билеты по истории (примерно). 1. История как наука. Виды исторических источников. Принцип историзма. Периодизация мировой и российской истории
Скачать 172.48 Kb.
|
13. Смутное время в России. Причины, основные события, последствия. Установление новой династии. Смута в России в конце 16в.-нач. 17в. стала потрясением. Можно выделить три периода развития Смуты: 1) Династический – время борьбы за московский престол, длился до царя Василия Шуйского включительно; 2) Социальный – междуусобная борьба общественных классов и вмешательство в нее иноземных правительств; 3) Национальный – время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова. После смерти в 1584г. Ивана Грозного, его преемником стал сын Федор, не способный к делам правления. Фактическим правителем стал шурин царя – боярин Борис Годунов. После смерти в 1589г. Федора, Земский собор избрал Годунова царем, за то, что тот пообещал, «что не будет в его государстве бедного человека, и он готов последнюю рубаху разделить со всеми». Но Годунов не стал авторитетом, что поставило под сомнение законность его нахождения на троне. Правительство Годунова снизило налоги, освободило купцов на 2 года от уплаты пошлин, землевладельцев – на год от уплаты податей. Он затеял большое строительство. Было учреждено патриаршество, что повысило престиж русской церкви. Он вел успешную внешнюю и внутреннюю политику – происходило продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны, укреплялись позиции на Кавказе. В условиях неурожая и голода (1601-1603гг.) произошел обвал экономики, цена хлеба поднялась в 100 раз. Правительство шло по пути дальнейшего закабаления крестьянства, это вызвало множественные протесты, что вызвало ухудшение положения Бориса Годунова, не только среди крестьянства, но и боярства. Самой большой угрозой его власти стало появление в Польше самозванца, назвавшего себя сыном Ивана Грозного. В 1591г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, «напоровшись на нож», последний из прямых наследников престола – царевич Дмитрий. Политические противники Годунова приписывали ему организацию убийства царевича. Так и появился Лжедмитрий – Григорий Отрепьев назвался Дмитрием. Его сторонники распространяли слухи, что он спасся и теперь претендует на престол. Определенную помощь в организации авантюры оказывали польские магнаты. К осени 1604г. образовалась мощная армия для похода на Москву. После освобождения Москвы по стране были разбросаны грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор, состоявшийся в январе 1613г. был самым представительным за историю средневековой России. Вокруг будущего царя разгорелась борьба, в конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. Это обстоятельство создавало видимость продолжения прошлой династии русских князей. 21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось более 300 лет, до февраля 1917г. 40. Образование СССР и национальный вопрос. Сталинская модернизация страны. Индустриализация и коллективизация. Итоги и значение. 1) Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации. 2) Сталинская модернизация-комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция. 3) Индустриализация (в широком смысле) - процесс перехода всех отраслей народного хозяйства страны и в первую очередь в промышленности к крупному машинному производству. 4) Коллективизация - объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путём кооперирования. Билет №14 14. «Бунташный век». Россия во второй половине XVII в. Экономические и политические реформы. Социальные потрясения. Церковная реформа. «Бунташный» век – это период времени в истории России, а именно. в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. «Соляной бунт», «Медный» бунт, крестьянские войны Болотникова и Разина, а также Стрелецкий бунт 1682 года. Городские восстания потрясли Россию середины 17в. Особенно выделялись 2 восстания в Москве: 1) В 1648г. недовольство политикой боярина Морозова (в том числе попыткой увеличить цены на соль) вылилось в Соляной бунт. Стрельцы, посадские и служилые люди принялись избивать наиболее ненавистных правителей и грабить их дворы. На этот раз царь жестко расправился с бунтовщиками, однако в 1663г. медные деньги были отменены и выкуплены казной. В 1667г. донской казак Степан Разин собрал отряд и повел его за добычей на Нижнюю Волгу. В 1669г. он вернулся на Дон, а весной 1670 захватил там власть и объявил себя атаманом. К осени 1670г. влияние Разина распространялось на Нижнее Поволжье, были заняты города Астрахань и Царицын. Он призывал истреблять бояр, воевод, приказных людей. В октябре 1670г. Разин потерпел поражение при попытке взять Симбирск, был схвачен казацкой верхушкой. В 1671г. его казнили на Красной площади. 2) Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в. при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в. в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в разных частях России, в разных церквях служили по-своему. Патриарх велел исправить книги, ввести единообразие обрядов. Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Способствовали расколу и методы, которыми Никон вводил свои новшества. Он стремился ввести не только единообразные обряды, но также хотел вознести церковь над светской властью. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в !666г. состоялся церковный собор, который лишил Никона сана патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удален и по сей день. Особенности социально-экономического развития России в XVII в. Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян. Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. Политическое развитие. Укрепление самодержавной власти Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления. Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы за век удвоился. Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству. С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны. Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде. На протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост населения. XVII век ознаменовался в истории России дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредотачивала в своих руках огромные вотчинные богатства. 41. Советская культура в 1917 - 1940 гг. Культура в годы гражданской войны. Культура в годы НЭП. Идеология культуры в 20 - 30 -е гг. Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры. С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство. Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек. С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса. В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата». Культурная жизнь в конце 20-х 30-е годы Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества. Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. 1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности. Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с.тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Индустриализация конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев) Билет №15 |