно стремилась к расширению своих территорий в Прибалтике, где находилась Ливонская конфедерация государств. Иван IV хотел дать России выход к Балтийскому морю, дворяне надеялись получить земли и крестьян, купцы стремились расширить торговлю с Европой. Поводом к Ливонской войне (1558—1583) послужил отказ от уплаты Ливонским орденом дани России. В январе 1558 г. русские войска вторглись в Ливонию и стали стремительно продвигаться вперед. Армия Ордена в 1560 г. была разгромлена, а сам Ливонский орден перестал существовать. Однако гибель Ордена привела к тому, что в войну на стороне Ливонии включились Литва, Швеция и Дания, которые захватили часть орденских земель. В 1564 г. русская армия термит ряд поражений, неудачи в войне были усугублены изменой князя А. Курбского, который командовал русскими войсками. В 1569 г. Литва подписывает с Польшей Люблинскую унию (союз), объединившись в новое государство — Речь Посполитую. Успехи русских в Прибалтике во второй половине 70-х годов были недолгими. В 1579 г. шведы вторглись в Новгородскую землю, а только что избранный королем Речи Посполитой Стефан Баторий двинулся в Россию с 40-тысячной армией и взял Полоцк. В следующем году войска Речи Посполитой захватили несколько русских городов, осадили Великие Луки. В 1581 г. Баторий уже со 100-тысячной армией подошел к Пскову и осадил его. Осада длилась в 1581 и в 1582 гг. Оборона Пскова истощила силы поляков. В 1582 г. было заключено Ям-запольское перемирие на 10 лет. В 1583 г. было заключено перемирие со Швецией. Россия проиграла войну, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился лишь участок балтийского берега с устьем Невы. Война, длившаяся 25 лет, стоившая огромны. Вторая половина 40-х годов прошла в безуспешных попытках дипломатиче-скими и военными средствами ликвидировать очаг агрессии в Казани. Два похода на Казань также не принесли желаемого результата. В 1552 г. 150-тысячная армия во главе с царем окружила Казань и начала осаду. Были сделаны мощные подкопы под стены Казанского кремля. Город обстреливался русской артиллерией. 2 октября 1552 г. Казань была взята. В 1557 г. были присоединены Астраханское ханство, Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. Теперь весь волжский путь принадлежал России, здесь стали развиваться ремесла и торговля. Ликвидация этих ханств снимала угрозу для России с Востока. 3. После присоединения Казани соседом России на Востоке стало Сибирское хан-ство, которое представляло большой интерес для русских феодалов (новые территории, получение дорогой пушнины). Завоевание Сибири началось в 1581 г., когда купцы Строгановы организовали поход казаков против сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на их владения. Возглавил этот поход Ермак (Ермолай) Тимофеевич. Весной 1582 г. Ермак двинулся в глубь Сибири, прошел по рекам Иртыш и Тобол и овладел Чувашьевой горой, которая охраняла подступы к столице Сибирского хана Кучума. Кучум бежал, и казаки без боя заняли его столицу Каш-лык (Сибирь). Однако Кучум продолжал нападать на казаков, нанося им чувствительные удары. Ермак оказался в тяжелом положении, поскольку его отряд был удален от своей базы на сотни верст. Помощь московского правительства пришла только через два года. Ку-чуму удалось заманить отряд Ермака в засаду. Лишь двое из всего отряда смогли уйти от резни. Пытаясь добраться вплавь до своих лодок, Ермак утонул. Остатки его отряда, страдая от недостатка продовольствия и цинги, оставили Каш-лык и вернулись в Рос-сию. Поход Ермака положил начало планомерному наступлению русских в Зауралье. В 1568 г. была построена крепость Тюмень, в 1587 г. - Тобольск, ставший русским цен-тром в Сиби ри. В 1598 г. Кучум был окончательно разбит и вскоре погиб. Народы Сибири вошли в состав России, русские переселенцы начали осваивать край, туда устремились крестьяне, казаки, посадские и торговые люди.х жертв, разорившая страну, закончилась безрезультатно. 9 Эпоха Ивана IV Грозного (XVIв) Реформы, опричина После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской — матери Ивана. В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль за ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви. Проведенная в 1535 г. денежная реформа устраняла разнобой между московской и новгородской денежными системами. В эти годы была предпринята попытка изменить управление на местах: из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники. В ведении губных старост находились вопросы судопроизводства по наиболее важным вопросам, и прежде всего о “разбое” и “татьбе”. После смерти Елены Глинской в 1538 г. началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Вольских, Шуйских, Воронцовых. Одни из бояр (Глинские, Вольские) проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. В годы боярского правления (1538— 1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом. Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей. Наделенный от природы блестящими способностями, любознательный и начитанный, молодой царь отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от радости к гневу, от буйного веселья к глубокой депрессии. Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он исподволь привыкал к ним, в его характере формируются пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Уже в 13 лет Иван вынес свой первый смертный приговор князю Андрею Шуйскому. 1. Распри вельмож, разгул и притеснения бояр-кормленщиков, усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств вызвали недовольство многих слоев населения. С надеждой они смотрели на Ивана IV. В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Провозглашение Ивана IV царем имело большое историческое значение: > во-первых, оно уравнивало по чину Ивана IV с восточными соседями — астраханским и казанским ханами — наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси; > во-вторых, превращение Руси в Российское государство как бы предопределяло ее значение как “третьего Рима” — центра православия после падения “второго Рима” — Византии; > в-третьих, царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.; > в-четвертых, провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями; отныне он почитался как “великий государь”; > в-пятых, ритуал венчания Ивана IV на царство имел значение и для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. 2. К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были “мужи разумные и совершенные”. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя. 3. В 1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы: > военная; > судебная — был принят новый общерусский Судебник 1550 года; > церковная; > реформы центрального и местного управлений. 4. Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. Одновременно было решено “испоместить” в Московском уезде “избранную тысячу”, т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 “приказов” (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства. 5. В 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и “суд Божий” (поединок между спорящими, “за правыми сила”). Вводилась смертная казнь “за разбой”. При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и “целовальников”, которые избирались из посадских людей и черного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер “пожилого”. В 1581 г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год. 6. В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород. Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность. 7. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский,Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский (1637 г.), Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти. 8. В середине 50-х годов была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам.Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система “кормлений” наместников (1555), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти. 10. Культура Росси XIV-XVIвв Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни. Живопись 1. Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи. 2. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы “Деисус” в Благовещенском соборе. 3. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей. 4. Самая известная работа Рублева — “Троица” (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число “8” означало “вечную жизнь”. Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства. 5. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены. 6. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории. 11 Смутное время в России. Борис Годунов. самозванцы в истории России Смутное время (1598—1613 гг.) — один из самых трагичных периодов в истории нашего Отечества, недаром его назвали «великой разрухой Московского государства»: слабая центральная государственная власть, неподчинение окраин центру, самозванство правителей, гражданская война, иностранная интервенция - все это чуть было не стоило российскому государству независимости.Таким образом, практически все историки отмечают, что события начала XVII в. стали результатом переплетения сложных и разнообразных противоречий: социально-экономических, духовно-нравственных, династических, сословных и внутрисословных. При этом, как правило, отмечается, что в конце XVI - нач. XVII вв. Московское государство вступило в полосу глубокого внутреннего кризиса, который проявился в следующем: • Ухудшилось положение двух основных классов Московского государства - «служилых» и «тяглых» людей. В результате колонизации огромных юго-восточных территорий туда устремился широкий поток переселенцев, и, следовательно, повинности оставшегося в центральных областях населения увеличились. Остро не хватало рабочих рук, и помещики любой ценой стремились закрепить за собой крестьянское население. • Усилилась оппозиция центральной власти со стороны бояр, которые стремились реставрировать социально-экономический и политический порядок, существовавший в доопричный период. • Резко упала ценность человеческой жизни, отсутствовало уважение к имуществу, чести, достоинству личности. Влияние этих факторов еще более усилилось в результате произошедшего династического кризиса, связанного с прерыванием династии Рюриковичей после смерти бездетного Федора в январе 1598 г. и избрания при поддержке патриарха Иова на Земском Соборе царем Бориса Годунова во время Смуты произошло единственное в истории возведение на престол самозванца… Обрушившиеся на страну на рубеже XVI – XVII вв. бедствия (неурожаи, голод, мор) в народном сознании объяснялись Божьей карой за неправедные действия «безродного царя Бориса Годунова». Особенно не любили нового царя после трагической гибели в Угличе царевича Дмитрия, вину за которую общественное мнение возложило на Бориса Годунова. В обстановке всеобщего недовольства широкое распространение получили слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше появился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, якобы чудесным образом спасшийся. Этот самозванец вошел в историю под именем Лжедмитрия I. Стремясь получить поддержку на Западе, Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал Римскому папе распространить католицизм в России, если ему помогут занять московский престол. Обратившись за помощью к польскому королю Сигизмунду III, он посулил в благодарность королю и шляхте русские земли. Сигизмунд не решился открыто помочь самозванцу, но разрешил шляхтичам-добровольцам вступать в его отряд. Согласно официальной версии правительства, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был бывший холоп Романовых, мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий), дьякон-расстрига Чудова монастыря, бежавший за границу. В конце лета 1604 г. Лжедмитрий с небольшим отрядом (около 4 тысяч человек) из польских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков высадился на русском берегу Днепра. Через юго-западные районы, куда стекались беглые холопы, крестьяне и посадские, он направился на Москву. За счет различных беглецов (участников голодных бунтов 1601-1603 гг. и восстания Хлопка 1603 г.) начался рост войска Лжедмитрия. На сторону Самозванца также переходили дворяне и бояре, недовольные режимом Годунова. В мае 1605 г., после известия о внезапной смерти Бориса Годунова, перешли на сторону Лжедмитрия и царские войска. В июне 1605 г. Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву, где вскоре венчался на царство под именем Дмитрия Ивановича. В документах и грамотах он именовал себя Императором. Лжедмитрий был убит. Тело его было сожжено, а прах заряжен в пушку, которая выстрелила в сторону Польши. |