Главная страница

история. 1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания


Скачать 362.01 Kb.
Название1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания
Анкористория.docx
Дата20.03.2017
Размер362.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#4003
страница8 из 31
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31

10. Территория России в системе Древнего мира. Скифские племена и греческие колонии в Северном Причерноморье.


Территория России в системе Древнего мира занимала Северное Причерноморье ( Крым, Приднепровье, между реками Днепр и Днестр)ю

В I тыс. до н.э. на территории Украины появляются первые железные орудия труда. Здесь жили, в частности, предки славян - местные земледельческих племена. Впоследствии на украинские земли приходят кочевники. Первыми из них были киммерийцы, принадлежавших к ираноговорящим группам населения. Именно они первыми освоили технологию добычи железа из болотных руд. Основная деятельность киммерийцев связана с военными походами, которые достигали стран Малой и Передней Азии. Мобильные всадники, вооружены железным оружием, эти завоеватели были значительной военной силою. Киммерийцы не имели постоянных жилищ. Они объединялись в племена, а те, в свою очередь, союз племен во главе с вождем.

В конце VII в. до н.э. киммерийцев вытеснили ираноговорящих племена скифов, которые имели численное преимущество, были лучше организованная и военно подготовленные. Возглавляли племена скифов цари с неограниченной властью.




 

Выдающийся древнегреческий историк Геродот отличал среди них царских скифов, скифов-кочевников, скифов-пахарей и скифов-земледельцев. Первые жили на берегах Азовского моря и в степном Крыму, кочевников - в степях Приднепровья, земледельцы - в лесостепной зоне, пахаря - между Днепром и Днестром. Кроме военных походов, скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье. В обмен на зерно, меха, воск, мед, а особенно - рабов скифы получали вино, оружие, предметы роскоши.

В конце VI в. до н.э. скифы сформировали свое государство, разделенные на три части, у каждой из которых правителем был верховный царь. Во главе этих царств находились представители единой династии, что, безусловно, укрепляли такую державу.

Скифы были наследниками древней цивилизации, имели свою мифологии, веру. Особым уважением у них пользовались бог огня и стихии Табити, боги неба и земли Апи и Пацай. Скифы крайне уважительно относились к могилам предков. Их вера в загробное жизни обусловила сложный погребальной обычай. И сегодня скифские курганы в украинских степях предстают символом былой мощи. Наиболее известные из них - Солоха и Гайманова могила на Запорожье, Чортомлик и Толстая могила, где была найдена знаменитая золотая пектораль - в Днепропетровской области. Наибольшего расцвета Скифия достигла в IV в. до н.э. царем Атея, растянувшись от Дуная до Дона.

 




  После этого к середине III века н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы. Это были союза нескольких племен - язигив, роксаланив, аланов, которые, однако, не имели прочной центральной власти. Основным хозяйством сарматов было кочевую скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Язык сарматов, как и скифов, принадлежит к иранскому типу.

Сарматы подверглись культурному влиянию Китая, Индии, Ирана, благодаря кочевому образу жизни и торговым связям с этими странами.

 

 

Но на конец IV - начало III века до н.э. через некоторые объективные обстоятельства положение Скифии резко ухудшилось. Здесь следует отметить изменение климатических условий - высыхания степей, сокращение экономических ресурсов лесостепи - уменьшение травяного покрытия. Кроме этого, в III веке до н.э. на территории Северного Причерноморья с поволжско-приуральських степей пришли сарматы, которые вытеснили скифов. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малых Скифии: первую - в Нижний Надднепровье и Северном Крыму, второй - в степном и предгорных Крыма со столицей в Неаполи Скифском, вблизи нынешнего Бахчисарая.

В конце I в. по инициативе и под руководством племени алан был создан крупный союз племен. Однако в III в. в эти края пришли выходцы из Прибалтики - племена готов, а чуть позже - с Востока - гуннов и времени господству сарматов настал конец.

Еще в VII-VI вв. до н.э. начинается процесс "великой греческой колонизации в Северном Причерноморье», который вызван прежде всего торговой экспансией и отсутствием приспособленной для земледелия земли в самой Греции.

Первым греческим поселением на юге Украины был о. Березань - Борисфенида (возле г. Очакова, Николаевской области). Затем, в первой половине VI в. до н.э. на Правобережье Бугского лимана возникает Ольвия, на конец V в. до н.э. - Херсонес (близ современного Севастополя), Тира (на лимане Днестра), Феодосия в Крыму, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Фанагория - на Тамань.

Основой греческого хозяйства Северного Причерноморья были виноделие, рыболовство и переработка рыбы, которая затем вывозилась в Грецию. Высокого уровня достигло ремесла - ткачество, гончарство, обработка металлов.

Греческие города-государства были центрами торговли Северного Причерноморья. Из Греции поступало оружие, драгоценности, посуда, сладости, приправы, специи.

Греческие города государства, за исключением Боспора, по своим строем были рабовладельческо-аристократическим или демократическими республиками. Значительная роль в их руководстве принадлежала свободным гражданам, хотя основная власть принадлежала богатым купцам.

В V в. до н.э. за царя Митридата Евпатора возникает Боспорское царство со столицей в Пантикапеи, которое охватывало Керченский, часть Таманского полуострова и северное побережье Азовского моря до истоков Дона. Постепенно Боспор распространяет свою власть на многие другие греческие колонии.

В греческих городах, где царила понтийская культура, значительное внимание уделялось развитию образования. Распространенной была литература, развивались история, театр, музыка. Строились храмы, украшенные скульптурой, фресками и мозаикой. В каждом городе изготовлялась собственная монета.

Однако на рубеже IV - III вв. до н.э. города-государства вступают в эпоху кризиса. Внутренние противоречия, отсутствие военной силы, захватнической действия скифов в Крыму - все это обусловило падение городов и ослабление влияния греков в Северном Причерноморье. В середине I в. Ольвия, Тира, Херсонес входят в состав римской провинции - Нижней лиге, поскольку угроза со стороны варваров заставила их поддаться под римские легионы.

 




А в течение III-IV вв. под ударами готов и гуннов, которые выступали против Римской империи, античные города-государства в эпоху великого переселения народов фактически прекращают свое существование.
11. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза славянских народов.

  Славяне стали выделяться из индоевропейцев в 1 тыс. до.н.э., они населяли равнинные территории, покрытые лесами, реками и болотами. Первое упоминание о славянах относится к 6 в. н.э. (Псевдо-Цезариус). Древнеримские историки выделяли три группы славян:

1)      анты – междуречье Днепра и Днестра.

2)      венеты – бассейн реки Вислы

3)      склавены – южная и средняя Польша, бассейн реки Припять.

4 в. н.э. – этап великого переселения народов из Азии в Европу, т.о. происходит изменение славян: появляются южные (болгары, хорваты, сербы), восточные (русские, белорусы, украинцы) и западные (чехи, поляки).

Две точки зрения на расселения славян:

1)      Рыбаков (автохтонная): славяне населяли Европу между р. Эльбой, р. Днепром и р. Волгой.

2)      Седов (миграционная): славяне меняли ареал проживания: сначала в междуречье Одера и Вислы, затем они мигрируют по европейскому континенту (миграция закончилась к 10 в.)

Соседи восточных славян. На западе от них обитали западные славяне, на юге - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Экономика восточных славян носила комплексный характер. Главную роль играло земледелие. Способы ведения земледелия:

1)подсечно-огневое (север): орудие труда – соха-царапулька.

2)пашенное (юг): орудие труда – плуг.

Славяне выращивали рожь, просо, ячмень, овощи. Второстепенную роль в экономике играло скотоводство, третья составляющая – промыслы (рыболовство, охота, бортничество), четвертая составляющая – ремесленничество (гончарство, ткачество, кожевенное). Торговые пути: 1)      «из варяг в греки» (Балтика – Черное море (10 в.)); 2)      “из варяг в арабы» (Балтика – Каспий); 3)      «соляной путь» (Киев®Карпаты® Чехия®Польша).

Через славянские земли проходил знаменитый торговый “Путьиз Варяг в Греки”. От побережья Финского залива по р. Нева “Путь” шел через Ладожское озеро по Волхову до оз. Ильмень. Оттуда корабли могли идти вверх по р. Ловать вплоть до первого “волока”, где суда ставились на бревна и перетаскивались до правых притоков Западной Двины. Далее по Западной Двине и по ее левому притоку р. Каспля до второго “волока”, выводившего купцов к Днепру в районе современного Гнездова и Смоленска. Спустившись вниз по Днепру, купеческие суда шли до греческих колоний в Крыму или вдоль северного берега Черного моря до Константинополя
Один из самых сложных вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов Это очень длительный процесс, занимающий не одно тысячелетие
    Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка. Во II - IV вв. её соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами.

    Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавннами По мнению И, М. Дьяконова, к IV - V ив праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке.
    Великое переселение народов, проходившее с IV пo VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» .

    В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мошной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V -VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.
    Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную.

    Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII - IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобережье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене - территорию вокруг Ильмень-озера.
    В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет вече родичей. 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.
    В VII - IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
    Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так. богом неба был Сварог, богом солнца - Дажльбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еше не было общественных богослужения, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов, берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).
    Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля.
    На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.
    Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами собирали урожай. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.
    В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новый. Основными орудиями здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги.
    С развитием торговли связано у славян появление городов. В "Повести временных лет" же называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страна городов
    Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Предгосударственные объединения восточных славян союзы племен (8-9 в.):

1)      ильменские словены– Старая Ладога, Новгород (северо-запад)

2)      поляне – среднее Поднепровье, Киев.

3)      древляне – р. Припять, Искоростень.

4)      кривичи – Смоленск, Псков, Полоцк. Бассейн Буга населяли бужане (волыняне) и белые хорваты (дулебы

5)      вятичи – р. Ока.

6) радимичи р.Сож 7) полочане ( р.Полота-приток Зап.Двины) 8) северяне р.Десна

Управление союза племен: Союзный князь: укреплял внутреннее положение, занимался внешней политикой, исполнял судебные и религиозные функции, князь - первый среди равных. Племенные князья: выбирались на время военных действий. Старейшины: выполняли посреднические функции между князем и людьми племени. Дружина: выполняла военно-политические функции; постоянная дружина с 8в.; в 9-10 вв. деление на старшую и младшую. Вече: собрание мужчин, решавшее вопросы жизни

  • Религия. Фетишизм – сверхъестественные вещи; анимизм – переселение душ; тотемизм – культ предков. Славянские истоки доминируют в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть Язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определённую эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца – Даждь-бога и бога Ветра – Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень “род” является основой многих русских слов (народ, родина, родник, урожай и т.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши – хозяйки рога изобилия и Леды – покровительницы весенней пробуждающей силы. С выделением семьи в культовой системе древних руссов значительной место занял семейный предок – домовой – охраняющий дом, его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского государства.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


написать администратору сайта