Главная страница

история игпзс начало 1. 1 История государства и права Древнего мира Государство и право Древнего Востока Возникновение древнейших государств, их типы и характерные особенности


Скачать 51.85 Kb.
Название1 История государства и права Древнего мира Государство и право Древнего Востока Возникновение древнейших государств, их типы и характерные особенности
Дата19.02.2020
Размер51.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория игпзс начало 1.docx
ТипДокументы
#109155

1)История государства и права Древнего мира Государство и право Древнего Востока

Возникновение древнейших государств, их типы и характерные особенности.

Первые государственные территории земли начинали формироваться на рубеже 5-4 тысячелетия до н.э. в регионах, наиболее удобных для проживания, где при наименьших затратах коллективного труда можно было достичь наибольших результатов, т.е. в регионах тропиков и субтропиков.

В первых гос-вах использовались следующие формы ведения хоз-ва:

А) присваивающая (собирательство, охота, рыболовство)

Б) производящая (скотоводство, земледелие)

К древним государствам относятся такие как: Спарта, Афины, Рим, Индия, Китай и др.

Все древнейшие государства условно делятся на 2 типавосточные и западные.

Однако, их различие заключается не столько по географическому принципу, сколько по различиям в обычаях, традициях, социально-экономическом и политическом строе, в различиях правовых систем.

Для восточного типа государств характерным является:

  1. длительное сохранение кровно-родственных связей и отношений.

  2. Длительное существование родовой, общинной, а затем государственной собственности на основные орудия и основные средства производства (основное средство производства – земля; собственность на землю; социально-экономическая формация – рабовладельческая)

  3. Рабовладение в этих странах патриархальное, т.е. рабы юридически не обладают никакими правами, фактически являясь «младшими» (по положению) членами семьи, т.е. выполняют самую грязную тяжелую работу. Наделялись некоторыми ограниченными правами (нпр, право на семью)

  4. Формы правления в восточных государствах, как правило, монархические, нередко в виде деспотии. Впервые этот термин применил Геродот. Правители Египта обожествлялись (помимо законодательной власти)

  5. Исходит из 4 признака: наличие большого бюрократического (чиновничьего) аппарата

К особенностям западного типа государств относятся следующие (все вышеперечисленные, но с обратным знаком):

1. достаточно быстрое разрушение кровно-родственных родоплеменных связей и отношений.

2. Относительно быстрое развитие частной собственности на основные орудия и средства производства (на землю)

3. Рабовладение классического типа – рабы только объекты права, т.е. вещь, говорящее орудие, никакими правами не обладали

4. Формы правления самые разнообразные: от монархии (в начальном этапе) до республик, включая тирании, политии (по Аристотелю)

5. Бюрократический аппарат из профессиональных чиновников не развит, т.к. большинство гос.должностей были выборными и срочными.

Т.о. к восточному типу государств относились такие как Египет, Марвелон, Индия и др., а к западному типу: Спарта, Афины, Рим и др.

 

Политический строй:

  1. Высшим органом законодательной власти является Народное собрание, в котором могли участвовать все полноправные лица мужского рода, достигшие определенного возраста. Собрание (Абора) могли принимать решения по любым вопросам внутренней и внешней политики.

  2. Фактически, высшим органом законодательной власти является Совет старейшин, в который входили представители всех 4-х родов-основателей государства.

  3. Главой государства и главой исполнительной власти являлся первоначально избранный пожизненно Царь (Басилевс). С течением времени Басилевсы пытаются усилить свое единовластие, ограничивая полномочия и влияние Совета старейшин и Народного собрания. Однако, в 7 в до н.э. Совет старейшин, опираясь на поддержку Народного собрания формирует новые органы исполнительной власти в виде Коллегии архонтов. Первоначально Коллегия состояла из 5 человек, к концу 7 в до н.э. включала 9 человек. Каждый архонт руководил отдельной сферой: экономической, военной, религиозной, судебной и т.д. (уже не могло быть узурпации власти). Первоначально, архонты, как басилевсы, избирались пожизненно. В середине 7 в. до н.э. срок полномочий стал выражаться 10 годами, к концу 7 в. до н.э. избирались ежегодно.

  4. В конце 7 в. до н.э. создается еще один высший орган управления – ареопаг, в который входили по должности все бывшие и действующие архонты. Ареопаг являлся самым авторитетным органом власти, решения которого были окончательными.

 Социальный строй: все население Афин в 7 в. до н.э. делилось на 3 основные категории:

  1. Эвпатриды – основатели и потомки основателей государства. Могли занимать любую гос.должность.

  2. Гоморы– (гео –земля, моры – работать) земледельцы, лица, которые позднее (после создания государства) добровольно вошли в состав государства. Они платили налоги, служили в армии, наделялись гражданскими правами, но не имели политических прав (не могли участвовать в гос.делах), т.е. неполноправные

  3. Демиурги– ремесленники и торговцы, добровольно вошедшие в состав государства, обладавшие гражданскими правами, но не имевшие политических прав, т.е. неполноправные.

  4. Условно 4 категория населения– рабы. Их количество было по 3-4 раба на каждого свободного человека. В состав населения не включались (считались как скот). Мы, современные люди, включаем их в состав населения.

Древний Восток – это те государства, которые находятся восточнее Греции и Рима.

Исторические условия возникновения Древневосточных государств.

В 4-3 тысячелетиях до н. э. возникли первые известные нам государства Древнего Востока. Они располагались в: Северной Африке, Южной Азии, в долинах крупнейших рек, в условиях с мягким субтропическим климатом ---> плодородные условия.

Мягкий климат и плодородные почвы, которые естественным путём орошались, способствовали тому, что довольно рано произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход произошёл примерно в 8 тысячелетии до н. э. на рубеже палеолита и неолита и получил название неолитическая революция. Т.к. оседлый быт начинает строительство, появляются ремёсла, каменные орудия, и это изменяет жизнь людей коренным образом.

Со временем происходит отделение земледелия от скотоводства – первое крупное общественное разделение труда; возник обмен. Второе – ремесло отделяется от земледелия. С разделением труда и с появлением металлических орудий человек оказался способен производить прибавочный продукт – сверх того, что ему необходимо для жизни. Это коренным образом изменило отношение к пленным. Раньше пленных убивали, а теперь стали использовать их рабочую силу, т.к. потребность в этом была большая. Условия благодатные, но для того, чтобы выращивать, необходимо было строить каналы, создавать плотины, т.е. проводить ирригационные (мелиоративные) работы, и пленных стали использовать на этих работах -> они превращались в рабов.

В то же время сложные процессы происходят внутри родовой общины. С повышением производительности труда, совершенствованием орудий происходит смена коллективного труда индивидуальным. Коллективное хозяйство родовой общины разлагалось, уступало место индивидуальному хозяйству больших семей, при этом община не исчезает, но трансформируется в соседскую общину. Соседская община – это коллектив соседних семейств, не обязательно сородичей, земля находится в верховой собственности общины, но распределена между членами общины – наделы, т.е. складывается индивидуальный фонд, но индивидуальное хозяйство всегда будет развиваться по-разному, в зависимости от разных факторов: количества мужчин, плодородной земли и т. д. -> продукты семьи будут получать разные. Одни семьи становятся экономически более сильными, другие – более слабыми. Развивается расслоение неравенства.

Должностные лица общины выдвигались из экономически более сильных семей. Постепенно выдвигаются должностные лица из одних и тех же семей. Эти семьи аккумулировали опыт, знания. Из них сложилась знать. Процесс расслоения продолжался, часть общинников нищала из-за неурожая, деградировала до уровня рабов, некоторые общинники лишились своих наделов, изгонялись из общины. С другой стороны, верхушка начала всё более концентрировать земельные участки, эксплуатировать труд рабов, т.е. по мере усложнения хозяйства постепенно формировались классы, сословия. Возникали сложные социальные отношения. Общинная знать составила эксплуатирующий класс, родовые общинники – мелких неэксплуатируемых производителей, а чужаки – эксплуатируемый класс.

Появляется соответствующий аппарат, который должен регулировать многообразные отношения, складывающиеся между людьми – вождь, старейшины всё более возвышаются над коллективом, обладали властью над ними.

Власть (Вебер) – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при соглашении их

Органы управления общины преобразовались в органы государственной власти.

Государство возникло не только как аппарат принуждения, угнетения классов, но и как регулятор многообразных отношений и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети (мелиоративных работ), системы искусственного орошения.

Первые государства, возникшие на небольшой территории, несколько соседских общин (территориальные общины) в конце 4 – начала 3 тысячелетия до н. э.

Такие первые государства условно называют номами. Номы – первые небольшие государства. Они имели центр, где находился храм божества, резиденция вождя, склады оружия, мастерские. Всё это для безопасности огораживалось. Такие номы назывались города-государства. Бывший вождь становится монархом; знать, совет. Номы часто враждовали между собой и постепенно в конечном счёте складываются обширные государства в результате завоеваний, однако была и экономическая предпосылка образования этих государств: потребность в организации ирригационных работ на большой территории.

Особенности общественного строя на Древнем Востоке:

    1. Особенности, связанные с рабством и рабовладением.

  1. Труд рабов здесь не стал преобладающим в основных сферах производства, т.е. земледелии и ремесле; основными производителями материальных благ оставались свободные общинники, ремесленники (рабы в определённой степени использовались в земледелии, но в основном использовались на самых тяжёлых работах)

  2. Рабы не были каким-то однородным классом, их положение различалось. Были рабы-вещи, другие имели некоторые права (иметь имущество, семью). Т.е. существовало порой патриархальное рабство, кроме того, были подневольные люди рабского типа.

  3. Большое значение имело коллективное рабовладение наряду с частным владением рабами (государственные рабы, храмовые рабы и т.д.)

  4. Источники рабства: военный плен, естественный прирост, долговая кабала.

2) Особенностью социально-экономического строя на востоке является длительный застой соседских общин. Это объясняется особыми условиями климата и почвы. В древности многое зависело от природных условий, при которых земледелие было успешным. Поддерживать каналы, плотины в нужном состоянии должно было большое количество людей –> длительное существование соседской общины. Общинники были основными производителями материальных благ. Общинники платили государству налог и призывались на различные общественные работы, т.е. трудовая повинность. В это время (трудовая повинность) их положение приближалось к положению рабов. За долги они могли быть обращены в кабалу, т.е. практически в рабское состояние.

  1. Для Востока особенностью социально-экономического строя является наличие и большая роль храмового хозяйства. Формы земельной собственности. Одно время господствовала теория о верховной собственности государства на землю. В последнее время обычно говорят о двух секторах в экономике: царское храмовое хозяйство, в котором широко использовался труд лиц, потерявших свой надел, и общинно-частное хозяйство, члены общины имели право владеть землёй, иметь её во владении и даже в собственности, но если общинник продаст участок – он выбывает из общины. Следовательно, купля-продажа земли на Востоке не практиковалась, т.е. частной собственности на землю не существовало. Община тормозила её развитие.

В разных государствах преобладание разного сектора экономики. В Вавилонии наряду с царско-храмовым хозяйством большое место занимали общины. В Древнем Египте было явное преобладание царско-храмового хозяйства.

    1. На Древнем Востоке наряду с делением общества на классы существовало деление на сословия. Сословие – большая группа людей, которая отличается по правовому положению.

Классы:

1) эксплуататоров, которые состояли из жрецов, военных и светской знати. Причём жрецы играли большую роль в общественно-политической жизни;

2) класс эксплуатируемых: рабов и подневольных людей рабского типа, а между ними

3) класс мелких предпринимателей (свободные): ремесленники, общинники, земледельцы

Сословия:

1) свободные члены общины – у них были и личностные права, и имущественные права;

2) свободные не члены общины – имущественного права, личностные права были в меньшей степени, чем у свободных членов общины;

3) рабы

В Древней Индии следующие сословия (варны = касты)

Брахманы – жрецы

Кшатрии – воины

Вайши – земледельцы, ремесленники, торговцы

Шудры – слуги

Переход из одной варны в другую был практически невозможен.

Выводы:

Это раннее рабовладельческое общество

В 60-е годы считали, что это какой-то особый азиатский способ производства

Своеобразный рабовладельческий строй (здесь нет чёткой границы между свободными и рабами; свободное состояние постепенно переходит в рабское).

Государственный строй и его особенности.

Необходимость создания крупных ирригационных систем имела следствием определённые особенности общественного строя (большая роль общины, неразвитость частной собственности), далеко идущий централизм в органах государственной власти. Этот централизм достигался сосредоточением всей полноты власти в руках одного лица, безусловным подчинением всех должностных лиц этого государства этому лицу.

Деспот – монарх на Востоке. Фараон (Египет), Лулаль (Вавилон), Ван (Китай), Раджа (Индия)

Его особа обожествляется. Такая политическая система именуется восточной деспотией. Сосредоточение власти в руках деспота, особа которого обожествляется. Наличие большого бюрократического аппарата, с помощью которого осуществляется управление. Подавление личности (слепое поклонение нижестоящих вышестоящим). Социальной базой восточной деспотии была соседская община с её консерватизмом.

Форма правления на Древнем Востоке – теократическая монархия.

Форма государственного устройства – единая территориальная держава (близко к унитарному, но нет чётко обозначенных границ государств)

Политический режим – деспотический (восточная деспотия)

2.Образование Древнего Египта и периодизация его истории.

По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов).

Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 3 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия. Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной

власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания

верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического

аппарата. В Египте существовали прообразы министерств. Например:

«дом сокровищ» -финансовое ведомство

«дом оружия» - военное ведомство

«дом главногоархитектора» - ведомство общественных работ.
Сохранялось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.
Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники.(ДЖАТИ)
Отчастисудебные функции принадлежали жреческим коллегиям.
Длительное время армия вДревнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царстваокончательно сложилась регулярная профессиональная армия.В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. ВI веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет

был завоеван арабами

Египет:

В Египте первые государства (общины–государства) появились в XXXIII веке до н.э.

Общины–государства располагались вдоль течения одной реки (Нила), для нормального функционирования системы ирригации нужно было создать единую систему орошения и водоснабжения, для чего следовало установить контроль за всем течением реки. Поэтому в Египте очень рано возникла необходимость в объединении этих общин.

Между номами (общинами-государствами) разворачивается борьба за гегемонию, что приводит к возникновению первых конфедераций общин–государств – Нубтская, Нехенская иТинисская.

В XXXII веке до н.э., в Египте возникают две федерации территориальных государств: Верхний (южный) Египет, Нижний (Северный) Египет, посредством объединения конфедераций общин-государств

Начинается борьба между двумя Египтами. Побеждает Верхний Египет. Образуется единое унитарное Древнеегипетское государство

Государственный строй:

фараон

чати - высшее судебное лицо

центральный аппарат управления

местный аппарат управления (адз - управитель нома, совет знати, народное собрание)

Развитие управления: В обоих Египтах формируются надобщинные органы управления – центральный аппарат управления. Функции местных органов управления стали выполнять органы управления номов (областей, прежние общины-государства стали областями): правитель области адз , совет знати и народное собрание.

Развитие монархии по периодам в истории Египта (царства: ранее, древнее, среднее, позднее, новое):

ограниченная монархия - древнее царство (раннерабовладельческое общество)

неограниченная (деспотическая) монархия - среднее царство (развитое рабовладельческое общество)

вторая деспотическая монархия - новое царство (позднерабовладельческое общество)

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:

Деспотия:

Одновременно с возникновением развитого рабовладельческого общества в территориальных государствах формируется новый тип монархии – деспотическая монархия.

Это – исторически второй тип монархии, сменивший существовавшую прежде раннюю монархию (ограниченную). В период деспотических монархий основным источником государственного права по-прежнему оставался государственный обычай

На древнем востоке монарх обладал абсолютной властью. В его руках были сосредоточены все ветви власти(законодательная, исполнительная и судебная). Правитель определял направления общественного развития, размер налогов и долю отчуждаемого продукта, являлся высшим военочальником, жаловал земли из дворцовых фондов, мог распоряжаться жизнью и имуществом любого из подданных.

Деятельность монарха была ограничена лишь религиозными нормами и традициями. Так, например, монарх не мог нарушать обычаи, появляться не в образе Бога. Особый признак древневосточной деспотии это её религиозный характер. Фигура монарха обожествлялась и, как правило, считалась живым воплощением Бога на земле. Считалось, что монарх должен действовать как Бог, а боги заботились о людях. Правителю запрещалось выбирать культы сил зла и смерти. Им не запрещалось объявлять себя богами. Всё это создавало представление о неприкосновенности правителя. Монарх должен был обладать определёнными качествами для сохранения правопорядка, такими как знатность рода, природный ум, умение прислушиваться к мнению авторитетных личностей, справедливость, верность слову, благодарность, щедрость, энергичность, дальновидность и др.

3. Образование государств в Южной Месопотамии

Месопотамия:

Общины–государства были рассеяны по всей территории Междуречья, и были слабо связаны между собой. Поэтому здесь процесс объединения прошёл позже, чем в Египте.

Месопотамия прошла стадию военного союза (в отличие от Египта, который от конфедерации сразу перешёл к федерации). Происходил этот процесс в Месопотамии в Раннединастический период, который делится на три этапа:

Первый этап Раннединастического периода- между общинами–государствами началась борьба за гегемонию

Второй этап Раннединастического периода - Бильгамессоздал первый военный союз.

Третий этап Раннединастического периода - усиливаются две общины–государства в Шумере: Лагаш и Умма. Между ними развернулась борьба за гегемонию(становление сильнейшего государства). Побеждает правитель Лагаша Уруинимгина и объединяет Шумер в конфедерацию.

Конфедерация не может долго существовать, и Мессопотами разваливается на отдельные государства.Правитель Шаррумкен объединяет под своей властью всю Месопотамию и, впервые в истории Междуречья, создаёт федеративное территориальное государство (с тенденцией перехода к унитарному)

По форме правления государство Шаррумкена - ограниченная монархия с тенденцией формирования неограниченной (деспотической) монархии власти

Деспотическая монархия.

В IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. К началу III тысячелетия здесь начали возникать первые города-государства, в центре которых были храмовые комлексы. Жрецы храма во главе с верховным жрецом выполняли функции управления.

Во второй трети III тысячелетия до н.э. наиболее большая численнсоть (неск. Тысяч чел.) в городах-государствах: Урук, Киш, Ур, Лагаш.

В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счет отделения

храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы уплачивают ренту-налог в

храмовую казну, земли храмов обрабатываются различными зависимыми людьми, рабами.

Социальное расслоение затронуло прежде всего две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье племенные группы слились, сохранив названия основных его частей - Шумера на юге и Аккада на севере. Первый центр шумерской цивилизации - Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад.

От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело политическое значение того или иного города, и его существование.

1) В XXVIII-XXVII вв. до н.э. возвышается город Киш, их правители первыми приняли титул лугаля ("большой человек", "господин").2) Затем успех перешел к Уруку, имя его правителя Гильгамеша, подчинившего Лагаш, Ниппур.

3) В XXV в. верховенство перешло к лугалям Ура, религиозный культурный центр – Ниппур

4) На рубеже XXV-XXIV вв. - к правителям Лагаша, среди которых особую известность приобрели Лугальянда и его противник Уруингина. Если первый, стремясь к централизации страны вызвал недовольство населения, вылившееся в восстание против разрушения старых общинных порядков, то второй вошел в историю как реформатор, стремившийся облегчить положение бедняков, уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр.

Последовавшие затем нашествия горных племен, борьба месопотамских городов за Гегемонию (самый сильный город) приводили к смене политических центров, к возникновению новых правящих династий и царств, среди которых новошумерская династия Ура (III династия Ура), объединившая Двуречье в границах обширного шумерского государства в XXII - XX вв. до н.э.

5 )Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Большое число социальных, экономических, политических структур, религия, равно как и письменность, были заимствованы Ассирией (древневосточная держава) у Вавилона. А правовые институты Вавилона, были представленны знаменитыми Законами царя Хаммурапи

Наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Во главе — правитель-царь - энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугалъ ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Они избирали или низвергали правителей. Новый вид правителя лугалб-гегемон, власть которого выходила за рамки отдельного города, не ограничивалась общинными органами. Власть стала наследственной, административный аппарат и царь - олицетворять единство обширных территорий.

В руках царя сосредоточивались хозяйственные функции: руководство ирригационным

хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары. При Хаммурапи купцы превращены в царских агентов.

Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников (шакканаккум), ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения.

Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической.Во времена Хаммурапи существовали общинные органы управления, советы старейшин,общинные сходки. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка.

Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4)Законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)

В начале третьего тысячелетия до н. э. на юге Двуречья (Междуречья; территории между Тигром и Евфратом) существовало множество городов-государств. В конце третьего тысячелетия в результате завоеваний царь Саргон создал огромное царство – царство Аккада и Шумера. После падения этого государства начинает зарождаться Вавилонское царство. Хаммурапи создал центральное государственное управление. Это было первое деспотическое государство. Храмы лишились большой самостоятельности. Запрещена частная международная торговля.

Тамкары. Тамкар – государственный торговый агент; купец на царской службе в Древнем Вавилоне. Он же ростовщик, кредитор.

Хаммурапи понимал необходимость создания единых законов для народов с разным уровнем развития. Главная причина издания этих законов – улаживание обострившихся отношений среди свободных. От этого страдало само государство, т.к. налогоплательщиков становилось меньше.

В основу законов были положены нормы обычного права, судебные решения высших судов.

Начинаются законы с пролога, в котором говорится о божественном происхождении власти монарха. Составлены законы в казуистической форме, т.е. это совокупность конкретных решений. Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм. Нет строгой систематизации.

Общественный строй: рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и рабы. Все свободные делились на две группы: авилум (муж, человек) и мушкенум (падающий ниц; мелкий люд)

Точки зрения:

Авилумы – завоеватели, мушкенумы – завоёванные

Авилумы – члены общины, мушкенумы – внеобщинники (точка зрения Дьяконова)

Имущество мушкенума оказывалось тесно связанным с имуществом дворца, храма. Рабы дворца и рабы мушкенума имели небольшие преимущества перед другими рабами.

Среди авилумов полного равенства нет. В §202 различаются человек высший по положению и человек низший по положению.

Собственность.

Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности. Земля – основное средство производства. Она передавалась в аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.

Имущество, предоставляемое воинам (байрум, рэйдум), называлось имуществом илку. Его было нельзя покупать и продавать. Если воин пошлёт вместо себя на войну заместителя, он подлежит смертной казни, а его имущество переходит к тому самому заместителю.

Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет.

Формы собственности: дворцовые земли, храмовые земли, общинно-частное землевладение (частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита).

Договорное право.

В законах Хаммурапи упоминаются различные договоры, но понятие договорного права не разработано (также как понятие вещное право, понятие собственности). Упоминаются разные виды договоров:

  1. Договор купли-продажи закреплялся письменным образом в присутствии свидетелей. Писали на глиняных табличках. Как только договор выполнен, глину смачивали, т.е. смывали договор. Продавец обязан быть собственником вещи. Если свидетели уличили продавца в том, что он продал чужую вещь, а не собственную, его казнили.

  2. Договор займа предусматривал заём денег, зерна и т.п. По займу выплачивались проценты, при этом в законах Хаммурапи, чтобы предупредить злоупотребление ростовщиков, устанавливался максимальный размер процента (для денег – 20%, для зерна – 33%). Крестьяне брали порой взаймы под залог имущество, а то и под залог личности. Это вело к тому, что за долги они могли попасть в долговую кабалу (и сам крестьянин, и дети его…). От этого страдало государство, страдала казна, поэтому законы Хаммурапи установили, что долговая кабала не должна превышать трёх лет. §117: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или взаимодавца три года, а на четвёртый год должно выпустить их на свободу».

  3. Договор хранения. Заключался при свидетелях. Письменно, как правило. За недостачу принятого на хранение товара принявший его обязан возместить его в двойном размере (§120).

  4. Договор найма (имущественного и личного). Аренда земли стоила до половины урожая. За аренду сада платили даже до двух третьих урожая. Если арендатор не мог вовремя выплатить (к примеру, из-за стихийных бедствий) аренду, ему давалась отсрочка на год.

Брачно-семейное право.

Семья патриархальная, основана на власти мужа и отца. Брак заключался по договору. Нет договора – нет брака. §128: «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Жених вносил выкупную плату за невесту и, кроме того, давал брачный дар. От отца невеста получала приданое, которое передавалось жениху. Обычно приданое по своему размеру превышало выкуп и брачный дар. Если жених нарушил брачный договор и отказался взять в жёны ту девушку, которую первоначально намеревался взять, то он теряет брачный дар и выкуп. Если отец девушки отказывался отдавать замуж, то он должен был отдать жениху то, что уже получил, в двойном размере. Господствовал в семье муж. Он вёл общее хозяйство. Тем не менее, жена имеет имущественную правоспособность, т.е. может заключать сделки, может продавать своё собственное имущество и т.д. Жена в семье занимает подчинённое положение. Если жена «позорит» мужа, расточает его имущество, её можно выгнать из дома и жениться вторично. Муж может оставить её дома на положении рабыни. Для мужа допустимо многожёнство, а жене за супружескую неверность следовало утопление в реке. Развод возможен для мужа в любое время, широко, а для жены – в исключительных случаях (если муж ложно поклялся в её неверности; пользуясь болезнью её, ввёл в дом другую жену; если бежал из общины). Личная власть мужа над женой проявлялась в том, что он мог отдать жену в кабалу за долги. Дети тоже находились под властью отца, он их тоже мог отдать в кабалу за долги, мог лишить неповинующихся детей наследства.

Наследственное право.

Существовало наследование по закону, а по завещанию лишь складывалось: распространено было дарение при жизни – это прототип будущего наследования по завещанию. Например, муж мог подарить жене земельный участок, который останется за ней. Наследство сыновья получали в равных долях. Отец мог лишить сына наследства, но лишь при повторной тяжкой «обиде» (§169). Дочери получали приданое. Жена получала наследство, если муж при жизни не сделал дарения.

Преступления и наказания.

Можно выделить следующие виды преступлений:

  1. Государственные преступления (они почти не упоминаются в законах Хаммурапи). §109 говорит о сговоре преступников в корчме. Если корчемница их ко двору не приведёт, то её следует казнить. К преступлениям против государственного строя можно условно отнести наказание за неявку редума или байрума (воинов) на военную службу (§26).

  2. Преступления против личности:

а) Убийство. Влекло за собой смертную казнь. Есть зародыш разделения преступлений на умышленные и неумышленные (§206, §207). Неумышленное убийство наказывается штрафом. За ложное обвинение в убийстве назначалась смертная казнь (§1, §3). Особенно отмечается убийство мужа женой (§153). За это жену садили на кол.

б) Телесные повреждения. Наказания могли быть по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), могла быть имущественная ответственность (композиция, т.е. возмещение вреда).

  1. Преступления против собственности.

За кражу рабов, имущества дворца смертная казнь (§ 6, §15). За кражу скота из владения царя или храма штраф в тридцатикратном размере. Если вор не мог уплатить, то тогда его нужно было казнить (§8). Различаются кража и грабёж (§22, §23, §24). Если человек совершит грабёж и будет схвачен, он будет убит. Если он не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее, а община, на территории которой совершён грабёж, должна возместить ему ущерб. Если при этом загублена жизнь, то община и местный начальник должны уплатить мину (мина = 60 сиклей = 504г.; сикль = 8,4 г.) серебра его родственникам. Защищается собственность на раба. §282: «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо».

  1. Преступления против семейных устоев. Неверность жены каралась (§129, §133, §143). Связать, бросить в воду. Если сын ударит отца, то ему должно отрезать пальцы (§195).

Наказания:

1) Смертная казнь (обычно приводились в исполнение немедленно и публично; мужчин казнили оружием, женщин топили; особо жестокие способы казней использовались редко)

2) Талион (равным за равное; применялся среди авилумов). Талион можно разделить на:

а) Талион в чистом виде

б) Талион символический (если врач неудачно сделает операцию, ему отрезают пальцы)

в) Талион абсурдный (если строитель построит дом, и он, обрушившись, убьёт сына хозяина, то следует убить сына строителя)

Судебный процесс.

Процесс носил обвинительный и состязательный характер (действовал принцип частного обвинения: лицо, заинтересованная сторона, само возбуждало дело и само поддерживало обвинение; в качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, ордалии (суд божий; они состояли в испытании водой: бросали в реку, если река забирала, значит, виновен; клятва богами). Суд происходил публично. За ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которое грозило обвинённому. Судья, вынесший решение по делу и выдавший соответствующий документ по делу, а затем изменивший своё решение, должен быть наказан (§5).

Законы Хаммурапи – это памятник Вавилонии, Месопотамии в целом. Хотя они более суровы, чем многие предшествующие законы, они всё же мягче многих более поздних законов. Превосходят более поздние законы по логичности, последовательности. Впервые здесь закреплено деление на классы и сословия, причём рабовладение защищается и поддерживается.


написать администратору сайта