Личность Распутина. окончательный вариант. 1. Личность Григория Распутина 6 Заговор и гибель Григория Распутина 10
Скачать 39.52 Kb.
|
Тит лист СодержаниеВведение 3 1.Личность Григория Распутина 6 2.Заговор и гибель Григория Распутина 10 3.Публикации и мнения ученых о гибели Григория Распутина 15 Заключение 19 Список литературы 20 ВведениеИстория знает немало темно-загадочных личностей, чьи имена окутаны густым флером глубоких тайн и разноречивых домыслов. В начале, теперь уже прошлого века, когда наступила заключительная фаза российской монархии, когда политическое, государственное и моральное разложение приняло нормы трагической вакханалии среди мрака и хаоса, окутавших страну, такой скандальной фигурой был «старец» Григорий Распутин. Григорий Распутин родился 9 января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в зажиточной семье ямщика Ефима Яковлевича Распутина и Анны Васильевны Паршуковой. Григорий был пятым, но единственным ребёнком в семье, предыдущие четверо детей Ефима и Анны умерли. Его крестили на следующий день после рождения. Однако сведения о точной дате рождения Григория крайне противоречивы. Некоторые источники сообщают различные даты между 1864 и 1872 годами. Ознакомившись ближе с биографией Григория Распутина, я замечаю, что и в зрелые годы, он не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов Григорий был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца». Историк Эдвард Радзинский, отмечает в своих трудах, что Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января 1869 года. По старому стилю это день святого Григория потому младенца так и назвали. В родном селе Распутина школы не было, и Григорий, вплоть до начала своего странничества, был, как и его родители, неграмотным. В различной литературе отмечается, что в молодости он часто болел и до конца жизни внешне был довольно слабым и хилым. Но, не смотря на свою видимою слабость отличался сильным духом, он довольно часто совершал паломничества по святым местам. Данная работа направлена на изучение личности и гибели Григория Распутина. Одной из ключевых особенностей историографии данного вопроса является наличие яркой идеологической ангажированности, которую приобрело имя Григория Распутина в отечественной науке. В советский период основной целью стала дискредитация самодержавия, в современной же историографии наблюдается тенденция к апологетике Распутина. В то же время, личность старца всегда вызывала большие споры – и сейчас среди ученых нет единого мнения о том, кем на самом деле был Распутин. Негативное отношение к Григорию Распутину наблюдалось и среди дореволюционных авторов. В данном русле пишут свои труды многие авторы первых лет советской власти. Особого внимания заслуживает работа Б. Алмазова (1922) – несмотря на идеологический подтекст, она лишена всякого рода мистификаций, а потому может рассматриваться как полезный источник. С явной критикой царского режима и лично Николая II выступает историк Н.Н. Евреинов (1924). В том же году в свет выходит работа следователя ЧСК В.М. Руднева. Советские историки, бежавшие за границу также ведут исследования о Григории Распутине. В 1925 году, посмертно, выходит работы юриста Н.А. Соколова, в которой автор излагает результаты своего расследования об убийстве царской семьи – естественно, автор не обходит вниманием человека, так тесно связанного с Романовыми. С.С. Ольденбург в 1939 г. в Белграде издает свою работу, посвященную периоду правления Николая II. К концу советского периода ученые ощущают себя более свободно в освещении событий конца XIX-начала XX века. В 1989 году выходит заключительная книга из серии работ А.Я. Авреха, в которой автор освещает последние годы правления Романовых. Используя множество исторически источников, автор не обходит стороной и Распутина. Ситуация кардинальным образом меняется уже в первые годы после распада СССР. Отечественная историческая наука, избавившаяся от идеологического давления, ищет новые направления в исследовании жизни и деятельности сибирского старца. Одним из таких направлений становится бурная апологетика Григория Распутина – предпринимаются попытки обелить и оправдать его. В то же время во множестве работ мы встречаем все ту же тенденцию к безапелляционности оценок. Одним из самых ярких апологетов Распутина стал А.Н. Боханов, посвятивший не одно исследование старцу. По мнению историка, Григорий Ефимович стал жертвой политической борьбы и клеветы. Сам А.Н. Боханов описывает Распутина как глубоко религиозного человека, ставшего добрым другом и советником царской семьи. Среди исследователей, убежденных в святости Распутина стоит выделить также И. Евсина и Э.С. Радзинского. В работах этих авторов мы находим истории о чудесах и пророчествах, совершенных старцем. Одним из немногочисленных примеров попытки создать объективное исследование о роли Распутина в государственных делах последних лет правления Романовых является статья Г.З. Иоффе – работа лишена крайностей и автор не принимает радикальной позиции защиты или очернения Распутина. Очень интересна, на наш взгляд, работа психолога Александра Коцюбинского и историка и журналиста Даниила Коцюбинского. Совместными усилиями авторы создают психологический портрет Григория Распутина. В книге также публикуется дневник старца. Личность Григория РаспутинаГригорий Ефимович Распутин родился в 1869 году в селе Покровском, это около 80 километров от Тюмени. Кто-то считал его святым, а кто-то распускал самые ужасные слухи. Со дня смерти Распутина прошло уже более ста лет, но фигура личного лекаря цесаревича Алексея до сих пор вызывает споры во всем мире. Правнучке старца – Лоранс Ио-Соловьефф – познакомиться со знаменитым предком не довелось. Она родилась в Париже через 27 лет после убийства Григория и до 10 лет даже не подозревала ни о своих русских корнях, ни о легендарном прадеде. Предки Распутина принадлежали к привилегированной сословной группе государственных крестьян, которые переселились в Сибирь из Вологодского края еще в XVII веке. Это были вольные хлебопашцы, не знавшие крепостного права. Перебравшись в Сибирь, они стали старожилами и настоящей крестьянской аристократией, теми, кто начинал колонизацию и получил лучшие и самые большие земельные наделы. Благодаря такому преимуществу старожилы обычно были богатыми крестьянами, многие из них быстро переходили на следующую ступень социальной лестницы и становились купцами и промышленниками. Но семья Распутиных к их числу не относилась, они почему-то не смогли выйти в люди и считались бедняками. Даже их фамилия оказалась клеймом. Сначала переселенцы носили фамилию Изосимовы, но уже в Сибири она сменилась на Распутины. Лингвист Сергей Князев пишет: Версий происхождения прозвища [Распутин] существует несколько: а) распута — беспутный, непутевый человек; б) распута, распутье — бездорожье, развилина или же перекресток, пересечка дорог, то есть такое место считалось притоном нечистых духов, там хоронили пьяниц, самоубийц; стало быть, Распутой могли назвать человека, который водится с нечистой силой; в) старинная поговорка «Пустили дурака на распутье» наводит на мысль, что с таким именем мог быть просто нерешительный человек; г) распутица — бездорожье, осенне-весенняя грязь, а значит, ребенок, появившийся на свет в ту пору, мог получить имя Распута. Смысл любого из вариантов, стоит признать, не самый приятный для носителя прозвища. Так что ничего не достигшие на новом месте Распутины уважением и авторитетом в своем селе не пользовались, а Григорий с детства рос в бедности и с ощущением несправедливости окружающего мира. Отец Распутина был горьким пьяницей, да и сам Григорий, едва достигнув совершеннолетия, стал постоянно прикладываться к бутылке. При этом знавшие Распутина отмечали его показную лихость, желание выделиться из толпы. В пьяном виде, бахвалясь, он запрягал лошадей и катался по двору, любил подраться, искал конфликта, ругался скверными словами не только с посторонними, но и с родителями. Эта манера поведения в дальнейшем очень сильно повлияла на его судьбу. С одной стороны, как настоящий ангел-хранитель царской семьи, а с другой — как хрестоматийный монстр, которого многие современники считали носителем самых ужасных пороков. Многие читатели книг о Распутине сразу же представят себе здоровенного чернобородого мужика, жившего от одной ресторанной оргии до другой, этакого супербогача, швырявшего огромные суммы направо и налево, фактического правителя Российской империи, крепко взявшего в руки "безвольного" царя Николая ІІ. Именно так воспринимали и изображали "окаянного Гришку" большевистский вождь Владимир Ленин, советский писатель Валентин Пикуль, личный враг Распутина иеромонах Илиодор. Григорий Распутин (ок. 1864-1916), заметная фигура в политической жизни России в последнее десятилетие царствования Николая II. Родился в Тобольской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия - Новых. Образования не получил; в возрасте 30 лет обратился к религии, приобрел в родных местах репутацию "святого старца", провидца и целителя. Проповедовал прощение и покаяние. В 1895 женился и стал отцом троих детей, однако впоследствии много странствовал и пытался вести жизнь отшельника. В 1904 появился в Санкт-Петербурге, где встретился с отцом Феофаном, инспектором Духовной академии. В следующем году был введен в семью великого князя Николая Николаевича и приобрел покровительство великой княгини Милицы. После этого Распутин появился при дворе и завоевал доверие царской семьи, начав лечить гемофилию, которой страдал цесаревич Алексей. Распутин добился расположения Александры Федоровны, а через нее и Николая II. По приглашению императрицы Григорий появляется в Царском селе. После его визита цесаревич Алексей идёт на поправку, а для Распутина открываются все двери в царском дворце. При дворе он показывает себя предсказателем, обладающим даром излечения. Становится фаворитом Екатерины, духовным наставником для Николая, церковь видит в нём соединительное звено между царём и народом. Добившись расположения царских особ, Григорий Распутин может влиять на назначение или смещение с поста высших чиновников. Рядом с ним постоянно толпится много почитателей и просителей, посредством его ведутся торговые и внутренние дела государства. В 1911 он стал причиной известного скандала, содействовав назначению своего друга, неграмотного крестьянина, епископом Тобольским. Использовал влияние в церковных назначениях, затем распространил его на государственные дела. Распутин упивался властью, убирая со своего пути тех, кто пытался противодействовать его влиянию. Могущество Распутина стало особенно заметным в 1915, когда под влиянием императрицы царь отстранил Николая Николаевича от командования российской армией. Некоторые современники отзывались о нем как о человеке грубом и неряшливом. Но светских дам такие качества не пугали. Они по нескольку дней ждали, чтобы только взглянуть на живого святого и вручить ему свои подарки. Неудивительно, что подобное породило немало толкований в прессе и петербургских салонах и чуждый столичной жизни Распутин нажил очень много врагов. Незадолго до своей смерти Распутин написал императору письмо, в котором якобы предупредил, что умрет до 1 января 1917-го и предсказал будущие бедствия на русской земле. В ночь на 29 декабря 1916 года Распутина жестоко избили и застрелили, а тело выбросили в реку Мойку. Через два года после смерти Распутина в Екатеринбурге расстреляли царскую семью, а в последовавших революциях и гражданских войнах погибли миллионы людей. Мистики и недоброжелатели считают все это последствиями так называемого проклятия старца. Представители другого лагеря, в свою очередь, утверждают: лекарь-сибиряк стал жертвой интриг, а будущее обязательно прольет свет на его истинную биографию. Заговор и гибель Григория Распутина106 лет назад, 30 декабря 1916 года, был убит Григорий Распутин. Хотя полномасштабного расследования по горячим следам провести не успели из-за Февральской революции, впоследствии нашлись сразу двое знаменитостей, охотно взявших вину на себя. Правда, с годами у исследователей стали появляться сомнения в их причастности к преступлению. Хотя бы потому, что в их мемуарах описания убийства откровенно противоречат и друг другу, и выводам следствия, не говоря уже о серьёзных ошибках в мелких деталях. Согласно наиболее распространённой версии, убийцами скандального старца, давно ставшего самой раскрученной фигурой революционной пропаганды, были князь Феликс Юсупов и депутат Госдумы Владимир Пуришкевич. Феликс Юсупов уже в эмиграции написал мемуары, в которых взял на себя ответственность за убийство Распутина. Его версия событий является самой подробной и считается классической. По словам Юсупова, заговорщики решили заманить Распутина в его дворец на Мойке под благовидным предлогом и там тихо убить. С этой целью был приглашён доктор Лазоверт, накормивший Распутина отравленными пирожными. Но тот оказался настоящим колдуном, и яд на него не подействовал. Тогда Юсупов выстрелил в него из пистолета и попал "в живот или грудь". Лазоверт засвидетельствовал его смерть. Однако через полчаса мёртвый Распутин внезапно ожил и с дикими криками стал убегать. За ним погнался Пуришкевич, ранивший его ещё двумя выстрелами. После этого Распутина связали и утопили в проруби. В целом версия Пуришкевича не противоречила версии Юсупова. Правда, он утверждал, что первые два выстрела по убегавшему Распутину ушли мимо, в цель попали только три. После этого его утопили в проруби, а следом и его шубу. Однако, несмотря на подробность изложения, мемуары обоих участников покушения вызывают обоснованные сомнения. Во-первых, они противоречат друг другу в деталях. Например, Пуришкевич пишет, что Распутин был в кремовой рубашке, богато расшитой шелками. А Юсупов однозначно утверждал, что Распутин был одет в белую рубашку, расшитую васильками. Тогда как в акте осмотра тела, составленном полицией, утверждается, что на убитом была голубая рубаха, расшитая золотыми колосьями. Конечно, можно сказать, что в состоянии аффекта они синхронно перепутали цвета. Но таких расхождений очень много. Например, Пуришкевич утверждал, что шубу Распутина утопили отдельно, тогда как полиция нашла его тело завёрнутым в шубу. Наконец, Пуришкевич утверждал, что, как заправский стрелок, попал с дальнего расстояния по убегающей мишени. Между тем всем было известно о его проблемах со зрением. Пуришкевич плохо видел, и есть сомнения, что он мог с нескольких десятков метров поразить из пистолета убегавшего Распутина. Ну а картина убийства, поведанная обоими, однозначно не имеет отношения к реальности. Во-первых, никакого яда в желудке и крови Распутина при вскрытии не нашли. Во-вторых, эксперты однозначно установили, что Распутин был убит тремя выстрелами с близкого расстояния. Первый — спереди в упор в печень. Второй выстрел в спину — в почку. Третий — контрольный, практически в упор в лоб. Все три были смертельными. Эксперты категорически отрицали, что даже после одного из них Распутин мог прожить полчаса, как утверждал Юсупов, и уж совершенно точно он был не в состоянии вскочить и резво побежать прочь. Поведение самого Пуришкевича тоже выглядит, мягко говоря, странным. Словно его главной целью было взять удар на себя. Примерно треть от всего описания убийства Распутина Пуришкевич методично и скрупулёзно перечисляет, как заговорщики избавлялись от улик, капель крови, одежды убитого. И тут же сообщает, что сразу после убийства подошёл к городовому и рассказал ему, что только что убил Распутина, заодно перечислив всех участников убийства. А следом дал телеграмму в "Биржевые ведомости" с известием о гибели Распутина. Но какова истинная подоплёка этого громкого политического убийства? Весьма вероятно, что смерть Распутина должна была стать первым кровавым актом в целом бескровного дворцового переворота, который планировался в семейном кругу. Очевидно, что могущество Распутина было в сотни раз преувеличено революционной пропагандой, поэтому никакой самостоятельной ценности это политическое убийство не имело. За ним должно было последовать второе действие — выход "великокняжеской фронды" — это примерно дюжина влиятельных членов императорской фамилии, находившихся в оппозиции к Николаю II. Они намеревались отстранить императора от власти, а убийство Распутина должно было, во-первых, убедить Николая в серьёзности их намерений, во-вторых, продемонстрировать символический разрыв новой власти с николаевской политикой. Установить, кто был реальным убийцей, сейчас уже невозможно, но исполнять его роль заранее отрядили Пуришкевича как "подставного дурака". Бывший черносотенец, в 1916 году переметнувшийся к оппозиционерам, он имел крайне низкую репутацию в либеральных кругах, и его было, что называется, не жалко. В случае провала выступления Пуришкевич бы оказался главным подозреваемым. А в случае успеха ему, вероятно, был обещан какой-то пост при новой власти. К слову, эта версия объясняет странное поведение Пуришкевича, который рассказывал встречным полицейским про убийство и давал телеграммы в газеты. Он, видимо, был уверен, что через несколько дней проснётся "героем свободной России". Юсупов, скорее всего, не участвовал в убийстве, его роль ограничивалась тем, что он выделил для этого свой особняк. Сомнительно, что ранимый и чрезмерно впечатлительный Феликс мог лично участвовать в убийстве, когда для этого имелись куда более подходящие фигуры. Его попытка примазаться к историческому событию вполне объяснима: к моменту выхода мемуаров Юсупов жил в эмиграции и нуждался в деньгах, а мёртвый Распутин стал чуть ли не самым знаменитым русским на Западе. Книги и фильмы о нём пользовались огромным вниманием публики. Проданные Юсуповым мемуары про его убийство принесли ему весьма немалые средства. Вполне возможно, что непосредственным убийцей Распутина был поручик Сергей Сухотин — оппозиционный гвардеец и приятель Юсупова. Он имел продолжительный фронтовой опыт и был человеком, у которого, что называется, не дрогнула бы рука. Он также был единственным, кого болтливый Пуришкевич не назвал по имени в своих мемуарах. Он упомянул его лишь как "поручика С.". Странная таинственность, учитывая, что в революционной России Сухотину за это преступление точно ничего бы не грозило. Убийство Распутина было сигналом к выступлению великих князей. Переворот должен был состояться в семейном кругу, без выноса сора из избы, и внешне всё обставили бы максимально благопристойно. Например, добровольное отречение за себя и сына по состоянию здоровья наследника. К слову, в случае успеха новым императором мог стать как раз Дмитрий Павлович — кузен царя, участвовавший в заговоре против Распутина. Все остальные наследники престола, стоявшие в очереди перед ним, находились в морганатических браках и автоматически выбывали из игры согласно принципам престолонаследия. Другим вероятным претендентом был Николай Николаевич — бывший главнокомандующий армией, оскорблённый своей отставкой по ходу войны. Весьма осведомлённый французский посол Палеолог упоминал в своём дневнике, что в декабре 1916 года ряд великих князей готовили дворцовый переворот. А самый радикальный из "фронды", ярый республиканец и революционер Николай Михайлович уже после февральской революции подтверждал, что замысел декабрьского переворота действительно существовал. Великий князь Андрей Владимирович в своём дневнике также оставил многозначительные намёки вскоре после этих событий: "Вспоминаешь декабрьские дни. Сколько было пережито волнений, сколько передумано, перестрадали — как близко были от крупных событий. Казалось тогда — вот-вот разразится гроза, движение сорвётся с рук и увлечёт всё. Но нет". Однако по какой-то причине план провалился. То ли заговорщики оказались недостаточно решительны, то ли опоздали, то ли император их перехитрил. Через несколько дней после убийства Распутина Николай II выслал из столицы всех активных участников "фронды" одного за другим и фактически разорвал отношения с родственниками. Дмитрия Павловича отправили дальше всех — в Персию. Вероятно, из-за его особой роли в заговоре. Андрея Владимировича отправили в Кисловодск, Кирилла Владимировича — в Архангельск, Николая Михайловича — в его имение под Херсоном. Однако революцию удалось отсрочить только на два месяца. После разгрома "фронды" дело взяла в свои руки думская оппозиция. Буквально на первый-второй день после победы революции следствие по делу Распутина было прекращено, а тело убитого выкопано (по приказу Керенского) из могилы и сожжено. Публикации и мнения ученых о гибели Григория РаспутинаВ столичных газетах за 1916 год Распутин фигурировал как пьяница, развратник, взяточник, готовый за деньги кого угодно сделать министром или начальником полиции. В императорской семье и ее близком окружении Григория считали спасителем. Он многократно останавливал кровотечение у тяжело больного наследника престола Алексея. По-иному к Распутину относились ученые, профессионально занимавшиеся проблемами религии, и самые почитаемые деятели Православной церкви. Известный исследователь русских религиозных движений В.Бонч-Бруевич считал его одной из самых ярких фигур начала XX века. Ученый рассказывал: «Много мне приходилось видеть восторженных людей из народной среды, - ищущих чего-то, мечущихся, «взыскующих града», куда-то стремящихся, что-то строящих и разрушающих, но Г.Е.Распутин какой-то другой, на них непохожий. Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремился сделать». Иоанн Кронштадтский считал Григория Распутина выдающимся странником и молитвенником, чья молитва Богу всегда угодна. А отзыв такого человека говорит о многом. Кажется, что о страшной гибели Григория Распутина известно практически все. Сами убийцы поспешили скрупулезно, по минутам, расписать свое преступление. Но вот что странно. Несмотря на все подробности, оно выглядит не как настоящее убийство человека, а как сцены из плохо срежиссированного фильма ужасов. Распутина травят цианистым калием, растворяя его в вине и щедро напичкивая им пирожные. Григорий остается жив. Тогда Феликс Юсупов стреляет ему в спину. Человек живет. Пуришкевич в упор несколько раз стреляет в старца - тот не умирает. Вконец озверевший Ф.Юсупов, вооружившись кочергой, превращает его в кровавую котлету. Все равно живет. Его бросают в прорубь. Вскрытие показывает, что старец, уже будучи на дне Невы, отчаянно боролся за свою жизнь и умер, только захлебнувшись в воде. Еще более странным является наказание виновных в зверском, даже по нынешним временам, убийстве. Смертельно больной наследник лишается единственного человека, который мог поддерживать его жизнь, убийцы Распутина обрекают цесаревича на мучительную смерть. Мать имеет все возможности отомстить за это преступление. Конечно, обрушить справедливую кару на головы великого князя Дмитрия Павловича и князя Феликса Юсупова было трудно, а точнее, практически невозможно. От правосудия ускользнули трое других участников этого кровавого преступления: депутат Думы Пуришкевич, доктор Лазоверт, поручик Сухотин. В еще не вышедшей в свет книге о разгадке таинственной фотографии Олег Оболенский утверждает, что убийство Григория Распутина в Петрограде в декабре 1916 года было только инсценировкой. Найденное изувеченное тело принадлежало какому-то неизвестному, имевшему несчастье быть похожим на «святого старца». Вот как объясняет О.Оболенский эту страшную находку: «Спасти чудотворца от действительной гибели могла только гибель мнимая. Инсценировка убийства старца Юсуповым (заманчивое предложение, льстившее самолюбию князя, поскольку придавало ему в глазах обывательской публики ореол спасителя Отечества) и участие царской семьи в фиктивной панихиде, что уже придавало святотатственный оттенок всему предприятию, - вот на какие крайние меры пришлось пойти, чтобы сохранить драгоценную жизнь Григория Ефимовича». Что же произошло со «святым старцем» после его мнимой смерти? По мнению Оболенского, сначала Распутин тайно выехал из Петрограда в Вологду. Именно здесь он встретился с Ириной Оболенской, запечатленной на фотографии. Впоследствии родственница Олега сыграет большую роль в дальнейшей судьбе старца. Затем Распутин перебрался на Соловецкие острова, где пережил бурные годы и Октябрьской революции, и Гражданской войны. По версии Оболенского, «святого старца» случайно обнаружили в начале 20-х годов, когда на Соловецких островах был создан СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Работники ВЧК под руководством свояка Сталина Станислава Реденса начали очищать острова от «лишних людей» - монахов, живших в многочисленных скитах. Именно тогда они заинтересовались таинственным старцем, подозрительно похожим на Григория Распутина. Руководитель советского государства Сталин был неравнодушен к мистике и не раз прибегал к помощи известных оккультистов. В разные годы на него работали основоположник учения о «четвертом пути» Георгий Гурджиев, один из самых известных астрологов XX века Сергей Вронский. Не брезговал И.Джугашвили и народными «умельцами». По мнению известного исследователя тайн России В.Веденева, в конце 20-х годов XX века «сталинский нарком» Сергей Киров получил неожиданное задание: найти в советском государстве ведьму, обладающую способностями незаметно воздействовать на неугодных вождю людей из его близкого окружения. Киров выполнил сложный приказ. Кремлевской ведьмой стала потомок знаменитой княжеской фамилии Наталья Львова. По мнению исследователя, ведьма не только с помощью магии позволяла вождю обретать полную власть над понравившимися ему красавицами. «Есть данные, что после каждого ее магического сеанса, проведенного по указанию вождя народов, в правительстве следовали неожиданные кадровые перестановки, суть которых никто не мог понять». Быстро забиравший власть в стране Генеральный секретарь ВКП(б) не мог пройти мимо сообщения о неожиданном обнаружении на Соловецких островах легендарного Григория Распутина. В 1922 году по его личному указанию «святой старец» был тайно вывезен с островов. Его поселили недалеко от Москвы на маленьком островке, располагавшемся посреди небольшого озера. Территория вокруг озера строго охранялась уже сотрудниками не ВЧК, а работниками ОГПУ. На самом острове в двухэтажном срубе жили только Распутин и несколько монахинь, в том числе Ирина Оболенская, исполнявшая при старце роль матушки-игуменьи. Свидетельством того, что «святой старец», с которым регулярно советовался властитель России, действительно существовал и жил под Москвой, может послужить статья, появившаяся в американской газете в год смерти Сталина. В ней утверждалось, что в двадцатые годы недалеко, от Москвы была проложена секретная шоссейная ветка, по которой могла ездить только машина Сталина, причем за рулем ее неизменно сидел Реденс. Куда и зачем ездил вождь, неизвестно, но совершал он эти поездки регулярно, когда от него требовалось принятие кардинального решения. Возвращался Сталин через день-два всегда исполненный решимости, воли и энергии. По мнению Оболенского, Сталин встречался на озере с Распутиным, и духовник последнего русского царя заряжал его энергией и волей, позволившими ему сначала справиться с политической оппозицией, а затем, во время Второй мировой войны, принимать неожиданные решения, способствовавшие победам в, казалось бы, безвыходных ситуациях. ЗаключениеПроживая в далеком сибирском селе Покровском, молодой крестьянин Григорий Ефимович Распутин вряд ли мог предвидеть, что останется в истории России в двух противоположных ипостасях. Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и «выплеснулись» в революцию… Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «Распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы. Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России. Таким образом, Григорий Распутин сыграл важную роль в водовороте событий России начала XX столетия. При этом его личность, не смотря на прояснение новых фактов, остается таинственной и в наше время. Известный старец еще долгое время будет привлекать к себе внимание исследователей, публицистов и рядовых граждан. В день похорон на грудь Григория Распутина была положена иконка, подписанная всей императорской семьёй. Над могилой старца хотели поставить часовню, но этому помешали дальнейшие революционные события. Тайна смерти человека, долгое время находившегося в близких отношениях с императорской четой, до сих пор остается одной из самых мистических загадок отечественной истории. Список литературыАврех, А.Я. Царизм накануне свержения / А.Я. Аврех. – М: Олимп, 2001. – 251 с. Алмазов, Б. Распутин и Россия / Б. Алмазов. – Прага, 1922. – 205 с. Боханов, А.Н. Распутин: Историческое расследование. Анатомия мифа / А.Н. Боханов. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 416 с. Боханов, А.Н. Романовы. Сердечные тайны / А.Н. Боханов. – М.: АСТПРЕСС, 2000. – 400 с. Боханов, А.Н. Распутин. Быль и небыль / А.Н. Боханов. – М.: Вече, 2006. – 400 с. Буранов, Ю.А. Убийцы царя. Уничтожение династии / М.: Ю.А. Буранов. –М.: ТЕРРА, 1997. – 410 с. Евсин, И. Григорий Распутин: прозрения, пророчества, чудеса / И. Евсин. – Рязань: Зерна 2012. – 37 с. Евреинов, H.H. Тайна Распутина / Н.Н. Евреинов. – Пг.: Былое, 1924. – 80 с. Иоффе, Г.З. «Распутиниада»: Большая политическая игра / Г.З. Иоффе. // Отечественная история. – 1998. – № 8. – С.103 – 110. Коцюбинский, А.П. Распутин: Жизнь. Смерть. Тайна / А.П. Коцюбинский. – СПб.: Азбука, 2014. – 480 с. Миронова, Т. Из-под лжи. Император Николай II и Григорий Распутин / Т. Миронова. – Краснодар: История, 2005. – 178 с. Ольденбург, С.С. Царствование императора Николая II / С.С. Ольденбург. – СПб.: Петрополь, 1991. – 644 c. Платонов, О. А. Жизнь за Царя. Правда о Григории Распутине / О.А. Платонов. – СПб.: Воскресенье, 1996. – 320 с. Радзинский, Э.С. Распутин / Э.С. Радзинский. – М.: АСТ, 2017.– 576 с. 15. Руднев, В.М. Правда о царской семье / В.М. Руднев. // Русская летопись. – Париж, 1922. – С. 40 – 55. |