вопросы материаловедение. 1. Классификация керамических изделий по свойствам (перечислить, знать основные отличия) (билет 1, 11, 15, 23)
Скачать 0.82 Mb.
|
Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск - при недожоге, т. е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи. Необходимо заметить, что каждый из перечисленных дефектов может иметь одну или несколько причин, связанных как с неправильным приготовлением глазури, так и с несоблюдением режима обжига или техники глазурования. Судить уверенно о том, какая из причин является определяющей, можно лишь после специально проведенных экспериментов. Для исключения возможных дефектов необходимо пользоваться специально подобранной для данного материала глазурью, тщательно соблюдать рекомендации по ее нанесению (не наносить толстый слой, не оставлять неглазурованных мест, добиваться равномерного покрытия, очищать изделие перед глазурованием от пыли, пятен жира и т. д.), соблюдать режим обжига и не торопиться извлекать глазурованное изделие из печи, не охладив его до 60-80°С. Глазурные дефекты иногда служат также элементами декора, так цек используют для создания глазурей типа кракле, оттеняя сеть волосяных трещин. Используют также декоративную сборку. Дефекты декорирования наиболее разнообразны и могут быть связаны с нарушениями технологии приготовления красок, их неправильным нанесением, а также несоблюдением режима обжига. 20. Терракота (состав, t обжига, основные свойства, применение) (билет 9, 20) Терракота (красные цветочные горшки) - керамические изделия, не покрытые глазурью, имеющие пористую структуру черепка. Состав: Глина каолиновая — 99,9%, шамот каолиновый — 0,1%. Цвет от бледно-бежевого до насыщенного красно-кирпичного оттенка. Цвет зависит от примесей железа. t обжига 950-1100 градусов С. Лучшими исходными материалами для терракоты являются окрашенные тугоплавкие глины, свободные от растворимых солей, дающие после обжига пористый материал. Небольшая усадка. Также, при обжиге большую роль играет газовая среда печи (при слабо-восстановительной среде материал приобретает серый цвет, черный цвет можно получить при наличии окислительной газовой среды). Терракота имеет широкое применение в керамике бытового, художественного назначения. Террако́та (от итал. terracotta — жжёная земля) — разновидность неглазурованной керамики, изделий из железистой глины, которая после первичного обжига приобретает характерный красно-бурый или желтовато- коричневый цвет. Изделия из терракоты имеют матовую, слегка пористую поверхность. Из таких же глин, богатых окислами железа, получают краситель — красную охру и разнообразные ангобы. Терракоту применяют с разнообразными целями в строительстве, архитектуре, скульптуре, декоративном и прикладном искусстве. Из терракоты изготавливают строительные и декоративные детали, посуду, вазы, скульптуры, игрушки, изразцы, черепицу, облицовочные плитки. 21. Виды формования керамических изделий (перечислить, знать основные отличия, преимущества и недостатки) (билет 10, 12, 13, 16, 21) Формование керамических изделий можно вести тремя различными способами: полусухим и изостатическим прессованием из пресс- порошков, пластическим формованием из пластичной массы и шликерным литьем из литейных шликеров. В свою очередь все три способа имеют большое количество разновидностей, отличающихся между собой усилиями формования, способами приложения их к материалу и специальной оснасткой - пресс- формами и различными приспособлениями. Способ горячего литья - литья шликера, содержащего вместо воды расплавленный парафин, в металлическую форму, применяется для формования безглинистой технической керамики. Общая цель всех методов формования - заставить дисперсный материал принять нужную форму и сохранить эту форму без разрушения до обжига, при котором происходит образование единого прочного керамического тела. Для изделий, изготавливаемых из глинистого сырья, достаточно привести частицы массы в состояние контакта и снизить влажность заготовки, высушив ее до влажности 10-15%. При этом мелкие частицы глины служат своеобразным клеем-основой и могут склеивать непластичные частицы песка, полевого шпата и т. п. Если же керамическое изделие производят из непластичных материалов, то для его формования требуется особая связка, которая послужит таким клеем. При горячем литье такой связкой служит парафин, при других способах формования используют синтетические полимеры в виде водных или иных растворов. Сохранить форму изделия в первом случае помогает превращение расплава парафина в твердое тело при его охлаждении в металлической форме, в других случаях - испарение воды или иного растворителя и стягивание частиц, покрытых тонким слоем клеящей связки. Рассматривая три основных способа формования, можно заметить, что для придания изделию необходимой формы требуются усилия, обратно пропорциональные содержанию связки в формуемой массе (для материалов на основе глин связкой является вода, образующая тонкие пленки между частицами). Так литье шликера в гипсовые формы протекает практически при атмосферном давлении (0,1 МПа); Пластическое формование требует ручных или механических усилий, измеряемых 0,5-5 Мпа; Прессование производится под давлением 10-100 МПа. Важно отметить еще одну особенность - чем больше усилий мы прилагаем для придания формы, тем больше вероятность получения неравноплотной заготовки изделия, что, в свою очередь, грозит появлением дефектов - трещин, сколов и т. п. Самые сложные изделия получают шликерным литьем - способом, при котором не требуется приложения внешних усилий. |