Главная страница
Навигация по странице:

  • 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.

  • Белорусская культура XIX - начала XX века

  • Культурология ЭКЗАМЕН. 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии. В широком смысле культурология


    Скачать 1.25 Mb.
    Название1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии. В широком смысле культурология
    АнкорКультурология ЭКЗАМЕН.doc
    Дата20.05.2018
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология ЭКЗАМЕН.doc
    ТипДокументы
    #19482
    страница19 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    56. Культура белорусского Ренессанса.

    Особенности белорусского Возрождения

    Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.

    Формирование условий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси.

    После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.

    Поэтому, Польша, Чехия и Далмация прошли стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.

    Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры.

    XVI век многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.

    На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию.

    Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:

    1. Раннее Возрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).

    В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

    2. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).

    Этот период включает в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования: судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.

    3. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).

    Содержание этого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.

    Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт с Богом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.

    В полной мере это относится и к нашей стране. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно и людьми Реформации. Особое значение реформационного движения, состояло в обсуждении целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательной деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. В дальнейшем получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

    Духовная жизнь Великого княжества Литовского, в составе которого была и Беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

    Отчетливо проявило себя рационалистическое направление белорусской духовности. Было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность.

    Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

    Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

    1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

    2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

    3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

    Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага.

    Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма [16]. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

    Во второй половине XVII — XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального и письменного языка было запрещено.

    Постановлением сейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

    Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII — начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность — полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура — культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

    57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.

    Во второй половине XVII – XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

    Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII – начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность – полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

    Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.

    В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.

    Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

    Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

    Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII – XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

    В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.

    В XVII – XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.

    58. Белорусская культура XIX - начала XX века

    В XIX в. этнокультурное развитие белорусов осуществлялось в новых социально-политических и экономических условиях, связанных с вхождением нашей территории в состав многонациональной Российской империи. После трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 г. между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которых к последней отошла вся Беларусь, и вплоть до конца первой четверти XIX в. российское правительство шло навстречу местной ополяченной шляхте, и процесс полонизации был по-прежнему ничем не ограничен. Только после подавления восстания 1830—1831 гг. начинает проводиться политика насаждения православия, идеи единой русской народности, русификации, когда с 1836 г. польский язык вытесняется русским. Политика царизма в аграрной области была направлена на расширение местного и насаждение русского землевладения. Приобретенные белорусские земли активно раздавались Екатериной II русским военным и гражданским сановникам, помещикам, крупным чиновникам. Это определило новый всплеск крупномасштабного строительства дворцов и усадеб с 80-х годов XVIII в. Кроме того, постепенный распад крупных феодальных латифундий на множество мелких имений, сдаваемых в аренду в связи со стабилизацией экономического положения средней шляхты в конце XVIII в., еще более увеличил объемы дворцово-паркового и усадебного строительства.

    В белорусском регионе имеется достаточно представительная группа памятников пейзажного стиля эпохи классицизма в дворцово-парковом искусстве последней четверти XVIII—XIX в. Например, Сутков, Добосня, Рованичи, Гомель, Бельмонты, Совейки, Залесье, Щорсы, Радзивилли-монты, Освея, Наровля, Несвиж.

    В культовой архитектуре конца XVIII—начала XIX в. классицизм также нашел свое воплощение. К выдающимся памятникам этого периода относят Петропавловский собор в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве, костел пиаров в Лиде, церковь Рождества Богородицы в Славгороде, Покровскую церковь в Стрешине, Преображенскую церковь в Чечерске, Минскую церковь Марии Магдалины. Им были присущи центричные купольные композиции в сочетании с дорическим ордером, что придавало сооружениям монументальность. Памятниками монументально-декоративной живописи XIX в. в классицистической традиции являются росписи Варваринской церкви в Пинске и церкви Рождества Богородицы в Славгороде. На Беларуси в конце XVIII—первой половине XIX в. работали такие выдающие архитекторы, как Н. Львов, В. Стасов, А. Мельников, Д. Кларк, К. Подчашинский, М. Шульц, В. Гуцявичкци Во второй половине XIX в. происходит упадок классицизма и начинается расцвет ретроспективно-готического стиля, который особенно проявился в строительстве костелов. Примерами могут служить костелы св. Троицы в Минске, св. Петра и Павла в Старых Василишках (Гродненская обл.), св. Симеона и Елены (Красный костел) в Минске, построенный в 1908 г. при поддержке Э. Войниловича, слуцкого уездного судьи, рано потерявшего двоих своих детей. Развивается ретроспективный русско-византийский стиль — Николаевская церковь в Петрикове, Свято-Воскресенский собор в Борисове. В традициях русского классицизма позднего времени возводились театры в Могилеве и Минске, дом вице-губернатора в Могилеве, дом купца Муравьева в Гродно, архиепископский дворец в Минске.

    Отмена крепостного права в 1861 г. подорвала позиции усадеб как административно-хозяйственных центров дворянских землевладений.

    Итак, если в первой половине XIX в. главными объектами строительства были культовые здания и дворцово-парко-вые комплексы, то промышленный переворот и утверждение капиталистических отношений привели вначале к уменьшению, а после и к полной трансформации значения городской и сельской дворянской усадьбы как одного из главнейших центров культурной жизни общества Российской империи. Поэтому во второй половине XIX — начале XX в. главное значение приобретает общественное строительство: центры белорусских городов благоустраивались, появились канализация и электричество, многоэтажные дома, особняки для буржуазии, вокзалы, мосты. В архитектуре стали ощущаться черты эстетического упадка, что привело к развитию эклектизма, где упор делался на внешнюю декоративность фасада с использованием элементов различных стилей. В крупных городах Беларуси получило распространение и новое искусство кинематографии. Так, в 1911 — 1912 гг. в Гомеле был один (на 800 мест), а в Минске — три кинотеатра, где демонстрировалось немое кино.

    На развитие изобразительного искусства в Беларуси отрицательно влияло отсутствие местных профессиональных художественных школ. Улучшило положение открытие частных рисовальных школ в Могилеве, Витебске и Минске. В живописи XIX в. особенное развитие получили пейзажный и портретный жанры. Выдающимся художником был

    И. Алешкевич (1777-1830) из местечка Радошковичи, который работал в стиле классицизма и романтизма. Его портреты Л. Сапеги, М. Радзивилла, А. Чарторыйского, А. Мицкевича, женские портреты говорят о глубоком проникновения в душу натуры. В. Ванькович (1800-1842) был уроженцем Березинского р-на, работал в стиле романтизма, являлся автором многих исторических полотен и портретов. Среди них «Мицкевич на скале Аюдаг», портреты А. Пушкина, А. Горецкого, А. Монюшки. Я. Дамель (1780—1840), известный живописец-портретист, также писал картины на исто-рико-религиозные темы — «Смерть Глинского в темнице», «Отступление французов через Вильню в 1812 г.». В. Дма-ховский (1805—1862) был не только художником, графиком, но и театральным декоратором. Он участвовал в восстании 1830—1831 гг. и вынужден был эмигрировать, создал много романтических пейзажей «Родина», «Замок и башни в Троках», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно».

    Н. Орда (1807 — 1887) , уроженец Ивановского р-на, был художником и композитором, много путешествовал по Беларуси. Благодаря его графическим сериям до нас дошли виды городов, сел, замков и усадеб Беларуси. Его рисунки альбомами были изданы в Париже, Вильне. Они отличаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для историков и искусствоведов, большинство рисунков находится в Национальном музее в Кракове.

    Мастером натюрморта и пейзажа по праву называют И. Хруцкого (1810-1885), который закончил Петербургскую академию художеств. Его картины «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» написаны весьма реалистично. С теплотой и любовью он рисовал детей — «Мальчик с корзиной и грибами», «Дети». В скульптуре расцвел талант шляхетского рода Ельских (Кароля, Яна и Казимира), Р. Слизеня, работавших в стиле позднего барокко и классицизма. Почти все вышеназванные художники, скульпторы были воспитанниками Виленской школы живописи, как часто называют отделение изящных искусств при Виленском университете, созданное в начале XIX в., с кафедрами живописи и скульптуры. К сожалению, после восстания 1830 — 1831 гг. эта школа была закрыта. В ней работали великие художники-учителя Я. Рустем, Ф. Смуглевич.

    Большинство живописцев, которые работали в Беларуси в начале XX в., получили образование в Петербургской Академии художеств, а некоторые в Московском училище ваяния и зодчества. Например, Н.'Селиванович после окончания академии принимал участие в работе над мозаичными панно Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и создал для иконостаса мозаику «Тайная вечеря». С 1890 по 1917 гг. в Минске проводилось 10 выставок изобразительного искусства, которые способствовали популяризации творчества многих белорусских художников. В 90-х годах XIX в. были открыты художественные школы В. Мааса в Минске и Ю. Пэна в Витебске, давшие много талантливых художников, таких как М. Шагал, К. Малевич и другие. В это время в жанре пейзажа работали В. Бялыницкий-Бируля («Весна идет», «Вечные снега», «Зимний пейзаж»); Ф. Рущиц («Земля», «Эмигранты»); С. Жуковский («Неман», «Осенний вечер»). Бытовой жанр разрабатывался в картинах Ю. Пэна («Часовщик», «Старый портной»); Я. Кругера («На суд профессора»); Л. Альперовича («Швеи», «Вечер в семье»).

    В конце XVIII-XIX в. на Беларуси работали такие композиторы, как С. Монюшко (автор оперы «Галька», написанной с использованием белорусской народной мелодики, поставлена в Вильне), М. Огинский, Д. Стефанович, Н. Орда, Ф. Милодовский (автор оперетты «Конкуренты», поставленной в Минске), М. Ельский, И. Глинский, Ф. Лопата, Я. Иодко, Ю. Шадурский (автор оперетты «Тарас на Парнасе»). Аранжировкой белорусских народных песен занимался А. Абрамович. В начале XX в. изучала и пропагандировала белорусскую народную песню Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете, созданная Н. Янчуком.

    После присоединения Беларуси к России появился целый ряд специфических особенностей в развитии школы. В 1828 г. был введен новый статут учебных заведений, по которому школьная система строилась на сословном принципе и состояла из школ для низших сословий (приходских училищ) с «одногодичным сроком обучения», уездных училищ с 4-летним сроком обучения. Следующая ступень образования была предназначена исключительно для детей чиновников, шляхты и состояла из среднего и высшего образования, а именно, после домашнего обучения шла семилетняя гимназия и университет.

    Ректором Виленского университета был Я. Снядецкий, математик, астроном, открывший в городе астрономическую обсерваторию. Его брат Е. Снядецкий, биолог и химик, разработал оригинальную теорию органических веществ. Большой вклад в развитие биологии и медицины внесли также С. Юндил, Ф. Римкевич, И. Франк. Выдающимся историком и общественно-политическим деятелем революционно-демократического направления являлся И. Лелевель. Он был вдохновителем тайных студенческих обществ филома-тов и филаретов, организованных студентами Виленского университета. В 1832 г. Виленский университет был закрыт как рассадник антирусских настроений, та же участь постигла униатские и католические школы. Церковно-приходские школы были заменены народными училищами, а монастырские школы преобразованы в гимназии. Процесс обучения перевели на русский язык, а выпускникам Виленского университета запретили преподавать в школах на белорусских и литовских территориях. Для этих целей в школы специально приглашались учителя из глубинных российских губерний. В 60-е гг. XIX в. на Беларуси было 576 учебных заведений, в школах училось 17 тыс. человек, что составляло всего 0,5 % всего населения, и в 1897 г. 68 % белорусского населения оставались неграмотными. В 1848 г. был открыт ГориТорецкий земледельческий институт, где впервые стараниями К. Шмидта появилась химическая лаборатория. Однако после подавления восстания 1863 г. его работа была прекращена.

    После проведения в Российской империи в 60—80-е гг. XIX в. школьной реформы в белорусском регионе открылось 5814 церковно-приходских школ. В 1887 г. был принят известный циркуляр «о кухаркиных детях», который ограничил учебу детей из низших сословий, за исключением особо одаренных. Потребности капитализма диктовали новые подходы к развитию школьного дела и к началу XX в. уменьшилось количество церковно-приходских школ, но увеличилось количество народных училищ и средних школ, подчиненных министерству народного образования. Количество гимназий и реальных училищ выросло с 28 в 1900 г. до 122 в 1914 г. Однако из-за высокой платы за обучение не все дети могли учиться. Только 18,4 % сельских детей учились в 1911 г. Профессионально-техническое обучение велось в Гродненском ремесленном училище, Гомельском техническом железнодорожном училище, Горецком землеустроительном училище, Марьиногорской сельскохозяйственной школе. Был организован целый ряд учительских семинарий: Моло-дечненская, Полоцкая, Несвижская, Свислочская, позже открылись Бобруйская, Гомельская, Рогачевская, Оршанская,

    Борисовская. Первый учительский институт стал работать в Витебске в 1910 г., затем в Могилеве и Минске. Они давали неполное среднее и высшее образование, так как царское правительство не разрешало иметь на белорусской территории высшие учебные заведения.

    Становление белорусской литературы первой половины XIX в. связано с именами А. Мицкевича (1798—1855) и Я. Борщевского (1796—1851). А. Мицкевич, уроженец Но-вогрудчины, использовал в своих произведениях фольклорные образы и темы, связанные с Беларусью, например в «Дедах», «Пане Тадеуше», «Гражине». Цикл легенд на основе белорусских сказок в четырехтомном сборнике «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», который сравнивали со «Сказками 1000 и 1 ночи», прославил писателя Я. Борщевского. В. Дунин-Марцинкевич (1808— 1884), поэт, писатель и драматург, сумел на глубокой этнографической основе создать ряд романтических произведений («Крестьянка», «Купалье», «Пинская шляхта»). Последним фольклорным поэтом по праву назван П. Багрим (1812 — ок. 1891). К сожалению, сохранилось только одно его стихотворение «Заиграй, заиграй хлопча малый...». В. Сырокомля (1823 — 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 — 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства, а в качестве ведущего выступал образ бесправного и забитого белорусского мужика. М. Богданович (1891 — 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

    Процесс формирования белорусской нации стимулировал интерес к культурно-историческому прошлому Беларуси. Например, братья Е. и К. Тышкевичи занимались сбором историко-этнографических документов, археологического материала, фольклора. Они основали в 1855 г. первый на Беларуси и Литве Виленский музей, куда передали коллекции из своих имений. В 1867 г. в г. Вильне основывается Северо-Западный отдел Русского географического общества, который занимался сбором исторических документов, описанием языка, быта, истории, белорусской культуры.

    Рост революционного и национально-освободительного движения, национального самосознания в начале XX в. привел к повышению интереса к научным исследованиям в области этнографии, фольклористики, истории. В 1903—1922 гг. вышло в свет исследование Е. Карского «Белорусы» в трех томах, в котором была приведена этнографическая карта Беларуси и дано обоснование самостоятельности белорусского этноса, издавались труды историка М. В. Довнар-Запольско-го. В 1902 г. в Могилеве по инициативе Е. Р. Романова было образовано «Товарищество по изучению белорусского края». В Вильне возобновило в 1910 г. работу «Русское географическое общество», издавшее четыре книги своих записок. В этом же году появился «Краткий очерк истории Беларуси» В. Ластовского.

    Развитие печати и издательского дела протекало в тяжелейших условиях, так как публиковалась практически только одна религиозная литература на русском языке, справочники и грамматики. В 1886 г. к существующим официальным изданиям «Губернские ведомости», «Епархиальные ведомости» добавилась неофициальная газета «Минский листок». В 1906 г. в Вильне начала выходить газета «Наша Нива», ставшая своеобразным центром единения национальной интеллигенции Беларуси. Свою задачу газета видела в возрождении белорусской культуры и подъеме самосознания белорусского народа. Сущность своей позиции «Наша Нива» сформулировала так: «творить культурные вещи всемирной ценности можно только на своем родном языке... Заменить же народу его язык — это значит убить душу этого народа, его особенную творческую способность... Мы, белорусы, не только имеем право, но и должны остаться белорусами»146.

    В 1890 г. открывается первый постоянный городской театр — в Минске, и с этого же года разворачивает свою деятельность «Товарищество любителей искусств». В начале века активизировалась театрально-музыкальная жизнь, что проявилось в создании ряда музыкально-драматических кружков, которые устраивали «белорусские вечеринки» с театральными постановками, народными плясками и гуляниями. Из них в 1910 г. в Минске был организован профессиональный театр «Первая белорусская труппа» во главе с И. Буйницким (1861 — 1917). Были поставлены такие пьесы, как «Павлинка» Я. Купалы, «Модный шляхтич» К. Каганца, «В зимний вечер» Э. Ожешко. Одним из выдающихся деятелей театра стал В. Голубок (1882—1937), написавший более 40 пьес для театра.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта