Главная страница
Навигация по странице:

  • 54. Основные экономические и политические проблемы России начала XXI в.

  • билеты по истории (примерно). 1. История как наука. Виды исторических источников. Принцип историзма. Периодизация мировой и российской истории


    Скачать 172.48 Kb.
    Название1. История как наука. Виды исторических источников. Принцип историзма. Периодизация мировой и российской истории
    Дата05.03.2023
    Размер172.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по истории (примерно).docx
    ТипДокументы
    #969263
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    27. Русская культура первой половины XIX в. Научные достижения, Просветительская деятельность, литература, живопись и скульптура, музыка, театр, архитектура.

    Просвещение и образование.

    В России в конце XVIII — начале XIX в. уровень образованности был крайне нeвыcoк. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I был направлены на создание системы государственного образования. Он состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училищ. Для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

    Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст­вовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире' министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

    Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

    В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых ин­ститутов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смоль­ного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы ко­торых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось не­сколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черномор­цев. Однако основная масса женщин была лишена возможности по­лучить даже начальное образование.

    Высшее образование про­должало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статуе университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиле­ние консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специаль­ные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты. Высшее учи­лище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

    Наука.

    Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

    Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

    Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.).

    Литература

    Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

    Яркой чертой пореформенной литературы был реализм - стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства [1, c.97].

    Живопись и архитектура

    Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

    Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

    Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста").

    В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов).

    Театр и музыка

    В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства". Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

    Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории
    54. Основные экономические и политические проблемы России начала XXI в.


    1) К концу 80-х годов XX века экономика СССР окончательно потеряла управление — из-за внутреннего дисбаланса и негибкости плановых методов хозяйствования в условиях социалистической системы собственности.
    2) Система функционирования экономики в 90-е годы менялась, но демократические институты и конкурентная среда при этом не были сформированы.
    3) В XXI веке Россия пережила классическую «голландскую болезнь», усугубленную централизацией власти и собственности и отсутствием демократических институтов. Однако за то время, пока цены на углеводородное сырье были высокими, Россия сумела накопить достаточно резервов, чтобы сегодняшнее падение цен на нефть и относительная международная изоляция страны не стали причиной немедленного экономического краха.
    4) Все основные экономические факторы и даже имеющиеся ресурсы управления сегодня либо негативно влияют на экономику, либо не могут обеспечить ее рост.
    *5) Внешнеполитические факторы, прежде всего санкции, вторичны, малозначимы и не оказывают на экономику существенного негативного влияния, несмотря на то что власть в России активно использует их как оправдание экономических проблем.
    6) Власть в своем стремлении к контролю за финансовыми потоками сознательно ухудшала инвестиционный климат, отказываясь от защиты прав инвесторов и предпринимателей и даже дискриминируя их. Это привело к сокращению потока инвестиций, удорожанию денег, снижению предпринимательской активности и постоянно растущим потерям финансового и человеческого капитала — из России было выведено более $1 трлн, лучшие бизнесмены и профессионалы уезжали из страны.
    7) Переоцененный рубль и популистские меры правительства, направленные на необоснованный рост зарплат, вместе с высокими налогами резко завышали себестоимость продукции, делая внутреннее производство нерентабельным.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта