Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурно-исторические предпосылки возникновения философии

  • Философия даосизма

  • Конфуцианство

  • Как необходимо управлять людьми • Как вести себя в обществе

  • как управлять обществом

  • Гаутама Будда

  • Возникновение

  • Философские школы Древней Индии

  • древний Восток. 1 Культурноисторические предпосылки возникновения философии


    Скачать 38.06 Kb.
    Название1 Культурноисторические предпосылки возникновения философии
    Дата15.05.2023
    Размер38.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладревний Восток.docx
    ТипДокументы
    #1131920

    1) Культурно-исторические предпосылки возникновения философии


    Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

    Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

    Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

    Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

    Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).

    Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

    1. Возможности человека:

    - выделение умственного труда;

    - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

    - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

    - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

    И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

    2. Потребности человека:

    - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

    Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

    Общее понятие и характерные черты китайской философии


    1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

    • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

    • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

    • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

    2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

    • даосизм;

    • конфуцианство;

    • легизм и др.менее распространенные

    После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философиисоставляли:

    • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

    • неодаосизм;

    • неоконфуцианство.

    3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайскойфилософии) характерно:

    • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;

    • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

    • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

    • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

    • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

    • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

    • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

    • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

    • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

    • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

    • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

    • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).

    Даосизм – древнейшее философское учение Китая


    1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

    Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».

    2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

    • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

    • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;

    • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);

    • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

    • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

    • необходимо во всем уступать друг другу.

    Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм


    1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

    Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

    Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

    Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?

    Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

    2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

    • жить в обществе и для общества;

    • уступать друг другу;

    • слушаться старших по возрасту и по званию;

    • подчиняться императору;

    • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

    • быть человечным.

    3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

    • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

    • управлять на основе добродетели («бадао»);

    • обладать необходимыми знаниями;

    • верно служить стране, быть патриотом;

    • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

    • быть благородным;

    • делать только добро государству и окружающим;

    • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

    • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

    • быть лояльным по отношению к руководителю;

    • проявлять старание в работе;

    • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

    Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

    4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.

    Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

    Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

    5. Основными постулатами легизма являются следующие:

    • человек обладает изначально злой природой;

    • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

    • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

    • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

    • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

    • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

    • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

    • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

    • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

    • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.


    Древне индийская философия


    1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философиивыделяются три основных этапа:

    • XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

    • VI — И вв. до н. э. — эпический период;

    • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

    Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

    Веды, как правило, включали в себя:

    • «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»).

    Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

    В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

    • буддизм;

    • джайнизм;

    • чарвана-лакаята.

    Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

    • йога;

    • веданта;

    • вайшешина;

    • ньяя;

    • миманса;

    • санкхья.

    Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

    В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

    3. Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

    • Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

    • Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

    • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

    Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

    • Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь¬но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

    Буддизм и его основные идеи


    1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

    Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.).

    Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма»(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

    «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

    2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

    • земная жизнь полна страданий;

    • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

    • от страданий можно избавиться;

    • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

    3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

    • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

    • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

    • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

    • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

    • правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове¬дей в каждом поступке;

    • правильное умение — усердие и трудолюбие;

    • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

    • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще¬ствляющие связи с космосом.

    4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

    • не убий;

    • не укради;

    • будь целомудренным;

    • не лги;

    • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

    Возникновениефилософии в древней Индии относится к середине первого тысячелетия до нашей эры. Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды - сборник гимнов в честь богов и героев, в котором изложено мифолого-религиозное представление о мире, человеке, морали и т.п. В Ведах можно выделить четыре части: Самхиты (гимны, песни, заклинания, магия), Брахманы (комментарии к ритуалам), Араньяки (наставления для отшельников), Упанишады (философско-религиозный комплекс). Именно в Упанишадах обозначено начало религиозно-философского мышления. Основой бытия признается универсальный принцип - Брахма, связанный с индивидуальной душой Атман. Неотъемлемой частью этого учения является концепция колеса Сансары и закона воздаяния кармы.

    • Философские школы Древней Индии можно разделить на ортодоксальные (астика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (настика), отрицающие Веды за лживость и многословность. К первым относят школы: миманса, веданта, санк-хья, йога, ньяя, вайшешика, ко вторым - джайнизм, буддизм, чар-вака-локаята.

    • Буддизм - философско-религиозное учение, связанное с именем Сидхартхи Гаутамы или Будды (просветленного). Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Многие религии предполагают сверхъестественные решения проблем земной жизни. Буддизм в этом отношении придерживается другого мнения: спасение от страданий зависит только от личных усилий человека. Будда учил, что, осознав, каким образом мы создаем себе страдания, мы сумеем избавиться от них.

    • Сведения о самом Будде отрывочны. Его многочисленные поучения не записывались, а сохранялись и собирались как устная традиция. В легендах рассказывается о чудесном зачатии Будды. Его матери приснился сон, что духи поднимают ее над Гималаями и сажают на божественное ложе. Будущий Будда явился к ней в образе белого слона и вошел в ее чрево. До этого он имел много воплощений и снова был призван на землю своим сочувствием ко всему страждущему. Мудрецы истолковали этот сон так: родится сын, который станет либо царем всей Индии, либо, уйдя от мирской жизни, станет просветленным существом и поделится с миром своим прозрением.

    • Будда родился в царской семье и должен был стать престолонаследником. Отец Будды, мечтая, чтобы сын стал царем, попытался сделать его жизнь настолько приятной и беззаботной, чтоб у него не возникло желание что-либо менять. Однако по воле богов однажды он увидел «четыре зрелища», которые отец тщательно скрывал: старика, больного, мертвеца и монаха-аскета. Осознав бесплодность чувственных удовольствий, молодой принц оставляет жену, богатства и надевает грубое платье странствующего аскета.

    • Будущий Будда искал путь освобождения от страдания. Ни один учитель, учеником которого он становился, не дал ему высшего знания. Продолжая поиски, он присоединился к пяти отшельникам, жившим в лесу. Восхитившись их стремлением умертвить чувства, он решил сам попробовать этот путь освобождения. В течение шести лет он превзошел их в своем самоотречении. Однажды, сидя на берегу, он услышал разговор лодочника, поучавшего своего сына: «не плыви близко к левому берегу, там ты можешь сесть на мель и не плыви близко к правому берегу, там запутаешься в камышах; держись середины реки». В этот момент принц Сидхартха и стал Буддой (просветленным). Он осознал, что жизнь - река и чтобы плыть необходимо, держаться середины, и иступил на срединный путь. Сидя в глубокой медитации, он познал высшее просветление. Вначале он вспомнил все свои прошлые жизни. Затем узрел колесо смерти и рождения, где добрые и злые поступки отражаются на последующей жизни. Ему было дано знание о сущности страдания, его источнике и способе избавления. это знание составляет основу буддизма.

    • Четыре Благородные Истины:
      1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания.
      2. Страдание проистекает от наших желаний.
      3. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания (Нирвана).
      4. Существует путь достижения этого состояния.

    • Первая Благородная Истина. Все люди испытывают горе, неисполнение желаний, старость, болезнь, смерть и т.п. Какое-то время человек может быть счастлив, но счастье недолговечно.
      Вторая Благородная Истина. Причина страдания - непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле все преходящее и изменчиво. Только признание факта страдания позволяет увидеть вещи такими, какие они есть.
      Третья Благородная Истина заключена в том, что страдание можно прекратить, достигнув Высшей Действительности, пли Нирваны,-состояния, в котором нет желаний и иллюзий.
      Четвертая Благородная Истина гласит, что только живя нравственно, сосредоточенно и мудро, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания.

    • Восьмеричный Путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Совершенство на этом пути означает окончательный выход из цикла рождений и смертей в покой Нирваны. Восьмеричный путь включает:
      - праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии;
      - праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма;
      - праведные слова, т.е. необходимо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;
      - праведное действие, т.е. нравственное поведение;
      - праведный образ жизни, т.е. ремесло человека не должно нарушать общественную гармонию;
      - праведное усилие, т.е. стремление уничтожить «вредные» состояния в прошлом, настоящем и будущем;
      - праведная мысль, т.е. совершенствование мышления;
      - праведное размышление, т.е. умение успокоить мысль..


    написать администратору сайта