Тесты философия. 2 часть История философии ТЕСТЫ (2). 1. Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией
Скачать 300 Kb.
|
Вопросы и предполагаемые ответы Философия Древнего Востока Древнеиндийская философия 1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией? а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством); б) рассмотрение Бога как внеличностного Абсолюта; в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма); г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке; д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру. 2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются: а) мантры; б) брахманы; в) араньяки; г) упанишады. 3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это: а) мокша; б) майя; в) дхарма. 4. Основателем буддизма был: а) Брихаспати; б) Патанджали; в) Сиддхартха Гаутама. 5. Буддизм возник как учение: а) этическое; б) социально-политическое; в) натурфилософское. 6. Имя основателя буддизма – Будды означает: а) «высшее существо»; б) «просветленный»; в) «всесильный». 7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело: а) к улучшению материальных условий жизни; б) к заслуженному социальному признанию; в) к последующему рождению в более высокой варне; г) к усугублению страданий в текущей земной жизни. 8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются: а) четыре благородные истины; б) пять шагов к спасению; в) семь ступеней просветления. 9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает: а) блаженство; б) достижение, восхождение; в) угасание, затухание; г) возрождение к истинной жизни. 10. В философских разделах упанишад сущее получает название: а) брахман; б) дхарма; в) майя. 11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой: а) пурушей; б) ритой; в) сансарой. 12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа: а) джайнизм; б) веданта; в) чарвака - локаята; г) миманса. 13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой: а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений); б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары); в) Атман не равен Брахману; г) Атман равен Брахману. 14. К нирване в буддизме ведет: а) путь физического самоистязания; б) восьмеричный путь; в) путь аскезы; г) путь ахимсы. 15. Какая идея была заложена в учение о сансаре? а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело; б) и тело, и душа смертны; в) тело бессмертно, душа смертна. 16. Что означала теория кармы? а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем; б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека. 17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные? а) различие в их содержании; б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам); в) отношение к человеку. 18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления? а) санкхья; б) чарвака (локаята); в) йога; г) ньяя; д) вайшешика; е) джайнизм; ж) миманса. 19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья? а) инерция; б) движение; в) действие; г) равновесие. 20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков? а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.); б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы). 21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге? а) относительно спокойного состояния; б) прекращения какой-либо деятельности ума; в) сосредоточенности ума на одном объекте. 22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается: а) основателем брахманизма; б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ; в) основателем буддизма. 23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика? а) да; б) нет. 24. «Сидеть лучше, чем ходить ,спать лучше, чем бодорствовать, всего лучше-смерть»-афоризм, приписываемый Гаутаме и соответствующий : а) гедонизму; б) аскетизму. 25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения? а) в мимансе; б) веданте. 26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и положенного за них наказания в духе учения о сансаре? а) в мимансе; б) веданте. 27. К какому направлению принадлежала буддийская философия? а) к ортодоксальному; б) к неортодоксальному. 28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин. а) мир наполнен страданиями; б) надо искать удовольствия в жизни; в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны; г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни; д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней). 29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах? а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом; б) терпимо относился к другим духовным ценностям; в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации; г) не означал отказа от активной жизни; д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства. 30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение? а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом; б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое. 31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня? а) да; б) нет. 32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы? а) в буддизме; б) джайнизме; в) чарваке (локаяте). 33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия? а) в мимансе; б) в веданте; в) в чарваке (локаяте). Древнекитайская философия 34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии? а) да; б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов. 35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимоотношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ? а) случайно, так сложилось; б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии; в) потому что других тем просто не существует. 36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ? а) даосизм; б) легизм; в) конфуцианство; г) моизм. 37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии? а) интерес к проблемам естествознания; б) интерес к человеку, его природе; в) интерес к вопросам устройства мира; г) интерес к проблемам устройства общества.. 38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии? а) позицию золотой середины; б) гуманность, человеколюбие; в) активное отношение к миру. 39. Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев? а) гордость; б) сыновья почтительность; в) почитание родителей, старших; г) верность долгу, справедливость; д) уважение к старшим братьям; е) чрезмерная активность; ж) многознание, касающееся современности. 40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зависимости от способности принимать и применять принцип «ли»? а) три; б) четыре; в) пять. 41. Что означал принцип «исправления имен» в конфуцианской философии? а) искусство правильной, грамотной речи; б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д. 42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия? а) нейтральную; б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др. 43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция: а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;; б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии; в) не слушает веления неба; г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер. 44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)? а) да; б) нет. 45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов? а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным; б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным. 46. Что было критерием правильности знания у моистов? а) сложившиеся традиции; б) чувственный опыт; в) теоретические знания; г) сама жизнь (действительность). 47. Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там? а) выдвижение предположений (гипотез); б) сопоставление (аналогия); в) ссылка на пример; г) распространение опыта. 48. Автором «Дао Дэ Цзин» является: а) Сыма Цянь; б) Лао Цзы; в) Конфуций. 49. Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм? а) человек добр и совершенен по своей природе; б) человек несовершенен по своей природе. 50. Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов? а) наказание; б) поощрение. 51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая? а) да; б) нет. 52. Что означает термин «дао»? а) сущее; б) материальное первоначало; в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете. 53. Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»? а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте; б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния); в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира. 54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте? а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия; б) в связи с использованием астрологии; в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной. 55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма? а) ничегонеделанием; б) свершением добрых дел; в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле; г) соблюдением диеты. 56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение: а) книги перемен; б) легизма; в) школы имен. 57. Диалектическое понимание мира характерно для: а) конфуцианства; б) даосизма. 58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения: а) легизма; б) моизма; в) конфуцианства; г) даосизма. 59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения: а) конфуцианства в пику даосизму; б) даосизма в пику моизму. 60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу : а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме; б) учения о благородном муже в конфуцианстве. Философия Античности 61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в: а) Древней Индии; б) Древнем Китае; в) Древней Греции; г) трех указанных. 62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время: а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.; б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.; в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.; 7) 11 в. до н. э. 63. Первым мудрецом и первым философом античности считается: а) Гераклит; б) Пифагор; в) Фалес; г) Протагор. 64. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости. 65. Греческое слово «филео» означает любовь: а) страсть; б) братскую; в) стремление; г) половую. 66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух: а) Анаксимандр; б) Эмпедокл; в) Протагор; г) Фалес; д) Анаксимен. (назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов) 67.Становлению греческой философии предшествовало: а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода; б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области. 68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем: а) путем обожествления авторитарного начала; б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни; в) путем рационализации культуры. 69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том: а) что такое мир сам по себе; б) каков конец мира; в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру. 70. «Природа» по-гречески: а) «натура»; б) «фюсис». 71. Первых философов называют: а) физиками; б) лириками; в) теоретиками. 72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает: а) «и это пройдет»; б) «все течет»; в) «все непостижимо». 73.» В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею: а) диалектического учения Гераклита; б) учения Фалеса о воде как первоначале. 74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет: а) воду; б) огонь; в) сознание человека. 75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет: а) Хаос; б) Логос. 76. Причина изменения бытия, по Гераклиту: а) царящая в мире случайность; б) борьба противоположностей; в) воля богов. 77. Представителями Элейской школы философии являются: а) Парменид и Зенон; б) Левкипп и Демокрит; в) Анаксимен и Анаксимандр. 78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение: а) пифагорейцев; б) атомистов; в) софистов. 79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике): а) элейскую; б) все сократические школы; в) пифагорейскую. 80. Ключевая идея учения элеатов: а) «бытие есть, небытия нет»; б) « миром правит число»; в) «Логос есть разум в человеке» 81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить: а) приоритетность чувственного познания; б) отсутствие движения, его неподлинность; в) неустранимость мифологических образов в познании мира. 82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» : а) прочно утвердилась в философии; б) окончательно была отвергнута. 83. Софисты и Сократ : а) совершили переворот в античной философии , переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека; б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях. |