история. 1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания
Скачать 362.01 Kb.
|
Вопрос 12. Государства Европы в раннее средневековье. Распространение христианства
В отечественной историографии нижней границей раннего Средневековья считается V в. н.э. - падение Западной Римской империи, а верхней - конец X в. В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племён на западных и северных территориях континента. Начался процесс образования национальных государств. Так, в IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции. Однако границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробись на мелкие. Эта политическая мобильности способствовала становлению общеевропейской цивилизации. Политический строй раннефеодальных государств - монархия. В период раннего Средневековья формируются основные сословия феодального общества: дворянство, духовенство и народ - так называемое третье сословие, в него включались и крестьяне, и торговцы, и ремесленники. У сословий - разные права и обязанности, разные общественно-политические и хозяйственные роли. Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным: основой экономики являлось сельское хозяйство. Более 90% западноевропейцев жили вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными и ведущими центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к данному городу определяла его гражданские права, то в раннесредневековой Европе города не играли большой роли. Труд в сельском хозяйстве был ручным, что предопределило его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической революции. Трёхполье повсеместно вытесняла двуполье. Держали в основном мелкий скот - коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации, В каждом поместье имелось практически всё жизненно необходимые отрасли хозяйства - полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась. Внутренняя торговля развивалось медленно и в целом товарно-денежные отношения были развиты слабо. Этот тип экономики - натуральное хозяйство - продиктовал, таким образом, преимущественное развитие дальней, а не ближней торговли. Дальняя (внешняя) торговля была ориентирована исключительно на высшие слои населения, и основной статьей западноевропейского импорта были предметы роскоши. В Европу с Востока везли шелк, парчу, бархат, изысканные вина и экзотические фрукты, разнообразные пряности, ковры, оружие, драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость. Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла: ремесленники работали на заказ, так как внутренний рынок был очень ограничен. Распространение христианства в раннем средневековье в Европе Христианство возникло в начале нашей эры в Иерусалиме и на протяжении первого тысячелетия неуклонно распространялось с Востока на Запад. Первые христианские общины появились в границах Римской империи: в Малой Азии, Сирии, Египте, Греции и Италии, а затем Галлии, Испании и на Британских островах. Тем же путем шло распространение и развитие христианского богословия и христианской литературы. В 4-6 вв., в эпоху распада империи и образования варварских королевств, христианство становится официальной религией германских народов: готов, франков, англосаксов, в среде которых появляется христианская литература и богословие. Крещение готов связано с именем епископа Вульфилы, который создал готский алфавит на базе греческого и перевел Библию на готский язык. Готы приняли христианство из Константинополя в конце 4 в., когда попросили убежища у восточного императора, спасаясь от гуннов. При византийском дворе в то время господствовала арианская ересь, и готы стали арианами. У франков первым принял католическое крещение король Хлодвиг (498), Благоприятные условия для развития христианской литературы создал при своем дворе Карл Великий, пригласивший ученых из разных стран – Италии, Испании, Англии и Ирландии. |