Главная страница

Тесты философия. 2 часть История философии ТЕСТЫ (2). 1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией


Скачать 300 Kb.
Название1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией
АнкорТесты философия
Дата19.03.2021
Размер300 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2 часть История философии ТЕСТЫ (2).doc
ТипДокументы
#186386
страница4 из 4
1   2   3   4

244. Что, с точки зрения Руссо, является причиной неравенства:

а) частная собственность;

б) плохие законы;

в) произвол властей;

г) физиологические различия.
245. Какие три возможные формы государственного устройства констатировал Монтескье?

а) монархию;

б) деспотию;

в) демократию;

г) республику
246. Какое качество в человеке является, по Вольтеру, причиной многих общественных явлений?

а) гнев;

б) эгоизм;

в) уважение;

г) ненависть
247. Кто разработал теорию отчуждения и дал классификацию типов отчуждения?

а) Ламетри;

б) Вольтер;

в) Руссо;

г) Монтескье.
248. Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания тридцатипятитомного энциклопедического словаря?

а) Вольтер;

б) Монтень;

в) Гельвеций;

г) Дидро.
249.Какую позицию по отношению к религии занимали французские философы ХVIII в.?

а) полностью отрицали религию;

б) выступали за религию;

в) одни полностью отрицали , другие допускали существование религии в качестве сдерживающего общественного фактора.
250.Понятие, предложенное средневековыми схоластами и широко используемое в философии ХVIIVIII века, характеризующее изначальное состояние человеческой жизни до того, как она приняла организованную форму:

а) естественное состояние;

б) натуральное хозяйство;

в) варварство.
251.Можно ли утверждать, что философия французского просвещения подготовила Французскую буржуазную революцию 1789 – 1794 гг.?

а) да;

б) это не совсем точное утверждение;

в) нет.
Немецкая классическая философия
252. Какие отличительные черты были присущи в целом всей немецкой классической философии?

а) умозрительность;

б) практицизм;

в) склонность к формированию общих абстрактных теоретических схем;

г) особо пристальное внимание к проблематике сознания и мышления.

253. Каким методом пользовался Г.В.Ф.Гегель, создавая свою философскую систему?

а) дедуктивным методом;

б) диалектическим методом;

в) метафизическим методом;

г) математическим методом.
254. "Категорический императив" И.Канта предписывает человеку:

а) "поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";

б) "поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу "око за око, зуб за зуб";

в) "не думай о нравственных законах, ибо все во власти Бога";

г) "поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты".
255. Кто из мыслителей является наиболее крупными представителями немецкой классической философии?

а) Гольбах;

б) Шопенгауэр;

в) Кант;

г) Фихте;

д) Шеллинг;

е) Гегель;

ж) Фейербах.
256. Какое из научных достижений Канта в докритический период творчества является самым значительным?

а) гипотеза возникновения Солнечной системы;

б) теория ветров.
257. Что означает «критика» применительно к философии Канта?

а) отрицание основных положений в философских учениях предшественников;

б) выяснение возможностей человеческого познания.
258. Влияние Руссо на учение Канта о соотношении теоретического и практического разума состоит в том, что :

а) «заставил уважать людей», то есть помог увидеть принципиальную невозможность сведения культуры к науке;

б) навел на мысль, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.
259. В какой из своих «Критик...» И. Кант разрабатывал этические проблемы?

а) «Критике чистого разума»;

б) «Критике практического разума».

260.Что такое «категорический императив» И. Канта?

а) это идеал в поступках, к которому нужно стремиться;

б) это внутреннее повеление, предписание, закон в форме долг совести, движущий человеком;

в) это вымышленное абстрактное понятие.
261. Что можно сказать о докритическом творчестве И. Канта?

а) преобладали религиозные мотивы;

б) имело место пристальное внимание к вопросам естествознания;

в) имело место пристальное внимание к проблематике человека.
262. Что в космогонической гипотезе И. Канта имело особое значение?

а) идея количественного развития в природе;

б) идея качественного развития в природе;

в) иллюстрация правильности и всеобщности механических законов.
263. Какое место в философско – естественнонаучных взглядах Канта занимал Бог?

а) никакую, Кант был атеистом;

б) Кант был деистом: он отделял акт творения от дальнейшего развития мира по собственным законам;

в) огромную: Кант стоял на позициях теизма.
264. В чем суть «коперниковского переворота», осуществленного Кантом в гносеологии?

а) в попытке соединить чувственное и рациональное в познании;

б) в попытке доказательства формулы: познавательный процесс зависит не только от познаваемых предметов, но и от познающего субъекта.

в) в разработке нового метода познания.
265. Какие три главные составляющие выделял И. Кант у познающего субъекта?

а) чувства;

б) ощущения;

в) опыт;

г) рассудок;

д) разум.
266. Какое количество глобальных идей, присущих разуму, направляет весь познавательный процесс, по И. Канту?

а) три;

б) четыре;

в) пять.
267. На чем, по И. Канту, должно быть основано поведе­ние людей?

а) на ощущении свободы;

б) на чувстве долга;

в) альтруизме.
268. Априорное знание – это:

а) знание, полученное в результате высокоразвитого познания в науке и философии;

б) знание, предшествующее опыту и независимое от него;

в) знание, в котором невозможно усомниться.
269. Отношение между взаимно противоречащими суждениями, каждое из которых обладает равной логической силой, это:

а) абстракция;

б) антиномия;

в) акциденция.

270.Что является центром философских размышлений Фихте?

а) теоретическое обоснование активности и свободы человека;

б) проблема устройства мира;

в) проблема устройства общества.
271. Что является всеобъемлющей определяющей реаль­ностью, по И. Фихте?

а) мировая идея;

б) мировой дух;

в) абсолютное «Я».
272. Что такое «не-Я» в философии И. Фихте?

а) множество индивидуальных «Я»;

б) множество индивидуальных предметов;

в) вещи и другие человеческие индивиды.
273. Какую роль в движении общества к свободе отводил И. Фихте праву и государству?

а) решающую;

б) второстепенную, поскольку приоритет принадлежит морали.
274. Осмысливая новейшие открытия своего времени, Шеллинг разрабатывал:

а) аксиологию;

б) антропологию;

в) натурфилософию
275. Что является основой мира у Ф. Шеллинга?

а) материальная субстанция;

б) Абсолют;

в) абсолютное «Я».
276. В чем суть диалектического взгляда на природу у Ф. Шеллинга?

а) в ней есть единство и борьба противоположностей;

б) есть только единство противоположностей;

в) есть только борьба противоположностей.
277. Что является, по Ф. Шеллингу, высшим этапом исторического развития?

а) мораль;

б) философия;

в) наука;

г) искусство.
278. Кто из нижеперечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?

а) Кант;

б) Гегель;

в) Фихте;

г) Шеллинг;

д) Фейербах.

279. Как правильно назывались основные части философской системы Г. Гегеля?

а) логика;

б) философия природы;

в) философия человека;

г) философия духа;

д) философия мышления.
280. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

а) естественных наук;

б) религии;

в) истории;

г) математики.
281. Где получает распространение Абсолютная идея Гегеля?

а) только в субъективном мире;

б) только в объективном мире;

в) и там и там.
282. В чем проявилось противоречие между методом и системой в философии Гегеля?

а) метод консервативен, система нова, революционна;

б) метод нов (революционен), система консервативна.
283. В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части:

а) Феноменология духа;

б) Логика (Малая логика);

в) Наука логики;

г) Философия природы;

д) Философия духа.
284. Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются:

а) выдающиеся деятели истории и культуры;

б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов;

в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни;

г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю бога;

д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа».
285. Какую позицию занял Л. Фейербах по отношению к предыдущей философии?

а) ратовал за ее дальнейшее развитие без радикальных перемен;

б) выступал за существенный пересмотр многих положений старой философии.
286. Какой ориентации придерживался Л. Фейербах в своих взглядах на природу человека? а)материалистической;

б) идеалистической.
287. В чем суть антропологизма Фейербаха?

а) в отрицании дуализма души и тела;

б) в констатации дуализма души и тела;

в) в утверждении, что природа — базис человека;

г) в утверждении, что общество — базис человека.
288. По Фейербаху, человек это существо:

а) физическое;

б) физиологическое;

в) психофизическое;

г) социальное.
289. Для Фейербаха религия— это:

а) вид знания и форма просвещения;

б) сущность человека;

в) проявление невежества;

г) способ самопознания;

д) реакционная утопия.
290. Философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются в нашем познании; иногда синоним сущности - это:

а) «вещь-для-нас»;

б) « вещь-в-себе».
291. Феномен это:

а) вещь как она существует сама по себе;

б) объект чувственного созерцания у Канта;

в) синоним явления;

г) нечто, выдающееся в своем роде.
292. Учение, считающее человека высшим продуктом природы; объяснение социальных явлений органическими потребностями людей это:

а) антропоцентризм;

б) антропоморфизм;

в) антропологизм.
Постклассическая философия

(второй половины ХIХ – начала ХХ века)
293. Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки:

а) вера в благотворность и всемогущество науки;

б) признание мировоззренческой значимости философии;

в) попытки свести философию к общим выводам из специальных наук;

г) выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания;
294. В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека:

а) позитивизм;

б) экзистенциализм;

в) философия жизни;

г) неокантианство;

д) неотомизм.

295. Учение Маркса характеризуется как:

а) материалистический антропологизм;

б) диалектический идеализм;

в) диалектический материализм;

г) утопический социализм.
296. В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды:

а) младогегельянцев;

б) старогегельянцев;

в) неокантианцев.
297. Какая книга оказала решающее влияние на К.Маркса, поколебав убежденность в идеализме?

а) «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра;

б) «Курс положительной философии» О. Конта;

в) «Сущность христианства» Л.Фейербаха.
298. Какие из перечисленных ниже работ написаны Марксом?

а) «Капитал»;

б) «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

в) « К критике политической экономии»;

г) « Экономическо-философские рукописи 1844 года»

д) все вышеперечисленные.
299. В центре исследований марксизма изначально стояли следующие три основные проблемы:

а) периодизация всемирной истории;

б) основа общественных изменений;

в) происхождение и роль идей в этих процессах;

г) критическое исследование морали.
300. С позиций марксизма, исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений есть:

а) собственность;

б) способ производства.
301. В основе «закономерного движения общества», с точки зрения Маркса, лежит:

а) развитие природы;

б) диалектика способа производства;

в) жажда прибыли.
302. В качестве основы периодизации всемирной истории у Маркса выступает :

а) смена способов производства;

б) смена общественного строя;

в) изменения форм государственного правления;

г) смена научных парадигм.
303. Кто считается основоположником позитивизма?

а) Э. Фромм;

б) О. Конт;

в) В Виндельбанд.
304. Был ли О.Конт сторонником исторического идеализма?

а) да;

б) нет.
305. Каковы основные принципы позитивистской философии?

а) отрицание внутренней целесообразности природы;

б) убеждение в бессмысленности поиска скрытых причин и сущностей;

в) отрицание возможностей разума в поисках позитивного знания;
306. Какие три стадии, по мысли О.Конта, проходит в своем развитии общество?

а) варварскую;

б) мифологическую;

в) теологическую;

г) метафизическую;

д) демократическую;

е) позитивную.
307. Чьи идеи во многом определили становление науки социологии?

а) К. Маркса;

б) О. Конта;

в) З. Фрейда.
308. «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» - девиз философии:

а) марксизма;

б) позитивизма;

в) философии жизни.
309. Ориентирован ли позитивизм на сближение философии с эмпирическими науками?

а) да;

б) нет.
310.С точки зрения Г. Спенсера, «первичная причина» всего сущего есть:

а) Абсолют;

б) Логос;

в) Непознаваемое.
311. Основанная Р. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире», это:

а) натурализм;

б) вульгарный материализм;

в) эмпириокритицизм.
312.Основными школами неокантианства были:

а) марбургская;

б) страссбургская;

в) фрейбургская;

г) кенигсбергская.
313. Учение, близкое агностицизму, признающее в качестве источника знания инстинкт, чувство или интуицию:

а) сенсуализм;

б) иррационализм.
314. Кого из нижеперечисленных философов объединяло экзистенциальное понимание человека, интерес к человеческому существованию, условиям и качеству жизни человеческого индивида, к его индивидуальности?

а) Якоб Беме;

б) Блез Паскаль;

в) Фридрих Ницше;

г) Г.В.Ф. Гегель;

д) Серен Кьеркегор.
315. Чье учение представляет собой исток и начало одного из вариантов иррационализма – философии жизни?

а) А.Шопенгауэра;

б) Г. Спенсера.
316. Основные произведения Ницше:

а) « Веселая наука», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла»;

б) «Закат Европы», «Восстановление германской империи», «Пруссачество и социализм».
317.Назовите теоретические источники возникновения марксистской философии.

а) английская политэкономия;

б) французский социализм-утопизм;

в) немецкая классическая философия;

г)английский материализм.
318. Сущность человека по Марксу - это:

а) стремление к смерти;

б) совокупность всех общественных отношений;

в) проявления любви;

г) божественное предназначение.
319. Основным социологическим законом, по Марксу, является:

а) закон определяющей роли способа производства;

б) закон развития Абсолютной Идеи

в) закон возвышения потребностей.
320. Как называется в марксизме исторически определенный тип общества, в основе которого лежит основной способ производства, формирующий экономический базис и идеологическую надстройку?

а) общественно-экономическая формация;

б) цивилизация;

в) историческая эпоха;

г) политическая система.


321. Как происходит смена общественно-экономических формаций, по К. Марксу?

а) в результате социальных революции;

б) с помощью постепенных незаметных общественных усовер­шенствований.
322. Какие две крупные тенденции сформировались в европейской философии XIX в.?

а) рационалистическая;

б) антирационалистическая;

в) материалистическая;

г) идеалистическая.
323. Школы иррационализма характеризуются:

а) приверженностью к законам логики:

б) объективностью подхода к действительности;

в) выделением внеразумных сторон человека и мира.
324. Признание мировой воли первоначалом принадлежит философии:

а) Шопенгауэра;

б) Камю

в) Кьеркегора.

325. Основоположником психоанализа был:

а) Фрейд;

б) Маркс;

в) Хайдеггер.
326. В чем суть эволюционной теории Г. Спенсера?

а) эволюция есть всегда переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности;

б) эволюция есть всегда переход от неопределенной бессвязной разнородности к определенной связной однородности.
327.Какую цель ставили неокантианцы, решая задачу выбора путей дальнейшего развитии философии?

а) исследовать законы устройства мира;

б) исследовать законы устройства общества;

в) разработать логическую структуру самого познания.
328. Что является источником знаний у неокантианцев

а) реальная действительность;

б) опыт;

в) мышление.
329. В чем сущность мировой воли, по А. Шопенгауэру?

а) в ее созидательной и разрушительной силе;

б) в том, что она порождает мировой пессимизм: «Все худшее в этом худшем из миров»;

в) ее непознаваемости;

г) возможности ее преодоления человеком . сумевшим стать « безвольным» субъектом.

330. Каким образом можно усовершенствовать мировую волю, устранить зло, коренящееся в ней?

а) путем политических реформ;

б) с помощью развития экономики;

в) путем совершенствования самого человека.
331. В чем сущность несовершенства современной европейской культуры, по Ф. Ницше?

а) в ее рационалистической направленности;

б) ее безликости (стадности), идущей от христианства;

в) потере человеком своей индивидуальности;

г) ее излишней гуманистичности.
332. Какой выход из создавшегося «тупика» предлагает Ф. Ницше?

а) создание новой морали в лице сверхчеловека;

б) дальнейшее развитие науки;

в) вера в Бога.
333.Каким образом можно до конца постичь, познать реальную жизнь, по А. Бергсону?

а) научным познанием;

б) религиозной верой;

в) с помощью истинного метода — интуиции.
334. Существование как факт, как осознание своего бытия ; центральное понятие одного из наиболее влиятельных направлений постклассической философии, согласно которому человеческая индивидуальность состоит в том, что у человеческих индивидов существование предшествует сущности – это:

а) акциденция;

б) эманация;

в) экзистенция.

Русская философская мысль ХI-ХVI веков
335. Назовите характерные признаки русской филосо­фии в целом.

а) тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову);

б) тесный союз с наукой;

в) существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов;

г) тесная связь с общественными проблемами (публицистичность);

д) особый интерес к нравственным проблемам;

е) исключительная религиозность.
336.Философские идеи на русскую землю проникали через:

а) восточную патристику;

б) переводы трудов Аристотеля;

в) индийские Веды.
337. Какие из определений соответствуют пониманию философии в «Диалектике» Иоанна Дамаскина?

а) философия есть познание природы сущего;

б) философия есть познание вещей человеческих и божжественныхб «вещей видимых и невидимых»;

в) философия есть постижение жизни исмерти;

г) философия есть познание природы блага, справедливости и доброты. То есть праведности;

д) философия есть начало искусств и всякой науки;

е) философия есть любовь к мудрости;

ж) «любовь к Богу есть истинная философия».

з )верны все определения, кроме первого.
338. Какая тема не входила в круг философских размышлений на начальном этапе становления русской философской мысли?

а) бытие;

б) познание;

в) человек;

г) ценности;

д) выше перечисленные все основные темы философских размышлений данного периода.
339. В понимании Дамаскина философия делится :

а) на умозрительную и практическую:

б) на праведную и неправедную;

в) на истинную и ложную.
340. К произведениям Иоанна Дамаскина относятся:

а) «Диалектика»;

б) «Точное изложение православной веры»;

в) «Повесть временных лет».
341. Флорилегии это:

а) вольные переводы диалогов Платона;

б) поэтическая форма изложения философских идей;

в) разновидность переводной литературы – сборники философем.
342. Как назывался наиболее авторитетный в ХIII веке памятник предфилософской мысли, включавший тысячи высказываний, притч и поучений?

а) « Знание-сила»;

б) «Пчела»;

в) «Не хлебом единым».
343. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси:

а) открывало дорогу для распространения письменности;

б) способствовало расширения культурных связей с Востоком и Западом;

в) стало одним из факторов рационализации сознания древних славян;

г) был нарушен естественный ход истории Руси.


344.Какова точка зрения митрополита Иллариона в его «Слове о законе и благодати» относительно оценки истории, своего времени:

а) новое и молодое обладает большей ценностью, нежели то, что возникло ранее;

б) большей ценностью обладает прошлое, ибо истина заключена в прошлом – библии, сочинениях классиков.
345. Какое качество человека выступает как самое важное с позиций Никифора и Климента – киевских митрополитов, стоявших у истоков философско-богословской мысли домонгольской Руси?

а) разумность, «словесная сила»;

б) страстность натуры;

в) воля.
346.Кто такие древнерусские «книжники»?

а) торговцы книгами;

б) первые книгопечатники;

в) богословы и вообще ученые люди.
347. Два фактора: разделение христианства на православие и католицизм, а также политическое размежевание светской (великокняжеской) и духовной власти – сыграли решающую роль:

а) в усилении влияния мистических умонастроений на духовную сферу Руси;

б) в развитии наук, ремесел и торговли.
348. Исихазм это:

а) религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека;

б) политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами;

в) учение о «фаворском свете», просиявшим афонским аскетам в награду за отшельническую жизнь.
349. С точки зрения исихаста Паламы, знанию противостоит:

а) мрак невежества;

б) инстинкт;

в) мудрость, «свет Фаворский».
350. Нестяжатели это:

а) сторонники религиозного течения ХV века, направленного против обмирщения церкви и забвения ее роли как духовного пастыря;

б) приверженцы такого образа жизни, при котором материальные блага добываются только собственным трудом.
351. «Первомыслие; проявление интереса к предмету; принятие интереса в качестве цели; пленение; порабощение» - так Нил Сорский сформулировал стадии процесса:

а) познания;

б) социального порабощения;

в) становления страсти.

352. Автором идеи «Москва- третий Рим» был:

а) Сергий Радонежский;

б) Филофей;

в) Варлаам.
353. Противников нестяжателей именовали:

а) «старцами»;

б) «иосифлянами»;

в) « книжниками».
354. Варианты теодицеи в богословии Руси были представлены в сочинениях:

а) Иосифа Волоцкого;

б) Нила Сорского;

в) Максима Грека.
355. Какие три вида законов существуют, с точки зрения Федора Карпова?

а) естественные;

б) законы Фортуны;

в) законы Моисея;

г) «закон Христов»;

д) закон сильного.
356. Как назывался назидательно-биографический жанр, в котором представлен человек-подвижник, проникнувшийся евангельскими заповедями, живущий не как хочет, а как должно, и достигший в итоге благодати?

а) Евангелие;

б) агиография;

в) сказание.
357. Высшая способность души, посредством которой, с религиозной точки зрения, человек входит в общение с Богом:

а) интуиция;

б) разум;

в) дух;

г) молитва.
358. Животное начало в человеке; по В.Соловьеву, «бытие, не владеющее собой»:

а) жажда жизни;

б) плоть.
359. Нравственное начало в человеке, идущее от Бога; то, что выше естественного начала и даже служит средством его совершенствования:

а) совесть;

б) благодать;

в) разумность.
360. Можно ли в целом охарактеризовать философскую мысль Руси ХIVI веков как философию со сложившейся собственной метафизикой?

а) безусловно, да;

б) нет.

Отечественная философия ХIХ- ХХ веков
361. В философских воззрениях Белинского и Герцена, Лаврова и Кропоткина, Бакунина и Ткачева, Чернышевского и Ленина философия понимается:

а) исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов;

б) как самостоятельная, автономная сфера культуры.
362. Каким было обоснование декабристами идеи революции?

а) экономическим;

б) нравственным, этико-философским;

в) декабристы действовали, не пытаясь обосновывать свои идеи.
363. На какое время приходится период богоискательства, или «духовный ренессанс» в России?

а) ХV- ХVI века;

б) середина ХIХ века;

в) рубеж ХIХ-ХХ веков.
364. Кого А.В. Луначарский назвал «организаторами народных сил»; чьи установки означали качественное преобразование теоретической платформы, переход от дворянской тактики военных переворотов к тактике крестьянских восстаний?

а) разночинцев;

б) декабристов.
365. Сущность революции понималась В. Белинским как :

а) правительственный переворот, захват власти;

б) война, истребление угнетателей ради будущего блага угнетенных.
366. Теорию «русского социализма» создал:

а) А. Герцен;

б) Н.Бердяев;

в) В. Ленин.
367. Учение Чернышевского, ставшее прикладной этикой «русского социализма», характеризуют как:

а) антропологический реализм;

б) утопический социализм;

в) антропологический материализм.
368. В каком случае, по выражению Н. Бердяева, «гуманизм переходит в антигуманизм»?

а) когда гуманистические свершения осуществляют невежественные люди;

б) когда внутренние установки убежденного гуманиста находятся в разладе с моралью.
369. Какие установки были характерны для народничества?

а) сближение с народом, превращение его в базис революционного движения;

б) нигилизм;

в) индивидуализм и субъективизм;

г) приятие террора и насилия;

д) все вышеперечисленное.
370. Кто являлся теоретиком анархизма?

а) М. Бакунин;

б) П. Кропоткин;

в) Н. Чернышевский.

г) все вышеперечисленные.
371.Какие три исторических состояния прошло по пути своего развития человечество, с точки зрения М. Бакунина?

а) животности;

б) естественности;

в) фантазии;

г) мысли;

д) бунта;

е) светлого будущего.
372. Что имел в виду П. Кропоткин, когда писал, что это «… есть миросозерцание, основанное на механическом ( кинетическом) понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ»?

а) материализм;

б) анархия;

в) всеединство.
373. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей придерживался позиций позитивизма?

а) П.Ткачев;

б) П. Лавров;

в) Н. Бердяев.
374. В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма?

а) платоновско -аристотелевский;

б) православный, евангельский;

в) материалистический, фейербахианский;

г) позитивистский;

д) ницшеанский.
375. Каким виделся путь исторического прогресса П.Чаадаеву?

а) «разнообразным и многоликим»;

б) «всегда един».
376. Кто из перечисленных ниже мыслителей принадлежал к славянофильству?

а) К.Аксаков;

б) И Киреевский;

в) А. Герцен;

г) А. Хомяков.
377. Наиболее значимый труд Н.Данилевского:

а) «Россия и Европа»;

б) « Закат Европы»;

в) «Русские немцы и немецкие русские».
378. Автором «Философических писем», оказавшим значительное влияние на русское общество, являлся:

а) Н.Данилевский;

б) П. Чаадаев;

в) Н.Чернышевский.
379. Сколько культурно-исторических типов существовало в истории, в соответствии с концепцией Н. Данилевского?

а) три;

б) пять;

в) десять.
380. Как характеризуется современная западная цивилизация Н. Данилевским?

а) как уже пережившая «апогей своего цивилизованного величия»;

б) как ожидающая «возвышения».
381. Кто из русских мыслителей и в какой работе выступил за осуществление «универсального синтеза науки, философии и религии»?

а) В.Соловьев, в работе «Кризис западной философии. Против позитивистов»

б) Н. Бердяев в трактате «Русская идея»;

в) П. Чаадаев в «Философических письмах».
382. Что представляет собой «русская идея»?

а) философскую абстракцию, не имеющую отношения к действительности, результат «игр разума».

б) «целостное, тотальное миросозерцание», «принципиально свободное в путях познания»;
383. Кто из русских мыслителей конца ХIХ – начала ХХ веков развивал идеи марксизма?

а) Г. Плеханов;

б) В. Ленин;

в) П. Кропоткин;

г) Л. Толстой.
384. Кто в своих работах впервые ввел термин «ленинизм»?

а) В. Ленин;

б) Н.Крупская;

в) В. Сталин.
385. Какое философское учение было господствующим в Советской России?

а) диалектический идеализм;

б) утопический социализм;

в) диалектический материализм;

г) вульгарный материализм.
386. Идея «цельного знания» и учение о Богочеловечестве принадлежит:

а) В. Соловьеву;

б) С. Радонежскому;

в) Ф.М. Достоевскому.

387. Кто из перечисленных ниже наиболее значительных русских философов оказался в эмиграции после захвата власти большевиками?

а) Н. Бердяев;

б) И. Лосский;

в) И Ильин;

г) Л. Шестов;

д) С. Франк.

е) все перечисленные выше.
388. В своем учении Н. Бердяев и С. Франк детерминируют общественные отношения:

а) экономическими факторами;

б) политическими фокторами;

в) высшей духовной целью, которая может быть достигнута только через «церковь Христову».
389. Кого принято считать «отцом евразийства», автором книги «Европа и человечество»?

а) Н. Трубецкого;

б) С. Франка;

в) Л. Толстого.
390. Одна из специфических категорий русской философии, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаиморазделенность всех его элементов:

а) соборность;

б) всеединство;

в) единогласие.
391. Какие глобальные идеи объединяли людей различ­ных профессий, политических и философских убеждений под эгидой направления русского космизма?

а) идея о наличии смыслового порядка в космосе;

б) идея о космической миссии человека;

в) идея о наличии гармонии между человеком и космосом (природой);

г) идея конечности, приземленности человека.
392. Кто из ниже перечисленных ученых и деятелей ис­кусства представлял так называемое естественно-научное направление в русском космизме?

а)В.Соловьев;

б) А.Чижевский;

в) К.Циолковский;

г) В. Одоевский.
393.Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. это:

а) революционность;

б) анархизм;

в) нигилизм.

394. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития –

а) биосфера;

б) атмосфера;

в) ноосфера.
395. Широкий спектр взглядов, признающих личность, человеческую или божественную, в качестве творческого первоначала и высшей ценности это:

а) гуманизм;

б) антропоцентизм;

в) персонализм.

Западная философия ХХ века
396. Что отличает процесс познания в прагматизм?

а) перенос в процессе познания акцента на анализ познавательной практики субъекта;

б) перенос в процессе познания акцента на анализ изучаемой внешней реальности.

397. Как отвечает на вопрос «что есть истина?» прагматист Ч. Пирс?

а) истина есть общезначимое верование;

б) истина есть практика;

в) истина есть теория.
398. Что является критерием истины у прагматиста Д. Джемса?

а) практические последствия каждой идеи;

б) теоретические последствия каждой идеи.

399. Каков основной метод решения задач в философии ин­струментализма Д. Дьюи?

а) выдвижение гипотез;

б) анализ — синтез;

в) метод проб и ошибок.
400. Чем, с точки зрения неопо­зитивистов, должна заниматься научная философия?

а) исследованием законов природы;

б) исследованием законов общества;

в) исследованием языка науки.
401. Один из принципов неопози­тивизма, выступающий в качестве признака, отделяющего научные суждения от ненаучных, предполагает в качестве та­кового опыт или логико-математическое выражение данно­го суждения. Что это за принцип?

а) физикализм;

б) верификация;

в) конвенционализм;

г) фальсификация.
402. Какие из идей составляют основу поисков лингвистических философов?

а) нахождение законов общества;

б) понимание и формирование законов лингвистики;

в) поиск законов соответствия структуры языка структуре фактов (реальной жизни);

г) устранение двусмысленности языка с помощью придания ему ясности, формализованности.
403. Кто из ниже перечисленных западных философов XX в. являются представителями лингвистической философии?

а) К. Поппера;

б) Б.Рассела;

в) Р. Карнапа;

г) Л. Витгенштейна.
404. Каковы основные темы философских исследований постпозитивизма?

а) анализ языка науки;

б) поиск движущих сил развития науки;

в) поиск ответа на вопрос, как возникают теории и как они развиваются.
405. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных программ?

а) у К. Поппера;

б) у И. Лакатоса;

в) у Т. Куна.
406. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основ­ных научных метода, которые могут быть одновременно на­званы так:

а) естествознания и истории;

б) номотетический и идеографический;

в) аналитический и синтетический;

г) генерализующий и индивидуализирующий;

д) повторяющихся явлений и однократных явлений.
407. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) — это сила:

а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая;

в) свободная и могучая;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.
408. В экзистенциализме физическое время — это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистен­циальное связано с такими понятиями, как:

а) бесконечность;

б) судьба;

в) решимость;

г) заброшенность;

д) безнадежность.
409. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представля­ет собой:

а) соединение материи и духа;

б) напряженный «жизненный порыв»;

в) первоначальную и подлинную реальность;

г) реальность, имеющую пространственный характер;

д) метафизический космический творческий процесс.


410.Какова основная идея феноменологической фило­софии Э. Гуссерля?

а) построение строгой науки о сознании;

б) построение строгой науки об обществе;

в) построение строгой науки о бытии.
411. Каким образом обнаруживается сущность предметов, по Э. Гуссерлю?

а) сознание наделяет предметы смыслом;

б) сознание отражает предметы;

в) Божественный разум открывает сущность сознанию человека.
412. Кто ввел понятие «осевое время»?

а) Ф.Ницше;

б) К. Ясперс;

в) Э. Гуссерль.
413. Что такое «пограничная ситуация», по К. Ясперсу?

а) предельные обстоятельства жизни, заставляющие человека осознать свою конечность;

б) ситуация, когда рушатся традиционные ценности жизни.
414. По М.Хайдеггеру, возродить забытое учение о бытии, преодолеть мыслительную культуру, сло­жившуюся в Европе, можно:

а) с помощью дальнейшего развития науки;

б) живя в единстве с природой;

в) осознавая конечность, временности существования, ощущения данности жизни.
415. С точки зрения Й. Хейзинги, человек—это существо:

а) изготавливающее орудия;

б) рациональное;

в) играющее;

г) символическое.

416. С точки зрения экзистенциализма человек:

а) не определяется никакой сущностью;

б) формируется в обществе;

в) сотворен Богом.
417.Представители экзистенциальной философии:

а) А.Н.Уайтхед, К.Леви-Стросс, Б.Рассел;

б) Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс;

в) К.Берталанфи, Э.Кассирер, Ж.Маритен;

г) В.Райх, К.Юнг, П.Фейерабенд.
418. По мысли Ж.П. Сартра, человек— это:

а) сверхчеловек;

б) богочеловек;

в) человекобог;

г) будущее человека.
419. Главное понятие, описывающее сущность человека, по Сартру:

а) любовь;

б) свобода в форме выбора;

в) страх;

г) отчаяние.
420. Главная тема философии А. Камю:

а) любовь;

б) вина;

в) свобода;

г) самоубийство.
421. В чем сущность открытия 3. Фрейда?

а) выявил структуру сознательного;

б) впервые исследовал структуру бессознательного;

в) выработал новое видение психической реальности (психики).
422..Какие два главных врожденных начала определяют сущность человека, по 3. Фрейду?

а) стремление к продолжению жизни (Эрос);

б) стремление к смерти, разрушению (Танатос);

в) стремление к созиданию.
423. Какие три главных компонента человеческой психики выявил 3. Фрейд?

а) бессознательное (Оно);

б) индивидуально – личностное «Я» (эго);

в) «верх – Я»;

г) интуитивное «Я»;

д) логическое «Я».
424. Есть ли, по мнению 3.Фрейда, связь между структу­рой личности и общественными, культурными явлениями?

а) очень тесная;

б) нет.

425. Что является главным компонентом в психике личности , с точки зрения К.Г. Юнга?

а) сознательное;

б) индивидуальное бессознательное;

в) коллективное бессознательное.

426. Что является детерминантой личности, по А. Адлеру?

а) чувство сострадания;

б) стремление к превосходству;

в) любовь.
427.Что нужно для улучшения положения человека в мире, по Э. Фромму?

а) революция;

б) развитие гуманизма в форме гуманистического психоанализа.
428.Какова основная идея такого философского направ­ления, как философская антропология?

а) создание систематизированного философского учения о человеке;

б) создание систематизированного философского учения об обществе.
429. Чем, по мнению М.Шелера, в первую очередь долж­на заниматься философская антропология?

а) выяснением вопроса: «Что такое личность и какова ее структура?»;

б) выяснением вопроса: «Что такое общество и какова его структура?».
430.Как называется направление в философии, основанное на способе философствования, ядром которого является истолкование и понимание текста?

а) герметизм;

б) герменевтика;

в) гностицизм;

г) графология.
431. Что означает термин «герменевтика»?

а) искусство толкования, разъяснения и понимания текстов;

б) искусство создания текстов.
432.Каковы основные принципы, закладываемые в основы герменевтики?

а) принцип диалогичности знания;

б) принцип монологичности знания;

в) принцип единства грамматической и психологической интерпретации;

г) принцип взаимодействия части и целого;

д) принцип сотворчества (конгениальности) автора и интерпретатора;

е) принцип зависимости понимания от знания внутренней и внешней жизни автора.
433. Какое объяснение соответствует пониманию по герменевтическому кругу?

а) для того чтобы понять целое, нужно знание части, а для того,чтобы понять часть, нужно знание целого;

б) для того чтобы что-то объяснить, нужно это понимать, а для того чтобы понять, нужно объяснить;

в) знание предваряет понимание, а понимание предполагает знание.
434. Какова основная идея философского направления структурализм?

а) нужно познавать структуры явлений, предметов;

б) есть структуры, которые не лежат на поверхности, а могут быть открытыми после глубокого анализа.
435. Какова основная идея философского направления постструктурализм?

а) еще глубже изучать структуру явлений, предметов;

б) попытаться изучить то, что остается за рамками структуры.
436. Что означает понятие «вызов» в исторической кон­цепции А. Тойнби?

а) та или иная цивилизация, общество бросает вызов другой цивилизации, обществу;

б) в истории каждой цивилизации возникают проблемы, решение которых (в виде ответа) и является причиной обществен­ного развития;

в) космический «свехразум» требует действия от даннойцивилизации.

Глобальные проблемы и перспективы человечества



437.Какова роль феномена глобализации в жизни человеческого общества?

а) глобализация порождает специфические противоречия общественного развития;

б) способствует исключительно улучшению жизни и разрешению существующих в обществе противоречий;

в) не оказывает практически никакого воздействия.
438. Какое определение соответствует понятию глобализация?

а) появление качественно нового состояния человеческого общества, выражающегося в таком уровне взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимостей, который свидетельствует о становлении человеческого общества как целостной системы;

б) всеохватывающий, многоаспектный процесс превращения мира в целостную систему, определяющий будущее цивилизации.

в)процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства.

г) высшая стадия интернационализации, проявляющаяся в совокупности охватывающих всю планету интеграционных процессов и связывающих существующие социальные структуры в единую целостную систему.
439.Какие аспекты имеет глобализация?

а) экономический;

б) биологический;

в) культурно-исторический;

г) территориальный;

д) информационно-коммуникативный;

е) этнический;

ж) глобализация управления;

з) эстетический.
440. Глобальные проблемы есть порождение

а) глобализированного мира;

б) политики слабо развитых стран;

в) кризиса науки.
441.Каков смысл термина «глобальный»:

а) повсеместный(характеризует принцип пространственно-планетарного измерения);

б) масштабный ( значительный по своему качественному проявлению);

в) общий (всеобъемлющий).
442. Что необходимо для исследования и разрешения глобальных проблем:

а) мульти- и междисциплинарный синтез естественно-, общественно- и научно-технического знания;

б) четко налаженное международное сотрудничество;

в) скорейшее освоение космоса.
443. Какие существуют группы глобальных проблем?

а) проблема угрозы термоядерной войны и комплекс вопросов разоружения, запрещения испытаний новейших систем оружия и средств воздействия на среду в военных целях;

б) экологическая проблема ( загрязнение среды обитания, истощение естественных ресурсов, стабильность планетарной и региональных экосистем0;

в) проблема освоения космоса;

г) проблема освоения дна мирового океана;

д) проблема повышения творческого потенциала наций;

е) возрастающее отставание в экономическом и культурном отношении бывших колониальных и зависимых стран;

444. Проблемы здравоохранения и медицины; демократизации отношений личности и государства; предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса; образования, воспитания, культуры, выработки духовных ценностей относятся:

а) к интерсоциальным глобальным проблемам;

б) к антропосоциальным глобальным проблемам;

в) к природо-социальным проблемам;

г) не входят в число глобальных проблем.
445. Чем определяется характер взаимодействия общества и природы в техногенной цивилизации?

а) уровнем развития научного знания;

б) геополитическими интересами государств;

в) ценностными ориентациями человека в его отношении к природе.
446. Какова роль философии в решении глобальных проблем?

а) незначительна, так как глобальные проблемы требуют исключительно научных, а не философских решений;

б) глобальные проблемы могут быть поняты и решены с позиций глобальной же философской рефлексии.

Учебное пособие

Пескова Алла Альбертовна

Тесты по философии




1   2   3   4


написать администратору сайта