Тесты философия. 2 часть История философии ТЕСТЫ (2). 1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией
Скачать 300 Kb.
|
84.Что есть логос, по Гераклиту? а) природный, мировой закон; б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон; в) изменчивость мира; г)Богом определяемый порядок мира. 85. Какими качествами обладало число у пифагорейцев? а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей; б ) принимало форму геометрических, пространственных образов; в) обладало таинственной, мистической силой. 86. Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев? а) 1; б) 2; в) 7. 87. Гераклиту принадлежит изречение: а) меру во всем соблюдай; б) я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого; в) желающего судьба ведет, не желающего - тащит; г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку. 88. Первая аксиома Парменида гласит: а) человек - мера всех вещей; б) познай самого себя; в) бытие есть, небытия же вовсе нет; г) проживи незаметно. 89. Элеаты полагали, что: а) мыслить бытие и быть - одно и то же; б) богам нет дела до людей, они живут в межмировых пространствах (междумириях); в) мир есть огонь мерами возгорающий и мерами затухающий, г) люди подобны узникам, прикованным к стенам пещеры. 90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили: а) Фалес, Биант, Питтак, Солон; б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит; в) Гомер, Гесиод, Орфей, Ферекид; г) Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Кратил. 91.Почему Парменида называют первым европейским метафизиком? а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества; б) его мир был противоречив и незакончен; в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира. 92. Что пытался доказать в своих знаменитых апориях (трудноразрешимых противоречиях) Зенон? а) существование движения; б) невозможность движения. 93 . Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено: а) отсутствием закономерностей в природе; б) особенностями пространства; в) божественным предопределением; г) формой атомов. 94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является: а) железо; б) дерево; в) четыре элемента; г) огонь. 95.Какое еще название имел раннегреческий этап развития античной философии? а) гераклитовский; б) милетский; в) досократовский. 96.Деятельность каких греческих философов принадлежит к так называемому классическому периоду(V—IVвв.до н. э.) развития философии? а)Фалеса; б) Пифагора; в) Платона; г) Аристотеля; д) Плотина. е)софистов; ж) Сократа. 97. Что является источником философского знания, согласно Сократу? а) процесс познания мира; б) жизнь человека в обществе; в) знание о неизбежности смерти; г) постоянная духовная неудовлетворенность. 98. Учение об идеальном государстве создал: а) Анаксимандр; б) Эпикур; в) Фалес; - г) Платон. 99. Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов? а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту; б) дистанцировались от морали; в) шлифовали язык диалога; г) отрицали существование объективной истины. 100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» - это: а) высказывание софиста Протагора; б) афоризм Гераклита; в) апория Зенона. 101.Чем философия Сократа отличалась от философии софистов? а) Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины; б) у Сократа подвергались обсуждению в том числе этические понятия («справедливость», «мужество», «добро» и др.) в) философия у Сократа —это прежде всего знание жизни. 102. Философию Платона в целом можно охарактеризовать как: а) наивный материализм; б) субъективный идеализм; в) объективный идеализм. 103.В чем суть познания, по Платону? а) в добывании новых фактов; б) припоминании; в) в теоретической деятельности. 104. В числе произведений Платона следующие: а) «Апология Сократа»; б) «Государство»; в) диалоги «Пир», «Законы», «Парменид». 105. Концепция познания как «припоминания» принадлежит: а) Сократу; б) Платону; в) Аристотелю. 106.Кого назвал К.Маркс «Александром Македонским греческой философии» ? а) Сократа; б) Платона; в) Аристотеля. 107.Аристотель называл «первой философией»: а) метафизику; б) натурфилософию; в) этику. 108.Основные онтологические понятия философии Аристотеля: а) идеи; б) материя и форма; в) атомы и пустота. 109.Какие виды причин бытия называет Аристотель ? а) материальную; б) формальную; в) деятельную; г) целевую; д) все вышеперечисленные. 110.Что характерно в целом для философии эллинистичекого периода? а) утрата интереса к всеобъемлющим спекулятивным размышлениям; б) повышенный интерес к проблемам гносеологии; в) тенденция обращения к насущным человеческим проблемам, поворот к этике. 111. По Эпикуру, цель философии: а) научить людей быть счастливыми; б) помочь постичь первопричину бытия; в) научить побеждать в споре. 112.Счастье как свобода от всяческих оков и, прежде всего, от неоправданных мнений. Такова точка зрения: а) Эпикура; б) Пиррона; в) Диогена. 113.Счастье заключено « в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные природой», с точки зрения: а) софистов; б) эпикурейцев; в) скептиков. 114.Основателем скептицизма считают: а) Гераклита Эфесского; б) Пиррона Элидского; в) Диогена Лаэртского. 115. Представителями стоицизма являются: а) Зенон из Кития; б) писатель Сенека; в) император Марк Аврелий; г) поэт Гомер. 116. Идеал стоиков таков: а) подчинение страстей разуму; б) получение максимальных удовольствий в жизни; в) отрицание жизни как источника страданий. 117. Время и место возникновения философского учения неоплатонизма: а) Афины, 5 век до н.э.; б) Александрия, 3 век н.э.; в) Спарта, 1 век н.э. 118.Какие из идей Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме? а) учение о «едином» и благе; б) концепция познания как припоминания; в) идея об антагонизме души и тела. 119.Эманация в неоплатонизме понимается как: а) непротиводействие злу насилием; б) естественный, природный ход вещей; в) способ рождения мира из Божественного начала. 120. С точки зрения неоплатоников, материя – это: а) субстанция, первооснова всего сущего; б) иллюзия человеческого сознания; в) угасание, недостаток Божественного начала. 121. С позиций неоплатонизма, познание Единого происходит: а) преимущественно рационально-логическим путем; б) посредством экстаза; в) познание Единого вообще недоступно человеку ни в какой мере. Философия средних веков 122. Почему в средневековую эпоху философия была «служанкой богословия»? а) потому что авторитет церкви, Священного Писания был неизмеримо выше любой философской идеи; б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых христианских истин, она была непонятна; в) философия окончательно себя изжила. 123. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии? а) патристика; б) праксиология; в) провиденциализм; г) все ответы неправильные. 124.Что такое патристика? а) учение отцов церкви позднего периода средневековья (X—XIV вв.); б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.). 125. Какая из ниже предложенных схем является правильной применительно к мировоззрению средневековья? а) Бог б) Бог в) Бог природа человек человек человек природа 126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают: а) Юстину Мученику; б) Ямвлиху; в) Тертуллиану; г) Цельсу; д) Афиногору. 127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений: а) «тварный» мир непознаваем; б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим; в) Бог рационально не постижим; г) общезначимой истины не существует. 128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является: а) космоцентризм; б) атеизм; в) теоцентризм; г) деизм; д) антропоцентризм. 129. Аврелий Августин написал следующие произведения: а) «Шестоднев»; б) «О блаженной жизни»; в) «Исповедь»; г) «О Граде Божием»; д) «Гортензий». 130. Основные цели схоластики: а) создать философский метод по изучению природного мира; б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу; в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; г) сформулировать основы социальной философии; д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин. 131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие: а) зависимость от религиозной идеологии; б) авторитаризм; в) обращенность в прошлое – традиционализм; г) склонность к назидательности и дидактизму; д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности; е) свобода в вопросах осмысления устройства мира; ж) удаленность философских размышлений от проблем этики. 132. Основной принцип философии Фомы Аквинского. а) гармония веры и разума; б) "верую, ибо абсурдно". 133.Основной тезис апологетов состоял в следующем: а) «все течет, все меняется»; б) «все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам»; в) « идеи христианства безумны и их должно отвергнуть». 134. Первый в Европе опыт осмысления истории принадлежит перу: а) Григория Нисского; б) Аврелия Августина; в) Пьера Абеляра. 135. «Сумма теологии» Фомы Аквинского - это: а) запись философских диалогов на богословские темы; б) трактат, упорядочивающий и обобщающий теоретический материал; в) сборник самостоятельных поэтических текстов, объединенных теологической проблематикой. 136. На протяжении средневековья основным источником изучения наследия Аристотеля являлись: а) пересказы основных идей Аристотеля, сохранившиеся в фольклоре европейских народов; б) арабские переводы Аристотеля и арабские комментарии к нему; в) к наследию Аристотеля как представителя языческой философии в средневековье вообще не было никакого интереса. 137. Синтез идей Аристотеля, неоплатоников и аль Кинди осуществлен в философии: а) Авиценны; б) Абелляра; в) Аверроэса. 138. Автором идеи «двойственной истины» ( о независимом существовании истин религии и философии ) является; а) Аверроэс; б) Фома Аквинский; в) апостол Павел. 139. Какую позицию по отношению к античному философско-научному наследию заняли арабские завоеватели? а) отвергли, забыли, разрушили; б ) сохранили, развили; в) отнеслись нейтрально. 140. Какие вопросы входят в круг исследования проблемы универсалий в средневековой философии? а) существуют ли виды и роды на самом деле или только в уме? б) если они реально существуют, то обладают ли они материальным существованием? в) существуют ли виды и роды в чувственно воспринимаемых вещах? г) все вышеперечисленные вопросы . 141.В решении проблемы универсалий существовали следующие позиции: а) реализм; б) мистицизм; в) номинализм; г)концептуализм; д) агностицизм; е) позитивизм. 142.Подлинным бытием обладают только роды, а обособленность существования видов и индивидов есть видимость – такова позиция: а) реалистов; б) номиналистов. 143. Один из важнейших методологических принципов средневековья, так называемая «бритва Оккама» выражает идею: а) « следует отсечь истину от заблуждения»; б) « сущности не следует умножать без необходимости»; в) « лезвие знания рассекает истину на «веру» и « безверие». 144. В решении вопроса о соотношения знания и веры кредо Августина и Ансельма выражено формулой: а) «не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»; б) « верую, ибо бессмысленно»; в) « знание превыше всего». 145. Постепенное распространение пантеизма и мистики в философии средневековья повлекло трансформацию традиционных представлений, и в ряде сочинений позднего средневековья ( И.Экхарт, Сузо и др.), например, бог отождествлялся: а) со светом и протяженностью; б) с бездной и мраком; в) с Ничто; г) всегда только с Благом. Философия Возрождения 146. Гуманизм эпохи Возрождения - это: а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры; б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление к созданию благоприятных для личности условий социального существования; в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения; г) все ответы правильные. 147. Какие изменения в культуре 15 в. оказывали влияние на становление натурфилософии эпохи Возрождения? а) появление зачатков рыночного хозяйства и капиталистических отношений; б ) отделение церкви от государства; в) изобретение книгопечатания; в) достижения европейской науки, г) все вышеперечисленное. 148. Отношение Возрождения к античности подразумевало: а) точную реставрацию старых идеалов; б) освоение наследия античности людьми, обладающими Евангелием; 149. В центре внимания философии Возрождения находилась: а) природно-космическая жизнь; б) религиозная жизнь и проблема спасения; в) деятельность человека в этом мире и ради достижения счастья в этой жизни. 150. Важнейшими чертами мировоззрения эпохи Возрождения являются: а) теоцентризм; б) антропоцентризм; в) гуманизм; г) материализм; д) индивидуализм; 151. В понимании гуманистов Возрождения отношения человека с необходимостью выражаются в понятии: а) провидение; б) фатум; в) фортуна; г) рок. 152. В чем заключается величие человека, с точки зрения Пико дела Мирандолы, изложенной им в «Речи о достоинстве человека»? а) в возможности быть эстетически прекрасным; б) в способности рационально познавать мир; в) в силе противостоять природе и управлять ею; г) в искусстве быть творцом самого себя. 153. Точке зрения гуманистов эпохи Возрождения соответствуют следующие утверждения: а) границы человека определены природой; б) Бог дал человеку свободную волю, и сам человек должен решать свою судьбу; в) человек подвержен космической судьбе и должен поступать в соответствии с космическими( божественными ) законами; г) человек сам определяет свое место в мире; д) «люди должны.. предоставить божественному провидению.. действовать через их руководителей.. и управлять ими так, как если бы они были трупом».) 154. Родоначальником гуманистического движения в Италии считают: а) Франческо Петрарку; б) Леонардо да Винчи; в) Мартина Лютера. 155. Что начинает рассматриваться в качестве главных добродетелей человека в эпоху Возрождения? а) деятельность; б) смиренность; в) лояльность по отношению к светской власти; г) созерцательность; д) разносторонность. 156. С точки зрения гуманистов эпохи Возрождения, по отношению к фортуне возможна ли свобода воли? а) да; б) нет; в) такой вопрос ими не рассматривался, так как относился к богословским вопросам и не представлял философского интереса. 157. В трактовке одного из гуманистов, в частности, К.Салютати, представленной в его сочинении « О роке, судьбе и случае», фортуна есть: а) сила, исходящая из неба; б) провидение; в) результат взаимодействия социальных нужд, капризов торговли, игр конкуренции, обстоятельств личного порядка и пр.; г) порядок причин, восходящий к первой причине. 158. Что почитается как высшая форма деятельности в эпоху Возрождения? а) созерцание выше всякой деятельности; б) производительный труд; в) религиозное делание ( молитва, изучение Библии, отправление религиозных обрядов и т.д.); г) художественное творчество; д) научная деятельность. 159. Антропологическую позицию Макиавелли можно выразить словами: а) «человек – самое возвышенное существо в этом мире»; б) «две главные силы движут людьми – любовь и страх»; в) « причина испорченности и безбожия людей в засилье логики и диалектики». 160. С точки зрения Макиавелли, основу всякого государства составляют: а) религия и философия; б) законы и войско; в) «царство божие» на земле. 161. Самое известное произведение Эразма Роттердамского, в котором содержится сатира на современное ему общество, это: а) « Об ученом незнании»; б) «Похвала глупости»; в) «Ярмарка тщеславия»; г) «На всякого мудреца довольно простоты». 162. В соответствии с философией Мартина Лютера, о промысле божьем знать нельзя, но есть знак предопределения, осязаемый знак избранности человека. Это: а) внешняя красота, эстетическое совершенство человека; б) жизненный успех; в) набожность и аскетизм. 163. Теоретиком протестантской реформы, автором идеи спасения через личную веру и только веру являлся: а) Фома Аквинский; б) Эразм Роттердамский; в) Мартин Лютер. 164.Моральная доктрина Эразма Роттердамского опирается на один из древнейших принципов: а) «око за око»; б) «ничего сверх меры». 165. Дух предпринимательства получил свое обоснование : а) в этике протестантизма; б) в «макиавеллизме»; в) в ренессансном эпикуреизме. |