Главная страница
Навигация по странице:

  • Какой смысл имеет упоминание в заглавии имени деда Игоря – Олега Чем известен в истории этот князь

  • Что известно о князьях, названных во вступлении: « старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман, старый Владимир»

  • Какие воинские фразеологические обороты использовал князь Игорь в речах ко своим воинам Что они обозначают

  • Какие толкования дают литературоведы фрагментам текста, посвященным Трояну

  • Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореве, того внуку»

  • Что означает определение «буй-тур»( Всеволод)

  • Кого понимает автор под «Ольговым хоробрым гнездом»

  • 11) Кого понимает автор под четырьмя солнцами в строке: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца »

  • Какая река названа в «Слове…» Каялой и почему

  • Кого имеет в виду автор под « Даждьбожиим внуком»

  • Какие толкования дают литературоведы следующим строкам: « За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу людем мычючи во пламяне розе»

  • ответы на кр по древнему периоду русской литературы. 1 Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославовиче Князь Игорь Святославович, главный герой Слова о полку Игореве


    Скачать 177.49 Kb.
    Название1 Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославовиче Князь Игорь Святославович, главный герой Слова о полку Игореве
    Анкорответы на кр по древнему периоду русской литературы
    Дата23.03.2021
    Размер177.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSlovo_o_burde_Yarikovoy.docx
    ТипДокументы
    #187535
    страница1 из 3
      1   2   3

    Ответы по «Слову о полку Игореве»

    1)Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославовиче?

    Князь Игорь Святославович, главный герой «Слова о полку Игореве», родился 2 апреля 1151-ого года, став первым сыном Святослава Олеговича, правителя Чернигова. Тот воспитывал в княжиче воина с еще малых лет: уже в семилетнем возрасте мальчик принял участие в своем первом походе. В восемнадцать лет, в 1169 году, он выступил вместе с 11 князьями под руководством Андрея Боголюбского на столицу и помог ему захватить Киев. В 1171 году Игорь Святославович с войском сражался против армии хана Кобяка близ реки Воркслы и одержал победу.

    Время, когда правил Игорь Святославович, было смутным – на Руси непрерывно шли междоусобные войны. Внешняя и внутренняя политика князя была довольно активной: с 1184 года он начал устраивать походы на кочевников, разорявших тогда русские земли, и многие из них увенчались успехом.

    23 апреля 1185 года Игорь выехал со своей дружиной из Новгорода, желая навсегда приструнить кровожадных половцев и добыть себе славу великую. Вместе с ним в поход отправились его двоюродный брат Всеволод, племянник Святослав Ольгович и его сын, княжич Владимир. На берегу реки Каялы княжеские войска вступили в бой с основными половецкими силами: сеча продлилась три дня и закончилась оглушительным поражением Игоря. Кочевники взяли его в плен вместе с сыном-княжичем, однако охранники помогли князю успешно сбежать и добраться до родных земель. Владимир же спустя время женился на дочери хана Кончака, обрел свободу и через несколько лет вернулся домой.

    В 1198-ом году Игорь, после смерти черниговского князя Ярослава Всеволодовича, занял черниговский престол, но умер уже через три года, прожив всего пятьдесят лет.

    2) Какой смысл имеет упоминание в заглавии имени деда Игоря – Олега? Чем известен в истории этот князь?

    Олег "Гориславич" с 1073 по 1076 год был князем Владимиро-Волынским. С 1083 по 1094 год Олег – князь Тмутараканский, с 1094 по 1096 год – Черниговский, с 1097 по 1115 год – Новгород-Северский. По характеристике летописцев, князь был человеком смелым и честолюбивым. В 1076 году он участвовал на стороне поляков в походе против чехов и немцев, а вместе с ним сражался его двоюродный брат Владимир Мономах.

    После смерти в 1076 году отца Олег Святославич остался несколько ущемленным в своих правах, так как все важнейшие русские города были отданы другим князьям. Тогда он объявил войну Киеву, требуя вернуть ему славный град Чернигов. В борьбе за власть он постоянно прибегал к помощи противников Руси, половцев, за что и получил свое роковое прозвище "Гориславич" ("приносящий горе"). Князь Олег стал инициатором бесчисленных междоусобных войн, ужасных кровопролитий, влекущих за собой лишь череду смертей и разобщение некогда единого и процветающего государства. Он долгие годы сражался со своим братом, Владимиром Мономахом, стремясь подчинить себе богатейшие территории Руси и восстановить свою честь.

    Жажда власти затмила Олегу разум, из-за чего он не собирался останавливать резню, начавшуюся по его вине, и даже убил на поле брани своего племянника, княжича Изяслава, сына Мономаха (этому посвящено «Письмо Мономаха к Олегу Святославичу»). После сего ужасного события он все-таки пошел на перемирие с остальными князьями, отправился на Любечский съезд 1097 года и отстоял на нем свои права на заветные земли. Умер же Олег в 1115 году, навсегда войдя в историю крамольником и убийцей.

    3) Что известно о князьях, названных во вступлении: « старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман, старый Владимир»?

    «Старый Ярослав» - князь Ярослав Мудрый – (978–1054 годы) – правитель Ростова и Новгорода и великий Князь Киевский (1016–1054 годы). Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды, тесть и дедушка многих правителей Западной Европы. В годы его правления активно развивалась культура Киевской Руси: строились каменные города и храмы, создавались библиотеки и писались древние летописи, распространялась грамотность и налаживались отношения с европейскими королевствами, а также был составлен первый известный список законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

    Мстислав Всеволодович по прозвищу «Храбрый» – князь Городненский с 1170 года, сын городненского князя Всеволодко и Агафии Владимировны, дочери Владимира Мономаха. Вероятно, что именно Мстислав вместе со старшим братом Глебом имеются в виду в 1167 году, когда после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича волынский князь, претендовавший на киевский стол, обратился к «Всеволодковичам» с призывом о помощи. В 1168 году Мстислав участвовал в походе ставшего к тому моменту киевским князем Мстислава в походе против половцев.

    Роман Святославович Красный (1050-1079) — князь Тмутараканский, второй сын великого князя киевского Святослава Ярославича. С 1069 года правил в Тмутаракани после перехода старшего брата Глеба на княжение в Новгород. Вместе с младшим братом Олегом и Борисом Вячеславовичем участвовал в сражении на Нежатиной Ниве в 1078 году. После поражения вернулся в Тмутаракань, где вступил в союз с половцами и в следующем году двинулся на Переяславль. Великий князь киевский Всеволод едва сумел договориться с половцами, из-за чего изначальный союз распался. Роман был вынужден возвратиться назад, но на обратном пути рассорился с половецкими ханами и был ими убит.

    Под именем «Старый Владимир» могут подразумеваться сразу две личности: Владимир Креститель и Владимир Мономах.

    Владимир Святославович – князь новгородский (970—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси. Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси, что способствовало сплочению множества конфликтующих народов, формированию единого государства и его процветанию, а также развитию экономических и политических отношений с остальными странами.

    Владимир Мономах, прозванный так в честь своего деда, византийского императора Константина Мономаха заботился и о сохранении мира среди удельных князей, о создании справедливого суда и порядка среди своих подданных: установил виры, т. е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных, определил строгий размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г. В 1116–1119 годах участвовал в противостоянии в борьбе за власть с Глебом Минским. Под конец жизни князь написал трактат «Поучение чадам своим», где жестко критиковал усобицы и призывал враждующих князей к миру и пониманию, дабы сохранить целостность и мощь Русского государства.

    4) Какие воинские фразеологические обороты использовал князь Игорь в речах ко своим воинам? Что они обозначают?

    «Голову сложити» - умереть;

    «Зелёный саван постлала» - смерть;

    «Полегли за землю Русскую» - погибли в бою;

    «Чистое поле» - просторное, свободное;

    «Чёрный ворон, поганый половец», «Дети бесовы» - поругание врага;

    «Седло злато» - княжеское;

    «Синее вино с трудом смешано» - с горем;

    «Поискати града Тьмутороканя» - добиться войной;

    «Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти!» - ритуал испить воды из реки шлемом;

    «На полe незнаемe» - Половецкая степь;

    «Копиа поютъ!» - копья летят;

    «Быти порублены» - умереть от вражеского меча;

    «Полонену быти» - сдаться в плен;

    «Преломити копье» - первым вступить в бой.

    5) Какие толкования дают литературоведы фрагментам текста, посвященным Трояну?

    Относительно того, кто такой Троян в «Слове о полку Игореве», существует много гипотез разной степени достоверности.

    Одни полагают, что Троян – римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам. «Тропа Трояна» в данном контексте – это военная дорога, по которой император продвигался в Причерноморье, или воздвигнутый им памятник. Еще Траян мог быть олицетворением вообще всех римских правителей и даже самой романской культуры, так как именно при этом императоре славяне впервые столкнулись с римлянами.

    По мнению Лихачева, из текста следует, что «вечи Трояни» - это попросту языческие века нашей истории, предшествующие эпохе Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого: «земля Трояня» — русская земля, «тропа Трояня» — божественные пути, по которым рыщет кудесник Баян, имеющий отношение к языческим богам, «седьмой век Трояна» — последний век некоего языческого бога Трояна, язычества в целом.

    Версия Веселовского и Якобсона связывает Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне — «Троянских деяний» Диктиса и Дарета. Дело в том, что многие средневековые книжники и летописцы считали свои народы потомками троянцев, не были исключением и славяне. «Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

    Костомаров выдвинул гипотезу, согласно которой Трояны – это три полянских князя, основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. Эта точка зрения приняла несколько иной поворот в работе Шевчука, который полагает, что Трояном мог называться Кий, старший из трех братьев, но прил. «трояни» во всех четырех фрагментах толкует, скорее, как образованное от имени собств. «Троя».

    6) Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореве, того внуку»?

    Л. В. Соколова считает, что он именуется внуком своего реального деда, Олега Святославича. Но это не совсем согласуется с текстом. Имя Олега этому упоминанию Игоря не предпосылается, да и вообще не появляется перед этим фрагментом нигде, кроме развернутого заглавия («Слово о плъку Игореве, Игоря, сына Святъславля, внука Ольгова»). И если под «того» подразумевать Олега, то местоимение становится абсолютно антилогичным и стилистически неоправданным, оно «повисает в воздухе». Поэтому, несмотря на наличие в первом, старинном издании «Слова» поясняющей вставки «Олга» М. В. Щепкина пишет: «Кому принадлежит эта вставка? Переписана ли она писцом XV—XVI в. с рукописи, которая послужила ему оригиналом, или поставлена им самим на полях, или же, наконец, кем-то из читателей XVI—XVIII вв. — для нас несущественно; важно то обстоятельство, что в древнем оригинале поэмы слово «Олга» не стояло. Логически трудно предположить, что слово «внук» относится к имени Игорь, а определение «того» подразумевает его деда — Олега Святославича. Князь этот нигде не помянут, ни перед выражением «того внуку» (стр 6), ни после него. Впервые находим мы это имя лишь начиная со стр. 14—15 «полци Олговы», «Ольга Святославичя». ...Слова «того внуку» настолько ничем не связаны по смыслу, а по своему месту настолько удалены от имени Олега Святославича, что их, конечно, нельзя относить к этому князю…» ...Слова «того внуку» настолько ничем не связаны по смыслу, а по своему месту настолько удалены от имени Олега Святославича, что их, конечно, нельзя относить к этому князю…»(258)

    Правда, там же Щепкина высказывает предположение: «И синтаксически и логически (так как дело идет о пении, а не о чем-либо другом) слова «того внуку» должно относить к имени древнего певца Бояна».

    С этим высказыванием согласиться сложно, поскольку ближайшее к Игорю если не бесспорное (учитывая дискуссионность вопроса, к которой мы вскоре перейдем), то очень вероятное имя собственное – не Боян, а Троян. «Внук», кроме фактической степени родства, может означать либо «чадо» (тогда можно быть «внуком» божества), либо «некто преемственный». И Боян исключается не только по первому варианту, но и по второму: Игорь ведь не песнопевец, а тот, кому (о ком) поют. Символическое же «внучество» его по отношению к Трояну вполне сообразуется с любой из двух наиболее авторитетных тенденций истолкования: император-полководец или божество.

    7) Кто такой Боян?

    Согласно наиболее распространённой в современной науке точке зрения, Боян – историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. По характеру своего творчества Боян, наверно, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы и песни-хулы. Автор цитирует в тексте хулительную припевку его о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда Божіа не минути». Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, даже способный к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, «мысию», белкой – по древу, волком по земли и орлом под облаками), его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна автор несколько раз сравнивает с соловьём. Вместе с тем он «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» объявляет: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню». Может быть, противопоставление творчеству Бояна говорит о существовании какого-то иного произведения, повествующего о походах Игоря Святославовича.

    8) Что означает определение «буй-тур»( Всеволод)?

    Как пишет В.И. Даль, в сочетании слов «буй тур» словно бы соединились названия двух видов диких быков: буйлы (буйвола) и тура. Буй тур – это эпитет, характеризующий того, кто им награжден, как храброго, безоглядного, смелого воина. Буй тур – это самая яркая характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве", так как на Руси так называли самых отважных и сильных воинов. Как настоящий богатырь бьется Всеволод, в азарте боя не чувствуя ран, не щадя ни своей жизни, ни жизней своих врагов, он как гроза носится по полю брани, сверкая золотым шлемом, и там, где он проскачет, там остаются лежать головы половецкие. В 1188 году Всеволод вернулся из плена вместе со своим племянником – княжичем Владимиром Игоревичем. В 1191 г. снова ходил с Игорем на половцев, но вернулся без сражения. В 1194 г., по решению княжеского съезда в Рогове, созванного великим князем киевским Святославом, приготовился было идти на Рязань для решения спора о волостях, но остался дома, как и все черниговские князья – члены съезда, так как Всеволод Большое Гнездо критически высказался против его решений.

    9) Какие догадки существуют о Диве, «тьмутараканском болване»?

    Предположительное мнение Д.С. Лихачева сводилось к тому, что это - идол, столп, статуя. Около Тамани еще до самого XVIII столетия стояли две гигантские статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до н.э. Возможно, что речь идет об одной из этих статуй. Аналогична (хотя уже не предположительно, а утвердительно) версия другого, более позднего исследователя: «Упомянутый в "Слове о полку Игореве" тьмутороканский болван – это один из каменных истуканов, стоящих на Таманском полуострове, неподалеку от древнерусского города Тмутаракань».

    Один из переводчиков «Слова» высказал мнение, что болван – это вовсе не предмет, а какой-то человек: тмутороканский хан, заклятый враг Игоря. Автор «Слова» без устали воспевает южных русских князей (несмотря на их скверные характеры и стремление к междоусобицам) и всячески поносит половцев, уничижительно называя их погаными, т.е. нехристями («полков поганых»), потому данный вывод достаточно логичен и закономерен.

    10) Кого понимает автор под «Ольговым хоробрым гнездом»?

    "Олегово хороброе гнездо" – это, разумеется, княжье семейство, отправившееся в поход: князь Игорь, его младший брат Всеволод, их племянник, сын некогда погибшего Олега, Святослав, и сын Игоря, княжич Владимир. Старшим в этом семействе был Игорь, а до него таковым считался именно Олег, старший брат Игоря и Всеволода, умерший за несколько лет до рокового похода. Думается, по имени старшего брата и названо гнездо "Олеговым", а не по имени давно жившего Олега (деда Игоря и Всеволода) – того князя, что был ровесником "старого" Владимира (Мономаха) и полки наводил и "стрелы по земле сеял", провоцируя бесконечные распри.

    11) Кого понимает автор под четырьмя солнцами в строке: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца»?
    «Слове…» уподобляются солнцу все князья. Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.
    Выступившие в поход четыре князя-светила в «Слове…» уподоблены Солнцу:
    1. Игорь Святославич (1151 - 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича - князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол.
    2. Всеволод Святославич - князь Трубчевский и Курский (история родного края) младший брат Игоря Святославича. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы.
    3. Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170[1]). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» — половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.
    4. Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.—?) — князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского.

    12) Какая река названа в «Слове…» Каялой и почему?

    13) Какие исторические сведения сохранились о лицах и событиях, упомянутых во фрагменте от « Были века Трояновы…» до «полетети на уедие.»?

     в отрывке упоминаются походы Олега, который «своим мечом крамолу ковал», т. е. разжигал междоусобицы и использовал половцев, натравливая их на земли других князей. Черниговский князь Владимир «затыкал уши» - отказывался принимать в этом участие. А князь Борис погиб на реке Канине, и Святополк повёз отца в Киев к святой Софии. В это время (при Олеге Гориславиче) сеялись усобицы, погибало достояние русских князей и количество населения тоже сокращалось.

    14) Кого имеет в виду автор под « Даждьбожиим внуком»?

    Даждьбог — один из главных богов в славянском пантеоне. Имя божества переводится как «дающий благо» или «податель благ». Его считали божеством плодородия и солнечного света, а также покровителем и прародителем древних славян.

    ***- «Даждьбожьи внуки» — такую метафору использовал автор «Слова о Полку Игореве» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:

    «Тогда, при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука; в княжих крамолах веци человекомь скратишась».
    «Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону плещучи, упуди жирня времена».

    Обозначение народов сыновьями героев и внуками богов (эвгемеризм) характерно для средневековой христианской книжности. Каждый христианский народ, согласно этой традиции, должен был иметь библейскую генеалогию. Как пишет В. Я. Петрухин, русичи из гордыни вступили на нехристианскую землю половцев, «детей бесовых», и поэтому оказались к ним приравнены как внуки языческого бога («Дажьбожьи внуки»). Приравнение конечно было неполным, поскольку в «Слове» бесы и языческие боги полностью не отождествляются. Тем не менее, русичи, таким образом, стали одним из «языков», языческих народов, лишившись библейской генеалогии и Божьей помощи.

    «Проснётся Русь, вспомнит своих Богов и тогда такая раскачка пойдёт по всему миру…».
    Ф.М. Достоевский.

    Мы Русы – внуки Даждьбожии, правнуки Велеса и Перуна – Славяне – потомки Даждьбога, родившего нас через галлактическую корову Земун и Бога Рода.
    И в каждом из нас живёт божественная частица наших величавых предков, воинов и победителей. Мы должны открыть свой Разум для осознания данной нам правды, и укрепить свой Дух для борьбы, мы должны стать на путь Понеудачи, возвращения наших государственных традиций и славы!

    15) Какие толкования дают литературоведы следующим строкам: « За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу людем мычючи во пламяне розе»?

    Под «Карна и Жля» Вс. Миллер склонен был видеть «олицетворение нравственных понятий». Карна — олицетворение кары и скорби («карна, должно быть, испорчено из кара, карание, карьба»). Жля — то же, что и «желя», плач по убитым. Это объяснение Жли или Жели тем более вероятно, что «желя» (плач по убитым, скорбь) упоминается и в летописи в описании поражения Игоря: «И тако, во день святого Воскресения наведе на ны плач и во веселиа место желю, на реце Каялы» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Объяснение Вс. Миллера было многими принято. Его развил Ф. Корш. Существует и другое мнение (восходящее еще к разъяснениям издания 1800 г.), что Карна и Желя — имена двух половецких ханов. Сторонники этого толкования обычно сближают «смагу», которую Карна и Желя мычют «въ пламянe розe», с «живым огнем» половцев, упоминаемым в Ипатьевской летописи под 1184 г. Однако среди имен половцев, упоминаемых в источниках, нет схожих с Карной и Желей.
    Максимович считал имена Карна и Жля даже искажением имен Кончак и Гза.
    Смага — огонь, пламя, сухость, жар. Под мыканием смаги может иметься в виду какой-либо погребальный обычай. Иные из них прямо сопоставляли это место с тем рассказом Киевской летописи по Ипатьевскому списку, где под 1184 годом, то есть в самый канун Игорева похода, и как раз о хане Кончаке сказано, что он обладал особыми огнеметами и специалистами, как сказали бы теперь, которые умели метать "смагу" из этих огнеметных орудий. И смага, бросаемая из них, действительно, обладала способностью сжигать города: «пошел бяше оканьный и безбожный и треклятый Кончак со множествомь половець на Русь, похупся, яко пленити хотя грады рускые и пожещи огнем, бяше бо обрел мужа такового бесурменина, иже стреляше живым огньмь»).
      1   2   3


    написать администратору сайта