Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Из истории русской фольклористики………………………………………...3 2. Основные этапы развития русской фольклористики………………………...5 Заключение………………………………………………………………………...9 Список использованной литературы…………………………………………...10
Введение
Фольклор в «широком» смысле – вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура. В «узком» смысле – устная крестьянская словесная художественная традиция, «устная словесность», «устная народная словесность». Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы – искусства слова.
Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore («народное знание», «народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов1.
Фольклор – искусство слова, совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа; традиционное для народа бытовое художественное творчество и его результат, отражающее самосознание народа, сложившееся в результате многовековой истории и проявляющееся в устной форме и в большом количестве вариантов произведений.
Сегодня фольклор активно собирается и изучается исследователями, так как современное общество пришло к пониманию его ценности и огромного воспитательного значения2.
Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к другому и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой "полевой работой" — выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклор. Записанные тексты устных народных произведений (а также фотографии, магнитофонные записи, дневниковые заметки собирателей и проч.) хранятся в фольклорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликованы, например, в виде фольклорных сборников.
1. Из истории русской фольклористики
Научные издания русского фольклора начали появляться с 30–40-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета И.М. Снегирева "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" в четырех частях (1837–1839), "Русские народные пословицы и притчи" (1848).
Ценные материалы содержат сборники ученого-фольклориста И.П. Сахарова "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков" (в двух томах, 1836 и 1839 годы), "Русские народные сказки" (1841).
Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нем было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России. От безымянных корреспондентов (сельских и городских учителей, врачей, студентов, духовенства и даже крестьян) поступали в Общество многочисленные записи устных произведений, составившие обширный архив. Позднее многое из этого архива было опубликовано в "Записках Русского географического общества по отделению этнографии". А в Москве в 60–70-х годах изданием фольклора занималось "Общество любителей российской словесности". Фольклорные материалы публиковались в центральных журналах "Этнографическое обозрение" и "Живая старина", в местных периодических изданиях.
В 30–40-х годах П.В. Киреевский и его друг поэт Н.М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи. "Песни, собранные П.В. Киреевским" впервые были опубликованы только в 60–70-х годах XIX века (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX веке (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия").
В те же 30–40-е годы протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь "живого великорусского языка", Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, присловий и т. д. В начале 60-х годов вышел сборник Даля "Пословицы русского народа". В нем все тексты впервые были сгруппированы по тематическому принципу, что позволило объективно представить отношение народа к разнообразным явлениям жизни. Это превратило сборник пословиц в подлинную книгу народной мудрости.
Другим подробным фольклорным изданием стал сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки", в который большой собирательский вклад также внес Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им сказок.
Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив Русского географического общества, личные архивы В.И. Даля, П.И. Якушкина и других собирателей, а также материалы из старинных рукописных и некоторых печатных сборников. В первом издании был опубликован только лучший материал. Примерно 600 текстов сборника охватили огромное географическое пространство: места проживания русских, а также частично украинцев и белорусов.
В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: в Олонецком крае была обнаружена активно бытующая живая былинная традиция. Ее первооткрывателем явился высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников. Работая чиновником в канцелярии губернатора, Рыбников стал пользоваться служебными разъездами для собирания былин. В течение нескольких лет он объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. Собиратель работал с выдающимися сказителями Т.Г. Рябининым, А.П. Сорокиным, В.П. Щеголенком и др., от которых впоследствии записывали и другие фольклористы. 2. Основные этапы развития русской фольклористики
1900-1916 гг. – период плюрализма точек зрения, подходов к исследовательскому материалу. Широта научно-исследовательских интересов (активное изучение не только традиционных, но и «неклассических» жанров – «новой» баллады», «жестокого романса», частушек, речевых жанров). Сосуществование и творческое взаимодействие различных школ и методологий: развитие традиций «исторической школы» (А.В. Марков, Б.М. и Ю. М. Соколовы, В.А. Келтуяла, С.К. Шамбинаго), «финская школа» (В.Н. Андерсон), ориентированная на поиск «праформ», «этнологическое направление» в трудах (Д.К. Зеленин), «русская школа», ориентированная на изучение фигуры исполнителя, поиск мифологических корней и исторических трансформаций одного и того же мотива в трудах Е.Н. Елеонской.
«Сосуществование разных направлений и подходов в изучении народной культуры есть, без сомнения, с одной стороны, признак сложившейся научной дисциплины, а с другой – нормального состояния в ее развитии. Очевидно, что в предоктябрьскую эпоху отечественная фольклористика находилась на подъеме» (Т.Г. Иванова).
1917-1928 гг. Противоречивый характер состояния науки в этот период. С одной стороны – тяжелые потери (гибель, вынужденная эмиграция ряда ученых) в период Гражданской войны, с другой – расцвет краеведческой деятельности, возобновление работы многочисленных региональных научных обществ, сохранение плюрализма мнений, направлений методов работы. Значение исследований эстетической составляющей народной поэзии представителями «формальной школы» в литературоведении (В.М. Жирмунский, Б.М. Соколов, А.П. Скафтымов и др.). Разработка основ структурологического метода в ранних работах В.Я. Проппа на материале анализа волшебных сказок и трудах А.И.Никифорова. Оформление социологического метода исследования.
1929-1957гг. Эпоха научного монизма. Сужение методологической базы отечественной фольклористики в условиях господства социологического метода.
Ограничение фактического материала «классическими», «традиционными» жанрами, исключение из сферы научных интересов «религиозной» поэзии (духовные стихи, христианские легенды, заговоры, заклинания, произведений, не вписывающихся в рамки официальной идеологии (анекдоты, блатной фольклор, речевые формы и т.п.1
1958-1980-е гг.- период постепенного высвобождения фольклористики из-под официального идеологического диктата, возвращения к плюрализму мнений и методологий. Активная разработка сравнительно-типоллогического метода исследования в трудах В.Я. Проппа («Русский героический эпос», 2-е изд. 1958 г.) и В.М. Жирмунского.
Развитие традиций «исторической школы» в трудах Б.А. Рыбакова («Древняя Русь.Сказания. Былины.Летописи» 1963). Активизация сторонников структурологической методологии.«Можно было бы сказать, что наука 1958-1986 гг. вернулась в нормальное русло своего развития. Однако идеологический диктат, свойственный советскому обществу послесталинской эпохи, сказывался и на фольклористике. По-прежнему под запретом находились анектод с его политическим и эротическим содержанием, а также многие формы, рождавшиеся в современности (например, «садистские стишки»)» (Т.Г. Иванова).
Рубеж XX-XXI веков – окончательное идеологическое раскрепощение науки о фольклоре. Принципиальное сближение фольклористики с этнографией, формирование понимания фольклора как явления народной культуры, включающего в себя помимо системы жанров систему обрядов и мифологических представлений.
Активизация интереса к классическим жанрам, связанным с религиозными представлениями (духовный стих, христианская легенда), к вопросам народного православия. Обращение к изучению эротической составляющей народной культуры1.
Переосмысление классического наследия русской фольклористики XIX века, активное переиздание трудов ведущих филологов, представителей академических школ: Ф.И.Буслаева, А.А. Афанасьева, А.Н. Веселовского и др.
Оживление дискуссионного научного поля: полемика о предмете фольклористики, активизация дискуссии о специфике былинного историзма, о возможности бытования письменных форм фольклора. Разработка теоретических проблем современной фольклористики в трудах Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, С. Ю. Неклюдова. Концепция «постфольклора» (Центр типологии и семиотики фольклора при РГГУ) как основа формирования нового научного направления. Расширение научной базы в результате выделения таких специфических форм бытования фольклора, как городские субкультуры, интернет-фольклор и т.п. Роль фольклористики в культурной жизни страны, значение науки о народном творчестве как важнейшей формы национального самосознания1.
Заключение Неравноценное употребление термина «фольклор» сторонниками каждой из концепций свидетельствует о сложности предмета фольклористики, о его связях с различными видами человеческой деятельности и человеческого быта. В зависимости от того, каким именно связям придается особенно важное значение и какие считаются второстепенными периферийными, складывается и судьба основного термина фольклористики в рамках той или иной концепции. Поэтому названные концепции в определенном смысле не только пересекаются, но и подчас как бы не противоречат друг другу.
Так, если наиболее важными признаками фольклора признаются вербальность и устность, то это совсем не обязательно влечет за собой отрицание связи с другими художественными формами деятельности или тем более нежелание считаться с тем, что фольклор всегда существовал в контексте народной бытовой культуры. Поэтому так бессодержателен был не однажды вспыхивавший спор — является фольклористика наукой филологической или этнографической.
Итак, фольклор — предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы — хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества — театроведы, народное декоративно-прикладное искусство — искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее.
Список использованной литературы
Буслаев, Ф.И.Народный эпос и мифология [Текст] / Ф.И. Буслаев. –М.: Высш. школа, 2015. – 400 с.
Веселовский, А.Н.Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высш. школа, 2016.- 406 с.
Веселовский¸А.Н. Народные представления славян [Текст] / А.Н. Веселовский. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2016.- 667 с.
Миллер, В.Ф. Народный эпос и история [Текст] / В.Ф. Миллер. – М.: Высш. школа, 2015. – 391 с.
Азадовский, М.К. История русской фольклористики: Т.1[Текст] /М.К. Азадовский. – М.: Учпедгиз, 2014. – 549 с.
Азадовский, М.К. История русской фольклористики: Т.2[Текст] /М.К. Азадовский. – М.: Учпедгиз, 2015. – 363 с.
Иванова, Т.Г.История русской фольклористикиXX века: 1900-первая половина 1941 гг.[Текст] / Т.Г. Иванова. – СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2014.- 800 с.
Николаев, П.А. История русского литературоведения [Текст] / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин. – М.: Высш. школа, 2015. – С. 106- 199.
1 Иванова, Т.Г.История русской фольклористикиXX века: 1900-первая половина 1941 гг.[Текст] / Т.Г. Иванова. – СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2014.- 800 с.
2 Николаев, П.А. История русского литературоведения [Текст] / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин. – М.: Высш. школа, 2015. – С. 106
1 Азадовский, М.К. История русской фольклористики: Т.2[Текст] /М.К. Азадовский. – М.: Учпедгиз, 2015. –с.26
1 Веселовский, А.Н.Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высш. школа, 2016.- с.59
1 Веселовский, А.Н.Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высш. школа, 2016.- 406 с.
|