ИРЯ упр.. 1. Литературный язык древнерусской народности (Киевская Русь 1114 вв.)
Скачать 15.82 Kb.
|
Упражнение 1. Объясните, почему большинство исследователей выделяет 4 периода в истории развития литературного языка и почему особая роль отводится 3-му периоду развития русской нации: 1. Литературный язык древнерусской народности (Киевская Русь 11-14 вв.). 2. Литературный язык великорусской народности (Московское государство 14-17 вв.). 3. Литературный язык периода формирования русской нации (17-1полов.19вв.). 4. Современный русский язык (От Пушкина до наших дней). Упражнение 2. Охарактеризуйте третий период развития русской нации, в котором выделяются: а) Петровская эпоха (конец 17- нач.18 вв. )- это этап первоначального формирования русского литературного национального языка. б) Ломоносовский период - время интенсивного развития русского языка. в) Карамзинский период – 80-е г. 18 в.- нач.19в. г) Пушкинская эпоха - этап завершения формирования русского литературного национального языка (1-я пол. 19в.). Упражнение 3. Проанализируйте высказывание Г.А.Хабургаева о церковнославянском литературном языке. Почему, по мнению автора, данный язык носителями древнерусского языка воспринимается как особый стиль живого языка? «Будучи генетически связанным с языковой системой южнославянского происхождения, церковнославянский (русской редакции) на функциональном уровне воспринимался как кодифицированная разновидность живого языка, противопоставленная повседневной речи, постольку, поскольку она использовалась не для обслуживания < ... > хозяйственных или семейных отношений, а для обслуживания культурных (не только культовых) потребностей, включая науку и литературу. < ... > ... то, что в русской филологической традиции принято называть церковнославянским языком русского извода, - это книжно-литературный язык восточных славян, сложившийся в результате усвоения старославянских языковых традиций в древнерусских условиях». Упражнение 4. Изучите следующее высказывание Н. И. Толстого. Объясните, что позволило автору регламентировать сведения о языковой неоднородности древнерусских памятников? Определите принципы создания Н. И. Толстым «иерархической пирамиды» жанров. Почему исследователь считает, что чем выше уровень, тем ближе к чистому церковнославянскому, а чем ниже - тем больше «народно-литературных (т.е. древнерусских) элементов? « ... письменность может быть схематически представлена как фигура с рядом иерархически подчиненных ярусов, отражающих различные жанры, в которой вслед за каноническими (евангелие, псалтырь и др.) и литургическими текстами следует литература аскетическая, проповедническая («слова» и т.п.), агиографическая, историческая (хронографы, летописи и т.п.), паломническая (хождения и т.п.), художественно-поэтическая, публицистическая и др.» Упражнение 5. Изучите высказывание Л. В. Щербы. Какую особенность литературного языка автор считает существенной? Как эта особенность соотносится с аспектом осознания статуса и роли в обществе литературного языка? Сформулируйте определение литературного языка с учетом данной мысли. « ... Всем кажется очевидным, что литературный язык прежде всего противополагается диалектам. И в общем это верно; однако я думаю, что есть противоположение более глубокое, которое в сущности и обусловливает те, которые кажутся очевидными. Это противоположение литературного и разговорного языков. Надо прежде всего предостеречь от смешения литературного и письменного языков: всякий письменный язык будет, конечно, литературным в том смысле, какой я придаю этому термину, но литературный язык не обязательно должен быть письменным. Наиболее очевидным примером этого являются разные виды ораторской речи. Но сюда же, конечно, относится и все так называемое народное творчество, будут ли это былины, или частушки, или сказки, или просто рассказы, анекдоты. Если вдуматься глубже в суть вещей, то мы придем к заключению, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу - разговорной речи. Эта последняя состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог - это в сущности цепь реплик. Монолог - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющаяся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать». Упражнение 6. Изучите высказывание Б.А. Ларина о б учении А.А. Шахматова. Почему Б.А. Ларин критикует позицию А.А.Шахматова о происхождении русского литературного языка? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрим подробнее учение Шахматова о происхождении русского литературного языка. В нем ярко отразилась противоречивость его воззрений. С одной стороны, Шахматов требует обращаться к диалектным фактам, не ограничиваясь исследованием только письменных памятников; с другой стороны, никто так резко, как Шахматов, не противопоставляет древнерусский письменный язык языку народному. Это противоречие объективно отражает то положение, что русский литературный язык в древнейшую пору не представлял собой монолитного единства. Правда, Шахматов никогда не говорит об этом прямо, но такой вывод следует из всех его исследований. |