Главная страница

НАШИ ОТВЕТЫ ПО ИГРОВОЙ. 1 место и роль игры в развитии ребёнка. Охарактеризуйте функции игры


Скачать 249.5 Kb.
Название1 место и роль игры в развитии ребёнка. Охарактеризуйте функции игры
Дата26.03.2023
Размер249.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНАШИ ОТВЕТЫ ПО ИГРОВОЙ.doc
ТипДокументы
#1015173
страница3 из 4
1   2   3   4

18. Определите условия эффективного планирования игровой деятельности в разных возрастных группах.
Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:

1.Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.

2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.
Преимущества перспективного планирования:

1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».

2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.

3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать

и способы игрового воспроизведения действительности.

4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе

воспитателей одной группы.
Перспективное планирование состоит из 4 граф

(аналогично компонентам комплексного метода):

- ознакомление с окружающим;

- обогащение игрового опыта;

- изменение игровой среды;

- активизация общения взрослого с ребенком

Условия эффективного планирования

1) Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2) Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3) Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4) Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5) Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6) Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7) Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8) Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9) Приемы руководства разными видами игр.

10). Окончание игры.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

1 Тема:

2.Возраст:

3.Сроки

4.Ознакомление с окружающим

5.Обучающие игры

6.Обогащение предметной развивающей сред


ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.

1.Тема:

2. Возраст:

3.Сроки

4.Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом Развитие навыков

выразительности

5.Создание и обогащение предметно-развивающей среды.
ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.Тема:

2.Возраст детей:

3.Задачи по развитию игры:

4.Задачи нравственного воспитания:

5.Предварительная работа:

6.Роли:

7.Основные сюжетные линии:

8.Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):

А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),

Б) распределение ролей,

В) игровые проблемные ситуации для развития игры,

Г) завершение игры

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

1.Тема:

2.Возраст:

3.Вид театра:

4.Оборудование:

5.Задачи по развитию игры:

6.Развивающие задачи:

7.Воспитательные задачи:

8.Роли:

9.Предварительная работа

10. Ход игры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

1.Тема:

2.Возраст:

3.Задачи по развитию игры:

4.Развивающие задачи:

5.Воспитательные задачи:

6.Вид конструирования:

7.Оборудование:

8.Предварительная работа:

9.Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.Тема:

2.Возраст:

3.Обучающая задача:

4.Игровая задача:

5.Игровые правила:

6.Игровые действия:

Ход игры:

Подбор игровых, обучающих, развивающих, воспитательных задач осуществляется в соответствии с возрастными особенностями группы.
2. Составьте план проведения сюжетно-ролевой игры « Поликлиника» на месяц. Определите приемы педагогического руководства.
19.Раскройте сущность компьютерных игр для дошкольников, представьте их виды.

Компьютер прочно занял свое место в современном обществе, и компьютерные обучающие программы созданы даже для детей дошкольного возраста, что позволяет уже с малых лет формировать у ребенка не только знания в разных областях, но и умение работать с самим компьютером, что немаловажно на сегодняшний день.

Компьютерные игры имеют специфику, которая позволяет рассматривать их как эффективное средство развития детей. В отличие от других видов игр, они дают возможность увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить динамику своего творчества. Компьютерной игре для дошкольников свойственны общие закономерности, присущие игровой деятельности. В основе ее, как и любой другой, лежит игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства решения.

Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

  • Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

  • В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.

  • В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

  • В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).

  • В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.

  • В-седьмых, у детей развиваются внимание и быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.

классификация компьютерно-игровых программ:

  • обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.;

  • развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;

  • диагностические, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. В основном используются специалистами для решения специфических задач.

Все эти компьютерно-игровые программы обладают теми же характеристиками, что и обычные дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. В них, так же как и в дидактических играх, представлены обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила.

Компьютерные игры классифицируются по разным основаниям:

  • ролевые (игры с видом «из глаз» компьютерного героя; игры с видом «извне» на компьютерного героя; руководительские) (симуляторы,игры-повествования,игры-стратегии)

  • неролевые (аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, традиционные азартные)

(головоломки, традиционные игры)

По цели игры бывают: развлекательными, обучающими (познавательными) и развивающими.

По количеству игроков игры представляют собой две большие группы:

  • однопользовательские (рассчитанные на игру с компьютером) .

  • многопользовательские (предполагающие одновременную игру нескольких участников по локальной сети или в Интернете, последний вариант называется также онлайн-игрой).

Классификация, предложенная Р.Е. Радеевой и Е.О.Смирновой:

  • Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер. Группа этих игр разделена на статические и динамические.

  • Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры.

  • Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

  • Аркады (платформеры). Игры с поуровневой структурой, в которых переход на следующий уровень обеспечивается за счет набора очков и бонусов. Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана. В основном упражняют глазомер, внимание, скорость реакции. 

  • Стратегии – игры, моделирующие деятельность управленца.. Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (должность) и полномочия, т. е. возможности играющего. В такой игре не отражена система человеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

  • Симуляторы. Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

  • Игры-повествования. Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.



20. Раскройте особенности развития и содержания режиссерских игр детей на разных возрастных этапах. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Особенностью режиссерской игрыявляется то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметыи не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенокучится распоряжатьсясвоими силами. Режиссерские игры возникают как индивидуальнаядеятельностьи остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегаеткопосредованному руководствудеятельностью ребёнка.Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразнововлекатьихв сотворчествоспедагогом. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместныережиссерскиеигры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры.

21. Раскройте сущность игр социо - игровой направленности, особенности их проведения со старшими дошкольниками. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Этатехнологиянаиболее интенсивноразвиваеткоммуникативные и интеллектуальные способностидетей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы. Способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Идея социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах (по В.М. Букатову):

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний. 1 Игры - задания для рабочего настроя («Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.). 2 Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом («Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.). 3 Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха («Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.). 4 Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно - исполнительский результат («Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.).
23. Охарактерезуйте особенности организации игровой среды в группах младшего дошкольного возраста

Особенности игр ребенка в этом возрасте обусловлены в большей степени тем, что он переходит к свободному оперированию образами. Появляется способность более уверенно воспроизводить в игре увиденное. Зачастую играющий производит уже и “мысленные эксперименты”, где фантазия смешивается с реальностью. Малыш между 3 и 4 годами продолжает очень интенсивно поглощать и усваивать информацию о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это перерабатывается в ходе игры, в которой дети принимают на себя роли взрослых. В этом возрасте им обычно нравится играть вместе, небольшой группой из 2-3 человек.

Какие же игрушки создают благоприятную предметную и психологическую среду для малыша? В первую очередь это куклы – и для девочек, и для мальчиков. Нужны 2-3 куклыразного размера. Желательно со сгибающимися руками и ногами. Конечно, в этой компании должны присутствовать и мягкие игрушки, которые часто остаются верными друзьями детей даже до 10-12 лет. Хорошо, если у кукол есть свой гардероб: разнообразная одежда, в которую их можно переодевать, способствует развитию у ребенка воображения, ловкости движений и координации пальцев. А также в какой-то степени формированию навыка раздеваться и одеваться самому.

Найдут применение в игре наборы кукольной мебели, посуды, кукольные домики. Эти предметы имеют двойное назначение. Если, например, для кукол накрывается стол и подается угощение, то можно сервировать в качестве фруктов камешки или палочки, а можно использовать пластмассовые фрукты из набора. Раз уж речь зашла о наборах игрушечных предметов, то надо сказать, что их роль важна не только в сюжетных играх. Коллекция плоских фигурок животных, птиц, рыбок, тех же фруктов очень полезна в игре взрослого с малышом в вопросы и ответы: можно попросить показать и назвать, например, лошадку или лошадкиного сыночка.

Теперь самое время давать ребенку конструкторы из деревянных блоков, пластмассы, детали которых могут скрепляться между собой. Хороший конструктор для этого возраста позволяет из небольшого количества деталей собрать несколько объектов. Нельзя не упомянуть об игрушечных автомобилях, кораблях, самолетах, которые охотно используются детьми в сюжетных играх. Для развития ребенка очень полезны настольные игры, такие, например, как простейшие виды лото. Они развивают точность восприятия и запоминания образов, способность различать похожие, но не одинаковые изображения. Тематика лото разнообразна: животные с детенышами, овощи и фрукты, деревья и цветы, времена года. Сюда же относятся кубики с картинками и паззлы. Изображения, которые надо собирать из элементов, могут быть относительно сложными и включать несколько фигур.

1   2   3   4


написать администратору сайта