Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Культура России (XIV-XVI вв).

  • 13. Смутное время в России. Борис Годунов. Самозванцы в истории России.

  • 14. Усиление самодержавной власти в России. Утверждение династии Романовых.

  • 15. Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649г.: оформление крепостного права.

  • Хистори. 1. Историческая наука и ее роль в обществе


    Скачать 303.98 Kb.
    Название1. Историческая наука и ее роль в обществе
    АнкорХистори.docx
    Дата07.02.2017
    Размер303.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХистори.docx
    ТипДокументы
    #2383
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    11. Опричнина (1565-1572) - новая форма правления. Итоги и последствия.
    Основные даты и события:

    1560 г. — окончание деятельности Избранной рады;

    1565 г. — учреждение опричнины;

    1572 г. — отмена опричнины;

    1584 г. — смерть Ивана Грозного.
    В 1553 г. Иван IV внезапно тяжело заболел, его ближайшее окружение стало обсуждать вопрос о наследнике. Однако царь поправился и, не доверяя вчерашним помощникам, стал меньше прислушиваться к их советам. В 1560 г. Избранная рада была распущена. Иван IV перешел к насильственным методам осуществления своей политики. В декабре 1564 г. царь внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу, забрав с собой семью, казну, двор. В январе 1565 г. он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и называл условия своего возвращения в столицу. Все условия были приняты. По возвращении Иван IV объявил об учреждении особого государственного удела — опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории. Все владельцы вотчинных земель, не вошедшие в состав царской опричнины, выселялись из этого удела в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы — земщину. В опричном уделе царь сформировал собственные органы власти — думу, приказы, двор. Было организовано и особое (опричное) войско, превратившееся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя — Малюты Скуратова-Бельского. В результате опричнины в стране был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, которого именно в эти годы прозвали Грозным.

    В итоге в 1572 г. царь отменил опричнину, но при этом деспотический режим сохранился. Результатом опричнины стал экономический и политический кризис 1570—80- х гг. , разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономики страны, серия военных поражений. В целом опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала XVII века.

    В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.
    12. Культура России (XIV-XVI вв).

    Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

    Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.

    1. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы “Деисус” в Благовещенском соборе.

    2. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

    3. Самая известная работа Рублева — “Троица” (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число “8” означало “вечную жизнь”. Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

    4. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

    5. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

    13. Смутное время в России. Борис Годунов. Самозванцы в истории России.
    Смутное время (1598—1613 гг.) — один из самых трагичных периодов в истории нашего Отечества. Недаром его назвали «великой разрухой Московского государства»: слабая центральная государственная власть, неподчинение окраин центру, самозванство правителей, гражданская война, иностранная интервенция - все это чуть было не стоило российскому государству независимости. Таким образом, практически все историки отмечают, что события начала XVII в. стали результатом переплетения сложных и разнообразных противоречий: социально-экономических, духовно-нравственных, династических, сословных и внутрисословных. При этом, как правило, отмечается, что в конце XVI - нач. XVII вв. Московское государство вступило в полосу глубокого внутреннего кризиса, который проявился в следующем:

    • Ухудшилось положение двух основных классов Московского государства - «служилых» и «тяглых» людей. В результате колонизации огромных юго-восточных территорий туда устремился широкий поток переселенцев, и, следовательно, повинности оставшегося в центральных областях населения увеличились. Остро не хватало рабочих рук, и помещики любой ценой стремились закрепить за собой крестьянское население.

    • Усилилась оппозиция центральной власти со стороны бояр, которые стремились реставрировать социально-экономический и политический порядок, существовавший в доопричный период.

    • Резко упала ценность человеческой жизни, отсутствовало уважение к имуществу, чести, достоинству личности.

    Влияние этих факторов еще более усилилось в результате произошедшего династического кризиса, связанного с прерыванием династии Рюриковичей после смерти бездетного Федора в январе 1598 г. и избрания при поддержке патриарха Иова на Земском Соборе царем Бориса Годунова.

    Обрушившиеся на страну на рубеже XVI – XVII вв. бедствия (неурожаи, голод, мор) в народном сознании объяснялись Божьей карой за неправедные действия «безродного царя Бориса Годунова». Особенно не любили нового царя после трагической гибели в Угличе царевича Дмитрия, вину за которую общественное мнение возложило на Бориса Годунова.
    В обстановке всеобщего недовольства широкое распространение получили слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше появился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, якобы чудесным образом спасшийся.

    Этот самозванец вошел в историю под именем Лжедмитрия I. Стремясь получить поддержку на Западе, Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал Римскому папе распространить католицизм в России, если ему помогут занять московский престол. Обратившись за помощью к польскому королю Сигизмунду III, он посулил в благодарность королю и шляхте русские земли. Сигизмунд не решился открыто помочь самозванцу, но разрешил шляхтичам-добровольцам вступать в его отряд.

    Согласно официальной версии правительства, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был бывший холоп Романовых, мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий), дьякон-расстрига Чудова монастыря, бежавший за границу.

    В конце лета 1604 г. Лжедмитрий с небольшим отрядом (около 4 тысяч человек) из польских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков высадился на русском берегу Днепра. Через юго-западные районы, куда стекались беглые холопы, крестьяне и посадские, он направился на Москву. За счет различных беглецов (участников голодных бунтов 1601-1603 гг. и восстания Хлопка 1603 г.) начался рост войска Лжедмитрия. На сторону Самозванца также переходили дворяне и бояре, недовольные режимом Годунова.

    В мае 1605 г., после известия о внезапной смерти Бориса Годунова, перешли на сторону Лжедмитрия и царские войска.

    В июне 1605 г. Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву, где вскоре венчался на царство под именем Дмитрия Ивановича. В документах и грамотах он именовал себя Императором. Лжедмитрий был убит. Тело его было сожжено, а прах заряжен в пушку, которая выстрелила в сторону Польши.
    Лжедмитрий II — самозванец, с 1607 года выдававший себя за якобы спасшегося царя Дмитрия. Первоначально Лжедмитрий надеялся на то, что Москву возьмут войска И.И.Болотникова, однако существенной помощи ему не оказал. К началу 1608 года в районе Орла собрал армию, основу которой составили остатки разгромленного войска Болотникова и польские наемники. Марина Мнишек (жена Лжедмитрия I) оказалась в лагере самозванца, в котором "признала" якобы своего чудесным образом спасшегося мужа, что значительно укрепило позиции нового самозванца. Летом 1609 года польский король Сигизмунд III с тридцатитысячным войском двинулся в пределы Московского государства, мотивируя это тем, что он идет не для пролития христианской крови, а для установления мира и порядка. В действительности же он хотел, пользуясь смутой, посадить на престол королевича Владислава, захватить Смоленск и Северские земли. 21 сентября 1609 года Сигизмунд III подошел к Смоленску, который приготовился к осаде, жители сами сожгли окружающий кремль посад и укрылись за стенами крепости. Лжедмитрий II послал к Сигузмунду послов, но поддержки и помощи не получил. Потеряв всякую опору в лагере, в конце декабря 1609 г. Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу. В августе 1610 года Лжедмитрий II сделал новую попытку захватить Москву, но был отбит у Коломны. 11 декабря 1610 года был убит на охоте под Калугой предавшим его касимовским татарином Петром Урусовым.
    14. Усиление самодержавной власти в России. Утверждение династии Романовых.
    Для первых Романовых , вступивших на престол в результате прекращения ранее царствующей династии и Смуты, самодержавность правления была целью, которую необходимо достичь. Михаил Федорович – родоначальник новой династии титуловался самодержцем от случая к случаю, но так и не смог закрепить этой характеристики в своем титуле. Его претензии на статус самодержца мало чем превосходили аналогичные претензии государей периода Смуты. Концепция самодержавной власти XVII в. имела ряд отличий по сравнению с представлениями о самодержавии периода Ивана Грозного. Важнейшее из них заключалось в том, что самодержавным монархом при первых Романовых мог считаться только государь, не дававший на себя ограничительной записи. 
    После того, как Романовы утвердились на Российском престоле в качестве общепризнанной в России и мире правящей династии, в царствование Алексея Михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. Алексей Михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. Самодержавность правления самого Алексея сомнению уже не подлежала. 
    Особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской Руси. Самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей: идея о самодержавно-монархическом способе правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. К концу правления Алексея Михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. Идея божественного происхождения царской власти до XVII столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти Божьей. При этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения Богу как послушания. Служба государю рассматривалась как способ служения Богу. После Смуты на протяжении XVII столетия идея служения Богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы Богу и царю. Благодаря Смуте русский царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти Божьей. Но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли Бога, но сам Бог – как источник силы царской власти. Эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера русской монархии. Новая трактовка концепции богоданности царской власти способствовала становлению идеологии абсолютизма. 
    При усилении самодержавия при царе Алексее Михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти Божьей. В середине 1660-х годов патриарх Никон обвинял государя в том, что тот «Божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя Господне и славу Его». 
    Российский самодержец третьей четверти XVII столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. В это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. Его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии Романовых, но исторически закрепилась за царем Алексеем – тишайший.
    15. Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649г.: оформление крепостного права.
    Алексей Михайлович (1629—1676) — русский царь с 1645г. Усилил власть центра, при нем оформилось крепостное право. В 1654г. Украина воссоединилась с Россией, затем были возвращены Смоленск и другие русские земли. Во время его правления в Русской Церкви произошел раскол. Алексея Михайловича называли Тишайшим, но при нем в Русском государстве были часты бунты и восстания (в их числе Медный (25 июля 1662г.) и Соляной (1648г.) бунты, восстание Степана Разина).

    Из внутренних распоряжений при царе Алексее: запрещение (в 1648 г.) беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в 1648 г. не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам. Основаны новые центральные учреждения, приказы: Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позже 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счётных дел (упом. с 1657 г.), занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский (упом. с 1649 г.), Литовский (1656—1667), Монастырский (1648—1677).

    В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апр. 1654 г. запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 г. (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 г.) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 60-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года. Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкою стрелецкого войска против мятежников.

    В области законодательства: составлено и издано Уложение (печаталось в 1-й раз 7—20 мая 1649 г.) и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

    При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Основаны Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.).

    Соборное Уложение 1649г.

    Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыскание недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием “Уложение”. В Соборном Уложении 1649г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.
    В гражданском праве по “Соборному уложению” получили юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения.

    Первый вид — собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей).

    Второй вид — вотчинное землевладение. Будучи условной собственностью на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные.
    Отменив урочные годы, Соборное Уложение тем самым завершило закрепощение крестьян (его предыдущими этапами были: введение Юрьева дня по “Судебнику” 1497 года, принятие указов о заповедных (1581г.) и урочных летах (1587г.), проведение на рубеже 80-90-х годов XV века всероссийской переписи земель, результатом которой стало составление писцовых книг).
    Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.). Соборное Уложение 1649г., стремясь облегчить положение должников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным. Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала течение давности. Несмотря на запрещения, взыскание процентов по договору займа фактически продолжалось. Однако эти взыскания не могли уже иметь правовой защиты в суде. Законодательство предусматривало следующий порядок заключения договоров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии в этом не менее двух свидетелей. Менее крупные сделки могли оформляться домашним способом. В законе точно не определялся круг сделок, которые должны были оформляться крепостным порядком. Предусматривались способы обеспечения исполнения договоров — залог и поручительство. Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. Задержанный при потраве скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности. Наследование осуществлялось, как прежде, по завещанию и по закону.
    В целом данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном, территориальном и государственном устройстве. Большие изменения происходят и в области права. Российское государство готовится вступить в высшую и последнюю стадию феодализма — абсолютизм.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта