Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто такой Кобяк

  • Дайте толкование символического сна Святослава.

  • Дайте толкование символического толкования сна Святослава боярами.

  • Что имеет в виду автор, давая символическую картину природы в строках: « Темно бо бе во третий день…- пардуже гнездо»

  • С какими историческими событиями связаны в «Слове…» строки: « Се бо готскыя красныя девы воспеша на брезе синему морю: звоня руским златом, поют время Бусово, лелеют месть Шароканю»

  • В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович

  • 23. Найдите сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей

  • ответы на кр по древнему периоду русской литературы. 1 Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославовиче Князь Игорь Святославович, главный герой Слова о полку Игореве


    Скачать 177.49 Kb.
    Название1 Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославовиче Князь Игорь Святославович, главный герой Слова о полку Игореве
    Анкорответы на кр по древнему периоду русской литературы
    Дата23.03.2021
    Размер177.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSlovo_o_burde_Yarikovoy.docx
    ТипДокументы
    #187535
    страница2 из 3
    1   2   3

    16)Почему Святослав Киевский назван отцом Игоря и Всеволода?

    Речь идет о Святославе Всеволодовиче Киевском — сыне Всеволода Ольговича, двоюродном брате Игоря и Всеволода Святославичей. «Отцом» Игоря и Всеволода Святослав назван как их феодальный глава. Святослав Всеволодович провел бурную жизнь. В 1141 г. он получил в княжение Туров. Затем до 1146 г. княжил во Владимире Волынском. Вскоре затем он несколько лет деятельно поддерживал в Северской земле Святослава Ольговича — отца Игоря Святославича — в его борьбе с Мономаховичами. Тогда, повидимому, и установилось у Святослава нежное и отеческое отношение к Игорю. После смерти Изяслава Мстиславича Святослав получил в княжение от Ростислава Мстиславича Туров и Пинск. С 1158 по 1164 г. Святослав княжил в Новгороде Северском, откуда перешел на княжение в Чернигов. В 1174 г. Святослав осаждал Киев. Во время смут во Владимире Суздальском после смерти Андрея Боголюбского Святослав поддерживал его брата Всеволода Юрьевича и Михалку. С 1180 г. Святослав надолго утверждается в Киеве, но владел он только Киевом. Остальными городами киевского княжения обладал Рюрик Ростиславич. Совместно с Рюриком Святослав организовывает объединенные походы русских князей на половцев, из которых особенно успешным был тот самый поход 1184 г., в котором не успел принять участие Игорь Святославич. Возрастающему влиянию Всеволода Юрьевича Владимиро-Суздальского Святослав пытался оказать сопротивление, но безуспешно. Умер Святослав в 1194 г. Данные исследования выстроенного Святославом в Чернигове Благовещенского собора позволяют говорить о своеобразной школе зодчества Святослава Всеволодовича, воскресившей архитектурные традиции единой Руси XI в. Таковы некоторые внешние данные его биографии, за которыми кроется трудная, бурная, обильная событиями жизнь незаурядного, умного и деятельного русского князя XII в.

    17)Кто такой Кобяк?
    Кобяк — половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русь в 1170—1180 годах, также участвовал в междоусобных войнах русских князей.В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение князю Игорю Святославичу пришедшему со своими северскими дружинами на половецкую землю. Знаменитое сражение произошло у реки Ворскла. В 1181 году вместе с ханом Кончаком помог Святославу Всеволодовичу вернуться в Киев. В 1183 или 1184 году (по реконструкции Бережкова Н. Г.) был разбит и пленён киевскими князьями Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем в битве на реке Орели. О дальнейшей судьбе Кобяка Карлыевича летопись не упоминает, но С. А. Плетнёва на основании похвалы Святославу Всеволодовичу в «Слове о полку Игореве»: «А поганаго Кобяка изъ луку моря, от желѣзныхъ великихъ плъковъ половецкихъ, яко вихръ, выторже. И падеся (буквально „упал“) Кобякъ въ градѣ Кіевѣ, въ гридницѣ Святъславли» — делает вывод, что пленный Кобяк был убит в Киеве на Святославовом дворе.Это был общерусский поход, кроме Святослава и Рюрика в нем участвовало одиннадцать князей. Вместе с Кобяком были взяты в плен его двое сыновей и еще 16 ханов (Изай Билюкович, Товлий с сыном и братом Бокмишем, Осолук, Барак, Тарх, Данила, Съдвак Кулобичский, Коряз Калотанович. Был убит Тарсук "и иных без числа". Среди сыновей Кобяка по имени известен Даниил. Судьба пленников была обычной, большинство их откупилась, поскольку они упоминались в более поздних летописях.
    18) Дайте толкование символического сна Святослава.

    Вещий сон Святослава - яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно "Слово о полку Игореве", можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся "Золотое слово", являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава.

    Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

    Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

    Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни - вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим.



    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в "золотом слове". В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Святославу снится в Киеве на горах «государственный» сон. Мистич. путем ему дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли. Худ. функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово» , в котором он выступает объединителем рус. князей в борьбе с врагами.

    19) Дайте толкование символического толкования сна Святослава боярами.

    Святослав мутен сон видит в Киеве на горах.
    Не те ли это горы, куда после полей ведет тропа Трояна (=Бояна=Смолятича=Даниила)
    Ночью с вечера одевают меня, - расказывает он, - черным покрывалом. На кровати тисовой черпают мне синее вино с труДом смешано
    Бояре толкуют это место так:
    И сказали бояре князю: "Уже, княже, тоска полонила твою душу. Се бо два сокола слетело с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо им было испить шеломом Дону.

    Черная "паполома" - покрывало = тоска. Черпают синее вино = вода синего Дона
    Вино смешано с труДом (горьким трутом)= но это дело было связано с воинским ТРУДОМ. Отсюда и "трудные повести"...

    ...Сыплют мне из пустых тул поганых "тльковин" великий женчуг на лоно и негуют меня.
    "Великий жеНчуг" - это половецкие жёны, которых "сыплют на лоно", т.е. делают родственниками Святослава, в данный момент - родоначальника, отца княжеского рода рюриковичей, "поганые тльковины" - это половцы, "тльковины" - значит, умеющие "толковать", заговаривать уши.
    Толкование этого места ОТСУТСТВУЕТ у бояр (которые тоже своего рода "тльковины", как и мы). "Негуют меня"= в данном случае - ЛЬСТЯТ, пытаясь обмануть.
    Уже доски без князька в тереме моем златоверхом
    Они льстят, а терем готов уже развалиться. То есть княжение готово развалиться без князя Игоря, который является своего рода ключевым элементом системы защиты Руси от половцев.

    Всю ночь с вечера бусое (пьяное) воронье граяло

    Толкование бояр:
    Темно ибо было в 3-й день: два солца померкло, оба багряные столпа погасли и с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою поволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла. По русской земле простерлась.

    У Плесеньска на болони была дебрьски сани и понесли ее к синему морю

    В этом отрывке имеется, как отметил Сулейменов, тюркская синтагма: "дебрь кисаню", означающая железные путы. Это согласуется с толкованием бояр:
    Уже соколам крылья "припешали" (то есть сделали пешими) поганых сабли, а самих опутали в путы железные.

    Во сне Святослава половецкие слова "дебрь кисаню" превратились в сани в дебрях!
    Дальнейшее толкование:
    Половцы как гнездо пардуса и в море погрузили ста (сотни воинов)

    20) Что имеет в виду автор, давая символическую картину природы в строках: « Темно бо бе во третий день…- пардуже гнездо»?

    Данный фрагмент представляет из себя не просто пейзаж, но и метафорическое изложение вышеуказанных печальных событий. Автор "Слова" намеренно использует этот сравнительно-изобразительный прием, дабы изложить историю о сражении Игоря с половцами и поражении его войска наиболее емко, красочно и эмоционально. Обращаясь к образам природы, он показывает важность произошедшего, акцентирует внимание на самом главном и делает тест выразительным. Так, говоря о гибели юных князей, он сравнивает их со светилами (месяцами) и угасанием этих светил, что повлекло за собой воцарение тьмы на земле русской. Половцы тут превращаются в лютых зверей (гепардов), которые рыщут по мирным краям и творят жестокое кровопролитье. Море в этом фрагменте - это вечность, которая поглощает все сущее и метафорически забирает его из нашего мира (княжичи погибли - светила потухли и скрылись за морским горизонтом). Резюмируя все сказанное, можно сказать, что автор в этом фрагменте излагает известные нам события в метафорической и символической форме, чтобы показать нам их значимость и ужасные последствия. 

    21. С какими историческими событиями связаны в «Слове…» строки: « Се бо готскыя красныя девы воспеша на брезе синему морю: звоня руским златом, поют время Бусово, лелеют месть Шароканю»?

    С этим вопросом стыкуется проблема локализации «синего моря», у которого эти готские девы проживали. Если в данном случае речь идёт о Чёрном море, то можно предположить, что автор «Слова» имел в виду готов крымских; с другой стороны, готы проживали также и на азиатской стороне Боспора, в столь хорошо знакомой древним русам Тмуторокани.

    Несмотря на разброс во мнениях исследователей, более вероятной является версия о том, что под «готскими девами», упоминаемыми в контексте половецких войн, всё же подразумеваются именно крымские готы. Как мы уже говорили выше, около середины XI века южнорусскими степями и северным Крымом завладели половцы, господствовавшие здесь до татарского вторжения в первой половине XIII века и оседания в Крыму. Если предположить, что готы на тот момент были подданными или союзниками половцев, становится понятна их радость по поводу половецких побед, которые сулили бы готам денежную прибыль, т. е. «русское злато». Победа половцев над русскими, соответственно, воспринималась бы как месть за поражение половцев, нанесенное русским оружием в 1107 (или 1111 г.) хану Шарукану, деду упоминающегося в «Слове» хана Кончака.

    Впрочем, есть и иные толкования. По мнению М.А. Салминой, в «Слове» говорится о северных готах, а не о крымских, и «готские девы» отнюдь не радуются поражению русских. Напротив, «звоня рускымъ златомъ», они воспевают времена торговли с русами и «лелѣютъ месть Шароканю», т. е. мечтают о возмездии половцам за то, что те помешали им в этой торговле.

    22.В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович?

    Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, родился в 1151 г. Он был сыном черниговского князя Святослава Ольговича и внуком Олега Святославича („Гориславича“) Князем в Новгороде Северском (небольшой город на восточной окраине Черниговской земли) Игорь стал в 1179 г. В 1198 г., после смерти Ярослава Всеволодовича черниговского, Игорь стал князем в Чернигове. В 1202 г. Игорь умер.

    Святослав сожалеет: «А уже не вижу власти сильного и бога того брата моего Ярослава, с воинами многими, и с черниговски ми боярами...». Ярослав Всеволодович, черниговский князь, род ной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своих воинов и встал около Чернигова, защищая только свою землю: «...а Ярослав в Чернигове, совокупивъ вои свои, стояшеть» (из Киевской летописи). Святослав восклицает: «Но сказа ли вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим».

    Вспомним, что сильное войско Давида Ростиславича Смолен ского, пришедшее на призыв Святослава, стояло в тылу у киев ского князя и отказывалось двигаться дальше. «Когда сокол воз мужает, высоко птиц взбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но вот мне беде, — восклицает Святослав, — княжеская непокор ность, вспять времена повернули. Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен. Горе и беда сыну Глебову!»
    Владимир Глебович, о котором говорит Святослав, — это брат «прекрасной Глебовны», жены Яр-Тур Всеволода, попав шего в плен. Киевская летопись говорит, что Владимир Глебо вич был «дерзок и крепок в рати». Защищая Переяславль от по ловцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами. Враги обступили его. Воины, увидев из города, что половцы окружили князя, «выринушася из города» и отбили своего князя, который был ранен тремя копьями. Израненный Владимир Глебович послал к русским князьям за помощью, но Давид со смолянами решил возвратиться домой, а Святослав с Рюриком охраняли броды через Днепр. В результате половцы по дороге напали на беззащитный Римов и уничтожили город: «Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен».
    23. Найдите сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей?

    Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.
    Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.
    Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.
    Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.
    Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.
    За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей. Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.
    Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он. «Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле. Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»
    Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями». Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота. Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.
    Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».
    Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».
    1   2   3


    написать администратору сайта