1.Киевская Русь: политическая, социально-экономическая и культурное развитие. Взаимоотношения с соседями. Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве – 882 г. Согласно летописи, Олег правил в 882 - 912 гг. Он подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.
Киевский князь правил, опираясь на дружину. Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Главным источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является древнейший памятник законодательства – "Русская Правда".
Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Дань выплачивалась общиной целиком, хотя и могла рассчитываться подворно. Община у славян называлась вервью. В X - XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX – начале XI в. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.
В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь, закупы, рядовичи, смерды. Отношения с Византией заключались, во-первых, в торговле по пути "из варяг в греки" и, во-вторых, в периодических набегах дружины на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде.
Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако византийцы предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда дунайских болгар.
При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.
Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста, сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на численное превосходство греков, русские сражались успешно.
После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир. По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.
Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага. Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.
Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен. Олег обложил эти племена данью в пользу Киева. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии, соперничавшей с каганатом в Причерноморье, и на почве религиозных разногласий.
Решающий удар каганату нанес Святослав в 964 - 966 гг. Вскоре каганат распался. В степях установилось господство печенегов.
Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. – в двух днях пути.
В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. Вскоре после этого многие печенеги перешли на русскую службу, главной же угрозой Руси с востока стали на два столетия половцы. Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X - XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Внуки Владимира были женаты на европейских принцессах, а внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.
В Х - XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.
Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.
| 2. Принятие христианства на Руси: причины, ход, последствия.
При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века.Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, но по некоторым источникам, был ярым противником христианства.До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие).Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. К тому же по политическим соображениям Владимир понимал необходимость принятия одной из мировых религий (чтобы повысить свой авторитет внутри государства, повысить статус Руси на мировой арене и т.д) "Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители трех религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм - т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. Еще одной из причин принятия христианства явилось то, что в христианстве главой церкви являлся глава светской власти. С решением Владимира принять христианскую веру была также связана его женитьба на византийской принцессе Анне (сестре Василия II). Византия стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. На переговорах Руси и Византии в 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 2 принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.
Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.
Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.
Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.
Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.
Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.
Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.
В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.
С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.
Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая
Последствия:
На Русь пришла церковная иерархия которая укрепляла гос. Иерархию; с принятием христианства на Руси исчезло рабство; установлен моногамный брак; появление письменности церковные организации – центры образования; предание забвению предшествующей языческой культуры; преследование людей за называние детей русскими именами; возникновение русского мата.
Причины: внутри-политические; внешне-политические; социальные.
|