Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ИСТОРИЯ ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Воспит а ние

  • Древняя Русь

  • Московское княжество

  • Законы, поддерживающие военно – патриотическое образование

  • 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 2.1 Понятие патриотизма Понятие патриотизма в Царской России

  • Понятие патриотизма в Советской России

  • Понятие патриотизма в православии Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 1. история военно патриотического образования воспитание


    Скачать 78.48 Kb.
    Название1. история военно патриотического образования воспитание
    АнкорМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Дата27.04.2023
    Размер78.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаvoenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_rf.docx
    ТипДокументы
    #1093508
    страница1 из 3
      1   2   3


    ВВЕДЕНИЕ
    Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания студентов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

    Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

    Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества.

    1. ИСТОРИЯ ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание, осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

    Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями в глубь веков. Еще в Древнем мире делались примитивные попытки накопления и передачи опыта и традиций вооруженной защиты своих интересов подрастающему поколению.

    Особенности развития цивилизаций Древнего мира, различия религий, обычаев и традиций, разнообразие этнических, экономических и социокультурных факторов закономерно порождали своеобразие подходов к подготовке подрастающего поколения к воинской службе.

    Вместе с тем в эпоху древних цивилизаций, несмотря на различия, воинское воспитание обладало рядом общих признаков, которые выражались в жестких социальных регуляторах, обязанностях и даже в зависимости подрастающего поколения от установленных норм и требований, продиктованных существующей идеологией и религией. На протяжении тысячелетий выстраивалась и последовательно совершенствовалась система военно-патриотического образования подрастающего поколения.
    Древняя Русь

    Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение. О высоком уровне военной подготовки и боевого духа русских воинов еще в VI веке писал византийский император Маврикий Стратег: «Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием».

    О силе и высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега в Византию, победы над ясами (осетинами) и касогами (черкесами) и завоевание Тмутаракани (Таманского полуострова), создание военно-торгового форпоста Переяславе на западе, близ устья Дуная, овладение расположенной на Дону крепостью Саркел (Белая Вежа), разгром хазарского государства в Нижнем Поволжье. Высокое воинское мастерство русских дружин отмечал Карл Маркс «... мы уже указывали на Олега, — писал Маркс, — бросившего против Византии 88 000 человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Мы указывали также на Игоря, сделавшего Византию своей данницей, и на Святослава, похвалявшегося: «Греки доставляют мне золото, драгоценные ткани ... фрукты и вина, Венгрия снабжает скотом и конями», и, наконец, Владимира, завоевавшего Крым и Либерию».

    Новым этапом в развитии Руси, а также формирования основ военного строительства и военно-патриотического образования стало принятие христианства в 998 году. Это событие послужило объединению восточнославянских племен и становлению единого национального сознания, закреплению в психологии масс славянского этноса чувства принадлежности к «союзу союзов племен», воспитанию у людей стремления и готовности защищать Отечество от внешнего врага. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию. Религиозная моральная основа боеспособности «воев» восполняла родовые и племенные связи.

    Идеи военно-патриотического образования нашли свое отражение в таких произведениях как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево -Печорского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого и др.
    Московское княжество

    С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу. До 15-летнего возраста дворянин числился «недорослем». Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в «десятню» (служилый список) и он становился «новиком». Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу.

    Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан. Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определенного количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения). Во второй половине XIV в. упоминаются казачьи сторожи, которые несли службу наблюдения по Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим рекам. В это же время военную службу на договорных началах несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», отряды мордовских лыжников и литовские князья со своими дружинами. Однако наемничество носило случайный характер и не изменяло национального характера русского войска.

    Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян.

    В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет.

    В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. С течением времени происходят различные изменения, касающиеся приема в военные образовательные заведения. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей (детей дворян и всех штаб - и обер - офицеров, «коих родители скончали дни служа отечеству», а также тех родителей, «коих отцы, хотя продолжают военную или гражданскую службу», но состояния скудного) и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.

    Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса – закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами.

    Общее направление военно-патриотического образования в кадетских корпусах основывалось на «любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святое Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», — писал генерал Я.И. Ростовцев.

    Система военно-патриотического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г.

    Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.
    СССР

    Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.

    Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

    Основную задачу советского воспитания А.С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека–творца, человека-гражданина, человека-патриота.

    Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения.

    Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание) и через деятельность школьных пионерской и комсомольской организаций. В старших классах общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях.

    Основные цели и направления работы пионерских организаций – воспитание гражданина и патриота.

    Позитивную роль в организации военно-патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря

    Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ, – готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического образования являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки.

    Наиболее ярким примером военно-патриотического образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений – Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.
    Законы, поддерживающие военно – патриотическое образование

    В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

    Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

    Была принята Правительством государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.

    В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО.

    2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
    2.1 Понятие патриотизма
    Понятие патриотизма в Царской России

    В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

    Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...». Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

    Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее».
    Понятие патриотизма в Советской России 

    В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

    В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
    Понятие патриотизма в православии

    Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

    Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

    И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».

    Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».
      1   2   3


    написать администратору сайта