2 семестр. 1 лекция Ответ
Скачать 17.5 Kb.
|
Философия 1 лекция Ответ: Смысл в том: можно ли находясь в мире, будучи созданным законами мира, изнутри мира познать (увидеть) весь мир? Мой ответ-можно. Аргументирую я это тем, что человек способен не только ощущать мир вокруг себя и пользоваться им в своих интересах, как это делают животные, но и перемещать в себя, в свое сознание структуру внешнего мира познавая его законы. Мы строим мир внутри себя, внутри своего мышления и чем более структура законов мироздания совпадает с структурой законов которыми устроен внешний, по отношению к сознанию мир, тем более точно мы можем предсказывать мир, как в недосягаемом от нас отдалении, так и во времени. Таким образом, отматывая по оси времени время, двигаясь по познанной нами формуле мира мы пришли в точку его возникновения - 13.8 миллиардов лет. Так же можем "увидеть" мир и в будущем. И чем больше знаний, тем точнее предсказания. И основное свойство, которое нам позволяет нам это делать - это возможность создавать образ мира внутри своего сознания. Мы используем получаемые научным методом знания, как пазлы и встраиваем их в свою структуру мира. 2 лекция Ответ: Тяжело спорить с человеком, жившим около 2 600 лет назад. Тем более, со стоявшим у истоков западной философии. Сейчас то мы уже знаем, что мир состоит из множества различных элементов и соединений, и что вода - это лишь одно из многих веществ, из которых состоит мир. Поэтому говорить, что мир - это вода, не совсем точно. Но, если отбросить все эти прогрессивные знания об устройстве мира и вселенной, и на секунду притвориться древним греком, то… можно утверждать, что вода является источником всей жизни на Земле. Вода - это первородная субстанция, из которой рождается все остальное и к которой все в конце концов возвращается. Вода - это основа всей материи и источник всего движения. Она является источником всех изменений и поддерживающим фактором всего сущего. Свойства воды, такие как ее текучесть и способность принимать различные формы, отражают постоянно меняющуюся природу Мира. Вода находится в постоянном состоянии текучести, превращаясь из твердого тела в жидкость, газ и обратно. Точно так же и Мир и Вселенная находятся в состоянии постоянного изменения: рождаются, растут и умирают животные, люди, звезды и галактики. Кроме того, можно утверждать, что циклы воды, такие как круговорот воды, отражают цикличность Вселенной. Круговорот воды с его повторением испарения, осадков и стоков напоминает о цикличности жизни и вечном возвращении всего сущего! 3 лекция Ответ: В терминологии Канта добрая воля – это воля, чьи решения полностью определяются нравственными требованиями, которые он часто называет моральными законами. 4 лекция Ответ: Материалистическое понимание общества состоит из многих элементов теоретического объяснения, которого нет и сегодня. А поэтому не просто кратко и экспромтом ответить на вопрос. Исходным элементом материалистического понимания общества является положение - бытие определяет сознание, которое обратно воздействует на бытие. А бытие XIX века представляло собой множество форм общественной борьбы и широкое распространение идей об актуальности перехода к более справедливому обществу. Исходя из этого надо научно определить идеи, которые «изменят» общество (11 тезис Маркса о Фейербахе). Господствовавшие в обществе идеи воспринял и К Маркс, пожизненно претворявший их в реальность прежде всего научной разработкой проблем современного ему общества - учения, названного его фамилией, и объяснявшего направление успешной борьбы за созидание справедливого общества. 5 лекция Ответ: Как ни странно, но христианство, приходя на смену языческим культам, сыграло для древней Руси роль разрушителя родоплеменных традиций и раздроблению Руси на удельные княжества. Оно же спустя века выступило и интегрирующим основанием для "собирания русских земель" вокруг Москвы для преодоления вассальной зависимости от Орды. Но надо понимать, что в обоих случаях христианство выступило как "культурная форма" проявления исторически объективных процессов; то есть в конце концов следствием а не их "основанием". Сама по себе государственная централизация Руси вплоть до Российской империи была политическим процессом, лишь оформленным с привлечением религиозной фразеологии (даже с переламыванием через колено естественных религиозных настроений большинства россиян расколом и никонианством), когда стрельцы и петровские солдаты, а не простые люди "огнём и мечом" искореняли религиозное инакомыслие. 6 лекция Ответ: Эстетические произведения Аристотеля – кладезь идей для решения проблем общества третьего тысячелетия. Их субстанцией можно считать то, что называется сегодня праксеологией – наукой о всех аспектах общественной жизни. Поэтому представители разных наук находили в его этических трудах основания для своих мыслей. Но не просто оценить в единстве его вклад в науку трех его этических произведений. Основными его идеями в них можно считать собственно философию как науку о науке, объясняющую разные аспекты когнитивного основания жизни людей, прежде всего науку. У него имеются мысли о приемах диалектического органона теоретизации наук – главной проблемы общества с тех пор. Не просты герменевтические проблемы осмысления его идей. Скажем, по Аристотелю мудрость есть наука («мудрость – эта самая точная из наук» т.4, с. 179), следовательно, любовь к мудрости есть любовь к науке, а философия - наука о науке. Или объяснение им «сообразительности» и "сметливости" как особой формы деятельности ума, без чего не понять морфологии интеллекта (умствование - смекалистость – соображение - мышление). В этических произведениях Аристотеля много мыслей для понимания сущности науки вообще. Скажем, только его одна мысль «всякой науке нас обучают» (т. 4. С. 175) достаточна для того, чтобы понять специфику «научности» знаний. (Вечная память Марееву, идеи которого помогли осознать эту идею). Актуальны мысли Аристотеля в данной работе об экономических отношениях, на что обращали внимание политэкономы. Без их учета не создать будущей версии политэкономии. Особенно они актуальны для осмысления субстанции абстрактного труда в доктрине К. Маркса, без чего не разработать адекватной политэкономии третьего тысячелетия. Моя версия всего этого представлена прежде всего в монографии «Хозяйство, экономика, рынок. Политэкономия 21 века» Этика как наука начинается с его работ, в которых обозначен весь круг ее проблем. Не будучи этиком, не могу судить о современном состоянии этой науки, но исхожу из того, что современное ее объяснение не адекватно потребностям общества, а поэтому она в целом не известна народу и не востребована им. Только ее теоретизация сделает ее элементом настольной библиотечки гуманистов. А основанием этому будут и его идеи в данных трудах о сущности науки и актуальности ее теоретизации с помощью логического мышления. При этом важны и его мысли об этике. Скажем, фрагменты объяснения этики: поступки→ поведение → практика, поступки → добродетель → счастье, блага → удовольствия → счастье и т.п. При этом этика как наука о нравах объяснит их на основе единства трех регулятивов общества нравы → права → законы (конкретнее в другом посте на Кью). |