Главная страница

Рамазанов русский язык. 1. коммуникативные и структурные свойства языка


Скачать 103.13 Kb.
Название1. коммуникативные и структурные свойства языка
Дата12.01.2023
Размер103.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРамазанов русский язык.docx
ТипДокументы
#883974
страница5 из 5
1   2   3   4   5
 – речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе; к социально-бытовому приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т. д.

ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». Это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы  в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторв, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает – эмоциональная или логическая. 

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей. 

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. 

АУДИТОРИЯ  КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Еще в античные времена словом «аудитория» называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами audire («слышать») и auditor («слушатель»). 

В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с очень своеобразными особенностями коллективных переживаний.

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

Главные показатели взаимопонимания – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. На установление полного, устойчивого контакта влияет целый ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. 

Также важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего это степень однородности (неоднородности) аудитории Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальная принадлежность, уровень образования, профессиональные интересы, жизненный опыт и т. д. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. В малочисленной аудитории каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. При этом в такой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. К тому же малочисленной аудиторией значительно легче управлять.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Общий настрой существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением коллектива, уметь, если надо, изменить его.

Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально-познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности.

Оратору небходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

Кроме всего прочего на установление контакта влияют и некоторые особенности психологии слушателей, которые предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, поэтому одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного, кричащего и т. д. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Важна и поза оратора.

Существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории форма преподнесения материала. Вопрос «Читать или говорить?» – один из вечных вопросов истории ораторского искусства. Ответ на этот вопрос принципиально не важен, т. к. самое главное – умелое произнесение речи, умелое применение приобретение риторических навыков. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор, как он преподносит материал – излагает его свободно или читает текст заготовленной речи. Все эти факторы влияют на установление контакта.

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – оратор и его сообщение.

Необходимость держать слушателей в напряжении побуждает ораторов использовать весьма разнообразные средства языка, поэтому данный стиль относится к незамкнутым.

За длительный период существования и развития ораторского стиля было выработано много таких приемов воздействия на слушателей, которые принято называть приемами ораторского искусства. Наличие в речах и выступлениях данных приемов в первую очередь обособляет их от «речевых произведений», относящихся к другим стилям. Перечислим некоторые приемы.

Риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой вопрос, содержащий утверждение или отрицание, следовательно, не предполагающий ответа.

Риторическое обращение – обращение к предмету, отвлеченному понятию или к отсутствующему лицу; применяется как средство усиления выразительности речи.

Повтор одних и тех же слов как прием для подчеркивания каких-либо важных деталей, а иногда и основной мысли.

Умолчание – особый прием, сущность которого состоит в том, что оратор не до конца выражает (или раскрывает) мысль, предоставляя слушателям самим догадаться, что именно осталось невысказанным.

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Каламбур – риторическая фигура, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.

Антитеза – резкое противопоставление – понятий, мыслей, образов.

Градация – такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (или ослабление) производимого впечатления.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях комизма.

Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

В зависимости от темы речи, аудитории, перед которой приходится выступать, ораторы применяют и многие другие приемы.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь» [28, с. 186].

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки:

  • тема выступления должна быть определена и четко, лаконично, конкретно сформулирована;

  • говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Тема и целевая установка должны быть четко сформулированы оратором и для слушающих его, что облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

НАЧАЛО, ЗАВЕРШЕНИЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЕ РЕЧИ

В ораторских выступлениях выделяются три структурные части: вступление, основная часть, заключение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Оно должно завершить логический круг, закруглить речь, т.е. связать с началом. Последние слова должны мобилизовать слушателей, призывать их к активной деятельности. 

Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Продумывая структуру главной части, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы и ораторские приемы будет использовать.

Основные методы преподнесения материала:

  • индуктивный – изложение материала от частного к общему; часто используется в агитационных выступлениях;

  • дедуктивный – от общего к частному; выступления пропагандистского характера; 

  • метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов с тем, что хорошо известно слушателям;

  • концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;

  • ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим;

  • исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Обязательным является соблюдение логической последовательности в изложении материала.

К недостаткам выступления относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем, шаблонное (трафаретное) построение речи.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта