Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуцианство

  • Основной целью наказания было устрашение.

  • Процесс носил обвинительно-состязательный характер

  • родовую знать - эвпатридов

  • демократическую республику

  • Народное собрание - экклесия.

  • коллегии стратегов

  • Реформы Солона

  • Реформы Клисфена После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права. Реформы Клисфена

  • Общественный строй Спарты.

  • Государственный строй Спарты.

  • игпзс (2). 1 историю государства и права Древнего мира


    Скачать 2.22 Mb.
    Название1 историю государства и права Древнего мира
    Дата14.02.2023
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаигпзс (2).pdf
    ТипДокументы
    #937043
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э.
    - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.
    Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.
    Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.
    Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе"колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины, а затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
    Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
    В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.
    В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и, в конечном счете, распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.

    В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.
    Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209г. до н.э. циньской монархии.
    Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности.
    Наибольшую известность получили реформы Ван Мана.
    Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.
    Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.
    Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.
    Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.
    Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.
    Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики.
    Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

    Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний следующие виды преступлений:
    1) против государства (мятеж, заговор);
    2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу);
    3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений);
    4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином);
    5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).
    Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью.
    Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.
    Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но, начиная, с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.
    БИЛЕТ 7
    Развитие государственного строя в Древних Афинах. Характеристика полисной системы. Реформы
    Солона и Клисфена.
    Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать -
    эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев
    (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли
    метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
    По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
    Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;
    Основными органами Афинского государства являлись:
    1. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

    Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни
    Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей.
    2. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
    3. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
    Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
    4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.
    К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
    Реформы Солона:
    1. сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения
    собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в
    рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое
    рабство в Афинах впредь отменялось.
    2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не
    выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в
    интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных
    владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
    3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий
    знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
    4. провозглашалась свобода завещаний.
    5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку:
    класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности
    сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (получающих 300
    мер);зевгитов (200 мер); фетов.

    6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский
    гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного
    собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг
    надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд
    присяжных.
    7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых
    трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции
    и влияние эвпатридов.
    Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании
    Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.
    Реформы Клисфена
    После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.
    Реформы Клисфена:
    1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
    2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
    3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
    4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.
    Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
    БИЛЕТ 8
    Особенности государственного строя Древней Спарты. Военная демократия.
    Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое- ванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину победителей, ее члены получили название спартиаты.
    Общественный строй Спарты.

    Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

    спартиаты;

    гипомейоны;

    периэки;

    илоты.
    Политическими правами пользовались только спартиаты. Все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных».Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства.
    Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.
    Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.
    Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.
    Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Они были свободными, платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях, но не имели политических прав.
    Полноправные спартанцы между собой считались равными. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражнениями.
    Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался
    «опустившимся» (гипомейонов) и лишался политических прав.
    В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в
    Элладе.
    Однако, при этом сохранялись архаичные обычаи далекой древности, что диктовалось положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, государственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель- ствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев.
    Государственный строй Спарты.

    В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя.
    Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского.
    Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам.
    В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.
    В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.
    Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с
    VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.
    Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой:
    Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.
    БИЛЕТ 9
    Правовые системы Афинского полиса и Спарты.
    В Спарте преобладало право обычаев.
    Отсутствие права частной собственности на землю, серьезные притеснения в развитии договорных отношений, запрет гражданам Спарты заниматься торговлей, ремеслом, парная семья с многими специфическими чертами и элементами группового брака, криминальное право, нормы которого не устанавливали степени наказания, а лишь указывали на преступные действия и потому самые наказания избирали судьи, -- все это свидетельствовало о неразвитости права Старинной
    Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.
    Источники афинского права
    Существовавшая в родоплеменной Организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных
    отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно-организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял -- отдай" возникает долговая кабала).
    Поначалу это соответствовало интересам, прежде всего евпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем -- и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
    Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность.
    Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен.
    Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.)
    Активная законодательная деятельность в Афинах в V--IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы -- постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.
    БИЛЕТ 10
    Образование Древнего Рима. Государственный и общественный строй Древнего Рима в царский период.
    Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э. и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен,обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древнихлатинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
    Все полноправное население Рима -
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта