Главная страница

НАШИ ОТВЕТЫ ПО ИГРОВОЙ. 1 место и роль игры в развитии ребёнка. Охарактеризуйте функции игры


Скачать 249.5 Kb.
Название1 место и роль игры в развитии ребёнка. Охарактеризуйте функции игры
Дата26.03.2023
Размер249.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНАШИ ОТВЕТЫ ПО ИГРОВОЙ.doc
ТипДокументы
#1015173
страница1 из 4
  1   2   3   4

1 МЕСТО И РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.

Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе.

Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки.

Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни.

Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков.

Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;

Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Функции игры:

* Развлекательная

* Коммуникативная – освоение диалектики общения

* Самореализация в игре

* Игротерапевтическая (коррекционная)

* Диагностическая (выявляет нарушения в поведении и самопознание в процессе игры)

* Коррекции

* Межнациональной коммуникации

* Социализации – включение в систему общественных отношений.

2. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.

В отечественной педагогике эту же мысль развивала Н. К. Крупская. «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего». По глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

По ее мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Всегда следует помнить, что игра – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества

«общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.

Дети овладевают навыками общественного поведения: развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

3. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ИГРЫ

В основе процессуальной игры лежат предметы окружающего мира.

Особенность процессуальной игры заключается в том, что в ней многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых. А результат является воображаемым.

Этапы развития процессуальной игры:

I ЭТАП. ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА

3-4 месяца у малыша начинают формироваться первые ориентировочные действия типа обследования предметов.

4-5 месяцев способен к самостоятельным действиям с игрушкой

9-10 месяцев игра перетекает в следующую форму

! Но Этот процесс может затянуться до 1 года!

II ЭТАП. ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА

Действия из предметно-ориентировочных становятся предметно-спецефическими (кукла – качать. Машинка- катить. Мячик – бросать)

Этот этап длится приблизительно до 1,5 лет

Если эти действия на фоне отобразительной игры затягиваются до 2х лет – говорит об отставании в развитии.

На 2ом году происходит:

* Становление основных компонентов процессуальной игры.

* Усложнение структуры игры

Складываются основные составляющие процессуальной игры:

* интерес к новому виду деятельности

* формируется умение действовать в воображаемой ситуации

* происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребёнка

* игровые действия становятся вариативными, связываются в цепочки

* появляются первые игровые замещения

Происходит переход от предметно-спецефических к предметно-опосредованным действиям (предметно-опосредованные действия – это такие действия, которые совершаются рукой, оснащённой каким-либо предметом для достижения игровой цели) и игра переходит на следующий этап

III ЭТАП. СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА

При переходе на этот этап решающее значение имеет не механическое формирование связи между отдельными действиями, а единое смысловое действие всей цепочки.

Для формирования сюжетно-отобразительной игры необходимо создать ряд условий:

1.Обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окр.жизни

2.Вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов

3.Подбор игрушек и др.материала: количество. Сочетание. Размещение

4.Руководство игрой в плане побуждения действовать по определённому сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя

На 3ем году значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры, совершенствуется структура. Расширяется репертуар игровых сюжетов. Р-к становится готовым брать на себя роль (словом пока не обозначает).

Этап сюжетно-отобразительной игры переходит в следующий – Сюжетно- ролевая игра

4. Покажите особенности развития игры в дошкольном возрасте

Игра проходит различные этапы в своем развитии. Период младенчество: ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со значимым взрослым. Ранний приблизительно от 1 года до 3-х лет: ведущий вид деятельности – предметноманипулятивный. Дошкольное детство от 3-х до момента поступления в школу: ведущий вид деятельности – игра. В развитии игры выделяют две основные стадии: 1 стадия (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. 2 стадия (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры уже становятся социальные отношения. Эльконин Д.Б. в своей книге «Психология игры» предложил четыре уровня развития игры. Первый уровень развития игры: Центральным содержанием игры являются действия с предметами, направленные на соучастника игры. Например, кормление ребенка мамой. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся действий; Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Второй уровень развития игры: В действии с предметом на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному действию; Роли называются детьми. Намечается разделение функций; Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью; Логика действий определяется последовательностью реальной действительности. Количество действий расширяется. Например, кормление связывается с приготовлением пищи. Третий уровень развития игры: Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых выделяются специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры; Роли ясно выделены. Дети называют свои роли до начала игры; Логика и характер выполняемых действий определяются взятой на себя ролью. Появляется специфически ролевая речь обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью; Нарушение логики действий опротестовывается «Так не бывает!» Четвертый уровень развития игры: Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети; Речь носит явный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена; Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику; Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры; К отвержению нарушения логики действий добавляются указания на рациональность правил. Вывод: С возрастом детей, уровень развития игры растет.

5. Раскройте сущность классификаций детских игр, приведите примеры

Ф.Фребель положил в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр:

  • на развитие ума (умственные игры),

  • на развитие внешних органов чувств (сенсорные игры),

  • на развитие движений (моторные игры).


Сущность классификации по П.Ф. Лесгафту в том, что:

первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». П.Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
Н.К. Крупская в своих статьях выделяет игры:

создаваемые самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) - дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли;

с готовыми правилами – они имеют содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Классификация игр по Н.К. Крупской

Творческие сюжетно-ролевые игры

По содержанию

  • отражение быта

  • труд взрослых

  • события общественной жизни

По виду

  • игры, придуманные детьми

  • игры, придуманные взрослыми

По организации

  • индивидуальные

  • групповые

  • коллективные

Игры с правилами

Подвижные

  • на воздухе и в помещении, с использованием спортивно-технических принадлежностей

Дидактические

  • разрезные игры

  • складные геометрические фигуры

  • настольно-печатные

  • народные


У С.Л. Новоселовой сущность классификации игр опирается на системообразующий признак личностной инициативы в игре и понимание самодеятельных игр как формы практического размышления ребенка о действительности, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самодеятельные игры; (игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры – сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач, для возникновения новых мотивов и видов деятельности);

  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями; (игры обучающие - дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные). Все они могут быть и самостоятельными, но никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: ( игры традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, чем на детских игровых площадках. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.


6. Классификация детских игр была разработана C.Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

а) игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

б) досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,

празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
7. Опишите структуру дидактической игры

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

С предметами

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном пла не, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
8.Дидактическая игра имеет своюструктуру,включающую несколько компонентов:обучающая задача, игровые действия и правила.

Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду.

Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. 

Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания, определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Подготовь

Проведи

Проанализируй

Надо знати игру (Что, где, как, зачем и почему)

Знакомим детей с содержанием

Выявляем приемы подготовки игры и ее проведения (эффективен или нет, тот или иной прием, и почему?)

Выявляем индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Готовим детей к игре

Объясняем правила и как играть

Подбираем игру в соответствии возрасту и задачам

Говорим, что делает воспитатель

Определяем место, время и количество игроков

Подводим итог игры.


-9-
10 Представьте разновидности творческих игр дошкольников, раскройте их особенности.

Творческая игра – это основной вид ребенка дошкольника. Ее присуще все основные игры. Наличие в ней воображаемой ситуации которая складывается из сюжета. В сюжете рассказываем содержание игры. И стержнем это содержания является роль.

  • Творческие игры

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на:

  • режиссерские,

  • сюжетно-ролевые,

  • театрализованные,

  • игры со строительным материалом.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Сюжетно – ролевая творческая игра первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого-нибудь» или «во что-нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако, подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях.

Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре ребенок выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.) Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей). Игры-драматизации помогают детям лучше понять идею произведения, его художественную ценность. В играх – драматизациях особенно ярко проявляется детское творчество.

Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют развитию конструктивных способностей, привлекают детей к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, возникает желание научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть как конструкторы разных видов и размеров, так и природный материал (песок, глина, шишки и др.), бросовый материал, бумага, картон и мн. др. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

- в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми,

- а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

11.Раскройте сущность педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры: изменение позиций воспитателя на разных этапах ее развития.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее обогащение и развитие игровой деятельности дошкольника. Ребенок проявляет интерес к сюжетно - ролевым , режиссерским , театрализованным играм , играм - имитациям

К четырем годам ребенок уже способен:

  • Использовать и в игре ролевые действия и ролевую речь , направленную на кукольных персонажей

  • Вступать в ролевое взаимодействие со сверстником - называть свою роль , вести короткий ролевой диалог.

Часто совместная игра чередуется с индивидуальной или с другими видами деятельности ребенка – рисованием , конструированием.

4-5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры . Ролевое поведение ребенка усложняется : появляется способность стоить сюжеты с большим количеством персонажей , самостоятельно вести ролевые диалоги , выполнять по ходу развития сюжета не одну , а не сколько ролей.

Проектирование игровой деятельности детей средней группы на развитие следующих задач:

  • Обогащение самостоятельного игрового опыта детей;

  • Накопление содержание для сюжетно – ролевых игр, отражающих определения детей о социальной действительности ( семья , магазин , детский сад, парикмахерская , паликлиника, корабль и др) и опосредованные впечатления детей , полученные из мультфильмов и книг.

  • Обогащения арсенала игровых действий : называния детьми игры, своей роли и роли других играющих использование разнообразных предметов – заместителей , воображаемых предметов , сокращения предметных игровых действий за счет обозначения части сюжета в речевом плане ( « Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»)

  • Обмен ролями в совместной игре с воспитателем , включение детей в разные ролевые диалоги и изменения содержания диалогов в зависимости от смены ролей.

  • Перенос игрового опыта в совместные игры со сверстниками

  • Создание игровой обстоновки с использованием реальных предметов и их заместителей.

  • Воспитание доброжелательных отношений между детьми интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Педагогические технологии организации сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет

Задачи педагогического сопровождения

- Обогащения содержания самостоятельных сюжетно – ролевых игр

- Развитие совершенствования умений детей вступать в ролевые взаимодействие со сверстником

1 этап . Обогащения опыта сюжетно- ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции соигрока ( партнера)

2 этап включение детей в проблемно – игровые ситуации на основе взаимодействия педагога с позиции « помощника»

3 этап . Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно – ролевой игре.

Ситуации игрового взаимодействия воспитателя с детьми ( на примере организации сюжетно- ролевой игры « Поликлиника»

1 этап. Реализация поставленных задач осуществляется воспитателем в позиции « соигрока» в совместной игре с детьми.

2 этап реализация задач осуществляется воспитателем в позиции помощника

3 этап дети самостоятельно играют в доктора.

Педагогическая технология индивидуального сопровождения детей с недостаточным и низким уровнем освоения сюжетно – ролевой игры

Задачи:

- Обогащение содержания детской игры ( развивать умение использовать разнообразные игровые действия , развивать умение использовать ролевую роль.

- Развивать стремления к совместным со сверстникам играм

1 этап Обогащения опыта сюжетно – ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции соигрока.

2 этап Включение детей с проблемно – игровые ситуации на основе взаимодействия в позиции помощника.

3 этап создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно – ролевой игре

Ситуация игрового взаимодействия воспитателя с детьми на примере сюжетно – ролевой игры семья

На 1 этапе раелизация осуществляется воспитателем в позиции партнера по совместной игре с детьми. Воспитатель берет на себя роль.

На 2 этапе реализация задач осуществляется воспитателем в позиции помощника

На 3 этапе дети самостоятельно играют в доктора . Воспитатель реализует диагностические задачи в позиции наблюдателя



  1. Охарактеризуйте игры со строительным материалом. Покажите методику организации строительно-конструктивной игры в разных возрастных группах.

Творческий характер определяет наличие игрового замысла

Проведение игры требует следующих умений . Выделять главное и принимать условность собственного замысла.

Воспитат и развивающая строит - конструктивных игр

Формирование положительного взаимоотношения между сверстниками

В замысле и содержание строительно конструктивных игр заключается та или иная умственная задача которая способствовала развитию конструктивных решений и развивает знание по величине , цвету . В процессе стоителн конструктивных игр воспитатель учит наблюдать , сравнивать , запоминать , а также сосредотачивать внимания на последовательность действий.

-Дети усваивают схему изготавливают постройку .

- Учатся планировать работу представлять её в целом .

- Осуществлять анализ постройки и при этом проявлять фантазию.

В процессе конструированных игр происходит обогащение речи . Дети овладевают точным словарем выражая и называя постройки.

Активизируется двигательная функция и развивается координация движений. Особое значение имеет мелкой моторики рук, а также дети учатся проявлять выдержку и выносливость.

Виды строительного материала

  • Специально – созданный ( напольный , настольный)

  • Природный материал ( шишки, камушки, снег, песок_)

  • Бросовый материал (бутылки, пробки, крышки)

В саршом дошкольном возрасте для самостоятельной постройки используют модели , чертежи, фотографии.

В младшем дошкольном Рисунки, или наглядный показ .

  1   2   3   4


написать администратору сайта