Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

  • Цель

  • Объект исследования

  • Глава 1. Теоретические аспекты разработки композиции пейзажа Принципы работы над композицией в пейзаже

  • Передача формы и пластики - основные средства выразительности пейзажа

  • Перспектива как главный элемент в композиции пейзажа

  • Глава 2. Работа над ВКР. Методическая последовательность выполнения живописного пейзажа 2.1. Методическая последовательность выполнения композиции пейзажа

  • 2.2. Принадлежности и материалы для выполнения пейзажа в технике масляной живописи

  • 2.3. Методика преподавания композиции в живописи пейзажа в художественной школе

  • ВКР 2 Вариант. Методические основы выполнения композиции живописного пейзажа в технике масляной живописи


    Скачать 40.4 Kb.
    НазваниеМетодические основы выполнения композиции живописного пейзажа в технике масляной живописи
    Дата13.04.2023
    Размер40.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР 2 Вариант.docx
    ТипРеферат
    #1060689

    ФИЛИАЛ Государственного образовательного учреждения Высшего образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в Городе ЕГОРЬЕВСКЕ – КоЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА

    Выпускная квалификационная работа
    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
    студентки 42 группы

    Жирновой Ольги Дмитриевны

    специальность 54.02.06

    «Изобразительное искусство и черчение»

    Руководитель

    Белова Ирина Георгиевна

    Дата защиты____________

    Оценка ____________

    Егорьевск, 2021

    Содержание



    Введение

    Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

    Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

    Актуальность исследования заключается в необходимости углубления теоретических знаний для выполнения творческой работы – композиции пейзажа в технике масляной живописи.

    Выбор сюжета живописного пейзажа может оказаться не таким простым делом, как кажется на первый взгляд. На самом деле, пейзаж не часто открывается перед зрителем во всей своей красе или, по крайне мере, представляет собой исключительно эстетический интерес.

    Имея даже небольшой опыт рисования пейзажа важно понимать, что глаз не всегда способен правильно оценить красоту будущего произведения. Например, большой панорамный пейзаж может показаться привлекательным, наполненным игрой красок, но при попытке отразить его на бумаге изображение получиться блеклым.

    Но может получиться и наоборот. Пейзаж на первый взгляд мало привлекательный, а на бумаге окажется достойным интереса и весьма значительным.

    Это не простое явление основывается на зрительном восприятии, психологии и художественном опыте человека.

    Если же решение нарисовать пейзаж с натуры принято, перед автором встает проблема выбора композиции.

    Цель работы состоит в изучении методических основ построения живописного пейзажа

    Для достижения поставленной цели в данной работе решались следующие задачи:

    1. Проанализировать и систематизировать знания по методическим основам выполнения композиции живописного пейзажа;

    2. Изучить основные принципы работы над композицией в пейзаже;

    3. Рассмотреть основные средства выразительности живописного пейзажа;

    4. Изучить значение воздушной перспективы в композиции пейзажа.

    Объект исследования: методические основы композиции в пейзаже.

    Предмет исследования: композиционные основы выполнения пейзажа в технике масляной живописи.

    Методы исследования: теоретические: аналитическое исследование педагогической и методической литературы, систематизация материала.

    Глава 1. Теоретические аспекты разработки композиции пейзажа

      1. Принципы работы над композицией в пейзаже

    В таком виде изобразительного искусства, как живопись, которая, как известно, полностью построена на плоскости посредством цветных материалов, композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающий произведению единство и цельность изображаемых на картине предметов или действий.

    Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в живописи выражает определенную идею, она определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.

    Композиция в живописи – это определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Дабы привлечь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме. Все лишнее в картине отбрасывается, на холсте остается только лишь то, что действительно необходимо и является главным объектом в произведении искусства. Чувство восторга от самого произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины.

    Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени и т. д. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, точка зрения в композиции, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции и, наконец, роль цвета в композиции. Все это имеет огромнейшее значение на построение композиции изображения.

    Вот некоторые из принципов, которые чаще всего художник может использовать:

    - не размещать основной объект прямо в центре рисунка;

    - линия горизонта не должна разделять рисунок на две части, равные между собой;

    - избегать двух равных по контрасту друг с другом частей;

    - оставлять немного свободного места вокруг объекта;

    - разбавление монотонности горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов;

    - избегать в пейзаже схождений линий в центре рисунка;

    - помнить, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям.

    Допустим, что все вышеперечисленные принципы были учтены и определен композиционный строй будущей работы, но все же основной сложностью остается перенесение на плоскую поверхность реального трехмерного пространства, причем сохраняя направление глубины пейзажа.

    Огромное значение для создания композиции пейзажа имеет внимательное изучение объекта под разными углами зрения, чтобы точнее воспринять, а затем воспроизвести его наиболее выгодным образом. Поэтому выполняется серия этюдов для предварительного и подробного изучения пейзажа, причем первый из них сделан под выбранным углом зрения.

    Однако создание композиции не ограничивается выбором удобного угла зрения, существует ряд и других проблем – таких, как вставка в рисунок одних элементов, изъятие из него других, либо изменение их габаритов и местоположения.

    Идет «оттачивание» изображения, то есть выбор размеров рисунка, вертикального или горизонтального формата.

    Таким образом, автор работы стремится выполнить все принципы композиции пейзажа в живописи, именно поэтому художники выполняют столь захватывающие полотна, которые становятся достоянием истории всего художественного мира.


      1. Передача формы и пластики - основные средства выразительности пейзажа

    Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и многое другое.

    Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

    Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

    • геометрический вид (конструкция)

    • величина

    • положение в пространстве

    • масса

    • фактура

    • текстура

    • цвет

    • светотень

    Во всём окружающем мире художник стремится искать и устанавливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные линии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе, - всё это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатлённых в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определённые соотношения и связи.

    Например, форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться форма облаков, превращаясь в птицу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

    Следует помнить, что, моделируя форму предметов в пейзаже, студент должен прорисовывать их не с одинаковой силой, а в зависимости от удаленности и освещенности. Предметы пер­вого плана прорисовываются более четко и детально. Предметы на втором плане рисуются более обобщенно.

    Леонардо да Винчи писал: «На далеких рас­стояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, а те, которые не являются основ­ными, теряются вследствие своего уменьшения».

    Благодаря удивительной способности человеческого восприятия художник может остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Чем ближе объект, тем лучше и четче различается его форма. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, можно обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.

    Именно передача красоты и выразительности форм отличает понятие пластики от обычного конкретного понятия передачи движения предмета в картине. Неповторимая пластика каждого растения, особый взмах стеблей, красивый поворот или наклон соцветия, красота внутреннего движения, которое заключено в форме растения – это всегда увлекает и вдохновляет художника запечатлеть увиденное.

    Художник может трактовать, преобразовывать одну и туже форму так, что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное настроение изображаемого растения.

    Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пластики растения в живописи и рисунке является эмоционально – эстетическое переживание художника, так как он, прежде всего, передает эмоции, а форма растения воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.

    Понимание пластики растения, его динамики движения приходит к начинающему художнику только через многократную и длительную прорисовку формы данного растения. 

    Таким образом, передача формы и пластики являются основными средствами выразительности пейзажа.


      1. Перспектива как главный элемент в композиции пейзажа

    Главной задачей в пейзаже является передача предметов в пространстве, а также показ уходящих в глубину элементов. В пейзаже невозможно прорисовывать с одинаковой детализацией ближние и дальние предметы. По законам перспективы предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с четко разработанными подробностями. Большие же объекты передаются фрагментарно.

    Не маловажное значение в передаче пространства пейзажа имеет свет. Ведь иллюзию глубины в пейзаже создает не только композиция, но и применение цвета.

    Если в ясный солнечный день внимательно присмотреться к окружающим предметам, то откроем для себя неисчислимое богатство отражений, названных в живописи рефлексами. Благодаря им возникает светоцветовая взаимосвязь между небом, землёй и световоздушной средой в целом, и предметами их наполняющими.

    На открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, просматриваясь сквозь воздушную дымку, имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в дыму и т. д. Если предметы изображены в дымке и имеют нечеткие очертания, у нас создается впечатление, что они расположены дальше тех предметов, которые видны более ясно.

    Леонардо да Винчи писал: «За пределами извест­ного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотою воздуха на горизонте. Это происходит от воз­духа, который располагается между этими деревьями и глазом».

    Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь мощную толщу воздуха, рассеивается во все стороны. Образуется светлая завеса, которая прикрывает собой темные предметы и тени, делая их светлее.

    Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а теплые выдвигают их на первый план. И это утверждение служит хорошим фундаментом для передачи глубины в картине.

    Для создания пространственной глубины на плоскости применяется несколько методов. Один из них – это тепло - холодность, другой используется для создания ощущения простора и дали – это добавление немного фонового цвета в предмет, который необходимо перенести на задний план (горы).

    Для среднего же плана подбирают более темные и теплые цвета, чтобы приблизить его к зрителю. Первый план всегда пишется самыми теплыми и яркими красками, тогда он придвигается вплотную к зрителю.

    Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением световоздушной среды, никогда не бывающей полностью прозрачной, чистота

    которой величина переменная и зависящая от множества факторов, прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя.

    Учитывая законы воздушной перспективы, художник создает иллюзию глубины пространства и передает световоздушную среду. Существует несколько правил воздушной перспективы, придерживаясь которых, можно достоверно отобразить световоздушную среду в пейзаже:

    1. Изображаем предметы так, как видим - все ближние предметы подробно. А удалённые обобщённо.

    2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

    3. Чем дальше находится предмет от зрителя, тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее.

    4. Чем ближе предмет к зрителю, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским.

    5. Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, и приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый.

    6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными.

    7. Для создания иллюзии постепенного уменьшения предметов по мере удаления в перспективу необходимо создать контраст между предметами на переднем плане и теми, что находятся на заднем плане.

    Таким образом, предметы, которые имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. В пейзаже, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым.
    Глава 2. Работа над ВКР. Методическая последовательность выполнения живописного пейзажа

    2.1. Методическая последовательность выполнения композиции пейзажа

    Изучая в теории и на практике основные положения пейзаж­ного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последователь­ность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении.

    Первый этап выполнения дипломной работы –выбор темы. Темой работы был выбран лесной пейзаж. Далее выполнялись поисковые наброски.

    Когда была сделана серия набросков, я выбрала наиболее удачный и приступила к разработке более подробного эскиза, определив заранее формат будущей картины. Был разработан рисунок на листе бумаги, соответствующий размеру работы. В нём оттачивались и доводились до завершённости композиционное решение, характер формы и пропорции предметов, задачи воздушной и линейной перспективы, определялась плановость пейзажа, композиционный центр. Когда рисунок был уточнен и утвержден руководителем, я перенесла его на холст.

    Для соблюдения классической традиции ведения живописи работа выполнялась на холсте, натянутом на подрамник.

    В данной работе был выбран среднезернистый льняной холст с ровным плетением; нитями, ровными по длине и ширине. Льняное полотно имеет сероватый или желтоватый цвет. Оно обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям.

    Следующий этап –работа масляными красками в технике многослойной живописи. Первый слой — это подмалевок. Подмалевок пишут тонкослойно, как в свету, так и в тенях быстросохнущими красками, разбавляя их лаками и растворителями, чтобы по сухому можно было продолжать работу через несколько суток.

    Последующие слои — это прописка. Нанесение красок по подмалевку ведется постепенно, наращивая слой за слоем, усиливая и толщину, и тон локальных красок. Прописка выполняется более корпусно в светах и тонкослойно в полутонах и тенях.

    Последний слой –лессировки. Лессировки наносятся тонкими слоями по хорошо просохшим краскам прозрачными, полупрозрачными или иногда тонко растертыми непрозрачными красками, но сильно разжиженными лаком. Не изменяя деталей моделировки, подготовленной в подмалевке и прописке, лессировки, усиливая или погашая цвет красок, придают живописи особую красоту.

    Многослойный метод в живописи, основанный на принципе оптического смешения красок, представляет собой наиболее совершенный метод письма, выработанный лучшими мастерами изобразительного искусства и испытанный в многовековой практике. Достоинство этого способа состоит в том, что он позволяет достигать большого разнообразия тонов и оттенков красок

    Последний этап –оформление картины в раму: Восприятие картины во многом зависит от ее обрамления. Рама служит своеобразным посредником между цветовой гаммой картины и цветами оформления помещения. Оформление в раму придает изображению законченный вид. Главное правило, которым нужно руководствоваться при выборе рамы заключается в том, что обрамление не должно перетягивать внимание зрителя, отвлекать от изображения.

    2.2. Принадлежности и материалы для выполнения пейзажа в технике масляной живописи

    Для живописи масляными красками необходимы следующие материалы и принадлежности: 

    • Материалы- масляные краски, холсты, разбавитель, лак.

    • Инструменты- кисточки (синтетические или щетина), мастихин, палитра.

    • Оборудование- мольберт (настольный, переносной).

    Для живописи нужны кисти пожестче. Поэтому для масла подойдут кисти с ворсом из свиной щетины и синтетики. В основном, при работе с маслом используются синтетические кисти. Они бывают круглые и плоские, выбор формы зависит от самого художника. Кисти из свиной щетины чаще используются при работе маслом на больших полотнах. И мазки получаются фактурными и форму держат такие кисти бесподобно. Только маленькие работы лучше выполнять синтетическими кисточками. В ассортименте ваших кистей должны быть как минимум широкая, средняя и тонкая. После работы с масляными красками кисти необходимо прочистить. Сначала сухой тряпкой убираем излишки краски, затем промываем в теплой воде с хозяйственным мылом. При таком уходе кисти прослужат долго.

    Масляные краски для живописи можно разделить на 3 группы:

    •  Высокохудожественные краски. Изготавливаются из качественных масел, пигментов (в том числе натуральных кадмиевых, кобальтовых).

    • Студийные краски. Относительно невысокие цены. Кадмиево-кобальтовая группа пигментов заменена на имитирующие.

    • Эскизные краски. Для начинающих художников подходят прекрасно, стоят недорого.

    Краски продаются, как и наборами, так и отдельными большими тюбиками. Некоторые сразу закупают только основные цвета, а другие берут набор и только потом докупают недостающие.

    Самыми качественными красками считаются петербургские, «Белые ночи», «Сонет».

    Опытные художники отлично знают, что качество картин зависит не только, как и чем писать их, но и на чем. Грамотно выбранный холст, качественный и подходящий именно для вашей работы -это половина успеха. Начинающим не стоит переживать и лучше купить готовые грунтованные холсты.

    Грунтованные холсты продаются обычно либо на картонной основе, либо на подрамнике. Холст с картонной основой легче вставлять в рамку и закреплять на мольберте. На подрамнике холсты могут быть натянуты из разных материалов - хлопка, синтетической ткани, льна. Обратите внимание на плотность ткани, которая не должна быть менее 220г/м.кв. Холсты могут быть 3 видов - крупнозернистые, мелкозернистые, среднезернистые. Для новичков обычно рекомендуется покупать мелкозернистые изо льна, среднезернистые из хлопка.

    Писать картины можно маслом, не разбавляя ничем. Если масляные краски густеют, то используются разбавители. Все художники и, конечно их близкие, знают сильный запах настоящего разбавителя. Но сейчас, как известно, стали производится разбавители со слабым запахом. Иногда художники используют масла для живописи, обычно покупают льняное. Правда, картины, написанные только маслом, долго сохнут.

    Разбавители и лаки. Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов. Для живописи маслом используются разбавители двух видов: Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы» Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения. Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей. Самый популярный Разбавитель «Тройник» - это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок. Лаки для живописи. В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению: Лаки для живописи. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, выполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания. Межслойные/ Ретушные лаки. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски.

    2.3. Методика преподавания композиции в живописи пейзажа в художественной школе

    Для художественных учебных заведений рисунок пейзажа имеет особое значение.

    Учащиеся художественной школы должны не только изучить пейзажный жанр искусства, но и усвоить целый ряд методических положений, связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений. Все эти виды учебной работы тесно связаны с методикой преподавания тематического рисования пейзажа в школе, а также с преподаванием декоративного рисования. Ведь для многих учащихся пейзаж может впоследствии стать излюбленным жанром искусства в их творческой деятельности.

    Общеобразовательная система призвана дать общехудожественное развитие, а начальное профессиональное образование в виде ДХШ, ДШИ, кружков и факультативов –профессиональные знания и навыки.

    Важнейшим для преподавания изобразительного искусства является создание атмосферы увлеченности на уроке. Любое художественное познание нереально без радости, получаемой от него.

    Основная цель обучения композиции –дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству. Освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу. Решение композиционных задач включается во все виды работ в художественной школе. Знание закономерностей композиции имеет большое значение в рисовании с натуры, по представлению и в декоративно-прикладной работе. Знание вопросов композиции имеет важное значение для развития воображения и образного мышления, поэтому методику проведения занятий по решению композиционных задач необходимо строить с учетом навыков, возможностей и индивидуальных особенностей учеников.

    Методика преподавания композиции учитывает планирование уроков по различным видам рисования, их чередование в течение всего учебного года, т. е. методика композиции является составной частью общей методики преподавания изобразительного искусства на уроках.

    Важную роль в овладении навыками композиции играет наблюдение. Детей следует приучать систематически наблюдать окружающий мир с точки зрения художника. Давая ученикам задание наблюдать те или иные предметы, необходимо всегда ставить перед ними конкретную задачу, чтобы наблюдения были более целенаправленными продуктивными.

    Очень важно, чтобы в процессе наблюдений учащиеся проследили конструктивное построение и пропорции различных предметов, учли особенности линейной перспективы и изменения цветовых и тоновых контрастов в зависимости от удаленности объектов.

    Во время работы над пейзажем педагог постоянно ведет индивидуальную и фронтальную работу по исправлению ошибок. Он делает конкретные замечания ученикам, рисует на доске, сопровождая рисунок объяснениями, когда считает, что ошибка характерна для многих.

    Важнейший этап работы над пейзажем –компоновка изображаемых объектов, сюжета, эпизода. Процесс компоновки представляет основу рисунка. Как правило, композиционные ошибки допускаются при недостаточном умении рационально располагать изображаемые предметы на листе бумаги, что является следствием незнания законов композиции. Особое внимание учителю следует обратить на методику ведения урока в тех случаях, когда ученики, при удачных композиционных замыслах, затрудняются в конкретизации форм и изображении тех или иных объектов.

    Очень важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и детализируя отдельные предметы, ученик может потерять цельность рисунка, появятся излишние контрасты и тональная дисгармония. В этом случае учителю следует подвести ученика к тому, чтобы он не отвлекался на конкретизацию и завершил композицию в соответствии со своим первоначальным замыслом.

    Важным методическим моментом на заключительном этапе выполнения рисунков является подведение итогов, обсуждение и оценка педагогом работ. Рисунки обсуждаются регулярно с участием всего класса. Обсуждение рисунков всем классом под руководством учителя –одно из средств обучения учащихся изобразительному искусству. При обсуждении нужно обязательно выделить неудавшиеся, средние и хорошие работы. Очень важно при анализе рисунков даже в неудавшихся работах отметить что-то положительное, чтобы ученик не потерял веру в свои силы и интерес к рисованию

    Предмет «композиция» является ведущим в детской художественной школе. Он помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление. Прививает умение видеть и понимать жизненные явления, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся. Работа над композицией развивает творческие способности, приучает к самостоятельности, дает возможность передать свое восприятие мира.

    Заключение


    написать администратору сайта