Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Образование Древнерусского государства (сер. IX - X вв.). Норманнский вопрос.

  • 3. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир I Святой.

  • 4. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Русская Правда.

  • 5. Русь в период политической и экономической раздробленности ( XII - XV вв.)

  • 6. Русские земли между Востоком и Западом. Александр Невский.

  • Хистори. 1. Историческая наука и ее роль в обществе


    Скачать 303.98 Kb.
    Название1. Историческая наука и ее роль в обществе
    АнкорХистори.docx
    Дата07.02.2017
    Размер303.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХистори.docx
    ТипДокументы
    #2383
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    1. Историческая наука и ее роль в обществе.
    История отечества ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы? Где наше исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии. Каковы его взаимоотношения с другими странами и народами; что народ России дал миру? И что он от него получил? История показывает единство народов нашего отечества с народами других стран мира в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяют их друг от друга разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы, рассеявшиеся на ограниченных пространствах двух континентов были связаны между собой многими нитями, каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственно опыте, история же былых времен должна учить всех нас и в этом также одно из ее предназначений важно лишь правильно воспринять ее уроки, знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. По истине, как говорили древние римляне история – это учитель жизни.

    2. Образование Древнерусского государства (сер. IX-X вв.). Норманнский вопрос.
    Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одни их них исходит из рассказа «Повесть временных лет» - в ней говорится о принадлежности новгородцами и кривичами на княжестве варягов-норманнов: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Синеус, Трувар. После смерти братьев власть пришла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде, а затем захватил власть в Киеве. Но в 882 после смерти Рюрика новгородский князь Олег объединил под своей властью Киев и Новгород. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения так называемой норманнской теории, утверждавшей, что славяне в 9-10 вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов. Всю культуру Киевской Руси норманнисты приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были не способны к самостоятельному развитию. Некоторые ученные приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Но были и ученые, отрицательно относившиеся к этой теории: они отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варягское происхождение русских князей. Современный взгляд на возникновение государственности у восточных славян сводится к следующему: большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества, и оно не может быть принесено извне. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития древнерусского государства можно разделять на три этапа:

    1. Вторая половина 9-10 веков - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

    2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси;

    3. Конец 11-12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (предельная раздробленность).

    Первыми правителями из династии Рюриковичей были:

    Олег (879-912гг.). Он убил князей Аскольда и Дира и утвердился в Киеве. В 882 году Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом Российской государственности.

    Игорь (912-945гг.) - продолжал объединение племен, при нем в состав Руси вошли племена уличей и тевирцев.

    Ольга (945-968гг.) - установила фиксированный размер дани - «уроки» и «погосты» места, куда свозилась дань. Её считают первой христианкой на Руси. Именно её в 957 году в Царьграде крестил патриарх.

    Святослав (962-972) - его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

    Итак, в первой половине 19 века в землях восточных славян возникло государство, получившее название Русь. По имени его столицы – Киев, ученые стали называть его Киевской Русью, хотя оно само по себе так не называлось.
    3. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир I Святой.
    При Владимире (980-1015гг.) произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов, но язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивавшихся феодальных отношений. Владимир женился на византийской принцессе Анне и был крещен в Херсонесе в 588 году. Можно выделить следующие причины принятия христианства:

    1. Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли.

    2. Монотеизм (религиозное представление о единственности Бога) христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

    3. Появляющееся соц. неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

    Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. В Новгороде жители сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставить новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», - говорили современники. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники: масленицу, Ивана Купала, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь народа:

    1. Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживало усилие князей в борьбе за единство Руси.

    2. Принятие христианства изменило международное положение Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, что привело к установлению более тесных связей с соседними христианотизированными странами.

    3. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг летописных сводов и философских трактатов. При монастырях открывались школы и библиотеки.

    4. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Русская Правда.
    После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства.

    Ярослав Мудрый был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей. В Русской Правде нашли отражение и новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее. Ярослав Мудрый уделял большое внимание просветительству на Руси и ее христианизации. В годы его правления христианство распространилось на все русские земли, появился первый монастырь. Ярослав Мудрый открыл первые государственные школы, куда принимались как мальчики, так и девочки.

    Внешняя политика Ярослава Мудрого была достаточно продуктивной, а международный престиж Руси этой эпохи был высок. Русские князья заключали династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Но Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ему удалось разбить печенегов под Киевом в 1036 г. Именно после этого печенеги перестали представлять грозную силу и беспокоить Русь своими набегами. Воевал Ярослав Мудрый и с финнами, ятвягами, литовцами. Во время правления Ярослава мудрого произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043—1046-х годах.

    Третий, кризисный период развития Древней Руси начался с княжеских усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала. Важнейшим событием этого периода стал Любечский съезд князей, созванный в 1097 г., на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина». В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет — до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности. Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой вотчин без посягательств на вотчины соседей. Свою идею союзов он постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.). Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя — Рюрика. В 1113 г. он был призван на киевский стол восставшими народными массами. Князь законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха.
    5. Русь в период политической и экономической раздробленности (XII-XVвв.)
    Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

    Наиболее крупными были княжества:
    · Киевское (Киев);
    · Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);
    · Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

    · Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

    · Новгородская земля (Великий Новгород).

    Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.
    В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

    6. Русские земли между Востоком и Западом. Александр Невский.
    Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. В Х—Х11 вв. они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики.

    В 1201 г. немецкие и датские феодалы основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев для покорения Прибалтики, который беспощадно истреблял балтийских язычников. На Руси этот орден именовался Ливонским. В 1212 г. рыцари подчинили Ливонию и приступили к завоеванию Эстонии, подойдя вплотную к новгородским землям. В это же время в Европу переместился (из Палестины) Тевтонский орден, поголовно истребил племена пруссов, а их земли были отданы немцам. В 1237 г. Орден меченосцев и Тевтонский объединились для совместной борьбы с прибалтами. В 1238 г. был заключен союз немецких, датских и шведских феодалов против Руси.

    Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. Наиболее боеспособная часть шведских войск высадилась на берег и стояла лагерем, остальные остались на кораблях. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море.

    Число русских потерь было невелико — 20 человек. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение:

      • во-первых, она устраняла угрозу с Севера;

      • во-вторых, Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада;

      • в-третьих, это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.

    Но вскоре на северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, тысячи рядовых воинов, 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Битва получила название «Ледовое побоище».

    Значение победы:

    • была остановлена экспансия ордена на Восток

    • немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм

    • было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта