игпзс (2). 1 историю государства и права Древнего мира
Скачать 2.22 Mb.
|
. Особенности основные: Вплоть до 13 века германские суды руководствовались только местными правовыми обычаями. У каждого территориального образования были свои обычаи. В 13 веке были предприняты первые попытки записать обычаи, но они носили частный характер и не были официально популярны. Кроме того, германская средневековая правовая система отличалась отчетливым обособлением комплекса правовых норм, касающихся высшего феодального сословия, так называемого ленного права. Если в Англии и в определенной мере во Франции с XIII в. нормы права, регулирующие вассально-ленные отношения, действовали в тесной взаимосвязи с другими нормами феодальной правовой системы, то в Германии традиционным стало деление права на земское (право земли, территории - Landrecht) и ленное (Lehn-recht). Ленное, земское, городское, каноническое право в Германии регулировало одни и те же отношения (поземельные, имущественные, брачно-семейные, наследственные) по-разному, в зависимости от сословной принадлежности субъекта права и местности, территории, право которой на него распространялось. Чаще всего определить его "собственное" право мог только суд. Важную роль в развитии германского права сыграли местные систематизации норм обычного права, включавшие в себя также положения имперского законодательства и судебную практику ("Саксонское зерцало", "Швабское зерцало", "Франконское зерцало" и т.п.). Саксонское зерцало отражало нормы обычного права у северо-восточных германских княжеств, однако имело признание и в других районах Германии и даже за её пределами. "Саксонское зерцало", написанное в 1220-е годы шеффеном Эйке фон Репгау. Состояло из земского права- нормы которого регулировало нормы между свободными жителями, ленного права- регулировало отношения между вассалами и феодалами, с развитием городов появилось городское право. Высокая степень единообразия сложилась в германском городском праве. Здесь право нескольких ведущих городов широко заимствовалось другими. Например, законы Магдебурга действовали в более чем 80 городах, Франкфурта - в 49, Любека - в 43, Мюнхена - в 13, поскольку нормы права "материнского" города или решения его судов направлялись в суды дочерних городов по их просьбе. Так, в Германии образовались две основных "семьи" городского права - любекского и магдебургского. Право Любека распространилось в городах Северного и Балтийского региона, я том числе в Новгороде и Таллинне, и являлось определяющим в рамках ганцейского союза. Магдебургское городское право действовало на обширной территории восточных земель, включавших Восточную Саксонию, Бранденбург, отдельные области Польши. В результате переработок и распространения «Саксонского зерцала» во второй половине XIII в. появилось «Зерцало немецких людей», претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVII в. этому сборнику было присвоено название «Швабское зерцало». В XIV в. в ряде земель появились переработки «Саксонского зерцала», отражающие местные обычаи и потребности. Все указанные сборники не имели официального характера, т. е. не были обязательны для применения. они использовались чаще в пределах определенной территории. Во второй половине XV в. и в XVI в. появилось большое количество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение. С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы — указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров — ассизы. Каролина в 1532 г Рейхстаг принял общегерманское уголовное и уголовно- процессуальное уложение- Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V.Ввиду партикуляристских стремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперского законодательства, в предисловии к Каролине было сказано: «Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления». Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролина предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах. Основное содержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовное право по объему стоит на втором месте (ему посвящено более 100 статей). Нормы права изложены достаточно ясно.В отличие от позднейших кодексов Каролина не имеет систематического деления на части или главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками.Каролина предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.), против религии (богохульство, колдовство и др.), против личности (убийство, отравление, клевета и др.), против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.), против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение), а также некоторые другие виды преступных деяний.В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т. д. В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события Крестьянской войны 1524—1525 гг.Карательные меры Каролины отличаются жестокостью. Многие преступления наказывались смертной казнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место среди наказаний занимают телесные. Смертная казнь назначалась уже с 12 лет. Нередко применялись вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение членов тела производились публично. При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обращает на себя внимание установление жестоких наказаний за посягательства против императорской власти и против собственности.Большая часть статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый — оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки».В целом основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого, например допрос под пыткой. При этом Каролина подробно регламентирует условия применения пытки. Чтобы улики были признаны достаточными для применения допроса под пыткой, их должны были доказать два «добрых» свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Ряд статей Каролины определяет порядок доказывания преступления истцом, если обвиняемый не сознавался. Большинство статей посвящено свидетелям и свидетельским показаниям. Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признания или свидетельства виновного.Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.бщее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о преступлении. Специальное расследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника. БИЛЕТ 31 Особенности абсолютизма в Германии (княжеский, просвещенный, полицейский абсолютизм). ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В результате неравномерного экономического развитая страна в целом на долгое время сохранила состояние политической раз- дробленности, но в -каждом отдельном государстве, входившем в состав империи в XVII веке, утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Княжеский абсолютизм являлся следствием крупных событий, которые происходили в Германии в XVI—XVII вв.: реформации — широкого антикатолического движения, охватившего почти вое сдои германского общества, крестьянской войны 1525 года, восстания беднейшей части горожан и, наконец, 30-летней войны 1618—1648 гг. В итоге реформации и после подавления восставших крестьян и городского плебейства произошли существенные изменения в соотношении классов и в их положении. Крестьяне снова попали под власть феодалов; договоры, заключенные с ними, в некоторых местах были нарушены. К старым крестьянским повинностям прибавились контрибуции, наложенные победителями на побежденных. Гнет, испытываемый крестьянами, удвоился. Значительное количество зажиточных средних крестьян разорилось, многие зависимые крестьяне перешли в состояние крепостных. Обширные площади общинных земель были захвачены феодалами. Большая часть крестьян лишилась собственности, оказалась обреченной на бродяжничество или вошла в ряды городского плебейства (подмастерьев и рабочих). Не меньше пострадало и духовенство, так как его владения были конфискованы, а многие монастыри и церковные учреждения сожжены, драгоценности разграблены, переплавлены в серебро и золото или пущены в продажу за границу, а продовольственные запасы съедены. Немалые потери понесло и дворянство. Часть влиятельных родов разорилась и была вынуждена поступить на службу к князьям. Города также не получили особой выгоды. Повсюду утвердилось господство городской аристократии, а сопротивление бюргеров ей было надолго сломлено. Кроме того, князья возложили на города ответственность за успехи, которых добилась -во время крестьянской войны бюргерская и плебейская часть их -населения. Княжеские города были обложены тяжелыми контрибуциями, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Та же участь постигла и имперские города, которые присоединили к территории князей и поставили в зависимость от соседних князей. Реакционный характера княжеского абсолютизма. Последствия образования абсолютизма в Германии были иными по сравнению с таким же процессом во Франции и Англии. В этих странах переход к абсолютной монархии обеспечил создание централизованного государства, соответствующего потребностям нового, более прогрессивного способа производства. Поэтому и сам абсолютизм во Франции и Англии на первой стадии своего развития сыграл прогрессивную историческую роль. Наоборот, княжеский абсолютизм в Германии сыграл реакционную роль, закрепив состояние экономической и политической раздробленности. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В XVII и-XVIII веках общий строй Германской империи остался почти без изменений. Императорская власть превратилась в почетное звание. Князья освободились от военной обязанности и не платили уже никаких податей императору. Рейхстаг после Вестфальского мира не имел почти никакого значения. Имперский суд был совершенно обессилен распадением империи. Кроме того, его стал вытеснять имперский надворный суд (ReiChshofrat), учрежденный в Вене для габсбургских земель, но принимавший « дела, ему не подсудные. Князья в силу присвоенных ими привилегий не были подсудны имперскому суду. В своих землях князья стали почти совершенно независи-1мыми от империи. Привыкнув во время 30- летней войны собирать войско и взимать налоги без согласия земских чинов, они стали это делать и в мирное время, не обращая внимания на решения и (протесты ландтагов. Вестфальский мир запретил подданным князей жаловаться на последних в имперский суд. Император по избирательным капитуляциям обязывался даже помогать князьям в борьбе с их подданными. Дворянство в ряде кня- жеств превратилось в придворную знать (Adel), жило за счет подачек от князей и под их властью сохраняло все свои привилегии. Духовенство находилось в полной зависимости от князей. Ландтаги либо вовсе не собирались, либо созывались только для видимости (например, в Брауншвейге, Менкленбурге и Вюртемберге). Полицейское гос-во в Пруссии. Из всех германских государств особенно усилилось к XVIII веку маркграфство Бранденбургское, превратившееся в 1701 году в королевство Пруссию. Причиной возвышения этого государства было перемещение торговых путей к берегам Атлантического океана. Через территорию Бранденбурга протекали важнейшие водные артерии, по которым направлялся транзит товаров, в частности, хлеб. В Пруссии абсолютизм королевской власти и система управления государством приобрели черты, которые были типичны для ряда абсолютных монархий в XVII и XVIII веках. Именно эти черты оказались выраженными особенно резко в Пруссии. Прежде всего в этом государстве получили широчайшее развитие бюрократизм и мелочная регламентация не только в системе государственного управления, но и частной жизни подданных, что является характерным для полицейского государства. Основным принципом полицейского государства было полное отрицание всяких личных прав граждан. Подданные не имели никаких гарантий против произвола власти и ее агентов. Аресты, конфискации, преследования иноверцев, вскрытие частной переписки, всевластие цензуры, сожжение «опасных» книг рукой палача, гонения на писателей, вмешательство в личную жизнь всех и каждого, регламентация одежды и даже пищи — все это проявление полицейской системы управления в Пруссии. Тем не менее некоторые прусские короли, и главным образом Фридрих II (1740—1786 гг.), пытались изображать свою систему как «просвещенный абсолютизм». Просвещенный абсолютизм Австрии. Идея просвещенного абсолютизма возникла на почве французской просветительной философии XVIII века. Один из блестящих представителей этой фило- софии— Вольтер полагал, что при союзе королей с философами можно мирным путем, без революции, провести ряд важных социальных реформ, в частности ликвидировать крепостничество и установить веротерпимость. Фридрих II изображал себя королем-философом, был в переписке и некоторое время в дружбе с Вольтером, но, разумеется, не ставил себе цель проводить рекомендованные философом реформы. Его «просвещенный абсолютизм» был простой данью веку и диктовался тактическими и дипломатическими соображениями. БИЛЕТ 32 Основные черты государственного устройства Арабского халифата Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате: 1. начали вспыхивать межплеменные войны; 2. торговля пришла в упадок; 3. сократился транзит товаров. Возникло новое религиозное учение. Купец из Мекки Мухаммед, выдавая себя за посланника Аллаха, начал энергично проповедовать новую религию, получившую впоследствии название ислама, что означает покорность. Устанавливался ряд требований. Так, например, мусульманин обязан был признавать Аллаха единственным богом, а Мухаммеда его пророком. В своих ранних проповедях Мухаммед осуждал ростовщичество, рабство, призывал оказывать помощь сиротам, вдовам. Особенное значение в тех условиях имела его идея о братстве всех исповедующих ислам арабов независимо от их принадлежности к племенам и родам. Тем самым подрывалось прежнее родовое деление, с чего начиналось почти всякое государственное образование. В результате, слабость соседних государств, относительная веротерпимость завоевателей облегчили арабам захват огромных территорий. В конце VII – начале VIII в. все арабы признали ислам, что ускорило их объединение. Одновременно начались их завоевательные походы. В течение VII–IX вв. арабы захватили Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Армению, проникли в Грузию. Под их ударами разрушилась одряхлевшая империя Сасанидов, вынуждена была отступать такая могущественная ранее держава, как Византия. Следует отметить такую специфическую особенность общественного строя арабского халифата как сближающие его в с древневосточной деспотией. Земля считалась собственностью государства. Она делилась на несколько категорий и имела свое правовое регулирование: священная (места, где жил пророк); вакф (выделялась школам, богадельням, религиозным мусульманским учреждениям). Земля вакф находилась в пользовании мусульманского духовенства (мечети, школы, больницы, богадельни). С этой земли никакая подать не взималась. Многие владельцы иктов, дабы не служить и не платить подати, заключали сделки о дарении своих земель духовенству, при этом сохраняли за собой право получения доходов; икта (давалась за службу). Она во многом напоминает бенефиций. Разница лишь в том, что за ее пользование взималась подать в казну. Владелец икта мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление; 1. мульх (частновладельческая); 2. общинные родовые земли. Верхушку господствующего класса составляли рабовладельцы и феодалы: 1. халиф; 2. многочисленные сородичи халифа; 3. чиновники; 4. местная знать; 5. начальники войска; 6. духовенство; 7. крупные землевладельцы. Угнетенные сословия: 1. рабы; 2. крестьяне; 3. мелкие ремесленники; 4. разорившиеся бедуины. Правовое положение человека зависело также от принадлежности к мусульманской религии. Принявший мусульманство, как правило, освобождался от уплаты подушной подати. Он платил меньшие пошлины за товары, имел ряд других льгот. Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: 1. в избрании места жительства; 2. в избрании профессии; Государственный строй арабского халифата Характеризуя арабский халифат, следует отметить, что он возник как раннее феодальное государство в VII в. Главой государства был халиф: 1. который первое время избирался мусульманской общиной, затем он сам стал называть своего преемника; 2. халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков; 3. его избрание зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска; 4. в руках его была сосредоточена высшая духовная и светская власть; 5. он был верховным имамом и главным эмиром; 6. халиф считался верховным собственником земель и неограниченным, самодержавным владыкой; 7. он являлся главнокомандующим армией, часто возглавлял ее во время походов, назначал и смещал военачальников. С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т. е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Как подтверждение титула халифа, феодал, захвативший территорию, нуждался в его санкции на владение ею. Правление Омейядов в середине VII в. было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад. При Аббасидах появилась должность визиря: 1. считался первым советником халифа, хранителем его печати; 2. руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ; 3. ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой; 4. следил за исправностью стратегических дорог. Судебная власть была довольно централизована и отделена от администрации. Судья назывался «кади», который формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек, который свои обязанности выполнял безвозмездно. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей: 1. контролировал как выполняются завещания; 2. следил за разделом имущества; 3. устанавливал опеку; 4. наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем; 5. выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей. Определенные функции выполняло почтовое ведомство – т. н. «варид». Кроме пересылки правительственных сообщений его чиновники на местах собирали и отправляли в Багдад подробную информацию о состоянии земледелия, об урожае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т. д. Таким образом, почтовые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей. Огромное внимание уделялось армии, как опоре всего государства, залога его процветания и расширения: ей давали 4/6 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи рабов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользовались земельными наделами (иктами). Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зависеть от настроений феодальных групп и особенно от их личной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьдесят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадскою халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф. БИЛЕТ 33 Исламская правовая система Арабского халифата Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму. Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно- наследственного и судебного права. Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Кот рану и шариату. По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы: . • хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина; • вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; • икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет; • мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству. Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие: • завещание не могло составляться в пользу законных наследников; • завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; • составление завещания требовало присутствия двух свидетелей. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы: • преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью; • преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия; • правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду. В качестве мер наказания предусматривались: • смертная казнь в различных видах; • членовредительские и телесные наказания; • лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); • имущественные санкции (конфискации, штрафы); • ссылка и т. д. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, -против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. БИЛЕТ 34 Война за независимость и образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи Конфедерации» 1781 г |